-
Ученая степеньдоктор психологических наук
-
Ученое званиепрофессор
-
Научное направлениеПсихологические науки
-
РегионРоссия / Рязанская область
Образование:
Владимирский Государственный Педагогический Институт им. П.И. Лебедева-Полянского. Музыкально-педагогический факультет, учитель музыки и пения. 1989 г. Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова, 1993 г., факультет психологии, практическая психология для системы образования, специальность психолог, социальный педагог.
Доктор психологических наук 19.00.07 – Педагогическая психология (2011), кандидат психологических наук 19.00.07 – Педагогическая психология (2004). Ученое звание: доцент (2011), профессор (2023).
Опыт работы:
- Профессор кафедры общей и педагогической психологии факультета психологии и пробации Академии ФСИН России (с августа 2019 г. по настоящее время).
- Заведующий кафедрой психологии, профессор ФГАОУ «Волгоградский государственный университет» (2015 – 2019).
- Профессор кафедры теории, методики и организации социально-культурной деятельности ГАОУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования» (2013-2016).
- Заведующий вновь созданной кафедрой психологии ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры» (2012-2015).
- Доцент Волжского гуманитарного института (филиала) ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» (2008-2012).
- Доцент Нижегородского филиала Института бизнеса и политики (2006-2008).
- Доцент кафедры дошкольного образования Нижегородского института развития образования (ГОУ ДПО НИРО) г. Нижнего Новгорода (сентябрь 2004-2008).
Многолетний опыт организации и проведения аттестации персонала, консультативной работы; разработки и реализации программ психологического сопровождения, обучения, коррекции, проведения круглых столов, тренингов, практикумов, чтения лекций. Участие в качестве преподавателя, ведущего тренингов в программах курсов повышения квалификации руководителей и сотрудников образовательных учреждений (ВГИ, ВГАФК, ВолГУ, МЮИ и т.д.); в программах курсов повышения квалификации для руководителей и сотрудников структурных подразделений Волгоградской областной Думы; Управления федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области; СУСК Волгоградской области; Администрации городского округа – г. Волжский, Волжской городской Думы; в психологической программе для сотрудников ООО «Лукойл - УРЦ Волгоград»; в Программе «Резерв» подготовки и повышения квалификации управленческих кадров Волжского Трубного завода; в программе Народного университета для пенсионеров и инвалидов г. Волжского и др.
Научная деятельность:
Является научным руководителем адъюнктов и аспирантов, под ее руководством защищены 4 диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук (2012, 2014, 2022, 2023).
Опубликовано более 200 научных работ по проблемам педагогической психологии, психологии развития творческой личности, музыкальной психологии, музыкотерапии, юридической психологии, пенитенциарной психологии, психологии управления, конфликтологии, психологии элитарности, психологии имиджа, в том числе 8 монографий, главы (14) в коллективных монографиях, 18 учебных изданий, 46 статей в журналах, рекомендованных ВАК при Минобрнауки России, 8 публикаций в журналах Web of Science и Scopus, 8 - в зарубежных научных журналах на английском языке. Диплом лауреата Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу проводимого Фондом развития отечественного образования среди преподавателей высших учебных заведений и научных сотрудников научно-исследовательских учреждений. (2010, 2016, 2017, 2019 года).
Активное участие в Международных, Всероссийских, Региональных научно-практических конференциях по широкому кругу проблем.
Научное руководство при подготовке курсантов, адъюнктов, аспирантов, студентов к научным конференциям разных уровней, публикациям результатов научных исследований в сборниках научных трудов. В работе со студентами большое внимание уделяет воспитанию, активизации научно-творческой деятельности, укреплению мотивации учения, духовно-нравственному развитию личности, формированию здорового образа жизни.
Научное руководство научных исследований курсантов, студентов, адъюнктов, представленных на Международных, Всероссийских, региональных конкурсах научных и творческих работ: 21 работа, получившая дипломы I, II, III степени; диплом Всероссийской олимпиады по психологии (II место); Диплом I степени (курсант) за лучшую работу в номинации по программам специалитета в рамках конкурса выпускных квалификационных (дипломных) работ по психологическому факультету (2022).- Научное руководство участия курсантов, студентов, адъюнктов, аспирантов с докладами и публикациями статей на Международной конференции «Ломоносов 2011, 2017, 2019, 2020, 2021, 2022, 2023, 2024» и др. Победители в номинации «За лучший доклад».
Председатель диссертационного совета 11.2.001.01 по специальности 5.3.4. - Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред, 5.3.9. – Юридическая психология, созданного на базе Академии ФСИН России.
Член диссертационного совета 33.2.014.03 по специальности 5.3.4. - Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред на базе НГПУ им. Минина.
Член диссертационного совета Д212.029.03, созданного на базе федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградский государственный университет» по научной специальности 09.00.11 - Социальная философия (2018-2022).
Член редколлегии журналов включенных в Перечень рецензируемых научных изданий, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией (ВАК) при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации: «Человек: преступление и наказание», «Научный поиск: личность, образование, культура». Член Научного Совета, заведующий лабораторией психологии одаренности Научного центра Российской академии образования на базе Волгоградского государственного университета (НЦ РАО ВолГУ); член Международного общества психофизиологов (International Organization of Psychophysiology - IOP); член Российского Психологического Общества.
Награждена:
Почетной грамотой Российской академии образования за внедрение в образовательный и воспитательный процессы новых технологий, форм и методов обучения, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности.
Благодарственным письмом и ценным подарком Волгоградской областной Думы за конкретный вклад в развитие науки Волгоградской области, выразившийся в научном руководстве студентов-победителей и призеров Всероссийской образовательной олимпиады нового формата «Я -профессионал».
Благодарностью министерства образования и молодежной политики Рязанской области за помощь в организации и проведении методической недели Рязанской области (2022).
Благодарственным письмом ректора Волгоградского государственного социально-педагогического университета за работу в качестве эксперта XXIII Региональной конференции молодых ученых и исследователей Волгоградской области по направлению «Педагогика и психология».
Научные публикации
Наиболее значимые публикации:
Черемисова И. В. Вторичная музыкальная личность в пространстве элитарного образования: эстетико-семиотический подход : монография. Ульяновск : Зебра, 2019. 235 с. ISBN 978-5-6043834-7-6.
Cheremisova, I. V. 2019, 'Semantics of Musical Text as a Key Condition for Development of Secondary Musical Personality', in SHS Web of Conferences The International Scientific and Practical Conference "Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences" (CILDIAH-2019) 23-28 April 2019, Volgograd, vol. 69, 00028, doi : 10.1051/shsconf/20196900028.
Cheremisova, I. V. 2018, 'A.R. Luria: Ideas and Prospects of Their Development in Pedagogical Psychology of the Twenty-first Century', in The Fifth International Luria Memorial Congress «Lurian Approach in International Psychological Science» (Ekaterinburg, 13-16 October 2017), vol. 4 (8), pp. 225-240, Knowledge E, KnE Life Sciences, Dubai, doi: 10.18502/kls.v4i8.3280;
Cheremisova, I. V. 2016, 'Development of Intelligence in Children with Neurological Diseases by Means of Music-to-color Synaesthesia. Aesthetic and Semiotic Approach', International Journal of Psychophysiology, vol. 108, p. 158, doi: 10.1016/j.ijpsycho.2016.07.455.
Черемисова (Курышева) И. В. Критерии и методы оценки музыкально-творческого развития личности обучающегося на этапе высшего образования // Российский психологический журнал. 2016. № 2. С. 115-124, doi: 10.21702/rpj.2016.2.9.
Cheremisova, I. V. 2020, 'Gender specificity of the subjective ideas about happiness of educational institution employees', European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, vol. 95, pp. 1082-1090, doi: 10.15405/epsbs.2020.11.03.114.
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ
Черемисова И.В., Фещук Ю.И. Особенности проявлений агрессивного поведения осужденных мужского пола различного социального статуса // Пенитенциарная наука. – 2023, том 17, № 4 ( 64). – С. 427-436.
Черемисова И.В. Особенности творческого развития школьников-подростков с девиантным поведением (научная статья Перечня ВАК № 1935 от 01.11.2022) Прикладная юридическая психология. – 2022. – № 3(60). – С. 66–74. DOI: 10.33463/2072-8336.
Черемисова И.В. Личностные характеристики как составляющие правового сознания студента вуза (научная статья Перечня ВАК № 2597 от 01.11.2022) Человек: преступление и наказание. 2022. Т. 30. № 4. С. 641-647.
Черемисова И.В., Паулкина Д.П. Психолого-педагогические условия превенции виктимного поведения курсантов в контексте обеспечения их виктимологической безопасности (на материале образовательных организаций ФСИН России) Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - № 7 (209). - 2022. – С. 420-424.
Черемисова, И. В. Коммуникативная культура курсантов - будущих офицеров как основа эстетического отношения к профессиональной деятельности / И. В. Черемисова // Пенитенциарная наука. – 2022. – Т. 16, № 4(60). – С. 450-458. – DOI 10.46741/2686-9764.2022.60.4.012.
Черемисова И.В. Индивидуально-психологические особенности потребителей рекламной продукции разного возраста // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 10 (200). c/ 483-486/DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p483-486
Черемисова И.В., Паулкина Д.П., Бурмистрова К.М. Развитие патриотизма курсантов образовательных организаций ФСИН России и его роль в обеспечении виктимологической безопасности // Инновации в образовании. - 2021. - № 2. С. 41-49.
Паулкина Д.П., Черемисова И.В. Ролевая виктимность курсантов образовательных организаций ФСИН России как психологическая проблема обеспечения виктимологической безопасности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 6 (196). С. 436-440.
Паулкина Д.П., Черемисова И.В. Влияние антиципационной состоятельности на виктимологическую безопасность личности курсанта образовательных организаций ФСИН России // Психология обучения. 2021. № 4. С. 62-69.
Воробьев С. М. Манипулирование сознанием потенциальной жертвы преступления средствами музыки в стиле «хорроркор рэп» / С. М. Воробьев, И. В. Черемисова // Прикладная юридическая психология. – 2021. – № 3(56). – С. 50–58. – DOI : 10.33463/2072-8336.2021.3(56).050-058.
Черемисова И.В., Скрипкина Т.П., Романов А.А. Актуальные психолого-педагогические и социально-психологические проблемы повышения квалификации сотрудников образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний // Человек: преступление и наказание. – 2020. – Т. 28(1–4), № 4. – С. 613–619. – DOI: 10.33463/2687-1238.2020.28(1-4).4.613-619.
Черемисова И.В., Гапонова С.А. Личностные факторы готовности обучающихся к профессиональной деятельности по оказанию помощи пострадавшим в экстремальной ситуации / И.В. Черемисова, С.А. Гапонова // Прикладная юридическая психология. – 2020. – № 1(50). – С. 30–35.
Паулкина Д.П., Черемисова И.В. Диагностика виктимных качеств курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний как основа обеспечения виктимологической безопасности Прикладная юридическая психология. – 2019. – № 4(49). – С. 50–55. DOI : 10.33463/2072-8336.2019.4(49).050-055.
Тришина Н.Т., Черемисова И.В. Исследование индивидуально-психологических характеристик экспертов-психологов с различными стратегиями совладающего поведения // Гуманизация образования. 2019. № 4. - с. 30-42.