1. Ученая степень
    доктор педагогических наук
  2. Ученое звание
    доцент
  3. Научное направление
    Педагогические науки
  4. Регион
    Россия / Пермский край

В 1990 году окончила Пермский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет им. А.М. Горького по специальности "Математика", присвоена квалификация "Математик. Преподаватель".

С 1989 по 2015 годы работала преподавателем математики, заместитетелем директора многопрофильного лицея (МБОУ "Лицей №1" г. Перми); доцентом и заведующей кафедрой естественно-математических дисциплин ПОИПКРО; заместителем директора Института непрерывного образования ПНИПУ.

В 1996 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования в Институте теории образования и педагогики РАО.

В 2023 году защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальности 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования в Московском педагогическом государственном университете

С 2016 года по настоящее время работает в должности директора Института непрерывного образования ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет».

С 2023 года преподавет в Московском педагогическом государственном университете и Московском государственном университете

Имеет звание  "Почетный работник общего образования", государственную награду - "Заслуженный Учитель Российской Федерации", является Лауреатом премии Президента РФ в области образования (2001г.), награждена грамотами Минобрнауки РФ (2008 и 2012 годы)

Научные публикации

  1. Черникова, И. Ю. Региональная специфика реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в условиях изменения региональных рынков труда / И. Ю. Черникова // Формирование единого образовательного пространства: задачи, решения, перспективы : Сборник научных трудов Юбилейного форума с международным участием, Москва, 16 ноября 2023 года. – Москва: Институт стратегии развития образования, 2023. – С. 482-491. 
  2. Черникова, И. Ю. Организация подготовки одаренных детей в системе профильного образования / И. Ю. Черникова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2022. – № 2(65). – С. 59-67 (0,57 печ. л.).
  3. Черникова, И. Ю. Организация социально-педагогического сопровождения учащихся профильной школы в условиях моногорода / И. Ю. Черникова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2022. – №2(65). – С. 43-51 (0,49 печ. л.)
  4. Черникова, И. Ю. Научно-методическое сопровождение деятельности педагогов современной профильной школы / И. Ю. Черникова // Известия Российской академии образования. – 2022. – № 2(58). – С. 145-152 (0,45 печ. л.).
  5. Черникова, И. Ю. Развитие профильного образования в современной России / И. Ю. Черникова, О. П. Осипова // Наука и школа. – 2022. – № 2. – С. 40-50 (0,97 печ. л., авторство не разделено).
  6. Черникова, И. Ю. О взаимосвязи исследовательской деятельности учащихся профильной школы и современного запроса общества / И. Ю. Черникова // Мир образования - образование в мире. – 2022. – № 1(85). – С. 171-175 (0,37 печ. л.).
  7. Черникова, И. Ю. Формирование начального профессионального самоопределения старшеклассников / И. Ю. Черникова // Мир образования - образование в мире. – 2022. – № 1(85). – С. 143-151 (0,71 печ. л.).
  8. Черникова, И. Ю. Сотрудничество профильной школы и социальных партнеров региона / И. Ю. Черникова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2022. – № 1(64). – С. 70-76 (0,57 печ. л.).
  9. Черникова, И. Ю. Управление процессом предпрофильной подготовки в условиях интеграции основного и дополнительного общего образования / И. Ю. Черникова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2022. – № 1(64). – С. 64-69 (0,46 печ. л.).
  10. Черникова, И. Ю. Социологические подходы к анализу взаимодействия системы профильного обучения и региональных рынков труда / И. Ю. Черникова // Мир образования - образование в мире. – 2016. – №4(64). – С. 229-240 (0,98 печ. л.).
  11. Черникова, И. Ю. Социально-педагогические подходы к профессиональному самоопределению старшеклассников в условиях изменения региональных рынков труда / И. Ю. Черникова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2016. – № 4(44). – С. 46-52 (0,49 печ. л.).
  12. Черникова, И. Ю. Какими компетенциями должен обладать выпускник педагогического вуза, чтобы успешно работать с учениками профильных классов в условиях изменения региональных рынков труда / И. Ю. Черникова // Мир образования - образование в мире. – 2016. – № 2(62). – С. 251-257 (0,7 печ. л.).
  13. Черникова, И. Ю. Компетенции выпускника школы и региональные рынки труда / И. Ю. Черникова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2016. – № 2(42). – С. 72-80 (0,73 печ. л.).
  14. Черникова, И. Ю. Как подготовить выпускника педагогического вуза к реализации профильного обучения. Социологический аспект проблемы/ И. Ю. Черникова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2014.– №2(34). – С. 62-69 (0,63 печ. л.).
  15.  Черникова, И. Ю. Профессиональные пробы: социологическое моделирование современных практикоориентированных форм образования в старшей школе / И. Ю. Черникова // Известия Российской академии образования. – 2013. – № 4(28). – С. 104-112 (0,73 печ. л.)
  16. Черникова, И. Ю. Эффективность управления профильной школой в условиях изменения региональных рынков труда / И. Ю. Черникова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2013. – № 2(30). – С. 96-101 (0,43 печ. л.).
  17. Черникова, И. Ю. Индивидуальный учебный план в профильной школе / И. Ю. Черникова // Мир образования - образование в мире. – 2012. – № 4(48). – С. 67-75 (0,73 печ. л.).
  18. Черникова, И. Ю. Вариативные модели управления профильной школой / И. Ю. Черникова // Известия Российской академии образования. – 2012. – №4(24). – С. 44-50 (0,49 печ. л.).
  19. Черникова, И. Ю. Школа и рынок труда: от противостояния к взаимодействию / И. Ю. Черникова // Мир образования - образование в мире.– 2011. – № 3(43). – С. 13-17 (0,38 печ. л.).
  20. Черникова, И. Ю. Организационные модели социально-педагогического сопровождения обучающихся профильной школы : монография / ФГАОУ ВО «ПНИПУ», ИНО / И. Ю. Черникова. – 2-е изд. перераб. и доп. – Пермь: ООО «ИЦ» Титул», 2022. – 358 с. (22,25 печ. л.).
  21. Черникова, И. Ю. Подготовка научно-педагогических кадров: разработка и представление диссертационного исследования. 150-летию МПГУ посвящается : Учебно-методическое пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей / Н. Л. Галеева, О. П. Осипова, Е. В. Савенкова, О. А. Шклярова, И. Ю. Черникова. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2022. – 266 с. (16,6 печ.л., авторский вклад – 3,32 печ. л.).
  22. Черникова, И. Ю. Использование преобразований графиков функций при решении уравнений и неравенств, содержащих модуль (Часть II) : учебное пособие / В. Г. Рисберг, И. Ю. Черникова ; М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Пермский нац. исследовательский политехнический ун-т». – Пермь : Издательство «Пушка», 2015. - 66 с. (4,12 печ.л., авторский вклад – 2,06 печ.л.).
  23. Черникова, И.Ю. Решение показательных и логарифмических уравнений, неравенств и систем уравнений повышенного и высокого уровня сложности (Часть II)  : учебное пособие / В. Г. Рисберг, И. Ю. Черникова ; М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Пермский нац. исследовательский политехнический ун-т». – Пермь : Издательство «Пушка», 2015-. – 64 с. (4,0 печ. л., авторский вклад – 2,0 печ. л.).
  24. Черникова, И.Ю. Творческие и исследовательские задания по комбинаторике и теории вероятностей : учебное пособие / И. Ю. Черникова, Н. С. Шабрыкина ; ФГБОУ ВПО «Пермский нац. исслед. политехнический ун-т». - Пермь : Издательство «Пушка», 2015. - 55 с. (3,37 печ.л., авторский вклад – 1,68 печ.л.)
  25. Черникова, И. Ю. Тьюторское сопровождение как фактор социализации одаренных детей: научное издание / ФГБОУ ВПО «ПНИПУ» / О. В. Игнатьева, О. В. Лысенко, И. Ю. Черникова. Пермь : Издательство «Пушка», 2015.– 134 с. (8,4 печ. л., авторский вклад – 2,8 печ.л.).
  26. Черникова, И. Ю. Учебно-исследовательская работа в профильной школе (II часть) : научное издание  / ФГБОУ ВПО «ПНИПУ» / П. С. Волегов, Т. А. Герцен, И. Ю. Черникова. Пермь : Издательство «Пушка», 2015-. - 96 с. (6,0 печ. л., авторский вклад – 1,75 печ.л.).
  27. Черникова, И.Ю. Элективные курсы и курсы дополнительного образования по языковым и естественнонаучным циклам в рамках вариативных международных систем тестирования : интегрированный учебно-методический комплекс /Лурье Л. И.,  И. Ю. Черникова, М. Н. Шептицкая, Ф. Р. Хабибрахманова и др. – Пермь : Книжный формат, 2009. - 409 с. (25,56 печ.л., авторский вклад – 10,81 печ.л.).  
  28. Черникова, И. Ю. Инновационная модель повышения квалификации учителей математических и естественнонаучных дисциплин профильной школы / И. Ю. Черникова // Шамовские педагогические чтения : Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Москва, 22–25 января 2022 года. – Москва: Научная школа управления образовательными системами, Международная академия наук педагогического образования, «5 за знания», 2022. – С. 358-362. (0,29 печ.л.).    
  29. Черникова, И. Ю. Социально-педагогические риски профильной подготовки старшеклассников : методические и аналитические материалы / И.Ю. Черникова ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», Институт непрерывного образования. - Пермь : ПНИПУ, 2021. - 59 с. (3,75 печ.л.).
  30. Черникова, И. Ю. Комплексные задания в системе предпрофильной подготовки учащихся : разноуровневые диагностические задания для обучающихся 9-х классов, поступающих в классы профильной и углубленной подготовки по программам среднего общего образования / П. Р. Юзманов, И. Ю. Черникова, В. Г. Рисберг, и др. – Пермь, 2020. – 120 с. (6,5 печ.л., авторский вклад– 1,95 печ. л.)
  31. Черникова, И. Ю. Учебно-исследовательская работа старшеклассников в системе непрерывного образования «школа-вуз» / И.Ю. Черникова // Пермские открытые городские педагогические чтения им. Л. И. Лурье (2019) : Сборник материалов по итогам Открытых городских педагогических чтений им. Л. И. Лурье (Пермь, 17 октября 2019 года) / Департамент образования администрации г. Перми, МБОУ «Лицей № 1» г.Перми. - Пермь : ОТ и ДО, 2019. – С.24-27. (0,18 печ. л.)
  32. Черникова, И. Ю. Возможности образования на русском языке в зарубежных странах / И. Ю. Черникова // Современные возможности системы образования за рубежом : начальное, среднее, высшее : Сборник тезисов докладов I Международной научно-практической конференции. Испания, Аликанте, 09 ноября 2016 года. – Испания, Аликанте: Российский образовательный центр, 2017. – С. 9 – 10. (0,13 печ. л.)
  33. Черникова, И. Ю. Интеграция образовательных систем / И. Ю. Черникова // Интеграция российского и европейского образования. Современные возможности системы образования за рубежом : дошкольное, начальное, среднее, высшее : Сборник тезисов докладов II Международной научно-практической конференции. Испания, Марбелья, 05 ноября 2017 года. – Испания, Аликанте: Российский образовательный центр, 2017. – С. 4 – 5. (0,1 печ. л.)
  34. Черникова, И. Ю. Тьюторство в культуре: новые образовательные практики Пермского культурного проекта / О. В. Игнатьева, О. В. Лысенко, И. Ю. Черникова // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2016. – № 4(28). – С. 81-90. (1,16 печ. л., авторство не разделено) 
  35. Черникова, И. Ю. Концептуальные основы интеграции естественно-математического образования в системе «школа – вуз» / Л. И. Лурье, М. Л. Лурье, И. Ю. Черникова // Инновации в образовании: поиски и решения : Сборник материалов ІІ-ой международной научно-практической конференции, Астана, 20 ноября 2015 года / Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, Уральский государственный педагогический университет. – Астана: Уральский государственный педагогический университет, 2015. – С. 331-333. (0,21 печ. л.)
  36. Черникова, И. Ю. Модернизация современной российской профильной школы и региональные рынки труда / И. Ю. Черникова // Совершенствование качества профессиональной подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров для новой школы: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (24 февраля 2015 г.) / Под общ. ред. Т. М. Бостанджиевой, Е. И. Алферовой, Т. Н. Ждановой. – Тобольск: филиал ТюмГУ в г. Тобольске, 2015. –  С. 26 – 29. (0,21 печ. л.)
  37. Черникова, И. Ю. Организационно-методические вопросы элективной составляющей профильной подготовки старшеклассников по математике и смежным дисциплинам / И. Ю. Черникова // Проблемы подготовки учащихся профильных школ по математике и смежным дисциплинам: Материалы краевой научно-практической конференции (тезисы докладов, 13-14 ноября 2015 года, г. Пермь, ФГБОУ ВПО ПНИПУ, в рамках реализации краевого проекта «Одаренные дети по предмету «Математика»). – Пермь: Из-во «Пушка», 2015. – С.6-9. (0,25 печ. л.)
  38. Черникова, И. Ю. Реализация краевого проекта «Я люблю математику» / И. Ю. Черникова / Вестник Образования. – 2015. –№23.– С. 60-65. (0,35 печ. л.)
  39. Черникова, И. Ю. Особенности межсферной надпредметной психолого-педагогической модели взаимодействия школы и вуза с учетом специфики программ технического, физико-математического и инженерно-конструкторского профиля / И. Ю. Черникова, М. Н. Шептицкая // Формирование системы взаимодействия ведущих университетов и учреждений общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков. Сборник материалов. – М. : Национальный институт «Высшая школа управления», 2013. – С.143-153. (0,68 печ. л., авторство не разделено)
  40. Черникова, И. Ю. Сравнительный анализ систем взаимодействия университетов и учреждений общего образования в субъектах Российской Федерации по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на поддержку одаренных детей / А. С. Алексеева, Л. А. Кравцова, И. Ю. Черникова // Формирование системы взаимодействия ведущих университетов и учреждений общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков. Сборник материалов. – М. : Национальный институт «Высшая школа управления», 2013. – С.16-31. (1,25, авторский вклад – 0,41 печ. л.)
  41. Черникова, И. Ю. Подготовка учащихся 9-х классов к профильному обучению в условиях изменения региональных рынков труда : варианты диагностических заданий для поступающих в лицей / И. Р. Висталина, В. Р. Имакаев,  Н. Э. Зайнуллина и др. – Пермь, 2011. – 118 с. (6,5 печ. л., авторский вклад – 1,32 печ. л.)
  42. Черникова, И. Ю. Учебный план ОУ: технология разработки, утверждения и контроля реализации : методическое пособие / И. Ю. Черникова ; Учреждение Российской акад. образования «Ин-т упр. образованием». - Москва : Интеллект-Центр, 2011. - 24 с. (1,5 печ. л.)
  43. Черникова, И.Ю. Математические методы в гуманитарных науках / И. Ю. Черникова, Н. С. Шабрыкина, М. Н. Шептицкая. – Пермь : Книжный формат, 2009. - 80 с. (5,0 печ. л., авторский вклад – 2,4 печ. л.)
  44. Черникова, И.Ю. Прикладные вопросы математики / И. Ю. Черникова, Н. С. Шабрыкина, В. Г. Рисберг. – Пермь : Книжный формат, 2009. - 110 с. (6,9 печ. л., авторский вклад – 3,45 печ. л.)
  45. Черникова, И. Ю. Формирование общеобразовательных компетенций учащихся профильных классов в процессе обучения математике на основе информационных технологий / И. Ю. Черникова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. – 2007. – Т. 12. – №4.– С.561-562. (0,15 печ. л.).
  46. Черникова, И. Ю. Самообразование как способ формирования творчески активной личности в процессе подготовки военного специалиста / Комиссаренко С. Л., Лурье Л.И., Черникова И. Ю.  // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2004. – №. 1. – С. 18-20. (0,34 печ., л., авторство не разделено)
  47. Черникова, И. Ю. Управление информационными ресурсами современного урока / И. Ю. Черникова // Социокультурная многомерность лицейского образования : Сборник научных трудов МБОУ «Лицей№ 1» г.Перми – Пермь : Из-во ПГТУ, 2004. – С.208-212. (0,56 печ. л.)
  48. Черникова, И. Ю. Воспитание военного специалиста в системе непрерывного образования «школа-военный вуз» / И. Ю. Черникова, Р. А. Солоницын // Социокультурная многомерность лицейского образования : Сборник научных трудов МБОУ «Лицей№ 1» г.Перми – Пермь : Из-во ПГТУ, 2004. – С.229-238. (1,18 печ. л., авторский вклад – 0,59 печ. л.)
  49. Черникова, И.Ю. Индивидуальные исследовательские задания по математике в выпускном классе: методические рекомендации / И. Ю. Черникова. – Пермь, Из-во ПОИПКРО, 2000. - 32 с.  (2,75 печ. л.)
  50. Черникова, И. Ю. Применение методов математического моделирования в школьном курсе математики : методические указания / И. Ю. Черникова. – Пермь, Из-во ПОИПКРО, 2000. – 32 с. (2,7 печ. л.)
  51. Черникова, И. Ю. Индивидуальные домашние задания по математике для итогового повторения. Использование свойств алгебраических и трансцендентных функций при решении уравнений, неравенств и систем уравнений: дидактические материалы / Перм. гос. техн. ун-т. – Пермь, 1999. – 32 с. (2,0 печ. л.)
  52. Черникова, И.Ю. Лицеист, студент, ученый. Социологические заметки Лицея №1 / Лысенков О.В., Пахомова Л.М., Черникова И.Ю. – Городской комитет по образованию и науке г. Перми, Лицей №1 при Перм. госуд. тех. ун-те  – Пермь, 1997. – 28с. (2, 5 печ. л., авторский вклад – 0,83 печ. л.).

Последняя редакция анкеты: 6 апреля 2024