Бражник Лариса Владимировна
  1. Ученая степень
    доктор искусствоведения
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Научное направление
    Искусствоведение
  4. Регион
    Россия / Республика Татарстан

Бражник Лариса Владимировна – доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой теории и истории музыки Казанской государственной консерватории (академии) им. Н.Г. Жиганова, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан.

Закончила теоретико-композиторский факультет Казанской консерватории и аспирантуру Всесоюзного научно-исследовательского института искусствознания (г. Москва).

Л.В.Бражник принадлежит к числу ведущих преподавателей музыкально-теоретических дисциплин в Казанской государственной консерватории. Она является автором всех читаемых ею курсов и практических дисциплин, в числе которых курсы «Теория ангемитоники», «Методика преподавания гармонии и теории музыки», «Методика преподавания сольфеджио» и др. Класс специальности Л.В. Бражник окончили более 50 выпускников-музыковедов, ею подготовлены в качестве научного руководителя два кандидата искусствоведения. Для читаемых курсов Л.В. Бражник создала учебно-методические работы, среди которых: Пентаккорды как явление модальной гармонии в произведениях татарских композиторов: Лекции по курсу «Гармония». Казань, 1992, – 3 п.л.; Пентатоника в венгерском сольфеджио: Учебно-методическое пособие по курсу методики преподавания сольфеджио. Казань, 1993. – 2,75 п.л.; Ангемитоника. Курс сольфеджио на основе музыки народов Среднего Поволжья. Ч. I. Вокальная мелодика композиторов Среднего Поволжья: Учебно-методическое пособие. Казань, 1996. – 78 с.

Кроме того, Л.В.Бражник – автор (в соавторстве) целого ряда учебников и учебно-методических пособий по сольфеджио для начального, среднего и высшего звеньев музыкального образования на основе татарской, башкирской, чувашской, мордовской, удмуртской традиционной и композиторской музыки.

Основной сферой научных интересов Л.В.Бражник являются теоретические проблемы музыкального языка композиторов Среднего Поволжья и Приуралья – мелодика, гармония, полифония, форма. На основе изучения композиторской и традиционной музыки региона (с привлечением множества образцов русской и зарубежной музыки) ею разработана теория ангемитоники как системы бесполутоновых ладов разного ступенного состава (в том числе многоступенных). По этой теме Л.В. Бражник защитила в 2003 г. в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского докторскую диссертацию.

В числе научных публикаций Л.В. Бражник: Ангемитоника в модальных и тональных системах: на примере музыки тюркских и финно-угорских народов Поволжья и Приуралья (монография). Казань, 2002. – 17,75 п.л.; Феномен модального многоголосия в хоровых произведениях Султана Габяши // Султан Габяши: Материалы и исследования. Казань, 2000. – 1,3 п.л.; Формирование нового стиля татарской музыки в творчестве Салиха Сайдашева // Век Салиха Сайдашева. Казань, 2000. – 0,8 п.л.; Национальный музыкальный стиль в операх Назиба Жиганова (На примере ладотональных принципов развития мелодики и гармонии) // Назиб Жиганов: Контексты творчества. Казань, 2001. – 1 п.л.; Ангемитоника как принцип мелодического мышления народов Среднего Поволжья // М.Е. Тараканов: Человек и фоносфера. С-Пб., 2003. – 0,3 п.л.

Л.В.Бражник является членом диссертационного совета К 210.027.01 по присуждению ученой степени кандидата искусствоведения при Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова и членом диссертационного совета Д 212.117.10 по присуждению ученой степени доктора культурологии и искусствоведения по специальности 24.00.01 – теория и история культуры при Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарёва.