Беседина Наталья Анатольевна
  1. Ученая степень
    доктор филологических наук
  2. Ученое звание
    доцент
  3. Научное направление
    Филологические науки
  4. Регион
    Россия / Белгородская область

Беседина Наталья Анатольевна (1964 г. рожд.) – доктор филологических наук, доцент, зав. кафедрой делового иностранного языка Белгородского государственного университета.

В 1986 году окончила с отличием факультет иностранных языков Белгородского государственного педагогического института им. М.С. Ольминского. С 1990 года на преподавательской работе на кафедре иностранных языков. В 1995 году по окончании аспирантуры при кафедре английской филологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена успешно защищает диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук «Восклицательные предложения в современном английском языке (семантический, грамматический и функциональный аспекты)». В 1999 году присвоено ученое звание доцента.

По окончании докторантуры при кафедре английской филологии Тамбовского государственного университета в 2007 году успешно защищает диссертацию «Морфологически передаваемые концепты» на соискание ученой степени доктора филологических наук по двум специальностям: 10.02.04 - германские языки и 10.02.19 – теория языка.

Беседина Н.А. – специалист в области функционально-семиологической и когнитивной лингвистики, автор теории морфологической репрезентации в языке, обеспечивающей новое объяснение механизма формирования смысла в процессе речемыслительной деятельности. Основные положения концепции Н.А. Бесединой, отражающие особенности языкового представления знаний и формирования смысла в процессе морфологической репрезентации, важны для развития общей теории формирования смысла, а полученные в связи с этим научные выводы и обобщения, касающиеся когнитивной сущности морфологической репрезентации, являются теоретически значимыми для продолжения исследований в данном направлении. Ею введены и разработаны понятия морфологически передаваемого концепта, морфологической репрезентации, уровней концептуализации в морфологии, впервые продемонстрировано действие когнитивных механизмов абстрагирования и конфигурирования. Н.А. Бесединой разработан метод концептуально-репрезентативного анализа, представляющий собой последовательное продолжение и углубление концептуального анализа с точки зрения выявления не только содержания

концепта, но и того, как это содержание представлено в языке, какие уровни и как в каждом конкретном случае задействованы в его репрезентации, что позволит широко применять его в когнитивно-ориентированных лингвистических исследованиях. В круг научных интересов Натальи Анатольевны входят также проблемы языковой концептуализации и категоризации, взаимодействия концептуального и семантического уровней.

Наталья Анатольевна – воспитанница известных Российских ученых: доктора филологических наук, профессора Новеллы Александровны Кобриной и ее ученика - доктора филологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Николая Николаевича Болдырева. Ее научные исследования, зародившиеся под влиянием традиций Санкт-Петербургской научной школы, в настоящее время развивают фундаментальные идеи первой в России научной школы по когнитивной лингвистике (рук-ль проф. Н.Н. Болдырев), членом которой она является. Наталья Анатольевна активно пропагандирует идеи новой парадигмы научного знания среди студентов, аспирантов и ученых-филологов. Наталья Анатольевна была одним из инициаторов создания и организаторов Белгородского отделения Всероссийской общественной организации «Российская ассоциация лингвистов-когнитологов», которое относится к числу наиболее крупных в России.

Результаты научных исследований, отражены в монографии «Морфологически передаваемые концепты», имеющей гриф Института языкознания РАН, а также в 85 публикациях, в том числе, включенных в центральные журналы («Известия Академии наук», «Вопросы когнитивной лингвистики», «Филологические науки»), журналы, рекомендуемые ВАК, сборники научных трудов ведущих вузов России и сборники материалов международных научных конференций. Среди учебно-методических работ - 2 учебника и учебные пособия по обучению английскому языку для специальных целей, в том числе имеющие рекомендацию УМО и МВД РФ.

Научная деятельность Натальи Анатольевны включает также участие в работе совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук в Тамбовском государственном университета (с 2008 г.). В 2006-08 гг. – член творческого коллектива, осуществляющего научный проект «Исследование языка как концептуальной системы», в 2009- член творческого коллектива, осуществляющего научный проект «Исследование познавательных процессов средствами языка» в рамках целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» Министерства образования и науки РФ.

Под руководством Натальи Анатольевны на кафедре формируется научное направление «Язык в системе знаний», в рамках которого учеными и аспирантами кафедры исследуется роль языка в формировании концептуальной системы как системы знаний о мире и в репрезентации различных типов знаний.

Научные публикации

Наиболее значимые научные труды:

МОНОГРАФИИ:

Морфологически передаваемые концепты: МОНОГРАФИЯ / Н.А. Беседина; Федеральное агентство по образованию; Институт языкознания РАН; Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина; Белгор. Гос. ун-т. – М.; Тамбов: Изд-во ТГУ; Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – 214с.

Уровни концептуализации в морфологии // Когнитивные исследования языка. Вып. IV. Концептуализация мира в языке: Коллективная монография. /Институт языкознания РАН; ТГУ им. Г.Р. Державина. М.-Тамбов, 2009. С. 182-231.

СТАТЬИ В ЦЕНТРАЛЬНЫХ ЖУРНАЛАХ:

Основы теории морфологической репрезентации // Вопросы когнитивной лингвистики. 2006. № 3. С. 50-62.

Когнитивные механизмы морфологической репрезентации в языке // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2007. т. 66. № 1. С. 3-10. (соавтор Н.Н. Болдырев)

Принципы и механизмы морфологической репрезентации в языке // Филологические науки. 2008. № 6. С. 44-52.

СТАТЬИ В ЖУРНАЛАХ, ВХОДЯЩИХ В СПИСОК ВАК

Когнитивные основания морфологической репрезентации в языке// Вестник Оренбургского университета. 2006. № 2. Том 1. Гуманитарные науки. С. 18-23.

Морфология как способ концептуализации языкового знания // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2006. Вып. 4 (44). С. 469-475.

2. Логико-философская концепция языка Р.И. Павилениса и ее значимость для современных когнитивных исследований в лингвистике // Филология и человек. 2008. № 4. С.37-48.

СТАТЬИ В СЕРИЙНЫХ СБОРНИКАХ ИНСТИТУТА ЯЗЫКОЗНАНИЯ РАН

Роль и место морфологии в языковом представлении знаний //Когнитивные исследования языка. Вып. II.: Проблемы представления знаний в языке: современные направления исследования: сб. науч. тр./ РАН. Инс-т языкознания. М., 2007. С. 199-208.

Форматы репрезентации языкового знания в морфологии // Когнитивные исследования языка. Вып. III.: Исследование типов знаний и проблема их классификации: Сб. научных трудов/ ИЯ РАН. М., 2008. C. 185-192.

Морфология в аспекте познавательных процессов // Когнитивные исследования языка. Вып. V. Исследование познавательных процессов в языке: Сб. науч. трудов/ Институт языкознания РАН; ТГУ им. Г.Р. Державина. Москва-Тамбов, 2009. С. 216-225.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:

Английский язык для студентов юридических специальностей: Учебник. (Допущен Министерством внутренних дел РФ в качестве учебника для курсантов, слушателей и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России) / под ред. Н.А. Бесединой. Белгород: БелЮИ МВД России, 2009. 356 с. (соавторы – В.Д. Земляков, И.Н. Навроцкая).


Последняя редакция анкеты: 7 сентября 2010