-
Ученая степеньдоктор педагогических наук
-
Ученое званиепрофессор
-
Научное направлениеПедагогические науки
-
РегионРоссия / Свердловская область
В 1975 году Галина Дмитриевна окончила физический факультет Свердловского государственного педагогического института по специальности «Физика», получив квалификацию «Учитель физики средней школы». После окончания института работала учителем физики средней школы в пос. Комсомольский Талицкого района Свердловской области; методистом на подготовительных курсах Уральского лесотехнического института; ассистентом, старшим преподавателем в Свердловском государственном педагогическом институте. Ученая степень кандидата педагогических наук присуждена диссертационным советом Челябинского государственного педагогического института в 1987 году. Диссертационное исследование было выполнено под руководством кандидата педагогических наук, доцента Н.Н. Тулькибаевой (ныне доктор педагогических наук, профессор). В РГППУ Галина Дмитриевна работает с 1991 года в должности старшего преподавателя, доцента, а после защиты докторской диссертации профессора кафедры общей физики. С 2002 по 2007 год заведовала кафедрой педагогики РГППУ. Ученая степень доктора педагогических наук присуждена в 1997 году. Научный консультант – доктор педагогических наук, профессор М.А. Галагузова. Ученое звание доцента по кафедре общей физики присвоено в 1993 году, ученое звание профессора присвоено в 1999 году. Большое внимание на формирование педагогического мировоззрения Галины Дмитриевны оказали, прежде всего, родители и близкие родственники. Мать, Бухарова Е.М., проработала в системе образования 50 лет. Старшие братья и сестры матери (5 человек) – учителя. Единственная сестра отца, Бухарова Д.Х., была учителем начальной школы – Красноперова Н.Х. Общий педагогический стаж семьи составляет более 500 лет. Кроме того, серьезное влияние оказали учитель физики З.А. Ситларов, учительница литературы А.У. Лодыгина и учительница химии В.Н. Вепрева. Из ученых-педагогов, преподавателей Свердловского государственного педагогического института, особо следует отметить Т.Н. Шамало, Ю.Н. Маркова, И.Г. Пустильника, П.Н. Аронову, Т.Д. Рязанову, Л.Д. Ворончихина. Г.Д. Бухарова – ответственный редактор сборников научных трудов «Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции», в которых сделана одна из первых попыток осмысления категориально-понятийного аппарата профессиональной педагогики и образования (Екатеринбург, 2003-2006. 4 вып. 70,3 п.л.); «Теория и практика профессионального образования: педагогический поиск», где рассматриваются различные подходы к решению задач профессионального образования (Екатеринбург, 2002-2005. 8 вып. 9 ч.; более 120,0 п.л.). Под научной редакцией Галины Дмитриевны вышло 3 монографии и 17 сборников научных трудов, опубликовано более 30 учебных и методических пособий. Галина Дмитриевна неоднократно принимала участие с докладами на Всероссийских и Международных научно-практических конференциях. Большое внимание Г.Д. Бухарова уделяет подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации. Под ее руководством успешно защищены и утверждены ВАК Министерства образования и науки РФ 1 докторская диссертация, 45 кандидатских диссертаций аспирантов и соискателей. С 1993 года она является ученым секретарем диссертационного совета Д 212.284.01 по защитам диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальностям 13.00.01, 13.00.02 и 13.00.08. За истекший период на заседаниях диссертационного совета успешно защищено более 294 докторских и кандидатских диссертаций. Также Галина Дмитриевна является членом диссертационного совета Д 212.283.03 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук при Уральском государственном педагогическом университете. В настоящее время консультирует 3 докторантов и 7 аспирантов. Принимает активное участие в общественной жизни университета, города и области: Галина Дмитриевна член Ученого совета факультета психологии, член ГЭК. Систематически проводит работу с преподавателями колледжей, в частности в Екатеринбургском колледже физической культуры, Уральском технологическом колледже, Кемеровском профессионально-педагогическом колледже, Каменск-Уральском политехническом колледже, Асбестовском экономическом колледже, профессиональном училище № 66 г. Екатеринбурга. Является руководителем научно-методических семинаров в данных учебных заведениях. Под ее научным руководством в Уральском технологическом колледже успешно функционирует научная лаборатория проблем модернизации профессионального образования, которая занимается координацией научной и научно-методической работы педагогов колледжа, мониторингом достижений современной педагогической науки и их внедрением в педагогическую практику. Г.Д. Бухарова награждена Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации (2002 г.), нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2004 г.), медалью Международной академии наук о природе и обществе «За заслуги в деле возрождения науки и экономики России» и почетными грамотами. Читала лекции по курсу общей физики. Сейчас читает лекционные курсы по ряду педагогических дисциплин, в частности «Системы образования», «Система профессионального образования Российской Федерации», «Общая и профессиональная педагогика», «История образования и педагогической мысли» и др.
Научные публикации
Результаты научной работы отражены в 232 публикациях. Наиболее важными из них являются следующие:
Теоретико-методологические основы обучения решению задач студентов вуза: Моногр. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1995. 136 с. (10,0 п.л.).
Решение задач по физике: Психолого-методический аспект: Кн. для учителей школ, преподавателей ПТУ, учащихся и студентов вузов. Челябинск, 1995. 119 с. (7,5 п.л., в соавт.).
Методика преподавания молекулярной физики и термодинамики: Книга для учителя». Екатеринбург: Изд-во УрО РАО, 2004. 218 с. (14,2 п.л.).
Методика преподавания электрических и магнитных явлений: Книга для учителя. Екатеринбург: Изд-во УрО РАО, 2004.244 с. (16,8 п.л.).
Педагогический поиск в области профессионально-педагогического образования: Кн. для докторантов, аспирантов, соискателей и научных работников. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2002–2007).
Общая и профессиональная педагогика». Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2004. 298 с. (20,5 п.л., в соавт.) ( с грифом УМО по ППО).
Системы образования зарубежных стран: национальные особенности и направления развития. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2004. 354 с. (22,4 п.л.).
Сборник задач и программированных заданий по теоретическим основам теплотехники: В 2-х ч. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2001–2003. Ч. 1. 182 с.; Ч. 2. 137 с.
Здоровьесберегающая педагогика: истоки и перспективы развития / Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2005. 150 с.( 9,5 п.л., в соавт.). Электронное пособие к учебнику физики 10 класса. М.-Челябинск, 2003, в соавт.).