1. Ученая степень
    Кандидат ветеринарных наук
  2. Ученое звание
    Доцент
  3. Профессор Российской Академии Естествознания
  4. Научное направление
    Биологические науки
  5. Регион
    Россия / Омская область

Ирина Геннадьевна Цускман родилась в 1989 году в Омской области, Россия. С детства увлекаясь биологией и естественными науками, она выбрала путь исследователя и педагога, сумев гармонично объединить в своей деятельности фундаментальные научные изыскания и многогранную работу по формированию нового поколения российских врачей. В 2012 году окончила Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина по специальности «Ветеринария», где и началось ее становление как ученого.

Сразу после окончания университета Ирина Геннадьевна поступила в очную аспирантуру и всего за три года блестяще завершила научное исследование, защитив в 2015 году кандидатскую диссертацию на тему «Особенности строения сердца и его васкуляризации у курицы, утки и гуся». Ее работа внесла значительный вклад в сравнительную анатомию и гистологию.

С 2015 года научно-педагогическая деятельность Ирины Геннадьевны неразрывно связана с Омским государственным медицинским университетом. Пройдя путь от ассистента до доцента (с 2015 г. работала ассистентом, с сентября 2018 г. переведена на должность старшего преподавателя, с 2021 года по настоящее время работает доцентом) кафедры гистологии, цитологии и эмбриологии, она зарекомендовала себя как высококвалифицированный специалист и талантливый преподаватель. В 2019 году она подтвердила свой высокий уровень, получив квалификацию «Преподаватель высшей школы», а в 2023 году с отличием освоила программу магистратуры по направлению «Общественное здравоохранение», демонстрируя постоянное стремление к профессиональному росту и междисциплинарному подходу. Официального признания ее научно-педагогических заслуг стало присвоение Ирине Геннадьевне в 2024 году ученого звания доцента по специальности «Клеточная биология».

Проявленный организаторский талант и глубокое понимание системы высшего образования позволили Ирине Геннадьевне занять ответственную должность заместителя начальника отдела подготовки и аттестации научно-педагогических и научных кадров (2022-2023 гг.). На этом посту она активно способствовала развитию научного потенциала университета, курируя процессы аттестации и подготовки нового поколения ученых и преподавателей.

Ирина Геннадьевна на высоком методическом уровне читает курс лекций и проводит практические занятия по гистологии, эмбриологии и цитологии для будущих врачей. Она активно использует инновационные методы и цифровые образовательные платформы, является соавтором более 10 учебных пособий, что свидетельствует о ее весомом вкладе в учебно-методическую базу кафедры.

Научные интересы И.Г. Цускман лежат в области гистологии и морфологии. Она является автором более 30 научных работ и постоянным участником международных и всероссийских конференций. Ее практико-ориентированный подход к науке подтверждается участием в команде-победителе молодежного научно-инновационного конкурса «УМНИК-2017», соавторством программы для ЭВМ «Neuropat 1.0» для определения степени ишемии нервной ткани и наличием патента на изобретение.

Особого внимания заслуживает ее масштабная воспитательная и организационная работа. Занимая ответственный пост заместителя декана по воспитательной работе лечебного факультета, Ирина Геннадьевна принимает непосредственное участие в становлении личностей будущих врачей. Она не просто курирует внеучебную деятельность, она целенаправленно формирует у студентов профессиональные ценности, чувство патриотизма, сострадания и гражданской ответственности. Под ее чутким руководством будущие медики участвуют в волонтерских проектах, научно-популярных акциях и патриотических мероприятиях, занимая призовые места и перенимая бесценный опыт служения людям. Именно в этой работе наиболее полно раскрывается ее призвание — быть не только транслятором знаний, но и наставником, формирующим дух и этику врача. За свою плодотворную деятельность она была отмечена Благодарственным письмом Законодательного собрания Омской области (2020 год). В 2024 году за многолетний безупречный труд в системе здравоохранения, достижения в профессиональной деятельности Ирина Геннадьевна была награждена Почетной грамотой ректора ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава РФ.

Профессионализм, преданность науке, активная гражданская позиция и неоспоримый талант наставника делают Ирину Геннадьевну Цускман ярким представителем современного научно-педагогического сообщества России, чья деятельность выходит далеко за рамки университетских аудиторий.

Научные публикации

1. Цускман И.Г., Степанова Л.В., Сергеева Е.Д., Березнева Е.Ю., Шоронова А.Ю., Астафьева Э.Н.  Кураторская деятельность как инструмент воспитательной работы (по результатам анкетирования кураторов и студентов 1 курса лечебного факультета омского государственного медицинского университета) // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 4. С. 70.
2. С.С. Степанов, А.С. Степанов, И.Г. Цускман, В.А. Акулинин. Иммуногистохимическаяверификация синапсов и применение машинного обучения для анализа синаптоархитектоники СА3 гиппокампа белых крыс в постишемическом периоде // Журнал анатомия и гистопатология. – 2025. – Т.14, № 1. – С. 9-20.
3. Степанова Л.В., Цускман И.Г., Сергеева Е.Д., Березнева Е.Ю., Шоронова А.Ю. Особенности успешной адаптации студентов медицинского университета (по результатам анкетирования лечебного факультета омского государственного медицинского университета) // Современные проблемы науки и образования. 2024. № 3. С. 70.
4. Степанов С.С., Шоронова А.Ю., Акулинин В.А., Коржук М.С., Макарьева Л.М., ЦускманИ.Г., Гирш А.О. Сравнение постравматическойи постишемической реорганизации цитоархитектоники слоя v коры головного мозга белых крыс // Политравма. 2024. № 1. С. 75-82.
5. Акулинин В.А., Шоронова А.Ю., Степанов С.С., Коржук М.С., Тагаков К.С., Цускман И.Г., Степанова Л.В., Гирш А.О., Сергеев В.И. Гистоархитектоника и иммуногистохимическаяхарактеристика цитоскелета нейронов гиппокампа после кратковременной окклюзии общих сонных артерий белых крыс // Политравма. 2024. № 2. С. 85-92.

Последняя редакция анкеты: 5 ноября 2025