-
Ученая степеньКандидат педагогических наук
-
Профессор Российской Академии Естествознания
-
Научное направлениеПедагогические науки
-
РегионРоссия / Архангельская область
Демченко Зинаида Алексеевна (в девичестве Кучерявая) родилась 28.12.1951 г. в с. Волоско-Балаклея, Шевченковского района, Харьковской области.
В 1974 году закончила Славянский государственный педагогический институт по специальности общетехнические дисциплины и труд (с дополнительной специальностью – физика). Присвоена квалификация преподавателя труда и физики средних учебных заведений.
В 2004 году досрочно закончила аспирантуру при кафедре педагогики, психологи и профессионального обучения ГОУ ВПО «Архангельский государственный технический университет (научный руководитель, профессор Т. С. Буторина).
В 2006 году присуждена учёная степень кандидата педагогических наук (13.00.08 – теория и методика профессионального образования (педагогические науки). Тема исследования «Формирование ценностного отношения к педагогической деятельности у будущего учителя» (диссертационный совет ДМ 212.087.01 при ГОУ ВПО «Карельский государственный педагогический университет»).
Область деятельности преподавание таких учебных дисциплин как: педагогика, психология и ряд психолого-педагогических дисциплин: психология общения, психолого-педагогический практикум, основы педагогического мастерства, основы специальной педагогики и психологии, коррекционная педагогика и психология.
С 2002 по 2016 год: преподаватель ГОУ ВПО «Архангельский государственный технический университет»; преподаватель Поморского ГПУ им. М.В. Ломоносова; преподаватель ГОУ ВПО «Северный (Арктический) Федеральный университет» им.М.В. Ломоносова.
С 2009 по 2012 год заместитель директора Института энергетики и транспорта С(А)ФУ им. М.В. Ломоносова по научной исследовательской деятельности студентов.
2012 год участник целевой программы подготовки научно-педагогических кадров «Доктор наук» (решение Учёного совета САФУ № 10 от 28. 06. 2012 г.).
С 2012 по 2016 год преподаватель кафедры экономики Института экономики «Северный (арктический) федеральный университет» им.М.В. Ломоносова.
В период с 2006 по 2016 год автор и руководитель «Научной школы студента - исследователя», «Научно - адаптивной школы будущего абитуриента» и «Научного студенческого общества»,, «Школы интегративного обучения начинающих исследователей» в С(А)ФУ им. М.В. Ломоносова.
С 2016 по 2019 год участвовала в инновационном международном проекте ЮНЕСКО по техническому и профессиональному образованию и подготовке кадров в РФ. При этом являлась активным участником Северного регионального отделения Национального Центра ЮНЕСКО/ЮНЕВОК международного проекта ЮНЕСКО по техническому и профессиональному образованию и подготовке кадров в Российской Федерации.
Награждена следующими дипломами: Диплом за I место в номинации «Учебные пособия по дисциплине» за разработку учебного пособия «Общая методология научного творчества (на примере ВКР) на Всероссийском смотре - конкурсе учебников, учебных пособий и монографий (2011, Брянск); Диплом за III место в номинации «Учебные пособия по дисциплине» за разработку учебного пособия «Программно - проектное обеспечение процесса развития НИР студентов, абитуриентов в условиях современного университета» на Всероссийском смотре - конкурсе учебников, учебных пособий и монографий (2011, Брянск); Диплом лауреата L Международной выставки - презентации научной, технической, учебно-методической литературы, серия «Фундаментальные и научные издания» («Научно-исследовательская деятельность студентов высших учебных заведений в России 1950- 2000-е гг.: монография» (Москва, 2023); Диплом за заслуги в образовании юношества (Москва, 2023, РАЕ) и др.
Награждена Почётной грамотой Ректора ГОУ ВПО «Архангельский государственный технический университет» за многолетний добросовестный труд, большой вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов, развития науки, и в связи с 80-летием университета (2009 год); Почётной грамотой Министерства образования и науки за многолетний добросовестный труд и большой вклад в подготовку квалифицированных специалистов (2019, Архангельск) и др.
Получен Сертификат участника книжной выставки Frankfurter Buchmesse 2023 года (Теоретико-методологические основания развития ценностно−смысловой позиции студентов вуза посредством научно-исследовательской деятельности: монография).
За период с 2002 и по настоящее время подготовлено к профессиональной деятельности и выпущено более 10 тысяч студентов с высшим и средним профессиональным образованием.
За период с 2016 по 2023 год подготовила к участию в межрегиональных студенческих конференцияхя, Всероссийских семинарах и студенческих форумах более 20 студентов.
Научные интересы; философия науки и познания; аксиология и педагогическая аксиология; диалог когнитивных практик; эпистемология ценностей.
За период с 2004 года из печати вышли: 3 монографии; 4 коллективных монографии; 4 учебно-методических пособия; учебно-методические рекомендации по спецкурсу «Формирование ценностного отношения к педагогической деятельности»; сборник образовательных программ по обеспечению процесса развития НИР в условиях современного университета; диссертация т автореферат кандидата педагогических наук.
Имеет следующие награды: 1) медаль «За верность традициям отечественного образования»; 2) медаль «За успехи в образовании юношества»
Кандидат педагогических наук, преподаватель высшей квалификационной категории, Заслуженный работник народного образования, Отличник народного просвещения.
Научные публикации
1) Формирование ценностного отношения к педагогической деятельности у будущего учителя: Учебно-методическое пособие. – Архангельск: Изд-во АГТУ. – 2005. - 107 с.
2) Теоретико-методологические основания развития ценностно - смысловой позиции студентов вуза посредством научно-исследовательской деятельности: монография / З.А. Демченко — Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2011 .— 149 с.
3) Общая методология научного творчества (на примере выпускной квалификационной работы):т учеб.-метод. пособие /З.А. Демченко, В.Д. Лебедев. - Архангельск: Сев.(Аркт.) фед. ун-т, 2011. - 79 с.
4)Программно ─ проектное обеспечение процесса развития НИР студентов и абитуриентов в условиях современного университета: сборник образовательных программ/ сост. З.А. Демченко. - Архангельск: Сев. (Аркт.) фед. ун-т, 2011. - 79 с.
5) Научно-исследовательская деятельность студентов высших учебных заведений в России (1950-2000-е гг.): исторические предпосылки, подходы: монография / З.А. Демченко; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им М.В. Ломоносова. - Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. - 256 с.
6) Концептуальные подходы к формированию ценностно-позитивного отношения студентов к научно-исследовательской деятельности: монография. - Сев. (Арктич.) федер. ун-т - Архангельск: САФУ, 2014. – 190 с.
7) Научно-исследовательская практика: программно - проектное сопровождение: учебно-методическое пособие для магистрантов по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» / З.А. Демченко, М.Д. Каргаполов; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова.- Архангельск: САФУ, 2014.- 38 с.
8) Современный подход к понятию «научно-исследовательская деятельность студентов в образовательном процессе вуза»: аксиологический аспект / З. А. Демченко // Научный диалог. — 2014. — № 11 (35): Психология. Педагогика. — С. 41–55.
9) Методология научно-исследовательской деятельности (направление подготовки 15.03.02 и 15.04.02 «Технологические машины и оборудование»); учебно-методическое пособие / З.А Демченко, В.Д. Лебедев, Г.Д. Мясищев; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им М.В. Ломоносова. - Архангельск: САФУ, 2015. - 83 с.
10) Этапы реализации модели формирования у студентов вуза ценностно-позитивного отношения к научно-исследовательской деятельности / З.А. Демченко // Наука, образование, общество.- 2015.- № 1(3).- С. 90- 100 с. УДК 371.385.5