Габдулхаков Валерьян Фаритович
  1. Ученая степень
    доктор педагогических наук
  2. Ученое звание
    член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан, профессор
  3. Академик Российской Академии Естествознания
  4. Научное направление
    Педагогические науки
  5. Регион
    Россия / Республика Татарстан

Габдулхаков Валерьян Фаритович - Доктор педагогических наук, профессор, руководитель НОЦ педагогических исследований Казанского федерального университета.

Основное научное направление: лингводидактика поликультурного образования, антропология подготовки педагогов в вузе.

Научно-педагогический стаж – 45 лет. 

Заслуженный деятель науки Республики Татарстан, Заслуженный учитель Республики Татарстан, Лауреат Государственной премии Республики Татарстан, Отличник просвещения СССР, Почетный работник в сфере образования Российской Федерации. Награжден грамотами МОиН РТ, МОиН РФ, медалями "В память 1000-летия Казани", "За заслуги в образовании Республики Татарстан", медалью Юнеско им. Кул Гали и др., Отмечен Благодарностью Президента Российской Федерации (2017), Благодарностью Президента Республики Татарстан (2022).

По решению Международного научно-промышленного консорциума (European Scientific and Industrial Consortium) награжден орденом Петра Великого, орденом Екатерины Великой, двумя орденами Александра Великого, орденом "LABORE ET SCIENTIA", орденом "Первый среди равных", орденом "За заслуги", медалью им. В.И.Вернадского, медалью "За успехи в образовании юношества", Золотой медалью "За новаторскую работу в области высшего образования", "медалью "За верность традициям отечественного образования" (Москва, РАЕ), присвоены почетные звания "Основатель научного направления", "Основатель научной школы", "Заслуженный деятель науки и образования" (Москва, РАЕ,). Публикации отмечены Золотыми медалями Международных книжных выставок-конкурсов в ВДНХ (Москва), Германии (Лейпциг, Франкфурт), Испании (Барселона)..

Член диссертационных советов по психологии, педагогике, филологии и методике преподавания русского языка  в Казанском (Приволжском) федеральном университете. Эксперт Российской академии наук (РАН) и Российского научного фонда (РНФ).

Количество подготовленных кандидатов и докторов наук – 44 человека.

Более 970 публикаций, 12 раз книги (монографии, методические пособия) были отмечены дипломами лауреата Всероссийского конкурса «Лучшая научная книга» (Фонд отечественного образования, Москва-Сочи).

Наиболее цитируемые издания:

  1. Valerian F. Gabdulchakov and Evgeniya O. Shishova (2022). Psychology of Children’s Play, Imagination, Creativity and Playful Pedagogies in Early Childhood Education in Russia. Play and STEM Education in the Early Years. Monograph. Chapter 3. S. D. Tunnicliffe and T. Kennedy (eds.), The Author(s), under exclusive license to Springer Nature Switzerland AG. Pp. 65-84.
  2. Габдулхаков В.Ф., Зиннурова А.Ф. Прикладные аспекты повышения эффективности высшего образования. / Монография. – Казань: Издательство АН РТ «Фэн», 2022. – 112 с. ISBN 978-5-9690-1027-7.
  3. Габдулхаков В.Ф., Егорова З.Р., Павлова Л.Д., Зиннурова А.Ф., Володин С.А. СТОРИТЕЛЛИНГ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 4; – doi: 10.17513/spno.31890 
  4. Габдулхаков В.Ф., Бичурина С.У., Ахмадиева З.Ш., Насретдинова И.Ф. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-БИЛИНГВОВ В УСЛОВИЯХ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5; – doi: 10.17513/spno.31934 
  5. Габдулхаков В.Ф., Шишова Е.О., Зиннурова А.Ф. Развитие мышления у старших дошкольников как способности рассуждать в условиях двуязычия. // Современное дошкольное образование. – 2022. - № 4(112). – С. 10-21. DOI: 10.24412/2782-4519-2022-4112-10-21.
  6. Габдулхаков В.Ф., Салаватуллин И.Р., Белов Ю.А., Зиннурова А.Ф., Митрошин В.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6; DOI 10.17513/spno.32106
  7. Габдулхаков В.Ф., Зиннурова А.Ф., Гарифуллина А.М., Егорова З.Р., Павлова Л.Д. МЕНТОРИНГ В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ* // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 1; DOI 10.17513/spno.32401.
  8. Габдулхаков В.Ф., Зиннурова А.Ф., Совина А.В. Методические приемы формирования грамматических  категорий аспектуальности и темпоральности в речи билингвальных детей старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. – 2023. – №1(115). – С. 12–22. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-1115-12-22. 9.
  9. Габдулхаков В. Ф., Зиннурова А. Ф. О подготовке учителей к работе в этнокультурной среде: от государственного языка к национально-культурному коду. // Журнал «Народное образование». 2023. № 6. С. 127-140.
  10. Габдулхаков В. Ф., Зиннурова А. Ф. Развитие исторической памяти у будущих педагогов дошкольного образования в двуязычной среде университета. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2023. № 6(120). С. 12-27. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-1115-12-22
  11. Габдулхаков В. Ф., Зиннурова А. Ф. О педагогической одаренности школьных учителей. // Журнал «Школьные технологии». 2023. № 6. – С. 84-89.
  12. Габдулхаков, В.Ф. (2024). Энтропия функциональной и предметной грамотности в условиях преемственности дошкольного и начального образования. Современ­ное­ дошкольное­ образование,­ 121 (1),  32–43.
  13. Габдулхаков, В.Ф., Зиннурова А.Ф. (2024). Тенденции развития семейных традиций татар в условиях государственного двуязычия. Известия Российской академии образования. № 1(65). 13-23.
  14. Габдулхаков,  В.Ф.  (2024).  Технологии  противодействия  энтропии  языковой  личности. Современ­ное ­дошкольное­ образование,­18(3), 16–27.
  15. Габдулхаков В.Ф., Зиннурова А.Ф. Культурный код в семейных традициях. // Журнал «Известия РАО». – 2024. - № 2(66). – С. 22-33. DOI: 10.51944/20738498_2024_2

Научные публикации

Основные монографические издания:

  1. Габдулхаков В.Ф. Menter-технологии подготовки учителей: монография. – Казань, 2018. – 159 с.
  2. Габдулхаков В.Ф. Технологии подготовки учителей в классическом университете/ И.Р. Гафуров, А.М. Калимуллин, В.Ф. Габдулхаков и др.; под ред. проф. И.Р. Гафурова. – Казань: Издательство Казанского университета, 2019. – 140 с.
  3. Габдулхаков В.Ф.NO STRESS: технологии в современной системе подготовки учителей: монография. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, изд-во НПО «МОДЭК», 2019. – 130 с.
  4. Габдулхаков В.Ф. Пушкин в контексте татаро-булгарского этногенеза. // Александр Сергеевич Пушкин и мировая культура: теория и практика: коллективная монография / под ред. М. П. Жигаловой. – Брест: БрГТУ, 2020. С. 11-14.
  5. Габдулхаков В.Ф. О механизмах повышения эффективности педагогического образования. // Непрерывное образование в Высшей школе педагогики:Коллективная монография / под общ. ред. Скударёвой Г.Н. – Орехово-Зуево: Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2020. С. 82-89.
  6. Габдулхаков В.Ф. Антропология педагогического образования: STEM и STEAM в дошкольной, школьной и университетской практике: монография. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, изд-во НПО «МОДЭК», 2020. – 159 с.
  7. Габдулхаков В. Ф., Лихачева С. А. Детерминанты современной антропологии поликультурного образования в дошкольных учреждениях Татарстана. // Этносы и судьбы в современном социуме: теория и практика: коллективная монография. – Брест: БрГТУ, 2020. С. 193-197.
  8. Габдулхаков В.Ф.Прикладная педагогика или как построить качественное педагогическое образование в России: монография. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, изд-во НПО «МОДЭК», 2021. – 122 с.
  9. Габдулхаков В.Ф. О коммуникативной интерпретации сказок Федора Достоевского. // Род, человек и человечество в жизни и творчестве Ф.М. Достоевского: коллективная монография. / под ред. М. П. Жигаловой. – Минск: Изд-во «А. Н. Вараксин», 2021. - C. 172-176.  
  10. Габдулхаков В.Ф., Зиннурова А.Ф. Прикладные аспекты повышения эффективности высшего образования. / Монография. – Казань: Издательство АН РТ «Фэн», 2022. – 112 с.
  11. Габдулхаков В. Ф., Зиннурова А. Ф. Антропологические вопросы оптимизации высшего образования: монография. – Казань: Издательство АН РТ, 2023. – 132 с.
  12. Габдулхаков В.Ф., Зиннурова А.Ф. Манкуртизм в этническом сознании участников образовательного процесса. // Этносы и судьбы в современном социуме : теория и практика : коллективная монография / под ред. М. П. Жигаловой. – Брест : БрГТУ, 2023. – С. 162-172.
  13. Габдулхаков В.Ф., Калимуллин А.М., Гарифуллина А.М. Организационно-педагогические условия поликультурной подготовки педагогов в регионах с государственным двуязычием. / Глава 4. Параграф 4.4. // Ценностные основы развития российского образования: теория и практика: монография. / Под ред. В.П. Борисенкова, М.Л. Левицкого. – Москва: МАКС Пресс, 2023. С. 214-222.
  14. Габдулхаков В.Ф. Структурные особенности эпистолярной прозы Ф.И. Тютчева. // Этносыи судьбы в жизни и творчестве Ф. И. Тютчева: теория и практика (к 220-летию со дня рождения): монография / под ред. М. П. Жигаловой. – Брест: Альтернатива, 2023. С. 195-202.
  15. Габдулхаков В.Ф. О парадигмах антропологии детства в цифровую эпоху. / В.Ф. Габдулхаков, С.Н. Башинова, Ж.В. Данилова. // Антропология детства в цифровую эпоху. Коллективная монография по материалам работы Международной научно-практической конференции. 25 апреля 2024 г. / Под ред. члена-корр. АН РТ, доктора пед. наук, профессора В. Ф. Габдулхакова. – Казань: Отечество, 2024. – С. 3-4.
  16. Valerian F. Gabdulchakov, Evgeniya O. Shishova. (2017). Educating Teachers for a Multicultural School Environment.  Intercultural Communication: Strategies, Challenges and Research.Monograph. Chapter 1. Nova Science Publishers. Hauppauge, NY, United States. Pp. 1-41.  
  17. Valerian F. Gabdulchakov and Evgeniya O. Shishova (2022). Psychology of Children’s Play, Imagination, Creativity and Playful Pedagogies in Early Childhood Education in Russia. Play and STEM Education in the Early Years. Monograph. Chapter 3. S. D. Tunnicliffe and T. Kennedy (eds.), The Author(s), under exclusive license to Springer Nature Switzerland AG. Pp. 65-84.
  18. Valerian F. Gabdulchakov and Evgeniya O. Scishova (2024). The Anthropology of Teacher Training in Interdisciplinary and Digital Education. Progress in Education. Chapter 8. Volume 79. Nova Science Publishers, Inc. Pp. 181-259.
  19. Valerian F. Gabdulchakov (2024).  Personification of Multicultural Education in the Universities of Russia (Analysis of Training Specialists for Kindergartens) (Part 1). The Anthropology of Teacher Training in Interdisciplinary and Digital Education. Progress in Education. Chapter 8. Volume 79. NY, USA. Nova Science Publishers, Inc. Pp. 195-200. Валерьян Ф. Габдулхаков (2024). Персонификация поликультурного образования в вузах России (анализ подготовки специалистов для детских садов) (Часть 1).  Антропология подготовки педагогов в междисциплинарном и цифровом образовании. Прогресс в образовании. Глава 8. Том 79. NovaSciencePublishers. С. 195-200.
  20. Valerian F. Gabdulchakov (2024).  Pedagogical Skills of the Teacher and the Degree of Creative Self-realization of a Student in Conditions of University Educational Space (Part 2). The Anthropology of Teacher Training in Interdisciplinary and Digital Education. Progress in Education. Chapter 8. Volume 79. Nova Science Publishers, Inc. Pp. 201-209. Progress in Education (Numbered Series). NY, USA. Nova Science Publishers (novapublishers.com). Валерьян Ф. Габдулхаков (2024). Педагогическое мастерство преподавателя и степень творческой самореализации студента в условиях университетского образовательного пространства (Часть 2).  Антропология подготовки учителей в междисциплинарном и цифровом образовании. Прогресс в образовании. Глава 8. Том 79. Нью-Йорк, США. Nova Science Publishers. С. 201-209.
  21. Valerian F. Gabdulchakov (2024).  INTEGRATION OF THEORETICAL AND PRACTICAL TEACHER TRAINING (Part 3)The Anthropology of Teacher Training in Interdisciplinary and Digital Education. Progress in Education. Chapter 8. Volume 79. NY, USA. Nova Science Publishers, Inc. Pp. 209-219. / Валерьян Ф. Габдулхаков (2024).  ИНТЕГРАЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА (Часть 3). Антропология подготовки учителей в междисциплинарном и цифровом образовании. Прогресс в образовании. Глава 8. Том 79. Нью-Йорк, США. Nova Science Publishers, Inc. С. 209-219.
  22. Valerian F. Gabdulchakov (2024).  PROFESSIONAL CULTURE, PEDAGOGICAL SKILLS OF KINDERGARTEN TEACHER: INDICATORS AND PROCEDURES OF DIAGNOSIS (Part 4). The Anthropology of Teacher Training in Interdisciplinary and Digital Education. Progress in Education. Chapter 8. Volume 79. Nova Science Publishers, Inc. Pp. 219-228. Progress in Education  / Валерьян Ф. Габдулхаков (2024).  ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА: ПОКАЗАТЕЛИ И ПРОЦЕДУРЫ ДИАГНОСТИКИ (Часть 4). Антропология подготовки учителей в междисциплинарном и цифровом образовании. Прогресс в образовании. Глава 8. Том 79. Нью-Йорк, США. Nova Science Publishers. С. 219-228.
  23. Valerian F. Gabdulchakov (2024).  Technological Development of Teacher-Training System Under the Conditions of the Transformation of Higher Education (Part 5). The Anthropology of Teacher Training in Interdisciplinary and Digital Education. Progress in Education. Chapter 8. Volume 79. NY, USA. Nova Science Publishers, Inc. Pp. 228-238. /  Валерьян Ф. Габдулхаков (2024). Технологизация развития системы подготовки учителей в условиях трансформации высшего образования (Часть 5). Антропология подготовки учителей в междисциплинарном и цифровом образовании. Прогресс в образовании. Глава 8. Том 79. Нью-Йорк, США. Nova Science Publishers. С. 228-238.
  24. Valerian F. Gabdulchakov (2024). Education Reform at the University and the New Strategy for Training Teachers (Part 6). The Anthropology of Teacher Training in Interdisciplinary and Digital Education. Progress in Education. Chapter 8. Volume 79. NY, USA. Nova Science Publishers, Inc. Pp. 238-258. /  Валерьян Ф. Габдулхаков (2024).  Реформа образования в университете и новая стратегия подготовки учителей (Часть 6). Антропология подготовки учителей в междисциплинарном и цифровом образовании. Прогресс в образовании. Глава 8. Том 79. Нью-Йорк, США. Nova Science Publishers. С. 238-258.
  25. Габдулхаков В.Ф. Технология оценки эффективности поликультурного образования: монография. - Казань: Изд-во Академии наук Республики Татарстан, 2024. - 139 с.

 

 


Последняя редакция анкеты: 17 июля 2024