-
Ученая степеньдоктор биологических наук
-
Научное направлениеБиологические науки
-
РегионРоссия / Московская область
Дзятковская Елена Николаевна - доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Научного центра медицинской экологии Восточно-Сибирского центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук (г. Иркутск). Ведущий научный сотрудник Института содержания и методов обучения Российской академии образования (г. Москва). Более 200 публикаций, в т.ч. 6 монографий, 8 учебников и учебных пособий, 2 патента.
Докторская диссертация по специальности «Патологическая физиология» на тему «Коррекция организации ментальных структур как принцип профилактики и реабилитации» (1998). На примере учебной деятельности школьника описан феномен качественного информационного стресса. Показано, что когнитивные факторы могут выступать в качестве стресс-лимитирующих в патогенезе психосоматических расстройств у детей. Обоснована теория биоадекватного управления в образовании по принципу гомеостата.
Разработана методология комплексной профилактики и реабилитации психосоматических больных, включающая управление их познавательной деятельностью – способами работы с текстом, приемами выполнения заданий по математике и русскому языку, методами пространственно-временной организации учебы (1998 - 2002).
Открыта и описана методологическая единица проектирования содержания обучения, обеспечивающая формирование умений психологически безопасной работы с информацией (2004). Введено понятие информационно-психологической безопасности учебно-познавательной деятельности школьника. Автор серии «Учись учиться» для учащихся общеобразовательных школ.
Вместе со своими учениками для практики дошкольного и общего среднего образования Е.Н. Дзятковской разработаны: методика супервизорства, позволяющая снизить процент диагностических ошибок психолого-медико-педагогических комиссий (2002); методика ранней диагностики будущих учебных затруднений у дошкольников и способы их профилактики средствами музыкальных занятий (2003); методика ранней профилактики тактильной дизгнозии у детей, приводящая к незрелости у них мелкой моторики (2001); методика комплексной диагностики системы нервно-психической регуляции ребенка (2001); методики медико-психологического сопровождения и обучения детей с разными типами функциональной конституции, вегетососудистой дистонией, артериальной гипертензией (2002); методика организации учебного процесса с учетом биологического возраста ребенка (2001). Открыт и описан новый подтип функциональной конституции человека, имеющий повышенный риск развития первичной артериальной гипертензии (2003).
Автор модели межведомственного взаимодействия системы образования и практического здравоохранения по профилактике психосоматических расстройств в детской популяции, имеющей существенный экономический эффект и получившей Премию губернатора Иркутской области (2005).
На базе клиники ВСНЦ СО РАМН реализуется практика лечения и реабилитации детей с психосоматическими расстройствами без отрыва от учебного процесса, в комплексной терапии – путем регуляции их работы с учебной информацией. В разное время под руководством Е.Н. Дзятковской работало более 100 экспериментальных площадок. В настоящее время разработки внедряются в сотни школ Байкальского региона.
Ученый секретарь экспертного совета Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ по образованию в области экологии, здоровья и безопасности жизнедеятельности в целях устойчивого развития.
Область интересов – целостное и системное исследование педагогической действительности на основе развития комплексного учения о человеке, изучение здоровьесберегающих возможностей способов взаимодействия человека с учебной информацией. Здоровьесберегающие педагогические технологии (в отличие от гигиенических, медицинских, психологических) в понимании автора – технологии увеличения коммуникативных качеств учебной информации, ее доступности индивидуально каждому ребенку, повышения продуктивности мыслительных процессов и как результат – обеспечения информационно-психологической безопасности учебного труда (эргономика умственного труда).