Цветков Андрей Владимирович
  1. Ученая степень
    доктор психологических наук
  2. Профессор Российской Академии Естествознания
  3. Научное направление
    Психологические науки
  4. Регион
    Россия / Москва

Цветков Андрей Владимирович - доктор психологических наук, директор по науке

Основное научное направление: Психология личности, нейропсихология

Общее количество научных работ – более 200, из них 15 монографий, свыше полусотни статей в журналах по списку ВАК; подготовлено 2 кандидата наук, свыше 50 дипломированных специалистов.

В 2006 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук под руководством академика РАО А.Г. Асмолова «Роль символа в развитии произвольной регуляции поведения личности в школьном возрасте». В Московском психолого-социальном институте (ныне – Университет), в Совете которого проходила защита, проработал почти 15 лет (с 2002 по 2017 год), в течение 9 лет – возглавлял кафедру клинической психологии. За это время кафедра провела три научные сессии с выпуском сборников работ, выпустила свыше 500 дипломированных специалистов и подготовила четверых кандидатов наук.

Параллельно с 2010 г. был научным руководителем медико-психологической службы Московского научно-практического центра наркологии, одного из крупнейших психиатрических учреждений мира (суммарный «коечный фонд» свыше пяти тысяч мест!). За 6 лет работы в Центре удалось сформулировать единую методику клинико-психологического обследования больных (издана в 2014 г.), что позволяет рассматривать статус пациента в динамике при повторных госпитализациях и провести нейропсихологические исследования синдромов нарушений познавательных процессов у больных зависимостями. Данный цикл результировал монографиями «Практическая психология зависимости» (в соавт. с доктором медицинских наук Е.А. Брюном, 2014 г.) и «Норма и патология смыслообразования» (в соавт. с Е.А. Брюном, М.А. Михайловым, 2017 г.).

С 2014 г. Цветков А.В. совместно с партнерами выступает организатором и сотрудником Института когнитивного моделирования и Центра нейропсихологии «Изюминка». Эти учреждения ориентированы на разработку и практическое применение методов нейропсихологической реабилитации детей и взрослых с неврологическими заболеваниями.

За время своей активной деятельности с 2002 г. Андрей Владимирович Цветков выпустил свыше 200 научных работ, из которых 18 – монографии и учебные пособия.

Основные линии научных исследований: развитие Я-образа в норме и патологии, системогенез знаково-символической деятельности и нейропсихологическая реабилитация к настоящему времени объединились в одну, обозначаемую автором как «нейропсихология личности».

В статьях, совместных с известным ученым, ученицей А.Р. Лурия, Любовью Семеновной Цветковой было показано, что развитие саморегуляции поведения начинается с созревания в норме к трем годам уровня среднего мозга. Эта структура осуществляет первичную сенсорную интеграцию, позволяя индивиду чувствовать себя единым и неделимым, а не «россыпью ощущений».

Анализ дальнейших метаморфоз развивающегося мозга позволил выяснить, какую роль играют в саморегуляции предметный образ, телесное чувство и символ и в какие моменты онтогенеза происходит их разделение у детей и вторичная интеграция у подростков и взрослых.

Научные публикации

Цветков А.В. Нейропсихология аутизма и депрессии. – М.: Спорт и культура-2000, 2015 – 96с.

Цветков А.В. Нейропсихологическое сопровождение детей и подростков с эпилепсией– М.: Спорт и культура-2000, 2015 – 28с.

Цветков А.В. Гиперактивный ребенок: нейропедагогика саморегуляции – М.: Спорт и культура-2000, 2017 – 128с.

Покровская С.В., Цветков А.В. Нейропсихологическая помощь детям с нарушениями речи. – М.: Издание книг ком, 2018 – 144 с.

Цветков А.В., Перегуда С.Н. Нейросемиотика: мозг, символ и контекст. М.: Издание книг ком, 2019 – 128 с.

Цветков А.В. Нейропедагогика воспитания. М.: Издание книг ком, 2019 – 144 с.


Последняя редакция анкеты: 8 июля 2020