Асфандьярова Амина Ибрагимовна
  1. Ученая степень
    кандидат искусствоведения
  2. Ученое звание
    доцент
  3. Научное направление
    Искусствоведение
  4. Регион
    Россия / Республика Башкортостан

Кандидат искусствоведения, ректор ФГБОУ ВПО «Уфимская государственная академия искусств имени Загира Исмагилова», профессор кафедры специального фортепиано, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, отличник народного образования Республики Башкортостан

Родилась в Уфе. Окончила УГИИ в 1985 г. (класс заслуженной артистки РБ, доцента С. Г. Хамидуллиной), в 1995 г. – ассистентуру-стажировку при Казанской государственной консерватории им. Н.Жиганова (кл. профессора, заслуженной артистки РФ и РТ Э. К. Ахметовой).

В УГИИ начала работать в качестве концертмейстера в 1985 г. На кафедре специального фортепиано работает с 1993 г. Имеет сольные концертные выступления в 2-х отделениях в концертных залах УГАИ, УУИ, Башгосфилармонии, в городах Октябрьский, Учалы, Ишимбай, Салават, Бузулук.

С 2003 г. – декан факультета музыковедения и вокально-хорового искусства. С 2007г. – проректор по учебной и воспитательной работе.

С 2001 по 2003 гг. – соискатель в Лаборатории музыкальной семантики УГАИ. Под научным руководством профессора, доктора искусствоведения Л.Н. Шаймухаметовой защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Защита состоялась в диссертационном совете Новосибирской государственной консерватории в 2003 г. Тема диссертации: «Интонационная лексика образов пасторали в тематизме фортепианных сонат Й.Гайдна»

Выступала с докладами на 7 российских научно-практических конференциях. Материалы диссер. исследования переработаны в лекции, внедрены в учебный процесс, в частности, представлены как раздел программы «Основы музыкального интонирования (Артикуляция)», получившей гриф Министерства культуры РФ, используются в практической работе на курсах ФПК, в проведении мастер-классов на тему «Музыкальный текст и исполнитель».

Член жюри республиканских конкурсов: им. З. Исмагилова, им. Н. Сабитова (Уфа, 1998, 2000, 2002, 2004 гг.), конкурса-фестиваля преподавателей ДМШ, конкурса молодых исполнителей на цифровых фортепиано (Уфа, 2004, 2005), конкурса им. В. Тимановой (2005), конкурса методических работ ССУЗов и ДМШ РБ (Уфа, 2006), открытых региональных конкурсов.

Научные публикации

Список научных и учебно-методических работ

Интонационная лексика образов пасторали в тематизме фортепианных сонат Й. Гайдна: Монография. – Уфа: РИО УГАИ, 2007 (гриф УМО высших учебных заведений РФ);

Соната для фортепиано Л.Исмагиловой (тезисы).

Фортепианная музыка композиторов Башкортостана: Тезисы докладов научно-практической конференции Первого фестиваля фортепианной музыки композиторов Башкортостана. - Уфа,1997.

Р.Касимов. Соната №2 (Соната-фантазия). Исполнительский комментарий (тезисы).

Фортепианная и скрипичная музыка композиторов Башкортостана: Тезисы докладов научно-практической конференции Второго фестиваля фортепианной и скрипичной музыки композиторов Башкортостана. - Уфа, 1999.

Интонационная лексика как проблема артикуляции фортепианных сонат Гайдна (статья). Историко-теоретические проблемы музыкознания / Сб.науч. тр.: РАМ им. Гнесиных, УГИИ. - Вып. 156 -М.,1999.

Шопен Альфреда Корто (интерпретация и советы исполнителям) (тезисы).

Памяти Шопена. Польская культура: история и современность: Материалы конференции. – Уфа,1999.

Интонационная лексика фортепианных произведений как проблема исполнительской артикуляции (тезисы).

Музыка, живопись, театр: проблемы истории, теории и педагогики: Материалы Республиканской научно-методической конференции. – Уфа; РИЦ УГИИ, 2000.

Семантический подход к интерпретации музыкального текста (к проблеме артикуляции фортепианных сонат Гайдна) (тезисы).

Искусство во втором тысячелетии (Теория. Практика. Педагогические позиции): Материалы конференции. – Оренбург, 2001.

Художественный мир пасторали в медленных частях фортепианных сонат Гайдна (статья).

Художественный мир музыкального произведения / Межвуз. сб. статей // Отв. ред.-сост. Шаймухаметова Л.Н. – УГИИ: Лаборатория муз.семантики.– Уфа, 2001

Музыкальный текст и семантический подход к его интерпретации (к вопросу об артикуляции фортепианных сонат Гайдна) (тезисы).

Искусство как феномен культуры: Материалы

Рос. науч.-практ. конф. – Уфа, 2001.

О некоторых способах воплощения образов пасторали в финалах фортепианных сонат Гайдна (статья).

Музыкальный текст и исполнитель / Сб. статей // Отв. ред.-сост. Шаймухаметова Л.Н. – Уфа: Лаборатория муз. семантики УГАИ, 2004.

Семантический анализ как проблема содержательного интонирования музыкального текста (на примере фортепианных сонат Гайдна) (тезисы).

Художественный образ в исполнительском искусстве: Материалы науч.-практ. конф. – Магнитогорск, 2004.

Семантический анализ и проблемы исполнительского интонирования (на примере фортепианных сонат Гайдна) (статья).

Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа, 2005.

Воплощение пасторали в клавирной сонате Гайдна (к проблеме исполнительского интонирования Возвышенное и земное в музыке и литературе:

Материалы всероссийской научной конференции. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М.И.Глинки, 2005.

Образы пасторали в фортепианной музыке Гайдна

Культурная жизнь юга России. – 2006. - № 2. - Краснодар.

Пастораль клавирной сонаты Гайдна - стилистика и интерпретации

Современные гуманитарные исследования. - № 3. – 2006. - Москва. я

Живописно-орнаментальные структуры как воплощение пасторали в фортепианных сонатах Гайдна

Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития / Материалы Международной научной конференции. – Астрахань, 2006.

Исполнительское воплощение образов пасторали клавирных сонат Гайдна (тезисы)

«Музыкальное содержание: современная научная интерпретация» / Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. – Ростов-на-Дону, 2006.

Квази-оркестровая партитура фортепианных сонат Гайдна (статья)

Сборник статей: АН РБ. - Уфа, 2006

О роли семантического анализа в осмыслении исполнителем авторского текста (на примере клавирных сонат Гайдна)

Материалы международной конференции «Музыкальная педагогика: теория и практика», - Уфа, 2006.

Знаки-образы музыкальных инструментов в художественном контексте пасторальных тем фортепианных сонат Й.Гайдна

«Проблемы музыкальной науки» - 2007. - №1

Pastoral Images in Minuets of Haydns Keyboard Sonatas

«Проблемы музыкальной науки»- 2009.№1(4)

Пастораль фортепианных сонат Гайдна

Исполнительское искусство и музыковедение. Параллели и взаимодействия/Сб. статей по материалам Междунар. науч. конф. 6-9 апр. 2009. – М.: Человек, 2010. – с. 122-129.

Интонационная лексика образов пасторали в тематизме фортепианных сонат Гайдна

Этот многообразный мир музыки/Сб. статей к 80-летию М.Г.Арановского. – М.:Гос. институт искусствознания. – 2010. – с. 47-50.

Пьесы башкирских композиторов для фортепиано (Хрестоматия). Методическое пособие для учащихся ДМШ, ДШИ. – Уфа,1999.

Семантика и артикуляция образов пасторали в медленных частях фортепианных сонат Гайдна (методическое пособие).

УГИИ: Лаборатория муз. семантики, РИЦ УГИИ. - Уфа, 2001.

Гриф Министерства образования Республики Башкортостан

О способах воплощения менуэта в фортепианных сонатах Гайдна (методическое пособие).

Уфа: РИЦ УГИИ,2002.

Гриф Министерства образования Республики Башкортостан

Образы пасторали фортепианной сонаты Гайдна (к вопросу исполнительского интонирования) (методическое пособие).

УГАИ: Лаборатория муз. семантики, Уфа, 2005.

Гриф Министерства образования Республики Башкортостан

Менуэт в клавирной сонате Гайдна (методическое пособие)

УГАИ: Лаборатория муз.семантики, Уфа, 2005.


Последняя редакция анкеты: 23 апреля 2014