-
Ученая степеньдоктор искусствоведения
-
Ученое званиедоцент
-
Член-корреспондент Российской Академии Естествознания
-
Научное направлениеИскусствоведение
-
РегионРоссия / Приморский край
Ученые степени и звания: доктор искусствоведения, доцент, член-корреспондент РАЕ, «Заслуженный деятель науки и образования» РАЕ, Академические награды: Орден «Labore et scientia - Трудом и знанием», Орден «Петра Великого Небываемое бывает».
Занимаемая должность: директор департамента искусств и дизайна Школы искусств и гуманитарных наук, Дальневосточного федерального университета, руководитель направления подготовки магистратуры 54.04.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», разработчик собственного образовательного стандарта ДВФУ по направлению подготовки магистратуры 54.04.01 «Дизайн» и 54.04.02 «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»
Место работы: Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), Владивосток с 2001 г.
Область научных интересов: современное и традиционное искусство, проблемы дизайна и декоративно-прикладного искусства, семиотика, символика, музыкальная и текстовая риторика, духовные стихи и знаменное пение, структурный и системный анализ, межкультурные коммуникации, влияние искусства на общество, формирование духовных и нравственных ценностей посредством произведений искусства в мировой культуре, проблемы образования в сфере культуры и искусства. SPIN-код: 1179-3050, ORCID 0000-0002-8789-7994, Web of Science ResearcherID AAC-2590-2020, Индекс цитирования РИНЦ – 5; Индекс цитирования Хирс – 1.
Публичная научная и общественная деятельность: член ассоциации музыковедов American musicology society с 2005 года; эксперт Федерального реестра экспертов научно-технической сферы с 2012 года; эксперт комиссии «Культура, искусство и дизайн» Российского совета олимпиад школьников с 2015 года; член-корреспондент РАЕ с 2015 года; участник сетевой энциклопедии «Известные ученые» с 2017 года; член объединенного диссертационного совета Д 999.025.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по специальностям: 17.00.02 – Музыкальное искусство (искусствоведение); 24.00.01 – Теория и история культуры (искусствоведение); 24.00.01 – Теория и история культуры (культурология) с 2019 года.
Автор более 150 публикаций, из них 4 монографии, 3 учебных пособия, более 50 научных статей.
Научные публикации
Монографии, учебные пособия, диссертационные исследования
1.Федоровская Н.А. Искусствоведческий практикум. Часть I. Учебная практика в музее: учебное пособие. – Владивосток, изд-во Дальневосточного университета, 2005. – 51 с.
2.Федоровская Н.А. Риторическая традиция в русском певческом искусстве. Риторика в теме покаяния XVII – XVIII веков. Дальневосточный гос. техн. ун-т. – Владивосток, 2005. – 61 с. – Библиогр.: 87 назв. – Деп. в НИЦ Информкультура Рос. гос. б-ки 07.09.05, № 3406.
3.Федоровская Н.А. Знаменное и партесное пение: анализ риторических конструкций: учебное пособие. – Владивосток: ДВГУ, 2008. – 148 с.
4.Федоровская Н.А. Духовный стих в русской культуре. Монография. – Владивосток: Дальнаука, 2009. – 149 с.
5.Федоровская Н.А. Мюзикл Э.Л. Уэббера «Призрак Оперы» в конструкциях и концепциях. Владивосток: изд-во ДВФУ, 2014 – 310 с.
6.Федоровская Н.А. Церковнославянская гимнография в зеркале покаянного духовного стиха (Гл. в монографии) // Христианская гимнография: история и современность. – М.: ИМЛИ РАН, 2019. – С. 508-527.
7.Федоровская Н.А. Волшебные сказки А.С. Пушкина в русских операх в контексте образного восприятия детей и взрослых (Гл. в монографии) // Волшебный свет детской литературы: детская литература в контексте мировой культуры и обучения РКИ. – Praha:Univerzita Karlova, Pedagogická faculta, 2019. – С. 362-385
8.Федоровская Н.А. Роль риторики в русской духовной певческой культуре XVII – XVIII веков (на примере темы покаяния): диссертация ... канд. искусствоведения : 24.00.01 [ДВГТУ им. В.В. Куйбышева]. – Владивосток, 2003 – 174 с.
9.Федоровская Н.А. Духовный стих в русской культуре : диссертация ... доктора искусствоведения : 24.00.01 [Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Владивосток, 2010.- 390 с.
Публикации, индексируемые в международных базах Scopus, WoS
1.Fedorovskaya N A (Fedorovskaya, Natalia A.) Past the point of no return”: круг судьбы главных героев мюзикла Э.Л. Уэббера «Призрак оперы» // ISKUSSTVOVEDENIE V KONTEKSTE DRUGIKH NAUK V ROSSII I ZA RUBEZHOM: PARALLELI I VZAIMODEISTVIYA Mat. Con. International Academic Conference on Art History in Context of Other Sciences in Russia and Abroad - Parallels and Interaction, APR 23-28, 2017. – Moscow, RUSSIA. – P. 622-632. (WoS, Core Collection)
2.Petukhov V V, Fedorovskaya N A, Chernova A V and Obertas O G Architectural Aspects of Vladivostok Identity as European City in the Pacific Region // 2018 IOP Conf. Ser.: Mater. Sci. Eng. 463 032080 https://iopscience.iop.org/ article/10.1088/1757-899X/463/3/032080 https://doi.org/10.1088/1757-899X/463/3/032080 (Scopus, 2018)
3.Tlusty R E, Petukhov V V and Fedorovskaya N A Proposals to the Formation of a Complex Model to Renovation, Reconstruction and Modernization of the Vladivostok Fortress for Cultural and Recreational Aims // 2020 IOP Conf. Ser.: Mater. Sci. Eng. 753 042042https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1757-899X/753/4/042042 https://doi.org/10.1088/1757-899X/753/4/042042(Scopus, 2020)
4.Chernova A V, Fedorovskaya N A and Petukhov V V Problems and Perspective of Vertical Gardening in the Vladivostok Design //2020 IOP Conf. Ser.: Mater. Sci. Eng. 753 042051https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1757-899X/753/4/042051 https://doi.org/10.1088/1757-899X/753/4/042051(Scopus, 2020)
Научные статьи
1.Some Features and Problems of Higher Education in Sphere of Art in Russia // Pacific Science Review. A publication of Far-Eastern State Technical University, Russia, Harbin Institute of Technology P.R. China, Kangnam University, Republic of Korea, Kokushikan University, Japan. 2004, Vol.6 (2). – P. 260-262.
2.The Development of East Slavs Textual and Musical Rhetoric // Pacific Science Review. A publication of Far-Eastern State Technical University, Russia, Harbin Institute of Technology P.R. China, Kangnam University, Republic of Korea, Kokushikan University, Japan. 2008. Vol. 10 № 4.
3.Bessonov and his collection Kaleki perekhozhie (On the 180-th anniversary of his birthday // Toronto Slavic Quarterly, 22, 2007. URL.: http://www.utoronto.ca/tsq/tsa/2008.shtml
4.Prominent Croatian writer Matja Divcovic and his verse «Sudac gnjevan» (on the 445th anniversary of his birth) // Croatia et Slavica Iadertina, VI (2010) - P. 161-169.
5.Иов М.В., Федоровская Н.А. Особенности трансформации славянского орнамента в современной упаковке продуктов питания // Культура и искусство. 2020. № 2. – С. 51-61.
6.Рогова А.В., Федоровская Н.А. Цифровая скульптура: к вопросу терминологии //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2017. № 7. – С. 170-172.
7.Федоровская Н.А. Боснийский духовный стих «Судац гдневан»: реконструкция напева // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2009 № 1. – С. 230-235.
8.Федоровская Н.А. Влияние внешнего облика на формирование художественного образа главного героя мюзикла Э.Л. Уэббера «Призрак оперы» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 12-1 (38). – С. 197-200.
9.Федоровская Н.А. Восприятие Кристиной Даэ главного героя в мюзикле Э.Л. Уэббера «Призрак Оперы»// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2016. № 4. Ч. 1. – С. 188-192. ISSN 1997-292X.
10.Федоровская Н.А. Восприятие певчими музыкальной риторики в Древней Руси // Музыковедение 2008 № 5. – С. 50-54.
11.Федоровская Н.А. Двадцать поприщ до рая: символический подтекст «Послания о рае» Василия Калики // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014, № 3, Ч. 2. – С. 199-202
12.Федоровская Н.А. Древнерусские музыкально-риторические фигуры в партесных концертах // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2009 № 2. – С. 225-231.
13.Федоровская Н.А. Духовные стихи в творчестве калик перехожих XIX–начала XX века: сюжетные предпочтения // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия Филологические науки № 5 (49) 2010. – С. 161-163.
14.Федоровская Н.А. Известный-неизвестный сборник Петра Бессонова «Калѣки перехожiе» //Вестник МГУ, Серия 9. Филология, 2008 №2. – С. 72-78.
15.Федоровская Н.А. К проблеме сравнительного анализа разноязычных текстов (на примере «Dies irae» и боснийского стиха «Судац гдневан») // Вопросы филологии 2010, № 1 (34). – С. 91-96.
16.Федоровская Н.А. Концепция «Музыки Ночи» в мюзикле Э.Л. Уэббера «Призрак оперы» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, № 5 (31), 2012. ч. 1. – С. 183-187
17.Федоровская Н.А. Между Сциллой и Харибдой: показатели уникальности текста и плагиат в выпускных квалификационных работах студентов творческих направлений вузов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. № 12 (часть 1) 2016. – С. 132-135.
18.Федоровская Н.А. Музыкально-риторические фигуры catabasis и anabasis в характеристике Призрака в мюзикле Э.Л. Уэббера «Призрак оперы» // Музыковедение. 2013. №2. – С. 3-9.
19.Федоровская Н.А. Музыкально-риторические фигуры в древнерусских песнопениях // Музыковедение. 2008. № 8. – С. 48-52.
20.Федоровская Н.А. Начальный этап деятельности новгородского владыки Василия Калики // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, № 6 (6), 2012. ч. 2. – С. 214-218.
21.Федоровская Н.А. Некоторые причины возникновения плагиата в выпускных квалификационных работах успешных студентов творческих направлений // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. № 10 (часть 4) 2016. – С. 650-653.
22.Федоровская Н.А. О роли калик перехожих в отчественной культуре X – начала XX века// Вестник Челябинского государственного университета. Научный журнал. Серия Философия, социология, кульутрология. Вып. 17 № 16 (197) 2010. С. 61-64.
23.Федоровская Н.А. Особенности обучения искусству риторики в Древней Руси // Русская словесность (Москва) 2009, № 4. – С. 76-79.
24.Федоровская Н.А. П.А. Бессонов и его сборник «Калеки перехожие» // Известия РАН серия Литературы и языка, 2008 № 2. – С. 66-70.
25.Федоровская Н.А. Призрак глазами второстепенных героев мюзикла Э.Л. Уэббера «Призрак Оперы» в контексте конфликта личности и общества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 2. – С. 195-197. ISSN 1997-292X.
26.Федоровская Н.А. Пути снижения показателей уровня плагиата в работах студентов творческих направлений в высших учебных заведениях // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 11 (часть 3) – С. 533-536.
27.Федоровская Н.А. Риторика и гомилетика // Русская речь, 2009 № 2. – С. 69-73.
28.Федоровская Н.А. Риторические традиции аргументации в «Послании о рае» Василия Калики // Известия ВГПУ, Серия филологические науки. №1. 2013 – С. 56-59.
29.Федоровская Н.А. Риторические фигуры в духовном стихе «Судац гдневан» и латинской секвенции «Dies irae» // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 3. – С. 220-225.
30.Федоровская Н.А. Роль circulatio в концепции маскарада в мюзикле Э.Л. Уэббера "Призрак Оперы" // Музыка и время № 12. 2013. – С. 11-15.
31.Федоровская Н.А. Роль музыкально-риторической фигуры circulatio в воплощении образа пенджабского лассо в мюзикле Э.Л. Уэббера «Призрак Оперы» // Музыковедение, 2014 №5. – С. 20-24.
32.Федоровская Н.А. Роль оперных постановок в мюзикле Э. Л. Уэббера «Призрак оперы» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 10-1 (36). – С. 187-190.
33.Федоровская Н.А. Символика чисел один, два и три в «Послании о рае» Василия Калики // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, № 12 (26), 2012, ч. 3. – С. 195-198.
34.Федоровская Н.А. Символический подтекст перечисления небесных чинов в «Послании о рае» Василия Калики // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, № 4 (30), часть 2, 2013/ – С. 189-193.
35.Федоровская Н.А. Сто фиников в контексте концепции насаженного и мысленного рая Василия Калики // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014, № 8, Ч. 1. – С. 184-187.
36.Федоровская Н.А. Формат «печа-куча» как форма научно-практических студенческих конференций // Международный журнал экспериментального образования, 2019. № 1. – С. 28-33.
37.Федоровская Н.А. Формирование смыслового пространства номера «Хотела бы я» в мюзикле Э. Л. Уэббера «Призрак оперы» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2017. № 3. Ч. 1. – С. 171-174. ISSN 1997-292X.
38.Федоровская Н.А. Функции музыкально-риторических фигур anabasis и catabasis в отечественных хоровых произведениях XVII – XVIII веков // Музыковедение 2010 № 3. – С. 11-16.
39.Федоровская Н.А. Функции музыкально-риторической фигуры circulatio в западноевропейской барочной музыке // Музыковедение, 2012 № 3.– С. 2-7.
40.Федоровская Н.А. Функции музыкально-риторической фигуры exclamatio в партесных концертах // Музыковедение, 2009 № 8. – С. 19-23.
41.Федоровская Н.А. Художественное пространство в свете типологических представлений о Востоке и Западе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015, № 1 (51), Ч. 2. – С. 197-199.
42.Федоровская Н.А., Козина А.О. Создание ювелирных украшений как пример профессиональной реализации магистра декоративно-прикладного искусства и народных промыслов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 5-4. – С. 629-632;
43.Федоровская Н.А., Лоншакова О.И. Психоделическое искусство и новые приемы художественной выразительности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики 2017. № 12. Ч. 4.. – Тамбов: Грамота. – С. 187-190.
44.Федоровская Н.А., Рогова А.В. Проблемы и направления изучения цифровой скульптуры // Культура и искусство. 2018. № 1. – С. 56 - 61. DOI: 10.7256/2454-0625.2018.1.24971 URL: http:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=24971
45.Федоровская Н.А., Романов М.М. Реставрация как пример проектной деятельности магистра декоративно-прикладного искусства и народных промыслов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 5-3. – С. 487-490
46.Федоровская Н.А., Чернова А.В. Современные тенденции развития образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 1; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=28554 (дата обращения: 13.02.2019).