Боголюбов Александр Сергеевич
  1. Ученая степень
    Кандидат биологических наук
  2. Ученое звание
    Профессор
  3. Научное направление
    Биологические науки
  4. Регион
    Россия / Москва

На начальном этапе научной деятельности занимался популяционной экологией и изучением экологических взаимосвязей видов птиц в сообществах (1980-1990 гг). В последующие годы специализируется на проблемах экологического образования школьников (разработка программ "полевой экологии", организация образовательного экологического центра).

Директор экологического Центра «Экосистема» с 1994 г.

Стаж педагогической деятельности – 41 год (с 1978 года).

Количество подготовленных учеников: 61679 учащихся общеобразовательных школ, прошедших 3-дневные полевые практикумы по авторской программе А.С.Боголюбова в период с 1995 по 2019 год (каждому учащемуся выдается номерной сертификат). Около 1600 педагогов, прошедших трехдневный полевой семинар-практикум (27 часов) по авторской программе А.С.Боголюбова.

Общее количество публикаций – около 320. Из них:

•Научных публикаций по теме кандидатской диссертации (специальность «Экология») – 11.

•Статей по экологическому образованию – около 60.

•Учебных и методических пособий, книг, компьютерных программ и приложений – 249 ( в том числе – 82 на английском языке).

Научные публикации

Научные статьи

1. Боголюбов А.С., Преображенская Е.С. Население зимующих птиц Московской области в разные годы. — Тезисы докладов 2 конференции молодых ученых ВНИИ Природа МСХ СССР, Знаменское-Садки, 1979 (депонирована ВИНИТИ, 3№100/14-80).

2. Боголюбов А.С., Преображенская Е.С. Молодежь и проблема мониторинга орнитоценозов Москвы и пригородной зоны. — В кн.: Молодежь и экология Москвы. Научно-практическая конференция, Тезисы докладов, 1986, 46-48.

3. Боголюбов А.С. Структура и компоновка пространственных ниш видов, входящих в синичьи стаи в лесах Подмосковья. — Зоологический журнал, 1986, 65, №11, 1664-1674.

4. Боголюбов А.С., Преображенская Е.С. Динамика пространственных ниш видов, входящих в зимние синичьи стаи. — В кн.: Использование и охрана ресурсов флоры и фауны СССР. Доклады МОИП, 1985, Зоология и ботаника. М., 1987, 89-91.

5. Боголюбов А.С., Преображенская Е.С. Зимнее пространственное распределение лесных воробьиных птиц по макро- и микроместообитаниям. — Экология, 1987, №3, 53-57.

6. Боголюбов А.С. Зависимость пространственной структуры и численности сообществ птиц от площади поверхности фитоэлементов в лесных биоценозах. — Экология, 1988, №5, 57-61.

7. Боголюбов А.С., Преображенская Е.С. Зимние учеты и экологические исследования лесных птиц на Европейской части СССР. — В кн.: Всесоюзное совещание по проблеме кадастра и учета животного мира, Уфа, 1989, Тезисы докладов, ч.1, 216-217.

8. Губин А.Г., Преображенская Е.С., Боголюбов А.С., Васюкова О.В. Географическая изменчивость зим-него населения птиц лесной зоны Европейской части СССР. — В кн.: Всесоюзное совещание по проблеме кадастра и учета животного мира, Уфа, 1989, Тезисы докладов, ч.3, 69-70.

9. Лазарева Н.С., Преображенская Е.С., Боголюбов А.С. Географическая изменчивость структур пространственных ниш видов синичьих стай зимой. — Экология, 1988, №4, 34-38.

10. Экологические ниши и структура сообществ синиц Европейской части СССР. — Автореферат канд. дисс., ИЭМЭЖ АН СССР, 1989, 32 с.

11. Боголюбов А.С. Структура сообществ и компоновка экологических ниш видов птиц, входящих в синичьи стаи. В кн.: Экологическая ординация и сообщества. М.: Наука, 1990.

Статьи по экологическому образованию

1. Боголюбов А.С. Исследовательские программы — одна из перспективных форм внешкольной работы по орнитологии. Экологический вестник Чувашии. Чебоксары, 1995. — с. 23-25.

2. Боголюбов А.С. Полевая экология: ее место и роль во внешкольном экологическом образовании детей / Внешкольник (Ежемесячный информационно-методический журнал по вопросам дополнительного образования), № 1, 1996 — с. 25-28.

3. Боголюбов А.С. Ассоциация Экосистема и ее деятельность в области полевой экологии. Биология (приложение к газете «Первое сентября»), 1996, № 15.

4. Боголюбов А.С. Полевое экологическое образование — одна из форм внешкольного экологического образования школьников. В кн.: Нетрадиционные подходы в экологическом образовании школьников, Пущино, 1996.

5. Боголюбов А.С. Полевая экология: ее роль и место в экологическом образовании детей. Вестник экологического образования, 1997, №3.

6. Лазарева Н.С., Боголюбов А.С. Методические пособия и материалы по экологическому образованию детей: Каталог изданий по практическим вопросам экологического образования. М.: Экосистема, 1996. — 73 с.

и другие (более 50).

Методические разработки

1. Лазарева Н.С., Боголюбов А.С. Методика сбора гербариев: Методическое пособие для педагогов дополнительного образования и учителей. М.: Экосистема, 1996. — 22 с.

2. Кравченко М.В., Боголюбов А.С. Методика описаний лишайниковых сообществ: Методическое пособие для педагогов дополнительного образования и учителей. М.: Экосистема, 1996. — 24 с.

3. Организация мониторинга популяций птиц-дуплогнездников: Методическое пособие для педагогов дополнительного образования и учителей (сост. А.С.Боголюбов). М.: Экосистема, 1996. — 6 с.

4. Боголюбов А.С. Методы учетов численности птиц: маршрутные учеты: Методическое пособие для педагогов дополнительного образования и учителей. М.: Экосистема, 1996. — 17 с.

5. Методы учетов численности птиц: учеты на постоянных площадках: Методическое пособие для педагогов дополнительного образования и учителей (сост. А.С.Боголюбов). М.: Экосистема, 1996. — 17 с.

6. Методы учетов численности птиц: точечные учеты: Методическое пособие для педагогов дополнительного образования и учителей (сост. А.С.Боголюбов). М.: Экосистема, 1996. — 9 с.

7. Боголюбов А.С. Простейшая методика учета численности птиц: Методическое пособие для педагогов дополнительного образования и учителей. М.: Экосистема, 1996. — 13 с.

8. Боголюбов А.С. Программа организации и проведения зимних учетов птиц России: Методическое пособие для педагогов дополнительного образования и учителей. М.: Экосистема, 1996. — 13 с.

9. Дунаев Е.А., Боголюбов А.С. Методы сбора и учетов численности насекомых: Методическое пособие для педагогов дополнительного образования и учителей. М.: Экосистема, 1996. — 25 с.

10. Боголюбов А.С. Исследовательский проект "Фенология птиц": Методическое пособие для педагогов дополнительного образования и учителей. М.: Экосистема, 1996. — 13 с.

11. Боголюбов А.С. Программа проведения комплексного экологического обследования территории: Методическое пособие для педагогов дополнительного образования и учителей. М.: Экосистема, 1996. — 6 с.

12. Методы геоботанических исследований: Методическое пособие для педагогов дополнительного образования и учителей (сост. А.С.Боголюбов). М.: Экосистема, 1996. — 21 с.

13. Боголюбов А.С., Панков А.Б. Простейшая методика геоботанического описания леса: Методическое пособие для педагогов дополнительного образования и учителей. М.: Экосистема, 1996. — 17 с.

14.Программа организации и проведения геоморфологических исследований: Методическое пособие для педагогов дополнительного образования и учителей (сост. А.С.Боголюбов). М.: Экосистема, — 1996. — 17 с.

15. Методы гидрологических исследований: проведение измерений и описание рек: Методическое пособие для педагогов дополнительного образования и учителей (сост. А.С.Боголюбов). М.: Экосистема, 1996. — 21 с.

16. Методы гидрологических исследований: проведение измерений и описание озер: Методическое пособие для педагогов дополнительного образования и учителей (сост. А.С.Боголюбов). М.: Экосистема, 1996. — 21 с.

17. Лазарева Н.С., Боголюбов А.С. Введение в морфологию высших растений (пособие для начинающих работать с определителем растений) : Методическое пособие для педагогов дополнительного образования и учителей. М.: Экосистема, 1997. — 37 с.

18. Пчелкин А.В., Боголюбов А.С. Методы лихеноиндикации загрязнений окружающей среды: Методическое пособие для педагогов дополнительного образования и учителей. 1997. — 25 с.

19. Котов А.А., Боголюбов А.С. Методы исследований пресноводного зоопланктона: Методическое пособие для педагогов дополнительного образования и учителей. М.: Экосистема, 1997. — 14 с.

20. Буйволов Ю.А., Боголюбов А.С. Программа комплексного исследования загрязнений наземных экосистем (введение в проблему мониторинга природной среды) : Методическое пособие для педагогов до-полнительного образования и учителей. М.: Экосистема, 1997. — 17 с.

21. Методика изучения перифитона и оценки сапробности водоемов: Методическое пособие для педагогов дополнительного образования и учителей (сост. А.С.Боголюбов). М.: Экосистема, 1997. — 17 с.

22. Методы исследований зообентоса и оценки экологического состояния водоемов: Методическое пособие для педагогов дополнительного образования и учителей (сост. А.С.Боголюбов). М.: Экосистема, 1997. — 17 с.

23. Кравченко М.В., Боголюбов А.С. Определение минералов и горных пород: Методическое пособие для педагогов дополнительного образования и учителей. М.: Экосистема, 1997. — 26 с.

24. Методы метеорологических наблюдений: Методическое пособие для педагогов дополнительного образования и учителей (сост. А.С.Боголюбов). М.: Экосистема, 1997. — 21 с.

25. Методика зимнего маршрутного учета млекопитающих по следам: Методическое пособие для педагогов дополнительного образования и учителей (сост. А.С.Боголюбов). М.: Экосистема, 1997. — 13 с.

26. Боголюбов А.С., Рубина Н.Е. Методы топографической съемки: Методическое пособие для педагогов дополнительного образования и учителей. М.: Экосистема, 1997. — 21 с.

27. Буйволов Ю.А., Кравченко М.В., Боголюбов А.С. Методика оценки жизненного состояния леса по сосне. М.: Экосистема, 1998. — 25 с.

28. Боголюбов А.С., Засько Д.Н. Методика рекогносцировочного обследования малых водоемов. М.: Экосистема, 1998. — 13 с.

29. Боголюбов А.С. Методика комплексной экологической оценки антропогенных воздействий на местность. М.: Экосистема, 1998. — 21 с.

30. Боголюбов А.С.. Методы наблюдений за территориальным и кормовым поведением синичьих стай. М.: Экосистема, 1998. — 13 с.

31. Простейшая методика описания почв (сост. А.С.Боголюбов, М.В.Кравченко). М.: Экосистема, 1998. — 21 с.

32. Методы почвенного картографирования (сост. А.А.Преображенская, А.С.Боголюбов). М.: Экосисте-а, 1998. — 17 с.

33. Простейшие методы статистической обработки результатов экологических исследований (сост. А.С.Боголюбов). М.: Экосистема, 1998. — 13 с.

и другие (более 60 пособий).

Учебные фильмы и руководства к ним

I. Комплексные исследования экосистем. — Комплект из 10 учебных видеофильмов и руководств для учителя. Часть 1, осенний сезон. Боголюбов А.С., Броуди М., Кравченко М.В., Баслеров С.В. М.: Экосистема, 1999:

1. Спортивное ориентирование в лесу (игровое занятие).

2. Описание и анализ геологического обнажения.

3. Построение профиля склона речной долины.

4. Подготовка и описание почвенного разреза.

5. Оценка жизненного состояния леса по сосне.

6. Изучение видового состава и численности грибов.

7. Изучение видового состава и численности птиц методом маршрутного учета.

8. Комплексные исследования на ландшафтном профиле.

9. Комплексная оценка антропогенной нагрузки на местность.

10. Оценка загрязнения воздуха методом лихенооиндикации.

II. Комплексные исследования экосистем. — Комплект из 10 учебных видеофильмов и руководств для учителя. Часть 2, зимний сезон. Боголюбов А.С., Броуди М. М.: Экосистема, 1999:

1. Разведение костра (практическое занятие)

2. Глазомерная съемка местности.

3. Изучение динамики роста деревьев по годичным кольцам.

4. Картографирование лесных фитоценозов.

5. Зеленые растения под снегом.

6. Изучение территориального поведения синичьих стай.

7. Зимний маршрутный учет численности млекопитающих.

8. Изучение экологии млекопитающих по следам

9. Изучение физико-химических свойств природных вод.

10. Изучение снегового покрова на профиле.

III. Комплексные исследования экосистем. — Комплект из 10 учебных видеофильмов и руководств для учителя. Часть 3, весенний сезон. Боголюбов А.С., Броуди М. М.: Экосистема, 2000:

1. Поможем птицам ! (практическая работа)

2. Изучение экологии первоцветов.

3. Фенология цветения растений

4. Оценка жизненного состояния хвойного подроста.

5. Изучение лесных беспозвоночных: часть 1 (подстилка, древесина).

6. Изучение видового состава и численности амфибий.

7. Изучение горных пород и минералов своей местности.

8. Изучение суточной активности пения птиц.

9. Изучение численности птиц различными методами.

10. Фауна временных водоемов.

IV. Комплексные исследования экосистем. — Комплект из 10 учебных видеофильмов и руководств для учителя. Часть 4, летний сезон. Боголюбов А.С. , Броуди М. М.: Экосистема, 2000:

1. Составление учебного гербария (практическая работа)

2. Описание флоры своей местности.

3. Изучение вертикальной структуры леса.

4. Изучение лесных беспозвоночных: часть 2 (трава, кроны, летающие)

5. Изучение гнездовой жизни птиц.

6. Сравнительные комплексные описания малых рек и ручьев.

7. Изучение водных беспозвоночных реки и оценка ее экологического состояния.

8. Изучение планктона в прибрежной части водоема.

9. Оценка экологического состояния лугов по шкалам Раменского.

10. Оценка экологического состояния леса по асимметрии листьев березы.

См. описания учебно-методических фильмов на сайте.

Компьютерные определители объектов природы России

1. Боголюбов А.С., Васюкова О.В., Кравченко М.В., Лазарева Н.С. Определитель деревьев и кустарников в осенне-зимний период (определитель по почкам и побегам в безлистном состоянии). — Компьютерный интерактивный определитель. М.: Экосистема, 2002.

2. Боголюбов А.С., Кравченко М.В. Атлас-определитель насекомых-вредителей лесных древесных пород (определитель по внешнему виду насекомых и повреждениям). — Компьютерный интерактивный определитель. М.: Экосистема, 2002.

3. Боголюбов А.С., Васюкова О.В., Жданова О.В., Кравченко М.В., Лазарева Н.С. Атлас-определитель травянистых растений средней полосы России по цветкам и внешним морфологическим признакам (определитель «цветов»). — Компьютерный интерактивный определитель. М.: Экосистема, 2004.

4. Боголюбов А.С., Васюкова О.В., Жданова О.В., Кравченко М.В., Лазарева Н.С. Атлас-определитель деревянистых растений в весенне-летний период (определитель по листьям, цветкам и плодам). — Компьютерный интерактивный определитель. М.: Экосистема, 2004.

5. Боголюбов А.С., Жданова О.В., Кравченко М.В. Атлас-определитель птиц, птичьих гнезд и голосов птиц средней полосы России. — Компьютерный интерактивный определитель. М.: Экосистема, 2006.

См. описания компьютерных интерактивных определителей на сайте.

Печатные цветные определители объектов природы России

1. Боголюбов А.С., Лазарева Н.С., Васюкова О.В., Жданова О.В. Определитель кустарников средней полосы России в осенне-зимний период. Учебное издание. М.: Изд-во «Вентана-Граф», 2005.

2. Боголюбов А.С., Лазарева Н.С., Васюкова О.В., Жданова О.В. Определитель деревьев средней полосы России в осенне-зимний период. Учебное издание. М.: Изд-во «Вентана-Граф», 2005.

3. Боголюбов А.С., Лазарева Н.С., Васюкова О.В., Жданова О.В. Определитель кустарнков средней полосы России в весенне-летний период. Учебное издание. М.: Изд-во «Вентана-Граф», 2007.

4. Боголюбов А.С., Лазарева Н.С., Васюкова О.В., Жданова О.В. Определитель деревьев средней полосы России в весенне-летний период. Учебное издание. М.: Изд-во «Вентана-Граф», 2007.

5. Боголюбов А.С., Лазарева Н.С., Васюкова О.В., Жданова О.В. Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов. Учебное издание. М.: Изд-во «Вентана-Граф», 2005.

6. Боголюбов А.С., Лазарева Н.С., Васюкова О.В., Жданова О.В. Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы. Учебное издание. М.: Изд-во «Вентана-Граф», 2007.

7. Боголюбов А.С., Лазарева Н.С., Васюкова О.В., Жданова О.В. Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот. Учебное издание. М.: Изд-во «Вентана-Граф», 2007.

8. Боголюбов А.С., Лазарева Н.С., Васюкова О.В., Жданова О.В. Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей. Учебное издание. М.: Изд-во «Вентана-Граф», 2007.


Последняя редакция анкеты: 2 августа 2011