Федорович Елена Наримановна
  1. Ученая степень
    доктор педагогических наук
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Научное направление
    Педагогические науки
  4. Регион
    Россия / Свердловская область

Елена Наримановна Федорович - проректор по научной работе, заведующая кафедрой теории исполнительства и музыкальной педагогики Уральская государственная консерватория им. М.П. Мусоргского.

Пройдя полный курс специальной музыкальной школы-десятилетки (1969-1980), Е. Н. Федорович поступила в консерваторию в класс сначала Э. Д. Андриановой, а с 3 курса - М. В. Андрианова.

Окончив в 1985 г. консерваторию с отличием, Е. Н. Федорович получила предложение поступить в аспирантуру, но вынуждена была отказаться. Причиной послужило то, что научная работа, которой ей хотелось заниматься, была в консерватории для исполнителей крайне затруднена. Она стала работать на кафедре теории, истории музыки и музыкальных инструментов УрГПУ, и в 1993 г. окончила аспирантуру Московского государственного открытого педагогического университета (ныне - им. Шолохова), защитив кандидатскую диссертацию под руководством одного из виднейших отечественных ученых в области музыкальной педагогики Л. Г. Арчажниковой.

Начав с преподавания фортепиано и связанных с этим проблем, Е. Н. Федорович в 1990-е гг. значительно расширила сферу исследований. Материалом послужили преимущественно впечатления детства, когда гостями родителей, в период работы ее отца главным дирижером филармонического оркестра, были легендарные музыканты: Э. Г. Гилельс, Д. Ф. Ойстрах, Н. Л. Ростропович, Е. В. Малинин, С. Г. Нейгауз, Н. Л. Штаркман, Е. Ф. Светланов, М. Д. Шостакович и многие другие. Общение вблизи с великими музыкантами дало уникальный материал, воплотившийся в авторских курсах: «музыкальная педагогика», «история музыкального образования», «музыкальная психология», «история фортепианного исполнительства», «теория исполнительства», которые Е. Н. Федорович читала в УрГПУ, музыкальном училище им. П. И. Чайковского, а с 1998 г. - в Уральской консерватории. Написаны 4 учебных пособия, монография «Педагогическое наследие крупнейших российских пианистов», книга о Н. Л. Штаркмане (1999). В 2001 г. в МГОПУ им. Шолохова защищена докторская диссертация на тему «Педагогическое наследие крупнейших российских пианистов и его роль в современном музыкальном образовании» (научный консультант - доктор педагогических наук, профессор И. Н. Немыкина).

С 1997 по 2004 г. руководила кафедрой теории, истории музыки и музыкальных инструментов УрГПУ, в 1998 г. вошла в состав первого на Урале диссертационного совета по музыкальной педагогике, в 2003 г. стала председателем этого совета. В 1997 г. получила ученое звание доцента, в 2002 г. - звание профессора. С 1999 по 2008 г. подготовила 7 учеников - кандидатов педагогических наук. Автор более 100 научных и учебно-методических работ, в числе которых две монографии, книга «Великий Гилельс», статьи в центральных изданиях и журналах, рецензируемых ВАК («Музыкальная жизнь», «Проблемы музыкальной науки»), материалы на официальном портале Эмиля Гилельса www.emilgilels.com, редактирование международного сборника трудов по истории и теории пианизма «Волгоград - фортепиано - 2008» и др. Член двух диссертационных советов.

В 2004 г. назначена проректором по научной работе Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского. В планах - работа по сохранению и развитию потенциала родной консерватории; книга материалов к 100-летию Э. Гилельса, новое издание учебных пособий по музыкальной психологии и истории музыкального образования.


Последняя редакция анкеты: 23 марта 2010