-
Ученая степеньДоктор педагогических наук
-
Ученое званиеПрофессор
-
Член-корреспондент Российской Академии Естествознания
-
Научное направлениеПедагогические науки
-
РегионРоссия / Волгоградская область
Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики, психологии и социальной работы Волгоградского государственного университета. Директор Научного центра Российской академии образования на базе Волгоградского государственного университета (НЦ РАО ВолГУ).
Родился 28 июля 1958 г. в г. Николаевске Волгоградской области.
Окончил с отличием в 1981 г. Волгоградский государственный педагогический институт им. А.С. Серафимовича по специальности «Учитель физики и математики».
В октябре 1994 г. защитил кандидатскую диссертацию «Воспитание профессионально-трудовой направленности учащихся старших классов гимназии» по специальности 13.00.01 — «Теория и история педагогики», в ноябре 2001 г. — докторскую диссертацию «Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования» по специальности 13.00.08 — «Теория и методика профессионального образования».
Области научных интересов: методология педагогического исследования, профессиональное образование, теория и методика воспитания, инновационные процессы в образовании.
В 1975-76 гг. — учитель физики Дворянской, а в 1981-85 гг. — Терновской средней школы Камышинского р-на Волгоградской области, в 1988-93 гг. — директор средней школы № 135 г. Волгограда, реорганизованной затем в Волгоградскую городскую гимназию. С 1985 по 1988 и с 1993 по 2001 г. — ассистент, аспирант, ст. преподаватель, доцент, докторант кафедры педагогики ВГПУ. С декабря 2001 г. по январь 2017 г. — профессор кафедры педагогики ВГПУ/ВГСПУ. С февраля 2017 г. по настоящее время — советник при ректорате по стратегическому развитию университете, проректор по воспитательной работе и молодежной политике, профессор кафедры педагогики, психологии и социальной работы Волгоградского государственного университета. С 1994 по 2021 гг. сотрудничал в качестве доцента, профессора и заведующего кафедрой с Волгоградской государственной академией повышения квалификации и переподготовки работников образования (сейчас - Волгоградской академией последипломного образования).
Организовал службу классных воспитателей и программу дополнительного образования в гимназии (свыше 15 кружков, клубов и секций). Разработал программу развития гимназии, авторские программы профориентации и педагогического класса школы. В качестве автора и редактора издал более 50 сборников учебных, методических и исследовательских материалов. Разработал программы учебных курсов и методические материалы к ним. Для системы повышения квалификации работников образования разработал авторские курсы «Технологии современного воспитания», «Технологическое мастерство педагога», «Воспитательная система развивающейся школы», «Управление развитием педагогического коллектива», «Основы исследовательской деятельности и моделирование образовательных систем», «Модерация и консалтинг в сфере инновационного развития образовательных систем», «Методология и методика гуманитарно-целостных педагогических исследований в образовании» и др.
Исследовал пути эффективности курсовой переподготовки руководителей и педагогов образовательных учреждений. В качестве эксперта был приглашен британской стороной в российско-британский проект по подготовке руководителей школ к инновационной деятельности (1995-1999 гг.) Участник других международных образовательных проектов совместно с Великобританией, Германией, США, Сербией.
Консультирует органы управления образованием, образовательные учреждения и педагогов по вопросам инновационной деятельности и воспитания, проводит проектные семинары. Руководит научно-исследовательской работой докторантов, аспирантов и соискателей, магистрантов и студентов. Под его руководством защищено 36 кандидатов и 7 докторов педагогических наук.
Имеет более 500 публикаций по проблемам педагогики, в т.ч. более 30 учебников, учебных и учебно-методических пособий (5 из них переизданы до 4 раз). Среди них такие пособия, как «Классный воспитатель», «Основы педагогики», «Профессиональное воспитание студентов вуза», «Воспитательная деятельность педагога» (в соавт.), «Диагностическая деятельность педагога», «Педагогика» (в соавт.), «Методология и методы психолого-педагогических исследований» (в соавт.), «Этическое воспитание», монографии «Пространство воспитания образ бытия» и «В пространстве воспитательной деятельности», «Педагог в пространствах современного воспитания».
Действительный член Международной академии наук педагогического образования, Международной славянской академии образования им. Я.А. Коменского, Академии информатизации образования, член редколлегий ряда отечественных и зарубежных изданий.
Награжден Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР (1979 г.), значком Министерства образования Российской Федерации «Отличник народного просвещения» (1993 г.), знаком Министерства образования и науки РФ «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2007 г.), Почетной грамотой Российской академии образования (2020 г.), лауреат Общенациональной премии «Профессор года» Российского профессорского собрания (2022 г.).
Научные публикации
Борытко Н.М. Экспертиза процесса переподготовки руководителей образовательных учреждений (на материале российско-британского проекта) / Н.М. Борытко // Переподготовка управленческих кадров по программе «Менеджер образования»: сб. материалов по итогам российско-британского проекта. — Волгоград, 1998. — С. 52 – 68.
Борытко Н.М. Досуг как сфера воспитания / Н.М. Борытко // Культура. Искусство. Образование: проблемы, перспективы развития: Материалы междунар. науч. -практич. конф. , (Смоленск 16–19 дек. 1998). Смоленск, 1998. — С. 101–109.
Борытко Н.М. Технологизация работы классного руководителя / Н.М. Борытко // Инновационная деятельность в образовательных учреждениях г. — Волгограда: на пути к педагогике личности: Тез. докл. гор. науч. -практ. конф. — Волгоград, 14 мая 1999 г. — Волгоград, 2000. — С. 78 88.
Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия : монография / Н.М. Борытко. — Волгоград, 2000. 225 с.
Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности : монография / Н.М. Борытко. — Волгоград, 2001. 180 с.
Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания : монография / Н.М. Борытко. — Волгоград, 2001. 214 с.
Борытко Н.М. Позиция педагога в воспитательном взаимодействии / Н.М. Борытко // Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры: Материалы обл. нач.-практич. конф. педагогов дополн. образования детей, Волгоград, 29 мая 2001 г. / Под. ред. Н.М. Борытко, А. Н. Кузибецкого. — Волгоград, изд-во ВГИПК РО, 2002. — С. 3–13.
Борытко Н.М. Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока : монография / Н.М. Борытко, О.А. Мацкайлова; науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2002. 131 с.
Борытко Н.М. Моделирование педагогического процесса: целостный подход / Н.М. Борытко // Педагогический альманах: Науч. -практич. журнал Приднестровского НОЦ ЮО РАО. — Тирасполь, 2002. № 3–4. — С. 130 – 139.
Борытко Н.М. Субъектность педагога в воспитательной деятельности / Н.М. Борытко // Психолого-педагогические исследования субъекта деятельности. — Казань, 2004. — С. 38–52.
Борытко Н.М. Воспитание как гуманитарная образовательная практика / Н.М. Борытко // Инновационные образовательные технологии: Ежеквартальный научный, производственно-практический журнал / Минский ин-т управления. — Минск, 2005 . №2. — С. 43–50.
Borytko N.M. Humanističke osnove tehnologizacije profesionalnog obrazovanja pedagoga (Гуманитарные основания технологизации профессиональной подготовки педагога / Н.М. Борытко) // Pedagogija: Časipis foruma pedagoga Serbie i Grne Gore . GOD. LX, str. 143–299. Beograd, 2005. #2. Str. 201–211. (Педагогика: издается Форумом педагогов Сербии и Черногории). Белград, 2005. №2. — С. 201–211).
Borytko N.M. Values and education: Russian perspective (Ценности и образование: взгляд из России / Н.М. Борытко) // Зборник института за педагошка истраживаньа (Београд). Година XXXVII. Броj 2. Децембар 2005. 35–56. [Журнал института педагогических исследований (Белград, Сербия и Черногория). XXXVII. №2. Декабрь, 2005. — С. 35–56.]
Борытко Н.М. Этическое воспитание: гуманитарно-целостный подход / Н.М. Борытко // Культура поведения в парадигме педагогики ненасилия: Сб. науч. статей по проблемам педагогики ненасилия: Материалы XXVII Всерос. науч.-практич. конф. (С.-Пб, 20 апр. 2006 г.) / Под ред. А.Г. Козловой и др. — С.-Пб., 2006. — С. 11–15.
Борытко Н.М. Моделирование в психолого-педагогических исследованиях / Н.М. Борытко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер. Педагогические науки. 2006. № 1 (14). — С. 11–15.
Borytko N.M. Three aspects of learning [Три аспекта учения — на англ. и сербском языках / Н.М. Борытко] // Quality and Efficiency of Teaching in Learning Society: Abstracts. 15-16 October 2009. Belgrade. 2009. P. 8, 148.
Борытко Н.М. Воспитание школьников в условиях профильного обучения: гуманитарно-целостный подход / Н.М. Борытко // Известия кафедры педагогики Педагогического института Южного федерального университета. — Вып. 2: «Концептосфера и культурные практики духовно-нравственного воспитания в школе и вузе». — Ростов н/Д, 2010. — С. 191–197.
Борытко Н.М. Подготовка педагога-воспитателя в системе непрерывного образования: гуманитарно-целостный подход / Н.М. Борытко // Непрерывное педагогическое образование. Научная школа Н.К. Сергеева : сб. науч. тр. / науч. ред. Н.К. Сергеев, сост. и отв. ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Перемена, 2011. — С. 138–154.
Борытко Н.М. Основы педагогики : программа и методические рекомендации по допрофессиональному образованию в 8-11 классах / Н.М. Борытко, Н.М. Слесаренко, Н.Б. Никифорова, З.С. Силкина; отв. ред. Н. М. Борытко; науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 1994. 78 с.
Борытко Н.М. Классный воспитатель : учеб. -метод. пособие / Н.М. Борытко, Н.М. Слесаренко; под. ред. Н. К. Сергеева. — Волгоград: Перемена, 1995. 56 с.
Борытко Н.М. Учебный план: школьный компонент : учеб. метод. пособие / Н.М. Борытко, А. Н. Кузибецкий; под. ред. Н. К. Сергеева. — Волгоград: Перемена, 1995. (Сер. «Методическая библиотечка новационной школы»). 96 с.
Борытко Н.М. Самостоятельная работа студентов в системе многоуровневого педагогического образования / Н.М. Борытко // Педагогика в системе многоуровневого педагогического образования. Ч. I. Введение в педагогическую профессию: Программа и методические материалы / Под ред. Е. И. Сахарчук. — Волгоград, 1996. — С. 33-43.
Борытко Н.М. Разработка и экспертиза авторских учебных программ : учеб. метод. пособие / Н.М. Борытко, А. Н. Кузибецкий; под. ред. В. В. Серикова. — Волгоград: Перемена, 1996. (Сер. «Методическая библиотечка новационной школы». Вып. 2). 96 с.
Борытко Н.М. Самостоятельная работа студента // Педагогика в системе многоуровневого образования. Часть 1. Введение в педагогическую профессию: Программа и методические материалы / Сост. : Ф. К. Савина, Н. М. Борытко, О. Г. Нагибина и др. — Волгоград, 1998. 58 с. — С. 7–18.
Борытко Н.М. Культурологические аспекты инновационных изменений (опыт проектной деятельности в консультировании) / Н.М. Борытко // Консультирование в области образования. Часть III: Науч. -методич. пособие. — СПб. , 2000. — С. 7–46.
Борытко Н.М. Дипломная работа по педагогике : метод. разраб. для студ. пед. вузов / Н.М. Борытко А. А. Глебов, Е. И. Сахарчук, М. Ю. Хрущева. — Волгоград: Перемена, 2000. 56 с.
Борытко Н.М. Теория и методика воспитания: семинарско-практ. занятия : учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений и системы повышения квалификации работников образования / Н.М. Борытко; науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Изд-во ВГИПКРО; Изд-во «Учитель», 2002. 60 с.
Борытко Н.М. Культурологические аспекты инновационных изменений: опыт проектной деятельности в консультировании / Н.М. Борытко // Воспитательная работа в школе. — М. : Народное образование, 2003. № 3. — С. 95–108.
Борытко Н.М. Гуманитарные аспекты преподавания математики в школе : программа элективного курса для студентов педагогических специальностей вузов / Н.М. Борытко, Т.К. Смыковская, С.С. Бакулевская; под ред. Н. К. Сергеева. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2003. 24 с.
Борытко Н.М. Практикум по курсу «Педагогика» : сб. семинарских занятий / Н.М. Борытко; под ред. Н. К. Сергеева. — Волгоград: Перемена, 2003. — С. 50–66, 97–127, 139–156.
Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза : учеб-методич. пособие / Н.М. Борытко; науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. 120 с.
Борытко Н.М. Воспитательная деятельность педагога / И. А. Колесникова, Н.М. Борытко, С. Д. Поляков, Н. Л. Селиванова; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. — М. : Академия, 2005. 336 с.
Борытко Н.М. Проблемы школьного воспитания в условиях перехода к профильному обучению / Н.М. Борытко // Модернизация системы образования в регионе: потенциал повышения квалификации и переподготовки работников образовательных учреждений : мат-лы регион. науч. -практ. конф. , посв. 71-й годовщине ВГИПК РО (Волгоград, 17–18 мая 2005 г. : В 2 ч. — Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2005. Ч. 1. — С. 29–41.
Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: гуманитарно-целостный подход // Учебник для студ. и магистрантов пед. вузов: В 2 ч. / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. — Ч. 1 — 120 с.
Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: гуманитарно-целостный подход : учебник для студ. и магистрантов пед. вузов: В 2 ч. / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. — Ч. 2 — 128 с.
Борытко Н.М. Педагогика современного школьного праздника / Н.М. Борытко // Совместные праздники для школьников и родителей. — М.: Глобус, 2006. — С. 5–22.
Борытко Н.М. Этическое воспитание : учебное пособие по спецкурсу / Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 32 с.
Борытко Н.М. Система профессионального воспитания в вузе : учеб.-метод. пособие / Н.М. Борытко; под ред. Н.К. Сергеева. — М.: АПКиППРО, 2005. 120 с.
Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко; под ред. В.А. Сластенина и И.А.Колесниковой. — М.: Академия, 2006. — 288 с.
Борытко Н.М. Введение в педагогическую деятельность : учебник для студ. пед. вузов / Н.М. Борытко, А.М. Байбаков, И.А. Соловцова; Под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 40 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 1).
Борытко Н.М. Педагогические технологии : учебник для студ. пед. вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; Под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 59 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 2).
Борытко Н.М. Общие основы педагогики : учебник для студ. пед. вузов / И.А. Соловцова, Н.М. Борытко; Под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 60 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 3).
Борытко Н.М. Управление образовательными системами : учебник для студ. пед. вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова; Под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 48 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 4).
Борытко Н.М. Теория обучения : учебник для студ. пед. вузов / Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 72 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 5).
Борытко Н.М. Нормативно-правовое обеспечение образования : учебник для студ. пед. вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова; Под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 32 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 6).
Борытко Н.М. Теория и методика воспитания : учебник для студ. пед. вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 98 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 7).
Борытко Н.М. Социальная педагогика : учебник для студ. пед. вузов / И.А. Соловцова, Н.М. Борытко; под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 98 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 8).
Борытко Н.М. Введение в педагогику толерантности : учеб. пособ. для студ. пед. вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 98 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 9).
Борытко Н.М. Методология психолого-педагогических исследований : учебник для магистрантов и студ. пед. вузов / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; Под ред. Н.М. Борытко. Изд. 2-е, испр. и доп. — Волго-град: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 284 с.
Борытко Н.М. Концепция профессионального воспитания студентов в системе непрерывного педагогического образования. — Волгоград: Перемена, 2006. — 20 с.
Борытко Н.М. Воспитание студентов в системе непрерывного педагогического образования / Н.М. Борытко, Н.К. Сергеев // Воспитательная деятельность в вузе: концепция, технологии, организация: учеб.-метод. пособие / под ред. Н. К. Сергеева. — Волгоград: Перемена, 2006.
Борытко Н.М. Как разработать воспитательную систему образовательного учреждения / Н.М. Борытко // Воспитательная работа в школе. — 2006. — №6
Борытко Н.М. Этическое воспитание в русской культурно-православной традиции / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова // Под сводами православной культуры: Сб. науч. и методич. статей. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. — С. 151–177.
Борытко Н.М. Воспитательная деятельность педагога / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. 2-е изд. — М.: Академия, 2006. — 333 с.
Борытко Н.М. Воспитательная работа в образовательном учреждении: документы и материалы / Н.М. Борытко, А.Н. Кузибецкий, Е.Ю. Ткачева, Н.В. Фролова; под ред. проф. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2007. — 40 с. (Прил. к журналу «Учебный год». № 61. Сер. «Воспитание». Вып. 1)
Борытко Н.М. Педагогика: учебник для ст-тов пед. специальностей вузов: в 2 ч. / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; под. ред. Н.М. Борытко. — Волгоград, ТЦ «Оптим», 2007. — Ч. 1. — 256 с.
Борытко Н.М. Педагогика: учебник для ст-тов пед. специальностей вузов: в 2 ч. / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; под. ред. Н.М. Борытко. — Волгоград, ТЦ «Оптим», 2007. — Ч. 2. — 216 с.
Борытко Н.М. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. — М. : Издательский центр «Академия», 2007. — 496 с.
Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, А. В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н. М. Борытко. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 320 с.
Борытко Н.М. Воспитательная деятельность педагога / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. 3-е изд. — М.: Академия, 2007. — 333 с.
Борытко Н.М. Опыт реализации гуманитарного подхода в профильном обучении / Н.М. Борытко // Творческая педагогика. — Алматы, 2007. — №1(30). — С. 12–29.
Борытко Н.М. Система профессионального воспитания в вузе : учеб.-метод. пособие / Н.М. Борытко; под ред. Н.К.Сергеева. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Волгоград: ТЦ Оптим, 2006. 120 с.
Борытко Н.М. Современный урок: система, процесс, деятельность : учеб. пособие по спецкурсу для слушателей системы повышения квалификации работников образования, магистрантов и аспирантов педагогических вузов / Н. М. Борытко. — Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006. — 128 с.
Борытко Н.М. Воспитательная деятельность педагога / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. 4-е изд. — М.: Академия, 2008. — 336 с.
Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко; под ред. В.А. Сластенина и И.А.Колесниковой. 2-е изд. — М.: Академия, 2008. — 288 с.
Борытко Н.М. Тебе, вожатый! : учебно-методическое пособие по организации отдыха детей и молодежи / Л.Б. Камышева, Н.М. Борытко; под ред. Н.М. Борытко; Комитет по делам молодежи администрации Волгоградской области; ГОУ ДПО «Волгоградский институт молодежной политики и социальной работы»; Волгоградская региональная общественная организация «Созвездие талантов». — Волгоград: ПринТерра, 2009. — 232 с.
Борытко Н.М. Тебе, вожатик! : учебно-методическое пособие по организации отдыха детей и молодежи / Л.Б. Камышева, Н.М. Борытко; под ред. Н.М. Борытко; Волгоградская региональная общественная организация «Созвездие талантов». 2-е изд., перераб. — Волгоград: ПринТерра, 2009. — 228 с.
Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений; 2-е изд. / Н.М. Борытко, А. В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н. М. Борытко. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 320 с.
Борытко Н.М. Классный воспитатель / Н.М. Борытко // Творческая педагогика: науч.-методич. журнал. — Алматы, 2008. — №2(35). — С.72–87.
Борытко Н.М. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений; 2-е изд. / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. — М. : Издательский центр «Академия», 2009. — 496 с.
Борытко Н.М. Проблемы перехода школы к профильному обучению / Н.М. Борытко // Актуальнi проблеми розвитку особистостi в системi дошкiльноï та загальноï освiты : матер. Всеукраïнськоï науково-методичноï конференцiï (21–22 жовтня 2010 р., м. Вiнниця). — Вiнниця, 2010. — 38–48.
Спутник вожатого: учебно-методич. пособие / сост. Л.Б. Камышева, Н.М. Борытко, Е.Ю. Спиренкова; под. ред. Н.М. Борытко; Комитет по делам молодежи Администрации Волгоградской области; ГОУ ДПО ВИМПСР; ВРОДО «Созвездие талантов». — Волгоград : Т-Пресс, 2011. — 176 с.
Спутник вожатого: учебно-методич. пособие / сост.Л.Б. Камышева, Н.М. Борытко, Е.Ю. Комиссарова; под. ред. Н.М. Борытко; Комитет по делам молодежи Администрации Волгоградской области; ГОУ ДПО ВИМПСР; ВРОДО «Созвездие талантов». 2-е изд, испр. и доп. — Волгоград : Т-Пресс, 2013. — 166 с. [тираж 1000 экз.]
ФГОС общего образования: подготовка руководителей к управлению введением и реализациейв образовательных учреждениях : учеб. пособие / Н.М. Борытко, А.П. Вехова, А.Н. Кузибецкий и др., всего 12 авторов / под ред. А.Н. Кузибецкого. — Волгоград: Изд-во ВГАПКиПРО, 2013. — 256 с. (С. 89-107).
Борытко Н.М. Соотношение цели и результата в анализе и проектировании педагогической деятельности // Грани познания. 2014. № 6 (33). С. 24-26.
Борытко Н.М. Воспитание человека: гуманитарная парадигма образования // Грани познания. 2014. № 3 (30). С. 11-14.
Борытко Н.М., Сергеев Н.К., Мацкайлова О.А. Субъектность как гуманитарный ориентир профессионального воспитания студента // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2014. № 1. С. 19-24.
Борытко Н.М., Джилиа Ф.А. Образовательный ресурсный центр как средство методической поддержки учителей в Эритрее // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 946.
Борытко Н.М., Комлев А.В. Факторы и условия формирования ответственности младшего подростка // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 698.
Борытко Н.М., Ширяева К. Современные требования к профессиональной подготовке будущего специалиста аграрного сектора как основание для применения компетентностного подхода в образовании // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 9 (94). С. 90-95.
Сергеев Н.К., Борытко Н.М. Концепция и технологии подготовки учителя-воспитателя в системе непрерывного педагогического образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 9 (94). С. 31-39.
Борытко Н.М., Куликов И.В. Особенности и принципы последипломной подготовки IT-специалиста в условиях корпоративного образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 6 (91). С. 37-42.
Борытко Н.М., Мизова М.Х. Составляющие гуманитарной стратегии управления образовательной системой школы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 6 (101). С. 87-94.
Борытко Н.М. Понимание результата как исходный пункт конструирования образовательной системы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 5 (100). С. 4-8.
Сергеев Н.К., Борытко Н.М. Воспитание гражданской позиции // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 3 (98). С. 16-22.
Борытко Н.М. Антропологическое понимание педагогической ситуации в структуре образовательного процесса // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 2 (97). С. 11-15.
Борытко Н.М. Воспитание человека: "иметь" или "быть"? // Эйдос. 2015. № 1. С. 16.
Борытко Н.М. Образование как социокультурная инновация // Народное образование. 2015. № 8 (1451). С. 32-37.
Борытко Н.М., Кузибецкий А.Н. Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы : Методическое пособие / Волгоград, 2015. Сер. Апробация и пропедевтика профессионального стандарта "Педагог"
Борытко Н.М. Метод проектов в последипломном обучении педагогов воспитательной работе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 5 (109). С. 50-54.
Борытко Н.М. Допрофессиональное образование старшеклассника в системе его профессионально-личностного самоопределения // Непрерывное образование учителя: теория и практика / Сергеев Н.К., Сериков В.В., Белозерцев Е.П. и др. : Коллективная монография. Волгоградский государственный социально-педагогический университет. Волгоград, 2016. С. 100-119.
Палаткина Г.В., Тетерский С.В., Борытко Н.М. и др. Технологии педагогического дизайна. Астрахань, 2022.
Палаткина Г.В., Трещев А.М., Борытко Н.М. и др. Теоретические основы педагогического дизайна. Астрахань, 2022.