Бартош Наталья Юрьевна
  1. Ученая степень
    кандидат филологических наук
  2. Ученое звание
    нет
  3. Научное направление
    Филологические науки
  4. Регион
    Россия / Новосибирская область

Кандидат филологических наук

заведующая кафедрой истории культуры

Закончила филологическое отделение гуманитарного факультета Новосибирского госуниверситета. Кандидатскую диссертацию защитила на кафедры всемирной литературы МПГУ под руководством профессора, д.ф.н. Н.И. Соколовой по теме «Мифопоэтика модерна в творчестве Оскара Уайльда» (специальность 10.01.03 – литература народов стран зарубежья).

Еще будучи студенткой НГУ, принимала участие в культурологических штудиях «Диалог культур» В. С. Библера (1990 по 1995 г.), где слушала лекции лучших ученых страны (С.С. Аверинцева, Ю.М. Лотмана, А.Я Гуревича, А.В. Михайлова, А.В. Ахутина, С. С. Неретиной и др.) по культурологии, искусствоведению, философии, что во многом определило приоритеты научных интересов и выбор будущей специализации. Проходила научные стажировки в Миланском католическом университете – Universita Cattolica del Sacro Cuore (май 2001 г.) и на кафедре всемирной литературы Московского педагогического государственного университета (сентябрь-октябрь 2008 г.). Действительный член Всероссийская ассоциации преподавателей английской литературы, а также член Международной ассоциации англистов (ESSE). Область научных интересов: искусство Западной Европы XX-XXI вв., европейская литература рубежа XIX – XX вв., русская литература, поэзия и искусство Серебряного века, литература и искусство модерна, византийское искусство, литература и искусство Древней Руси.

Читаемые курсы:

История культуры Западной Европы XX-XXI вв. Культурология.

Русский модерн: литература, искусство, архитектура.

За время работы в университете были прочитаны следующие курсы:

История англо-американской литературы XIX в.

Концепция «игры» в английской литературе XIX – XX вв.

Мифы раннего Средневековья.

Легенды средневековой Европы.

Литература в контексте культуры Западной Европы XX-XXI вв.

Мифологические модели в литературе и искусстве кон. XIX – нач. XX вв.

Научные публикации

Научные работы:

Бартош Н. Ю. «Хармид» Оскара Уайльда: эротическая поэма? // Вестник Пермского университета. Серия «Иностранные языки и литературы», Вып. 10, Пермь: Пермский университет, 2010. С. 61-69. /0,75 п. л./; Скачать текст в формате PDF, 181 Кб

Бартош Н. Ю. Архетип Великой богини в женских образах английского модерна (на примере произведений О. Уайльда и О. Бердслея ) // История и теория культуры в вузовском образовании : межвуз. сб. науч. тр. / Новосиб. гос. ун-т, Гуманит. фак., Каф. истории культуры .— Новосибирск., 2008 .— Вып.4 .— С. 151-160.

Бартош Н. Ю. К вопросу о мифологизме в литературе и искусстве английского модерна (архетип великой богини в произведениях О. Уайльда и О. Бердслея) // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета: Научный журнал. № 2 (2). – Киров, 2008. – С. 138-141. /0,4 п. л./.

Бартош Н. Ю. Мифологическая модель «золотого века» в лекции Оскара Уайльда «Ренессанс в английском искусстве» // «Золотой. Серебряный. Железный…»: Сб. матер. науч. конференции/ Под ред. М.С. Тарасовой. – Курск: Изд-во Курск. гос. пед. ун-та, 2002. – С. 107–124. /0,7 п. л./.

Бартош Н. Ю. Мифопоэтика «Тангейзера» Рихарда Вагнера в интерпретации Шарля Бодлера // Сибирский филологический журнал : всероссийский научный журнал .— Новосибирск., 2010 .— №4 .— С. 53-59.

Бартош Н. Ю. Образ сада в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» // Сибирский филологический журнал. № 1. – Новосибирск, 2009. – С.95-99 . /0,3 п. л./.

Бартош Н. Ю. Образы творцов и их представления о прекрасном в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» // История и теория культуры в вузовском образовании: Межвуз. сб. науч. трудов. – Новосибирск: НГУ, 2004. Вып. 2. – С. 131–140. /1,1 п. л./.

Бартош Н. Ю. Поиски прекрасного и образ женщины в искусстве XX века // Теоретические и прикладные аспекты перинатальной психологии: проблемы и перспективы: Сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф.: в 2 ч. – Новосибирск: НГУ, 2007. – Ч. 2. – С. 56–76. /0,9 п. л./.

Бартош Н. Ю. Проблемы «совершенной» формы в лекции Оскара Уайльда «Ренессанс в английском искусстве»// Проблемы иденичности, этноса, гендера в культуре и литературах Старого и Нового света: Сб. науч. статей/ Под ред. Ю.В.Стулова. – Мн.: Пропилеи, 2004. – С.287-298. /0,6 п.л./.

Бартош Н. Ю. Реминисценции сонетов Шекспира в романе Уайльда «Портрет Дориана Грея» // Текст: структура и функционирование: Сб. науч. статей. – Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2003. Вып. 7. – С. 118–127.. /0,5 п. л./.

Бартош Н. Ю. Роль мифологем в литературно-художественной системе английского модерна (на материале произведений Оскара Уайльда) // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: История, филология. Т.7, вып. 2: Филология. – Новосибирск: НГУ, 2008. – С.129-136. /0,7 п. л./.

Бартош Н. Ю. Символы победы над смертью в арт-произведениях Дэмиена Хёрста // Вестник НГУ : научный журнал. Сер.: Психология / Новосибирский государственный университет .— Новосибирск., 2010 .— Т.4, вып.2 .— С. 136-141 .

Бартош Н. Ю. Формульные ситуации и эстетическая игра в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» // Текст: структура и функционирование: Сб. науч. статей. – Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2002. Вып. 6. – С. 118–127. /0,6 п. л./.

Бартош Н. Ю. Эстетическая игра в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» // Проблемы литературных жанров. – Томск: ТГУ, 2002. Ч. 1. – С. 388–391. /0,3 п. л./.

15. Бартош Н.Ю. Archetypal Model of Sacred Marriage in Wagner’s

Musical Drama “Tristan und Isolde”// Mythological Thinking, Folklore and

Literary Discourse. European and Caucasian Experience. V International

Symposium Contemporary Issues of Literary Criticism Dedicated to

Vazha-Phshavela’s 150th Anniversary Volume II, Institute of Literature

Press, T Institute of Literature Press: Tbilisi, 2011, p. 52-63.

16. Бартош Н.Ю. Интерпретация образов героев музыкальных драм Вагнера в английской литературе и искусстве конца ХХ – нач. ХХ в. // Образ провинции в русской и английской литературе. Материалы ХХ Международной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы «Литературная провинция». Екатеринбург: Издательство Урал. ун-та, 2011, С. 212-218 / 0,5 /

17. Бартош Н.Ю. Мифологическая картина мира в литературе и искусстве английского модерна (на примере раннего творчества О.Уайльда). The Mythological Picture of the Worldin Literature and Art of English Art Nouveau). //IV International Symposium Contemporary Issues of Literary Criticism. The Epoch of Classical Realism: 19th-Century Cultural and Literary Tendencies. Dedicated to Akaki Tsereteli’s 170th Anniversary, Institute of Literature Press: Tbilisi, 2011, р. 33 – 42.

18. Бартош Н.Ю. Рецепция сюжета музыкальной драмы Р. Вагнера “Тангейзер” в европейской литературе и искусстве конца XIX – начала XX вв. // Чтение: рецепция и интерпретация. Сб науч. Ст. В 2 ч. Ч. 2, Гродно: Гр ГУ, 2011, С. 362-368.

Учебно-методические работы:

Классическое искусство, традиционная культура и художественное творчество в психологической практике : учебное пособие : [для студентов факультетов психологии вузов / Е.Я. Полякова, Е.В. Николаенко, Н.Ю. Бартош и др.] ; Федер. агентство по образованию, Новосиб. гос. ун-т, Фак. психологии .— Новосибирск : Новосибирский государственный университет, 2009 .— 227 с.

Английский и американский романтизм в XIX веке : Метод. пособие по курсу / Новосиб. гос. ун-т, Гуманит. фак., Каф. истории культуры ; [Авт.- сост. Н.Ю. Бартош] .— Новосибирск : НГУ, 2000 .— 38 с. ; 20 см. — Библиогр.: с. 20-38, 100 экз

Выступления на конференциях, тезисы:

. Бартош Н. Ю.Жанр драмы-мистерии в творчестве Р. Вагнера // XXII Пуришевские чтения: История идей в истории жанров: Сб. науч. статей и материалов. – М.: МПГУ, 2010. – С. 224–225. /0,1 п. л./.

2. Бартош Н.Ю. Мифологическая картина мира в литературе и искусстве английского модерна// The Epoch of Classical Realism: 19- Century Cultural and Literary Tendencies. IV International Symposium Theses. Contemporary Issues of Literary Criticism. Tbilisi. Shota Rustaveli Institute of Georgian Literature. Institute of Literature Press. 2010. P. 24. Bartosh Natalya The Mythological Picture of the World in Literature and Art of English Art Nouveau// The Epoch of Classical Realism: 19- Century Cultural and Literary Tendencies. IV International Symposium Theses. Contemporary Issues of Literary Criticism. Tbilisi. Shota Rustaveli Institute of Georgian Literature. Institute of Literature Press. 2010. P. 25

3. Бартош Н.Ю. Вагнер – Малларме: спор о Мифе. // XXIII Пуришевские чтения: Зарубежная литература XIX века. Актуальные проблемы изучения. Сб. науч. статей и материалов. – М.: МПГУ, 2011. С. 85-86.

Бартош Н. Ю. Мифологическая модель России в пьесе О. Уайльда «Вера, или Нигилисты»// XX Пуришевские чтения: Россия в культурном сознании Запада: Сб. науч. статей и материалов. – М.: МПГУ, 2008. – С. 17–18 /0,1 п. л./.

Бартош Н. Ю. Образ «сада» в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»: шекспировские реминисценции в романе // XV Пуришевские чтения: Всемирная литература в контексте культуры: Сб. ст. и материалов. – М.: МГПУ, 2003. – С. 27–28.. /0,1 п. л./.

Бартош Н. Ю. Образы творцов и художественно-эстетические средства создания портрета «прекрасного юноши» в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» // Проблемы творческого освоения действительности в литературе Великобритании. Материалы XIII Междунар. конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы. – М.: Лит. ин-т им. А. М. Горького, 2003. – С. 9–10. /0,1 п. л./.

Бартош Н. Ю. Роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»: уровни прочтения // XIV Пуришевские чтения: Всемирная литература в контексте культуры: Сб. ст. и материалов. – М.: МГПУ, 2002. – С. 16–18. /0,1 п. л./.

Бартош Н. Ю. Формульные ситуации и эстетическая игра в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» // Модели успеха: развлекательность, популярность, массовость как явления культуры. Сборник материалов XI Ежегодной с международным участием конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Державина, 2001. – С. 41–42. /0,1 п.л./.

Бартош Н.Ю. Влияние мифопоэтики Вагнера на литературу и искусство конца XIX-начала XX вв.// XXI Пуришевские чтения: Взаимодействие литературы с другими видами искусства: Сб. науч. статей и материалов. – М.: МПГУ, 2009. – С. 166–167. /0,1 п. л./.

Бартош Н.Ю. Миф в литературе и искусстве английского модерна // Литература Великобритании в контексте мирового литературного процесса. Вечные литературные образы. Материалы XVII ежегодной Международной научной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы. – Орел: ОГУ, 2007. – С. 61–62. /0,1 п.л./.

Бартош Н.Ю. Мотив поэтической инициации в литературе английского модерна и его интерпретация в XXI веке // Российский и зарубежный читатель: национальное восприятие литературы: Тезисы XVIII Международной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы. – М. : Лит. ин-т им. А. М. Горького, 2008. – С. 13–15./0,1 п. л./.


Последняя редакция анкеты: 16 ноября 2013