-
Ученая степеньдоктор педагогических наук
-
Ученое званиепрофессор
-
Научное направлениеПедагогические науки
-
СтранаБеларусь
Основное научное направление – Теория и методика обучения химии.
Академические звания, ученая степень и официальная должность – доктор педагогических наук (присуждена 27 января 2006 года), профессор (присвоено 28 ноября 2007 года).
Текущее место работы и область деятельности – Учреждение образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова»: в должности ассистента кафедры химии (1997-2001 гг.), старшего преподавателя кафедры химии (2001-2002 гг.), доцента кафедры химии (2002-2006 гг.), профессора кафедры химии (с 2 сентября 2006 года по настоящее время).
Иная публичная, государственная или академическая деятельность – член секции УМО по химии при Министерстве образования Республики Беларусь, член редколлегии научно-методического журнала «Хімія: праблемы выкладання».
Круг научных интересов:
- теория и методика обучения химии в средней и высшей школе;
- дифференцированный и интегративный подходы в обучении химии;
- методическая подготовка учителя химии в классическом и педагогическом университете.
Основные достижения:
- открыто новое научное направление исследований, связанных с подготовкой учителя химии к работе в условиях профильного обучения;
- впервые создана теоретическая концепция непрерывной методической подготовки будущих учителей химии к работе в профильных классах, основанная на идее непрерывности и интегративности;
- разработано и теоретически обосновано содержание и организация довузовского этапа пропедевтической подготовки будущего учителя химии в классах педагогического профиля;
- выявлены пути и возможности осуществления химико-методической пропедевтики в процессе изучения фундаментальных химических дисциплин на младших курсах педвуза;
- создана система целенаправленной методической подготовки будущего учителя химии к работе в классах разного профиля, реализуемая через соответствующий методический спецкурс.
Подготовлено 6 магистров педагогических наук; в настоящее время осуществляется научное руководство 2 кандидатскими диссертациями.
В 2010 году Е.Я. Аршанскому назначена стипендия Президента Республики Беларусь талантливым молодым ученым.
В настоящее время осуществляется разработка следующих научных направлений:
- разработка содержательно-целевых и организационно-деятельностных аспектов метаметодики как перспективного направления развития методик предметного обучения;
- реализация идей интегративности и преемственности в системе непрерывного химического образования и химико-методической подготовки будущих учителей;
- использование интегративного подхода в условиях дифференциации химического образования школьников на старшей ступени;
- развитие системы допрофессиональной подготовки школьников по химии;
- гуманизация и гуманитаризация школьного химического образования.
Научные публикации
Аршанский Е.Я. Непрерывная химико-методическая подготовка обучающихся в системе «профильный класс – педвуз – профильный класс»: Монография. – М.: Прометей, 2005. – 256с.
Аршанский Е.Я. Методика обучения химии в классах педагогического профиля: Монография. – М.: Прометей, 2007. – 224с.
Аршанский Е.Я. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля. – М.: Изд. центр Вентана-Граф, 2002. – 176с.
Аршанский Е.Я. Обучение химии в разнопрофильных классах: Учебное пособие. – М.: Центрхимпресс, 2004. – 128с.
Аршанский Е.Я. Методическая подготовка будущего учителя химии// Народная асвета. – 2004. – №9. – С.33-37.