-
Ученая степеньдоктор педагогических наук
-
Ученое званиепрофессор
-
Научное направлениеПсихологические науки
-
РегионРоссия / Москва
Профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Международного института государственной службы и управления Академии при Президенте РФ (МИГСУ РАНХиГС), шеф-редактор научно-практического журнала "Акмеология"; родился в Хабаровске - дальневосточном городе, расположенном на берегу Амура.
По образованию биолог, педагог, психолог; известный российский специалист в сфере экологической (энвайронментальной) психологии и акмеологии, экологического образования и воспитания личности; живет и работает в Москве.
В 1999 г. окончил аспирантуру при кафедре психологии личности и педагогики Института молодежи (ВКШ, г. Москва); в 2004 г. докторантуру при кафедре психологии личности и педагогики Московского гуманитарного университета и лаборатории экопсихологии развития Психологического института Российской академии образования.
Кандидатская диссертация: Направление по ВАК: педагогические науки; номер по ВАК и наименование: 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования; тема: «Воспитание гуманистически ориентированной личности в процессе взаимодействия учащихся с миром природы»; год защиты: 2000; место защиты: в Институте молодежи – ВКШ (г. Москва).
Докторская диссертация: Направление по ВАК: педагогические науки; номер по ВАК и наименование: 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования; тема: «Природоориентированная деятельность учащихся как условие формирования экологического сознания»; год защиты: 2004; место защиты: в Московском гуманитарном университете.
Лауреат гранта-стипендии Русской секции Международной академии наук и Почетного бронзового знака имени И.П. Павлова (2004 г.), победитель (1-е место) конкурса «Лидер в образовании СНВ – 2005» в номинации «Лучший молодой ученый», в 2005 г. награжден золотой медалью им. Н.Н. Моисеева за заслуги в образовании и науке.
А.В. Гагарин внес определенный вклад в разработку нового научного направления экологическая психология (экопсихология). При его участии подготовлена и открыта специализация «Экологическая психология» в Международном независимом эколого-политологическом университете, утвержденная Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, 05.02.2004 г., № 93–8–51. При участии А.В. Гагарина подготовлены учебное пособие «Введение в экологическую психологию», комплект программ данной специализации («Экологическая психология: общий курс», «Экологическая психология: практический курс», «Экология детства», «Экология человека», «Теоретико-методологические и методические аспекты экологического образования», «Психолого-педагогические аспекты экологического образования и др.); ряд учебно-методических пособий по экопсихологии.
С 2000 г. А.В. Гагарин является постоянным членом оргкомитета по проведению всероссийских конференций по экологической психологии в Психологическом институте Российской академии образования. Научный руководитель федеральной экспериментальной площадки «Природоориентированная исследовательская деятельность учащихся как условие проявления творческих возможностей и формирования экологического сознания» на базе школы № 520 Юго-западного округа Москвы (с 2001 г.). Несколько лет руководит межвузовским научным обществом «Экопсихолог».
Область научных интересов лежит на стыке естественнонаучных (экоантропология, экология человека, энвайронментология) и гуманитарных (психология личности, педагогическая психология) дисциплин; и включает исследования эколого-(энвайронментально)-психологических и психолого-педагогических аспектов:
взаимодействия человека с окружающей его средой (естественной и социальной, в т.ч. культурной, национальной, образовательной, профессиональной, информационной);
развития и становления экологоориентированной личности в различных средовых условиях и на разных возрастных этапах;
непрерывного образования, включая разработку и применение инновационных (экопсихологических и акмеологических) технологий, методов и средств личностно-профессионального становления человека.
Результаты научных исследований
Членство в международных организациях:
Международная академия акмеологических наук МААН (Москва, Россия) с 2005 г.
Международная академия наук МАН «Здоровье и экология» (Инсбрук, Австрия) с 2009 г.
Участие в исследовательских проектах:
Федеральный целевой проект «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области психологических и педагогических наук». Тема: «Социально-педагогические условия и психолого-педагогические механизмы формирования экологической культуры личности: гуманитарное экологическое образование, социально экологическое проектирование, социально-экологические инициативы (2010-2012, № Г/К 14.740.11.0234).
Исследовательский грант РГНФ «Экологическая компетентность личности: сущность, гендерные и межкультурные аспекты, особенности развития» (2010–2012 гг., № 09-06-00064а) – руководитель гранта.
Исследовательский грант РГНФ «Психологическая адаптация человека в осложненных условиях жизненной среды (на примере детского и юношеского населения Забайкальского края)» (2009–2010 гг., № 09-06-00064а).
Федеральный целевой проект «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» Тема: «Межкультурная адаптация иностранных студентов в России: диагностика и пути оптимизации» (2009-2010 гг. Г/К 02.740.11.0377).
Научно-образовательный проект «Историко-культурная и эколого-образовательная деятельность и просветительская деятельность по формированию исторической и экологической культуры на базе ГЗМ «Царицыно» (2008-2009 гг.)
Исследовательский грант РГНФ «Психология элит: история и современность» (2009–2010 гг., № 09-06-00145а).
Исследовательский грант РГНФ «Этнопедагогика экологической культуры: традиции народов России в экологическом воспитании современных школьников» (2007–2008 гг.)
Исследовательский грант РГНФ «Экологоориентированное мировоззрение личности и его формирование в деятельности учащихся старших классов» (2005–2007 гг., № 05-06-06214а) – ответственный исполнитель.
Исследовательский грант РГНФ «Экопсихология как область психологических исследований» (2000–2002 гг., № 00-06-00209)
Исследовательский грант Московского департамента образования «Проектирование образовательной среды в учреждении дополнительного образования» (2000–2003 гг.)
Награды и поощрения
Награжден золотой медалью им. Б.Г. Ананьева за заслуги в образовании и науке (2007).
Награжден золотой медалью им. Н.Н. Моисеева (2005).
Победитель (1-е место) конкурса «Лидер в образовании СНВ–2005» в номинации «Лучший молодой ученый».
Награжден Почетным бронзовым знаком имени И.П. Павлова за успехи в науке (2004).
Лауреат гранта-стипендии Русской секции Международной академии наук (2004).
Лауреат издательского гранта Дальневосточного отделения центра по защите окружающей среды ИСАР на издание авторского научно-методического комплекса «Человек-листочек» для организаторов социальной работы с молодежью (1998).
Лауреат Российского конкурса молодежных социально-образовательных проектов, лауреат гранта на реализацию проекта «Молодежный творческо-экологический лагерь «Ноев ковчег» (1998).
Победитель (1-е место) регионального конкурса молодежных социально-образовательных проектов, лауреат гранта администрации Хабаровского края на реализацию проекта «Молодежная лесная академия» (1997).
Дополнительные сведения о научно-педагогической деятельности, в т.ч. общественной.
Постоянный член оргкомитета по проведению пяти всероссийских конференций по экологической психологии и межвузовских студенческих психолого-педагогических чтений, организуемых лабораторией экопсихологии развития ПИ РАО.
Ответственный редактор межвузовских сборников работ студентов, молодых ученых и аспирантов (РУДН - ПИ РАО - МНЭПУ) с 2002 г.
Научный руководитель федеральной экспериментальной площадки «Природоориентированная исследовательская деятельность учащихся как условие проявления творческих возможностей и формирования экологического сознания» на базе школы № 520 Юго-западного округа Москвы (с 2001 г.), в рамках которой руковожу научным обществом учащихся и студентов «Экопсихолог».
Член диссертационных советов по психологическим и педагогическим наукам при Академии при Президенте РФ и Российском университете дружбы народов с 2005 г.
Член редколлегии рецензируемых журналов, рекомендованных ВАК Минобразования РФ для публикации результатов докторских диссертаций по психологии и педагогике: «Акмеология» и «Вестник РУДН» с 2005 г. Главный редактор серии «Психология и педагогика» Вестника РУДН с 2009 г.
Учебные дисциплины: антропология, зоологическая и сравнительная психология, экспериментальная психология, методологические основы психологии, методология и методы акмеологических исследований, экологическая психология.
Научные публикации
Имеет более 200 опубликованных работ, в числе которых: восемь монографий: «Воспитание природой: Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания» (2000); "Природоориентированная деятельность учащихся как ведущее условие формирования экологического сознания» (2005); «Экологоориентированное мировоззрение личности) (2008, в соавт. с А.В. Иващенко и В.И. Пановым); «Экологическая компетентность личности: психолого-акмеологическое исследование» (2011); «Экологическая компетентность личности: сущность, содержание, развитие» (2012); «Экологическая компетентность личности: сущность, гендерные и межкультурные аспекты, особенности развития» (2013, в соавт. с С.А, Мудрак); "Профессионально-экологическая культура личности" (2013, в соавторстве с А.А. Кузиным); десять учебных пособий: «Теория и менеджмент экологического образования» (2002); «Экологическая психология: практический курс» в 2-х частях (2006); «Экологическая психология и педагогика» (2008, в со-авт. с А.В. Иващенко и А.А. Деркачом); «Психология и педагогика высшей школы» (2010); «Экопсихология, экопедагогика, экоакмеология» (2011); «Экологическая акмеология: педагогическая адаптация» (2012, в соавт. с С.Н. Глазачевым) и др..; "Зоопсихология и сравнительная психология" (2013); многочисленные научные и научно-методические публикации в центральных и зарубежных журналах.