-
Ученая степеньдоктор педагогических наук, профессор
-
Ученое званиеакадемик РАО
-
Научное направлениеПедагогические науки
-
РегионРоссия / Ростовская область
В 1992 году – избрана членом-корреспондентом, а в 2001 году – действительным членом Российской академии образования по настоящее время.
Е.В. Бондаревская является руководителем признанной и широко известной в стране научной школы, деятельность которой направлена на разработку теории и практики личностно – ориентированного образования культурологического типа, фундаментальным ядром которой является воспитание гражданина, человека культуры и нравственности. Фундаментальность исследований, проводимых Е.В. Бондаревской, сочетается с их практической направленностью, научным обеспечением процессов реформирования образования, организацией опытно-экспериментальной работы, научно – методической поддержкой инновационных процессов в образовании.
За активное участие в организации инновационной деятельности, руководство разработкой и реализацией региональных инновационных образовательных программ и проектов, обучение учителей, руководителей образовательных учреждений в 1996 г. ей было присуждено звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».
Исследования, проводимые Е.В. Бондаревской и ее учениками по проблеме «Духовно-нравственное воспитание – основа качества человека в современной России» поддерживаются Российским гуманитарным фондом (в течение последних лет научный коллектив, руководимый Е. В. Бондаревской, получил 8 грантов РГНФ). В 2010 году научная школа, возглавляемая академиком РАО Е.В. Бондаревской, получила президентский грант РФ на поддержку ведущих научных школ.
Научная школа академика Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного учителя РФ, почетного профессора РГПУ И ВГПУ, иностранного члена АПН Украины, лауреата премии правительства РФ в области образования Бондаревской Евгении Васильевны
Академик РАО Е.В. Бондаревская в течение 34 лет была заведующим кафедрой педагогики РГПУ, ныне Педагогического института Южного федерального университета. За это время ею создана широко известная научно-педагогическая школа, вырастившая 40 докторов и более 250 кандидатов педагогических наук, в работах которых исследуются проблемы гуманистического воспитания и личностно-ориентированного образования учащихся и студентов, развивается новое направление гуманистической педагогики – педагогика личности. Возможность разработки педагогики личности возникла благодаря тому, что научная школа Е.В. Бондаревской на всех этапах развития осуществляла свою деятельность в тесном сотрудничестве с образовательными учреждениями, учителями, органами управления образования. Фундаментальность исследования всегда сочеталась с их практической направленностью, научным обеспечением процессов реформирования образования, поддержкой инновационных процессов, организацией широкомасштабной опытно-экспериментальной работы, в образовательных учреждениях, региона.
Конкретный теоретический вклад научной школы Е.В. Бондаревской в развитие современной педагогической науки, образования и теории воспитания определяется следующими результатами:
•создана концепция личностно-ориентированного образования культурологического типа, осуществлено его методологическое обоснование, показано, что личностно-ориентированное образование представляет собой наукоемкую педагогическую технологию, реализующую фундаментальные философские, психологические, педагогические идеи о человеке и процессах его индивидуально-личностного развития в культуре, об образовании как человекообразующем, культуротворческом, самоорганизующемся, смыслопорождающем процессе, о воспитании как педагогической поддержке, об образовательном пространстве как проекции мира детства и др.;
•разработана теория личностно-ориентированного образования, компонентами которой являются: обоснование целей проектируемого образования в образе человека культуры; определение системы принципов, обеспечивающих личностную направленность образования, моделирование содержания и технологий личностно-ориентированного образования, а также способов организации единого образовательно пространства, создающего условия для личностного развития учащихся; в качестве механизмов интеграции образовательных учреждений в единое образовательное пространство выступают образовательная политика, тип образования и педагогическая культура школы и социума, учителей и родителей;
•обоснована концепция личностно-ориентированного воспитания, смысловым ядром которой выступает ориентация на воспитание гражданина, человека культуры и нравственности, на смыслопорождающие и охранительно-защитные функции воспитания;
•личностно-ориентированное воспитание представлено как целостная гуманитарная технология открытого типа, способная влиять на становление человека, общества, культуры, как педагогический механизм социального развития;
•определены основы теории гуманистической педагогической культуры как сущностной характеристики личностно-ориентированного учителя, школы и социума;
•осуществлено проектирование личностно-ориентированных вариативных образовательных систем, описаны стратегии их развития;
•раскрыты методологические и культурологические основания развития русской школы в условиях этнической неоднородности социума Южного региона, впервые в отечественной педагогике поставлена проблема и выявлены исходные основания педагогической работы с детьми-мигрантими;
•обоснованы критерии и показатели качества воспитания, ориентированные на качество человека и его социально-гражданскую, духовно-нравственную и индивидуально-личностную зрелость.
В настоящее время деятельность научной школы направлена на исследование проблемы модернизации теории и практики профессионально-личностного воспитания студентов в научно-образовательном пространстве инновационного университета. Исследовательский проект поддержан Грантом Президента.
Целью исследования является разработка целостной теории профессионально-личностного воспитания студентов, отвечающей новым социокультурным условиям, вызовам современной российской действительности, и интеграция ее основных идей и положений в инновационную профессионально-образовательную практику высшей школы. Новизна теории воспитания, на разработку которой направлено исследование, состоит в том, что в нем используется гуманитарная методология, в основу которой положена корреляционная связь «качество воспитания – качество человека», а сам процесс профессионально-личностного воспитания рассматривается не как идеологическая надстройка над жизнью детей и молодежи, а как гуманитарный, человекообразующий процесс, сущность которого проявляется в педагогической поддержке индивидуальных способностей, творческих сил, духовности и нравственности молодого человека на всех этапах его взросления и личностно-профессионального становления, во введении его в пространство культуры, оказании помощи в осмысленном выборе личностно значимых общекультурных и профессиональных ценностей и построении соответствующих им моделей собственного поведения, программ и проектов настоящей и будущей жизни.
Содержание научно-исследовательского проекта включает осуществление критического анализа современной воспитательной ситуации, разработку теоретико-методологических оснований и предпосылок изменения дел в сфере вузовского воспитания, обоснование инновационных стратегий культуросообразного, личностного и профессионально ориентированного воспитания студентов в образовательном пространстве вуза; обоснование культурно-воспитательной идеи университета, ее исторической трансформации от универсального культуротворческого и наукоразвивающего содержания к профессионально ориентированному и прагматическому содержанию; представление обобщенного портрета современного студенчества, анализ жизненного мира современных студентов, их личностных позиций и ценностей; проектирование и апробацию смысложизненных стратегий и профессионально-ориентированных технологий воспитания студентов, в числе которых: стратегия опережающего педагогического образования, смыслопорождающая стратегия воспитания, культуротворческая стратегия; интерактивная технология воспитания, интенциональный анализ и диалог, профессионально-личностное воспитание и медиавоспитание студентов; моделирование духовно-нравственного пространства университета, основная функция которого состоит в том, чтобы интегрировать личность в общечеловеческую и национальную культуру, создать культуросообразную среду воспитания, раскрыть поле выборов культурных образцов и смыслов жизни и профессии; обоснование гуманитарного подхода к оценке качества профессионально-личностного воспитания. Исследователи исходят их того, что качественным является такое воспитание, которое полноценно выполняет свои человекообразующие, культуротворческие, профессионально ориентирующие и стабилизирующие социум функции.
Исследовательский проект имеет инновационный характер, обусловленный особенностями научного поиска, который: - направлен на создание нового знания в недостаточно разработанной сфере педагогики – теории и практике воспитания студентов; - ориентирует на воспитание гражданина, человека культуры и нравственности, компетентного профессионала, обладающего развитыми инновационными способностями; - основывается на положениях новой отрасли философского знания – гуманитарной методологии, раскрывает необходимость и эффективность ее применения при исследовании проблем образования и педагогики; - включает разработку новой концепции воспитания студентов, основанной на интеграции смысложизненного, социокультурного и личностно-ориентированного подходов; - предполагает системное преобразование воспитательного процесса и университетской культурно-образовательной среды, основанное на понимании воспитания как части общей социальной технологии развития страны и важнейшего условия реализации главной воспитательной идеи Южного федерального университета – подготовки конкурентоспособного специалиста мирового уровня, способного к эффективной интеграции в современное социокультурное и научно-технологическое пространство, сохранению целостности и безопасности страны и региона, распространению и приумножению духовно-нравственных и культурных ценностей, научных и технических достижений.
Результаты исследований опубликованы в авторских и коллективных монографиях, реферируемых журналах, центральных педагогических изданиях в нашей стране и за рубежом (Украина, Приднестровье, Казахстан, Болгария, Великобритания, Китай).
В числе научных публикаций, отражающих результаты деятельности научной школы академика РАО Е.В. Бондаревской, отметим работы последних лет:
•Бондаревская Е.В. Антикризисная направленность современного воспитания // Педагогика. - Москва 2010, №3.
•Бондаревская Е.В., Бермус А.Г., Хоронько Л.Я. и др. Методологическая сфера образования / Монография. – Ростов н/Д: Булат, 2007.
•Бондаревская Е.В., Шоган В.В., Лукаш С.Н., Сторожакова Е.В., Картавцева О.Д., Анфимова Л.А. Концептосфера и культурные практики духовно-нравственного воспитания в школе и вузе // Известия кафедры педагогики ПИ ЮФУ. Ростов н/Д, №2, 2010 г.
•Бондаревская Е.В. Методологические проблемы становления педагогического образования университетского типа / Москва: Педагогика, 2010.
•Бондаревская А.И. «Культурно-образовательное пространство вуза как среда профессионально-личностного саморазвития студентов»/ Монография. – Ростов н/Д, «Булат», 2010.
•Бондаревская Е.В. Концепция и стратегии воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве Педагогического института ЮФУ / Монография. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ.
•Бондаревская Е.В., Бермус А.Г., Петренко М.А., Хоронько Л. Стратегии воспитания в современном университете / Монография. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2007.
•Бермус А.Г. Модернизация образования: философия, политика, культура / Монография. – Москва: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2008.
•Катравцева О.Д. Духовное развитие личности на основе самореализации сущностных сил в творчестве / Монография. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010.
•Петренко М.А. Теория педагогической интеракции / Монография. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2009.
•Петренко М.А. Развитие творческой активности личности в социокультурной интерактивной образовательной среде вуза / Монография. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2009.
Е.В. Бондаревская – не только известный педагог-исследователь, но и талантливый организатор науки. Она является неизменным руководителем и соруководителем международных, всероссийских, межвузовских и региональных форумов, конференций, научных чтений, проводимых в Южном регионе. Среди них – ежегодные Северо-Кавказские психолого-педагогические чтения «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона», международный педагогический форум «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа социальной технологии развития современной России», международный конгресс «Славянский педагогический сбор», получившие широкое признание в нашей стране и странах содружества.
Так же Евгения Васильевна является членом диссертационных советов в Педагогическом институте ЮФУ и Волгоградском государственном социально-педагогическом университете.
Министерство науки и образования Российской федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южный федеральный университет
Высшая школа педагогического образования - инновационная подструктура Южного федерального университета Концепция и стратегия развития Ростов-на-Дону 2013 г. УДК ББК В
Высшая школа педагогического образования – инновационная подструктура Южного федерального университета. Концепция и стратегия развития. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Булат», 2013. - ….. с. Печатается при поддержке РГНФ
Разработчик, автор текста и руководитель проекта - академик РАО, доктор педагогических наук, профессор ЮФУ Е.В. Бондаревская.
Научные публикации
- "Формирование нравственного сознания старших школьников", Ростов н/Д, 1975, 12,0 п.л.;
- "Нравственное воспитание учащихся в условиях школьной реформы", Ростов н/Д, 1985, 7,2 п.л.;
- "Введение в педагогическую культуру", Ростов н/Д, 1995, 10,75 п.л.. (в соавторстве);
- "Образование в поисках человеческих смыслов", Ростов н/Д, 1995, 13,5 п.л. (автор, ред.);
- "Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания", М.- Ростов н/Д, 1999, 32,5 п.л. (в соавторстве);
•"Теория и практика личностно-ориентированного образования", Ростов н/Д, 2000, 22,0 п. л.;
- «Методологическая сфера образования: современные научные подходы: Монография (соавтор, редактор), Ростов н/Д, 2007г, 27,0 п.л.;
- «Концепция и стратегии воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве педагогического института ЮФУ: Монография», Ростов н/Д, 2007, 5,0 п.л. и др.
- Воспитание как встреча с личностью (Избранные педагогические труды в двух томах).-Т.11.-Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006;
- Стратегии воспитания в современном университете. Коллективная монография. - Ростов н/Д: ИПО, ПИ ЮФУ, 2007(соавтор, научный редактор);
- Концепция и стратегии воспитания студентов в культурно – образовательном пространстве педагогического института ЮФУ. Монография. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2007;
- Антикризисная направленность духовно-нравственного воспитания в современной России - доклад: Ростов н/Д, 2006г.
- Проблемное поле современных образовательных технологий // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - № 7, 2009. С. 15-25
- Воспитательный потенциал базового учебного курса «Духовно-нравственная культура» // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - №10, 2009, с. 17-29.
- Методологические проблемы становления педагогического образования университетского типа // Педагогика. – М., № 9, 2010. С. 73-84.
- Модернизация педагогического образования в инновационном пространстве федерального университета // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, серия «Педагогические науки». - № 7, 2010, с. 43-51.
- Методологические проблемы становления педагогического образования университетского типа // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - №8, 2010. С. 15-29.
- Методология разработки современной теории воспитания в ростовской научной школе // Известия Южного федерального университета. – № 1. 2011. С. 21-30.
- Педагогика. Личность гуманистических теориях, системах, технологиях / Москва. - 1999 г. - 290 с.
- Методология разработки современной теории воспитания в ростовской научной школе // Известия Южного федерального университета. – Ростов н/Д, 2011, №1, с. 21-30.
- Поиск путей возрождения российской духовности и нравственности в контексте интеграционного подхода // Новосибирск, Сибирский учитель, 2011, №3(76), 26-32.
- Качество человека – качество воспитания. - Материалы VII Международной конференции «Стратегия качества в промышленности и образовании» 3-10 июня 2011 г., г. Варна, Болгария, в 3-х томах, т.1, с. 282 – 283.
- Онтология и методология воспитания в вузе. – Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе: Материалы XVI Международной научно-методической конференции, 28 октября 2011 г. СПб: СПбГУП, 2011, 10 с.
- Стратегия модернизации педагогического образования в университете. – Развитие личности в образовательных системах: материалы докладов XXX международных психолого-педагогических чтений. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2011, Ч.2, с. 352-358.
- Программа инновационной деятельности отдела образования и образовательных учреждений Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону в 2011 – 2012 учебной году. – Ростов н/Д: «Булат», 2011, с. 3-100 (в соавторстве с Н.А. Батищевой).
- Гуманитарная методология науки о воспитании // Педагогика – 2012. –№ 8 – 0,8 п.л.
- Опыт разработки гуманитарной методологии исследования и модернизации целостного образовательного процесса в педагогическом вузе // Педаг.науки. – Известия ВГСПУ– 2012. - № 7-8. - 0,8 п.л.
- Онтология, методология и теория современного воспитания // «Воспитание нравственной личности в условиях поликультурного образовательного пространства»: Материалы Всероссийской науч.-прак. конф. апрель. – Майкоп. АГУ 2012. – 0,8 п.л.
- Влияние глобализационных процессов на развитие образования в России // «Лингвистика, лингводидактика и межкультурная коммуникация: теория и практика»: Материалы междунар. науч.-прак. конф. – Таганрог «ТГПИ», 2012 – 0,8 п.л.
- Российское образование в эпоху перемен // «Проблемы непрерывного профессионального образования в России: состояние и перспективы»: Сб. статей I Всероссийской науч.-прак. конф. – Ростов н/Д: ГБОУ ВПО РостГМУ Минздравсоцразвития России, 2012 – 0,8 п.л.
- Гуманитарная методология науки о воспитании. // Развитие личности в образовательных системах: Материалы XXXI международных психолого-педагогических чтений Юга России: - Армавир, 2012 – 0,6 п.л.
- Развитие педагогических исследований в сфере воспитания // Современные тенденции развития образования в Украине и за рубежом: Материалы междунар. науч.-прак. конф. – Украина, 2012 – 0,8 п.л.
- Методологические проблемы проектирования педагогического образования университетского типа // Славянская педагогическая культура: Материалы междунар. науч.-прак. конф. – Тирасполь, 2012 – 0,8 п.л.
- Программа инновационной деятельности Отдела образования и образовательных учреждений Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону в 2012-2013 учебном году. Ростов-на-Дону: «Булат», 2012.- 5,0 п.л.