1. Ученая степень
    доктор педагогических наук
  2. Ученое звание
    доцент
  3. Член-корреспондент Российской Академии Естествознания
  4. Научное направление
    Педагогические науки
  5. Регион
    Россия / Чеченская Республика

Аслаханов Саид-Али Махмудович родился 21.августа 1943 года в селе Ачхой-Мартан Ачхой-Мартановского района Чечено-Ингушской АССР.

 Доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики преподавания физической культуры Чеченского государственного педагогического университета.

Трудовую деятельность начал в 1961 г. На протяжении ряда лет работал учителем физической культуры, тренером-преподавателем ДЮСШ, председателем районного совета ДСО «Урожай» и спортивного комитета Ачхой-Мартановского райисполкома, организатором, завучем школы, инспектором и заместителем заведующего районным отделом образования.

В 1981 году окончил с отличием Чечено-Ингушский государственный университет им. Л.Н. Толстого по специальности «Физическое воспитание» с присвоением квалификации «Учитель физического воспитания».

Научно-педагогическую деятельность в вузовской системе начал в 1982 году в должности старшего преподавателя кафедры теоретических основ физического воспитания Чечено-Ингушского государственного педагогического института.

В 1990 году без отрыва от производства окончил аспирантуру при Московском областном педагогическом институте им. Н.К. Крупской и защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Национальные физические упражнения и игры в уроках физической культуры в школах Чечено-Ингушской АССР».

В 2014 году защитил докторскую диссертацию на тему «Педагогическая концепция развития системы физического воспитания этнофоров на основе базовых ценностей этнопедагогики», став первым в истории ЧИАССР и ЧР доктором педагогических наук по образовательной области «Физическая культура».

Работал в должности заведующего кафедрой теории и методики физического воспитания (1995-2000 гг.), помощника ректора ЧГПУ по вопросам физического воспитания студентов (2017-2018 гг.), исполняющего обязанности заведующего кафедрой теории и методики спортивной тренировки ЧГПУ (2019-2020 гг.). В настоящее время работает в должности профессора кафедры теории и методики преподавания физической культуры и тренера студенческого спортивного клуба Чеченского государственного педагогического университета по волейболу.

Является полномочным представителем Президиума Научно-методического совета по физической культуре Юга Российской Федерации по Чеченской Республике (с 2014 г.) и членом рабочей группы Экспертного совета по физической культуре и спорту при Комитете Совета Федерации по социальной политике по вопросам студенческого спорта и физической культуры в образовательных организациях (с 2017 г.).

Член Ученого совета Чеченского государственного педагогического университета и объединенного Совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 999.218.02 по научным специальностям 5.8.1 – Общая педагогика, история педагогики и образования и 5.8.7 – Теория и методика профессионального образования, созданного на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» и федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского». 

Профессиональная деятельность Аслаханова С.-А.М. связана с совершенствованием системы непрерывного физкультурного образования, организацией и развитием физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в Чеченской Республике, подготовкой и переподготовкой педагогических кадров для работы в системе физического воспитания. Осуществляет целенаправленную работу по развитию методических основ профессиональной подготовки специалистов физического воспитания.

В 2016 году осуществлял научно-методическое руководство мобильными лекторскими группами кафедр Чеченского государственного педагогического университета при проведении со специалистами субъектов Северо-Кавказского федерального округа семинаров и круглых столов по проекту Федеральной целевой программы развития образования «Формирование предметных, метапредметных и личностных результатов в рамках образовательных областей «Технология», «Искусство» и «Физическая культура».

Является одним из авторов региональной Программы развития детско-юношеского спорта в Чеченской Республике до 2030 года и плана мероприятий на 2022-2024 годы по реализации программы развития детско-юношеского спорта в Чеченской Республике до 2030 года, разработанной в рамках реализации утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 года № 3894-р. Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года.

Разработал учебно-методические комплексы образовательных дисциплин: «Этническое наследие чеченцев в сфере физической культуры и спорта»; «История физической культуры и спорта»; «Социология физической культуры и спорта»;  «Теория и методика физической культуры и спорта»; «Методика обучения физической культуре»; «Регионально-национальный компонент физического воспитания»; «Программно-методические основы физического воспитания дошкольников Чеченской Республики» (2017 г.) и «Физическое воспитание учащихся начальных классов» (2020 г.), разработанных в соответствии с рекомендациями образовательных стандартов нового поколения.

Руководит разработкой вузовского гранта «Программно-методическое обеспечение физического воспитания школьников Чеченской Республики на основе регламента ФГОС нового поколения» и проектом, поддержанного РАН научного исследования «Педагогические основы диверсификации региональных программ по физическому воспитанию на основе сравнительного анализа результатов морфофункционального развития и физической подготовленности школьников регионов Северо-Кавказского федерального округа».

Оказывает консультативную помощь молодым специалистам и студентам в решении вопросов планирования, организации и проведения учебно-воспитательной, методической и научно-исследовательской работы.

Подготовил более 1350 выпускников факультета физической культуры. Активно участвует в организации и проведении республиканских курсов формирования и развития профессиональных компетенций учителей физической культуры и тренеров по видам спорта, провел курсовую переподготовку 270 учителей физической культуры и 127 тренеров по различным видам спорта.

С.-А. М. Аслаханов – опытный, творчески работающий специалист, принимает самое активное участие в мероприятиях физкультурно-спортивной направленности в вузе и республике: в научно-практических конференциях, заседаниях круглых столов специалистов по физическому воспитанию учреждений общего среднего и высшего профессионального образования. Является автором физкультурно-спортивной программы первого республиканского фестиваля «Национальные игры», проведенного по 19 видам состязаний 14 июня 2015 года в селе Беной Ножай-Юртовского района.

Являлся инициатором и организатором Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Физическая культура и спорт в системе образования: современное состояние, проблемы и перспективы развития» (2012 г.), ставшей первым научным форумом такого уровня за более чем шестидесятилетнюю историю факультета физической культуры. В рамках программ научных конгрессов и конференций Министерства спорта и Министерства образования и науки Российской Федерации 17-22 апреля 2015 года провел Международную конференцию «Физическая культура и спорт в современном мире: социальная роль и пропаганда здорового образа жизни». В течение ряда лет входил в состав оргкомитетов 8 конференций различных уровней, включая и конференции школьников «Мост в науку», проводимых в рамках ежегодного Фестиваля науки в ЧГПУ.

По линии студенческого спортивного клуба Саид-Али Махмудович на протяжении ряда лет осуществляет учебно-тренировочный процесс по волейболу с мужскими и женскими сборными командами университета.

С.-А. М. Аслаханов является одним из энтузиастов возрождения профессионального волейбола в республике, создания волейбольного клуба «Грозный» (2006 г.). Знаменательным событием в тренерской деятельности является завоевание молодежной сборной командой студентов Чеченского государственного педагогического института права участия в 2008 году в Чемпионате России среди клубных команд первой лиги.

Волейбольный клуб «Грозный» представлен в Чемпионате России двумя командами, выступающими в высших   лигах «А» и «В». Команда, выступающая в высшей лиге «В» полностью укомплектована волейболистами педагогического колледжа и факультета физической культуры ЧГПУ.

За сорок один год вузовской работы опубликовал более 350 научных публикаций. В их числе: 8 монографий; 39 публикаций, входящих в перечень ВАК; 35 типовых и рабочих авторских образовательных программ физического воспитания различных возрастных контингентов обучающихся; 21 программа курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки; 7 учебно-методических комплекса образовательных дисциплин; 23 учебных и 29 учебно-методических пособий; более 250 статей в журналах, сборниках научных трудов и материалов конференций.

Аннотации ряда учебно-методических работ вошли в каталоги Международных книжных выставок с выдачей Сертификата участника и «Золотой» Медали:

 «Русско-чеченский словарь спортивных терминов и словосочетаний», «Теория и методика физической культуры и спорта»: учебное пособие, «Средства народной педагогики физического воспитания чеченцев»: монография на русском, чеченском и английском языках, Построение формирующего личность физического воспитания: учебно методическое пособие (Франция, Париж, 20-23 марта 2015);

«Теория и методика физической культуры и спорта»: учебно-методический комплекс (Москва ЦВК «Экспоцентр» 15-18 апреля 2015 г.);

«Физическое воспитание студентов». В 2- томах – («BOOKEXPO AMERICA 2019», США, Нью-Йорк, 29-31.05.2019),  («HOONG KONG BOOK FAIR 2019», КНР, Гонконг, 17-23.05.2019), (BUCH WIEN 2019, Австрия, Вена, 6-10.11.2019);

«История физической культуры и спорта Чечни»: монография (Московский Международный Салон образования 2023», 23-24 марта 2023, Москва).

Личный наук метрический показатель – индекс Хирша, являющийся количественной характеристикой продуктивности ученого – 4.

Участник интернет-энциклопедии «Ученые России» (2015 г.).

Многоплановая научно-педагогическая и организаторская деятельность С.-А.М. Аслаханова отмечена наградами различного уровня:

Медалями: К.Д. Ушинского (2015); «Европейское качество» (Gold medal «European Quality, 2015);  «За верность традициям отечественного образования» (2022);

почетными грамотами: Совета Республики ПарламентаЧеченской Республики – за активное участие в развитии и популяризации волейбола в Чеченской Республике (2008);

Министерства образования и науки Чеченской Республики: «За высокий профессионализм и бескорыстное служение делу развития образовательной системы Чеченской Республики» (2018);

Министерства Чеченской Республики по физической культуре и спорту – за заслуги в деле развития и организации физической культуры и спорта, за  высокий профессионализм, добросовестный труд и ко Дню университета (2017);

Общероссийского профсоюза образования Чеченской Республики: «За добросовестный труд  в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, активное участие в общественной жизни и в связи с Днем учителя» (2018)

Чечено-Ингушского  государственного педагогического института: «За активное участие в общественной жизни и в связи с 66-й годовщиной Великой Октябрьской Социалистической революции»  (1983);

Чеченского государственного педагогического Университета: «За безупречный и добросовестный труд» (2016); «За содействие в организации и проведение Фестиваля студенческого спорта, приуроченного ко Дню рождения 3-х кратного Олимпийского чемпиона Б.Х. Сайтиева» (2021);

почетными званиями: «Заслуженный работник физической культуры Чеченской Республики» (2003); «Заслуженный тренер Чеченской Республики» (волейбол, 2008); «Заслуженный работник науки и образования РАЕ» (2015); «Заслуженный деятель науки и техники» (2016); «Почетный работник сферы образования Российской Федерации» (2020);

«Заслуженный работник физической культуры Российской федерации» (2023); «Заслуженный деятель науки и образования» (2023); «Основатель научной школы» (2023); «За заслуги» (2023);

благодарственными письмами:

Парламента Чеченской Республики: «За значительные успехи в формировании культурного и нравственного развития личности и многолетний труд в сфере высшего профессионального образования» (2016);

Министерство Чеченской Республики по физической культуре и спорту: 

«Выражаю благодарность члену общественного совета при Министерстве Чеченской Республики  по физической культуре и спорту С.-А.М. Аслаханову за высокую организацию и эффективную работу при проведении независимой оценки качества работы образовательных учреждений в сфере физической культуры и спорта» (2016); «За заслуги в деле развития и организации физической культуры и спорта, за высокий профессионализм, добросовестный труд и ко Дню университета» (2017);

Министерство Чеченской Республики по делам молодежи:

«За вклад в реализацию государственной молодежной политики на территории Чеченской республики, активное участие в молодежных общественных и культурно-массовых мероприятиях» (2018);

Олимпийский совет Чеченской Республики:

«За  многолетнюю плодотворную работу и большой вклад по развитию олимпийского движения в Чеченской Республике»  (2020);

Комитет по физической культуре и спорту при Мэрии г. Грозного: «За помощь в организации и проведении открытого турнира г. Грозного по волейболу среди студентов (девушки) (2016)

Чеченского государственного педагогического Университета:  «За содействие в организации и проведение Фестиваля студенческого спорта, приуроченного ко Дню рождения 3-х кратного Олимпийского чемпиона Б.Х. Сайтиева» (2021).

Чеченское Региональное отделение ОГО ВФСО «Динамо»: «За личный вклад в популяризацию и развитие физической культуры среди молодежи, также за организацию судейства в чемпионате Общества «Динамо» ЧР по волейболу среди коллективов физкультуры министерств и ведомств органов безопасности и правопорядка Чеченской Республики, посвященном Дню гражданского согласия и единения» (2016),

Является: лауреатом премии общественной организации «Интеллектуальный центр Чеченской Республики» в номинации «Образование» с вручением символа «Серебряная сова»

Научные публикации

Монографии:

1.   Аслаханов С.-А.М. Детские подвижные игры, физические упражнения (на русском и чеченском языках). – ЗАО «НПП «Джангар», Республика Калмыкия, 2008. –  160 с. 10 п.л.;

2.   Аслаханов С.-А.М. Поликультурный компонент в системе физкультурного образования. Содержание и педагогическая технология использования народных средств физического воспитания. – LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG. Saarbrucken, Deutschland. 2012. , – 505 с. 28,3 п.л.;

3.   Аслаханов С.-А.М. Потенциал этнопедагогики в физкультурном образовании школьников Чеченской Республики. – Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников М.А.), 2013. – 418 с. 26 п.л.;

4.   Аслаханов С.-А.М. Построение формирующего личность физического воспитания с учетом базовых ценностей этноса – Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников М.А.). 2013. –  336 с.;

5.   Аслаханов  С.-А.М. Средства народной педагогики физического воспитания чеченцев (на русском, чеченском  и английском языках). – М.: Издательство ООО «Парнас», 2014. – 416 с. 26,2 п.л.;

6.        Аслаханов С.-А.М. Физическая культура и спорт Чечни: истоки и современность (информационно-справочный материал). – М.: Издательство «Перо», 2015. – 240 с.10 п.л.;

7.   Аслаханов С.-А.М. Организация и технология этнологического физического

воспитания молодого поколения Чеченской Республики. – М.: Издательство «Перо», 2016. – 490 с. 20,5 п.л.;

8.   Аслаханов С.-А.М. История физической культуры и спорта Чечни. – Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников М.А.), 2021. – 846 с. 77,6 п.л..

Публикации в изданиях ВАК Минобрнауки Российской Федерации:

1. Аслаханов С.А.М. Народные подвижные игры и физические упражнения как средства повышения эффективности уроков физической культуры. – Теория и практика физической культуры.  Научно-теоретический журнал. – М.: 1991.– № 12. – С. 43-45.;

 2. Аслаханов С.А.М. Педагогические требования к использованию народных средств физического воспитания на уроках физической культуры (статья). – Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал. – М.: 1993. – № 5-6. – С. 36-37. 0,4 п.л.;

3. Аслаханов С.А.М. Факторы, определяющие необходимость использования национальных подвижных игр и физических упражнений в практике физического воспитания школьников Чеченской Республики. – Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. Научно-теоретический журнал. – № 7 (77), 2011г. – С. 10–13.. 0,4 п.л.;

4. Аслаханов С.А.М. Обоснование факторов, определяющих необходимость использования национальных подвижных игр в практике физического воспитания школьников Северного Кавказа. – Культура физическая и здоровье. Научно-методический журнал. – № 5 (35), 2011.  – Воронеж: – ГУП ВО «Воронежская областная типография – изд. им. Е.А. Болховитинова», 2011. – С. 25–27. 0,4 п.л.;

5. Аслаханов С.А.М. Этнопедагогика формирования двигательной культуры народными средствами подвижных игр и состязаний. – Журнал «Известия Южного федерального  университета. Педагогические науки». Изд. ФГАОУ ЮФУ.  Ростов-на-Дону, 2011. – № 11. – С. 65–73. 0,8 п.л.;

6.Аслаханов С.А.М. Формирования у учащихся школ базовых ценностей этнологической физической культуры. – Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Научный журнал. – № 2, 2012. – С. 13-15.  0.4 п.л.;

7. Аслаханов С.А.М. Народные игры и физические упражнения в процессе формирования двигательной культуры учащейся молодёжи. – Ярославский педагогический Вестник. Научный журнал.  – № 1, т. 2., 2012. – С 117–121. Изд. ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им К.Д. Ушинского»;

8. Аслаханов С.А.М. Педагогические принципы трансформации этнологической физической культуры в современную практику физического воспитания (статья). – Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.  Научно-теорети-ческий журнал. – № 7 (101), –  2013. – С. 22-26. 0,5 п.л.;

9. Аслаханов С.А.М. Концепция развития системы физического воспитания этнофоров на основе базовых ценностей этноса Вестник Адыгейского государственного университета. – 2013, № 3 (123). – С. 170–178. 0.8 п.л.;

10.Аслаханов С.А.М. Роль билингвального терминологического аппарата в системе физкультурного образования. Известия Чеченского государственного педагогического института – 2014, № 1(8) – 57-60 с. 0,8 п.л.;

11.Аслаханов С.А.М. Структурно-функциональная модель педагогической технологии формирования личностной физической культуры этнофоров. – Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал. – № 12, – 2015. – С. 59-63;

12. Аслаханов С.А.М. Педагогическая технология формирования навыков здоровьесберегающего поведения. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.  Научно-теоретический журнал. – № 3 (102), – 2016. – С. 12-17. 0,8 п.л.;

13. Аслаханов С.А.М. Повышение качества физического воспитания дошкольников – социально-педагогическая задача. Успехи современной науки. Международный научно-исследовательский журнал. Белгород. Тип. «Эпицентр». – № 11, Том 1, 2016. – С. 68-73.;

14. Аслаханов С.А.М., Яковлев Ю.В. Пути реализации потенциала физической рекреации в современном российском обществе, Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.  Научно-теоретический журнал. – № 11 (153), – 2017. – С. 24-27. 0,5 п.л.;

15. Аслаханов С.А.М., Эльмурзаев, М.А.  Коваленко А.И. Социальный аспект адаптационно-восстановительной модели физической рекреации. Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал. – № 4, – 2018. – С. 34-36. 0,6 п.л.;

16. Аслаханов С.А.М. Программные основы физического воспитания учащихся начальной общеобразовательной школы ЧеченскойРеспублики. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. Научно-теоретический журнал.– 3(181) – 2020. – С.30-34;

17. Эльмурзаев М.А., Аслаханов С.А.М., Зиновьев Н.А., Алексеева Н.Д.  Базовые и сопутствующие категории физической рекреации. Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал. – № 3, – 2023. – С. 84-86. 0,6 п.л.

Типовые и рабочие авторские образовательные программы физического воспитания различных возрастных контингентов:

1. Аслаханов С.А.М. Программа физического воспитания дошкольников Чеченской Республики (программа). – Издательско-полиграфическое объединение «Книга» Государственного Комитета по информации и печати ЧР – Грозный: 1993.43 с. 3,6 пл.;

2. Аслаханов С.А.М. Программа физического воспитания учащихся V–XI классов общеобразовательной школы Чеченской Республики (программа). – Издательско-полиграфическое объединение «Книга» Государственного комитета по информации и печати Чеченской Республики – Грозный: 1993.– 80 с. 4,7 пл.;

3. Аслаханов С.А.М. Программа физического воспитания дошкольников (программа) Чеченской Республики. – Вестник Института проблем образования  МО и Н ЧР. Вып. 5. – Грозный: Издательство «Абат», 2006. –  С. 129-169 . 5 пл.;

 4. Аслаханов С.А.М.  Программа физического воспитания учащихся начальной (1 – 4 классы) школы Чеченской Республики. – на чеченском языке (программа). – Вестник Института проблем образования МО и Н ЧР. Вып. 6. – Грозный: Издательство «Абат», 2008. –  С. 101–138. 3,5 п.л.

5. Аслаханов С.А.М. Программа физического воспитания учащихся I-IV классов общеобразовательной школы Чеченской Республики. – Махачкала: АЛЕФ, 2019. – 70 с.;

6. Аслаханов С.А.М.  Этнопедагогика физического воспитания в системе профессиональной подготовки (рабочая программа). – Грозный: Изд. Чеченского государственного университета. 2012, – 30 с. 1,5 пл.;

7. Аслаханов С.А.М. История физической культуры и спорта (рабочая программа). – Грозный: Издательство Чеченского государственного университета. 2013,  – 86 с. 3,6 пл.;

8. Аслаханов С.А.М.  Теория и методика физической культуры и спорта (рабочая программа). – Грозный: Издательство Чеченского государственного университета. 2013, – 110 с. 4,8 пл.

9. Аслаханов С.А.М. Социология физической культуры и спорта (рабочая программа). – Грозный: Издательство Чеченского государственного  университета. 2013, – 45с.;

10. Рабочая программа по физической культуре учащихся I-IV классов общеобразовательной школы Чеченской Республики. – Махачкала: АЛЕФ, 2019. – 214 с. 12,5 п.л.

11. Аслаханов С.-.А.М. Волейбол: Примерная рабочая программа учебно-тренировочных занятий групп начальной подготовки (первый год обучения специализированных детско-юношеских спортивных школ). – Махачкала: Алеф, 2018. – 132 с. 6,9 пл.;

12. Аслаханов С.А.М. Волейбол: Примерная рабочая программа учебно-тренировочных занятий учебно-тренировочных групп (первый год обучения специализированных детско-юношеских спортивных школ). – Махачкала: Алеф, 2018. – 144 с.;

13. Аслаханов С.А.М. Волейбол: Примерная рабочая программа учебно-тренировочных занятий учебно-тренировочных групп (четвертый год обучения специализированных детско-юношеских спортивных школ). – Махачкала: Алеф, 2018. – 160 с. 9.3 п.л.

14 Аслаханов С.А.М. Волейбол: Примерная рабочая программа учебно-тренировочных занятий групп спортивного совершенствования (первый год обучения специализированных детско-юношеских спортивных школ).– Махачкала: Алеф, 2018. – 150 с. 8.7 пл.;

15. Аслаханов С.А.М. Волейбол: Примерная рабочая программа учебно-тренировочных занятий групп спортивного совершенствования (третий год обучения специализированных детско-юношеских спортивных школ).– Махачкала: Алеф, 2018.– 152 с. 9 п.л.;

Программы курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки:

1. Формирование и развитие профессиональной компетентности учителя 

физической культуры  общеобразовательной школы (программа курсов повышения квалификации учителей физической культуры, 72 часа). – Грозный: Издательство Чеченского государственного педагогического института. – 2013. – 40 с. 1.7 п.л.;

2. Программа региональных курсов  повышения квалификации учителей 

физической культуры: Формирование и развитие предметных, метапредметных и личностных результатов в рамках образовательной области «Физическая культура». – Издательство Чеченского государственного педагогического института. –  Грозный, 2016. – 43 с. 1.7 п.л.

Аслаханов Саид-Али Махмудович имеет награды


Последняя редакция анкеты: 23 мая 2023