-
Ученая степеньдоктор педагогических наук
-
Ученое званиедоцент
-
Член-корреспондент Российской Академии Естествознания
-
Научное направлениеПедагогические науки
-
РегионРоссия / Омская область
Арбузова Елена Николаевна - Доцент, доктор педагогических наук, профессор, член корреспондент международной академии наук педагогического образования (МАНПО).
•Член диссертационного совета Д 212. 155.03 по методике обучения биологии, экологии, химии по специальности 13.00.02) , созданный на базе ГОУ ВО Московской области Московский государственный областной университет (МГОУ)
Научный руководитель аспирантов и докторантов по специальностям 13.00.01, 13.00.02
•Научный консультант иностранных докторантов по педагогике, методике обучения биологии, методике обучения химии (РК, Алматы, Астана, Кокшетау)), зарубежный лектор в национальном университете Алма-Аты (Казахский национальный университет имени Абая)
•Федеральный эксперт проекта Министерства просвещения РФ «Оценка компетенций работников образовательных организаций»
•Член редакционного совета журнала «Учебный эксперимент в образовании»
•Научный руководитель аспирантов по специальностям 13.00.01- Общая педагогика, история педагогики и образования 13.00.02- Теория и методика обучения и воспитания (биология)
Количество научных работ 230
Общий объем публикаций автора более 450 п. л.
Научное направление:
Совершенствование методической подготовки студентов-биологов в педвузах; рефлексивно- регулятивный подход в методической подготовке студентов вузов; в применение ИКТ-технологий в образовательном процессе по биологии в школе и вузе.
Место работы:
1. Частное учреждение образовательная организация высшего образования «Омская гуманитарная академия» (ЧУООВО «ОмГА»), Социально-гуманитарный факультет заочной формы обучения, Кафедра педагогики, психологии и социальной работы
2. ГОУ ВО Московской области Московский государственный областной университет. Биолого-химический факультет. Кафедра методики преподавания биологии, химии и экологии
Участие в профессиональных конкурсах
1.Лауреат Всероссийского конкурса учебных, учебно-методических и научных изданий Российской академией народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации (Ставропольский филиал, Ставрополь 1 июня 2015 г.) (диплом).
2.«Дипломант III и IV Международного конкурса учебно-методической, учебной и научной литературы, изданной в 2013/14 и 2014/2015 гг. «Золотой корифей». в номинации педагогические науки (дипломы).
3.Призер I Ежегодного международного конкурса научных публикаций в области экономики и образования «Magnum Opus Publication - 2014/2015» (диплом).
4.Победитель (I место) в Международном профессиональном конкурсе Pedagogical discovery- 2016 (Россия, Москва, 25 июня 2016 г.) Издательский центр Русальянс «Сова»
5.Призер (II место) в Международном профессиональном конкурсе "Учебно-методический комплекс дисциплины – 2016" (в рамках требований ФГОС) 10 октября 2016 Россия, Москва Федеральный проект науки и образование on-lain Международный центр научно-исследовательских проектов (МЦНИП)
6.Призер (2 место) в III Международном конкурсе преподавателей вузов «Universiti teacher -2017» Россия, Москва, 25 октября 2017 г. в номинации проектно-методические компетенции за электронное учебно-методическое пособие « Педагогические технологии в экологическом образовании младших школьников».
7.В 2016 году - Региональный проект-конкурс профинформационных видеоматериалов «Профессия: Взгляд в будущее» (в творческой группе).
8.Призер (2 место) в III Международном конкурсе преподавателей вузов «Universiti teacher -2017» Россия, Москва, 25 октября 2017 г. в номинации проектно-методические компетенции за электронное учебно-методическое пособие « Педагогические технологии в экологическом образовании младших школьников» (диплом).
9.Призер (2 место) в III Международном конкурсе преподавателей вузов «Pedagogical discovery - 2018» Россия, Москва, 20 апреля 2018 г. в номинации исследовательские проекты (диплом).
10.Сертификат эксперта регионального телекоммуникационного практико-ориентированного проекта для педагогов образовательных организаций Омской области «Формирование, развитие и оценка универсальных учебных действий обучающихся в условиях реализации ФГОС».
11.Призер (1 место) в IV Международном конкурсе преподавателей вузов «University Teacher -2018» Россия, Москва, 26 октября Издательский центр «Русальянс “Cова”» в рамках интернет-проекта «Наука и образование online».
12.Призер (1 место) IV Международного конкурса преподавателей вузов (в рамках требований ФГОС) «Формирование компетенций в профессиональном образовании – 2019 (диплом).
13.Призер (1 и 2 места) VII Международного конкурса на лучшее издание ОмГА 30 ноября 2019 г. (дипломы I и II степени)
Научные публикации
I. Монографии:
1.Арбузова, Е. Н. Методическая система обучения студентов-биологов на основе инновационного учебно-методического комплекса : монография / Е. Н. Арбузова. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2011. – 434 с. (27,75 п. л.).
2.Арбузова, Е. Н. Рефлексивная система обучения в методической подготовке студентов-биологов в педвузе: монография / Е. Н. Арбузова, Л. В. Усольцева. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2016. – 394 с. (24,62 п. л).
3.Арбузова, Е. Н. Генезис учебных изданий по методике преподавания биологии : монография / Е. Н. Арбузова. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2008. – 220 с. (13,25 п. л.).
4.Арбузова, Е. Н. Конструирование и применение комплексов средств обучения для методической подготовки студентов-биологов в условиях информационно-предметной среды : монография / Е. Н. Арбузова, Л. В. Усольцева. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2010. – 220 с. (8,32 п. л., авторский вклад – 50 %).
Коллективные монографии
5.Арбузова, Е.Н. Инновационная концепция рефлексивной системы обучения бакалавров и магистрантов методике обучения биологии (глава в монографии) // Предметное образование: коллективная монография (Электронный ресурс) под. ред проф. Л.А. Черновой. - Электрон. текст. дан. (1файл 1,7 Мб) - М.: Рус. Альянс Сова, 2016. - 1 электрон. от. диск (CD-ROM)/ - ISBN 979-599072 26-6-8. Загл. с этикет. Диска. с.6-14. (глава в монографии) (0,5 п.л.).
6.Арбузова, Е.Н. Реализация рефлексивной системы обучения школьников биологии – условие освоения ФГОС (глава в монографии) // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики: коллективная монография (под ред. И.В. Андулян). – Уфа: Аэтерна, 2016. – с.4 – 20. (1 п.л.).
7.Арбузова, Е.Н., Яскина, О.А. Задачное обучение как контекст профессионально-педагогической деятельности магистрантов направления "Педагогическое образование" направленности "Педагогика высшей школы" (глава в монографии) // Традиции и инновации в современной науке и образовании: теория и передовая практика : [монография / Арбузова Е. Н. и др.] ; под общей ред. И. И. Ивановской. Петрозаводск : МЦНП «Новая наука», 2019. – с. 4-28. (1,56 п.л.).
8.Арбузова, Е.Н., Яскина, О.А. Психолого-физиологические аспекты использования технологии визуализации в обучении биологии студентов с различными репрезентативными системами (глава в монографии) // Состояние, проблемы и перспективы развития современного образования : [монография / Арбузова Е.Н. и др.] ; под общей ред. М. В. Посновой. Петрозаводск : МЦНП «Новая наука», 2019. – С. 124-133. (0,56 п.л.).
9.Арбузова, Е.Н., Демьянков Е.Н. Учебные познавательные задачи по биологии в условиях перехода к новому качеству образования и детализации ФГОС: структура, функции, классификация (глава в монографии) // Современные технологии в мировом научном пространстве: методы, модели, прогнозы : [монография / Аль-Янаи Е.К. и др.] ; под общей ред. М. В. Посновой. Петрозаводск : МЦНП «Новая наука», 2019. – с. 5-15. (0,62 п.л.).
10.Арбузова, Е.Н., Опарин, Р.В. Теоретико-методические аспекты формирования информационной грамотности школьников на уроках биологии // Теоретические и прикладные проблемы науки о человеке и обществе : [монография / Арбузова Е.Н. и др.] ; под общей ред. М. В. Посновой. Петрозаводск : МЦНП «Новая наука», 2019. – с. 54-77. (1,4 п.л.).
II. Учебные пособия и учебники
1.Арбузова, Е. Н. Методика обучения биологии : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Н. Арбузова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 274 с. — (Серия : Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06015-7.
2.Арбузова, Е. Н. Методика преподавания управленческих дисциплин : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Н. Арбузова, О. А. Яскина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 224 с. — (Серия : Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-05937-3.
3.Арбузова, Е. Н. Теория и методика обучения биологии в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Н. Арбузова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 295 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-08082-7.
4.Арбузова, Е. Н. Теория и методика обучения биологии в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Н. Арбузова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 319 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-08083-4.
5. Методика обучения биологии. Для подготовки кадров высшей квалификации : учеб. пособие для вузов / Е. Н. Арбузова, В. И. Лошенко, Р. В. Опарин, А. В. Сахаров. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 148 с. — (Серия : Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-10897-2.
6.Арбузова, Е. Н. Интерактивные технологии обучения в педагогических вузах : учебное пособие / Е. Н. Арбузова. – Омск : Полиграфический центр КАН, 2014. – 246 с. (15,3 п. л.).
7.Арбузова, Е. Н. Методика обучения биологии : учебное пособие / Е. Н. Арбузова. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2013. – 332 с. (20,75 п. л.).
8.Арбузова, Е. Н. Общая методика обучения биологии : курс лекций / Е. Н. Арбузова. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2010. – 516 с. (32,25 п. л.).