-
Ученая степеньдоктор искусствоведения
-
Ученое званиепрофессор
-
Член-корреспондент Российской Академии Естествознания
-
Научное направлениеИскусствоведение
-
РегионРоссия / Приморский край
Алексеева Галина Васильевна - доктор искусствоведения, профессор.
Основное научное направление Культура и искусство.
Название научной школы: Методология исследования адаптации византийского искусства, механизмов межкультурной коммуникации, особенностей регионального искусства.
Единственный специалист в Дальневосточном регионе в сфере византийского искусства и певческой палеографии. Инициатор «собирания» творческих сил края по изучению региональной культуры. Организатор кафедры искусствоведения во Владивостоке (ДВГТУ им. В.В. Куйбышева, ДВФУ) в 2001 году. Председатель диссертационного совета по теории и истории культуры (24.00.01) и теории и истории искусства (17.00.09) при Дальневосточном государственном техническом университете - с 2003 года - кандидатского, с 2008 по 2012 гг. – докторского. Председатель действующего докторского диссертационного совета по искусствоведению и культурологии при ДВФУ Д 999.025.04.
Член Общественной Палаты Приморского края (2016-2017 годы),
Председатель Ассамблеи народов Приморского края с 2001 года,
Президент Приморского краевого Центра русской культуры с 1997 года.
Эксперт Федерального реестра экспертов научно-технической сферы в области гуманитарных наук с 2012 года. Эксперт Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности с 2017 года.
Почетный работник высшего профессионального образования. Лауреат медали А.С. Пушкина. Основатель научной школы РАЕ, член-корреспондент РАЕ, заслуженный деятель науки и образования РАЕ. Председатель регионального профессорского собрания. Профессор Года по версии Российского профессорского собрания за 2018 год.
Организатор 10 международных конференций и издания их материалов: «Новое видение культуры мира в XXI веке», «Культура Тихоокеанского побережья», (2000, 2003, 2005, 2007, 2010, 2012, 2014, 2017 годы) и др.
Член редколлегии журналов: ВАК-Скопус-Web of Science "Проблемы музыкальной науки", журнала «ИКОНИ: искусство, культура, образование – научные исследования».
Член Международного Общества православной Музыки в Финляндии с 2009 года (ISOCM). Член Международной Ассоциации византинистов с 1991 года: участник конгрессов 2
Научные публикации
Монографии, брошюры
1.Древнерусское певческое искусство (музыкальная организация знаменного роспева). Монография. Владивосток, изд-во ДВГУ, 1983. 7,6 п.л., 172 с.
2.Проблемы адаптации византийского пения на Руси. Монография. Владивосток: Дальнаука РАН, 1996. 24,0 п.л., 380 с.
3.Проблемы византийско-древнерусской музыкальной палеографии. Владивосток. Изд-во ДВГТУ. 2001. 3, 7 п.л., 64 с.
4.Византийско-русская певческая палеография: практикум. Владивосток: Дальнаука, 2005. 14, 5 п.л., 215 с., илл. Тираж 1000 экз.
5.Византийско-русская певческая палеография. Исследование. – СПб.: «Дмитрий Буланин», 2007. – 368 с., ил. 23 п.л. ISBN 5-86007-540-5. Тираж 500 экз.
6.Комплексное исследование механизмов адаптации византийского искусства в Древней Руси: монография /Г.В. Алексеева [и др.] ДВФУ. – Владивосток, изд-во ДВФУ, 2013. – 242 с., ил., ISBN 978-5-7444-3234-8 Тираж 500 экз.
7.Алексеева, Галина Васильевна. Механизмы трансляции ценностей византийского искусства в духовном опыте России и Кореи : монография / Г.В. Алексеева ; Дальневост. федерал. ун-т. – Владивосток : Дальневост. федерал. ун-т, 2017. – 180 с. ISBN 978-5-7444-3946-0.
Исследовательские статьи и авторефераты диссертаций
4. О принципах организации песнопений знаменного роспева. Депонированная рукопись № 69. Информкультура, библиографический указатель «Музыка» № 9, М., 1980. 4,03 п.л., 102 с.
5. О гласовой сущности знаменного роспева. Депонированная рукопись № 182. Информкультура, библиографический указатель «Музыка» № 9, М., 1981. 1,36 п.л., 28 с.
6. Уровни формообразования знаменного роспева и принципы функционирования попевок в гласе (на материале певческой книги «Октоих»). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, Киев, 1981. 1,0 п.л., 24 с.
7. О роли попевок и фит в композициях знаменного роспева //Актуальные проблемы музыкальной педагогики и исполнительства». Владивосток, изд-во ДВГУ, 1984. 0,5 п.л., с.112-123. (соавтор Кравченко С.П.).
8.Некоторые проблемы периодизации и развития русского канта //Пути совершенствования подготовки специалистов искусства. Владивосток, изд-во ДВГУ, 1987. 0,5 п.л. с. 166-176, (соавтор Стрекаловская Е.).
9. Служба Варваре- великомученице - музыкально-поэтический феномен византийской и древнерусской культуры //Культура. Религия. Церковь. Всероссийская научная конференция. Новосибирск, 1992, 0,62 п.л., с.260-271.
10. Источник для изучения истории русской певческой культуры //Памятники культуры. Открытия. Ежегодник РАН. М. 1993, 0,5 п.л., с.98-104.
11. К проблеме адаптации византийского пения на Руси // Музыкальная культура православного мира: традиции, теория, практика. Материалы международных научных конференций 1991-94 гг. Москва, 1994. 0,5 п.л., с.45-57.
12. The Russian Response to the Byzantine musical influence in Sticherarion of the XII-XYIII centuries Журнал BYZATIAKA, t. 15, Fessaloniki, 1995;0,5 п.л., p.179-191.
13. Проблема адаптации византийского пения на Руси //Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток-Запад. Материалы Международ. научной конференции. Часть II. Владивосток, 1995. 0,25 п.л., с.206-210.
14. История музыкальных систем ихоса и гласа и их взаимодействие в процессе адаптации византийского пения на Руси. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения. Москва, 1996. 2,4 п.л., 39 с.
15. Источники для изучения процессов адаптации византийского пения на Руси //Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. Москва: Наука. 1997. 1,0 п.л., с.207-211.
16. Переводческое наследие Кирилла и Мефодия и развитие певческой культуры на Руси //Краевая конференция «Дни славянской письменности и культуры». Владивосток, 1997. 0,5 п.л., с.61-66.
17. Еще раз об истоках русского церковного пения //Музыкальная академия № 1. М.: Композитор, 1997. 0,5 п.л., с.167-169.
18. Опыт реконструкции знаменных песнопений //Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток-Запад. Вып. 3. Материалы научн. конференции ДВГИИ 26-29 марта 1996 года. Владивосток, 1997. 0,4 п.л., с.112-117.
19. Образ древней Руси в ее ранних певческих памятниках // Вестник ДВО РАН № 6, 1997. Владивосток, Дальнаука, 1997. 1,0 п.л., с.80-97.
20. О некоторых принципах организации мелодико-графических формул византийской монодии //ARS NOTANDI. Материалы международной научной конференции. Московская консерватория, апрель 1996 года. Москва, 1997. 0,5 п.л., с.32-40.
21. Проблемы освоения национального культурного наследия (на примере традиций отечественного музыкознания) //Дни славянской письменности и культуры. Материалы Всероссийской научной конференции 22-23 мая 1998 г. Владивосток, изд-во ДВГТУ, ч. 1, 1998. с. 81-88. 0,5 п.л., с.81-88.
22. Стихира Борису и Глебу (к проблеме самобытности древнерусской православной традиции) //Дни славянской письменности и культуры. Материалы Всероссийской. научной конференции. 22-23 мая 1998. Владивосток, изд. ДВГТУ, ч. 1, 1998. 102-106. 0,4 п.л., с.102-106 (соавтор Дедова А.А).
23. On Old Russian Adaptation of Byzantine Chant //ACTS, XVIIIth INTERNATIONAL CONGRESS OF BYZANTINE STUDES, SELECTED PAPERS. Vol. III: Byzantine Studies Press. Shepherdstown, WV. 1997. 0,5 п.л., p.505-512.
24. А.С. Пушкин в русском музыкальном театре первой половины XIX века //А.С. Пушкин. Эпоха, культура, творчество. Традиции и современность. Международная научно-практическая конференция. Май 24-26, 1999. Дни славянской письменности и культуры. Ч.II. Владивосток, изд-во ДВГУ, 1999. 0,4 п.л., с.9-13.
25. Николай Карлович Метнер: семь песен на стихотворения А.С. Пушкина //А.С. Пушкин. Эпоха, культура, творчество. Традиции и современность. Международная научно-практическая конференция. Май 24-26, 1999. Дни славянской письменности и культуры. Ч. II. Владивосток, ДВГУ, 1999, 0,5 п.л., c.53-60, (соавтор Рахимова И.Т.).
26. Тональная драматургия в опере «Моцарт и Сальери» Н.А. Римского-Корсакова //А.С. Пушкин. Эпоха, культура, творчество. Традиции и современность. Международная научно-практическая конференция. Май 24-26, 1999. Дни славянской письменности и культуры.Ч. II. Владивосток, ДВГУ, 1999, 0,5 п.л., с.60-68, (соавтор Шнырова В.В.).
27. «Мавра» Игоря Стравинского как образец стилевого инвенторства // А.С. Пушкин. Эпоха, культура, творчество. Традиции и современность. Международная научно-практическая конференция. Май 24-26, 1999. Дни славянской письменности и культуры. Ч. II. Владивосток. изд-во ДВГУ, 0,4 п.л., с.68-71, (соавтор Ерошкина А.С.).
28. Игорь Стравинский: «Жар-птица», «Байка про лису, петуха, кота да барана» (к вопросу о приметах сказочного жанра в музыкальном театре И. Стравинского // А.С. Пушкин. Эпоха, культура, творчество. Традиции и современность. Международная научно-практическая конференция. Май 24-26, 1999. Дни славянской письменности и культуры. Ч. II. Владивосток. изд-во ДВГУ, 0,5 п.л., с.71-79. (соавтор Воржиинова О.В.).
29. Вокальные ансамбли С.И. Танеева на стихи А.С. Пушкина (к проблеме ансамблевого стиля композитора) // А.С. Пушкин. Эпоха, культура, творчество. Традиции и современность. Международная научно-практическая конференция. Май 24-26, 1999. Дни славянской письменности и культуры. Ч. II. Владивосток. изд-во ДВГУ, 0,3 п.л., с.79-81, (соавтор Терновская В.В.).
30. А.С. Пушкин в русском музыкальном театре XIX века //Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток-Запад. Владивосток: ДВГИИ, 1999. 0,4п.л., с.212-216.
31. Сохранение и развитие певческой традиции в крюковой азбуке Приморья //«Культурное наследие средневековой Руси в традициях урало-сибирского старообрядчества» //Материалы Всероссийской научной конференции. Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки, Новосибирск, 1999. 0,5 п.л., с.412-420.
32. Професiйний спiв Вiзантиi i Киiвськоi Русi: проблеми спiввшдношення прототипу I нового образу культури //IV Мiжнародний конгрес украiнiстiв. Одесса. 26-29 августа 1999, Видавництво Асоцiацii етнологiв, Одеса-Киiв, 2001, с. 278-283. 0, 5 п.л.
33. Вновь о проблемах адаптации византийского пения на Руси //Материалы международной научной конференции «Памяти протоиерея Дмитрия Разумовского» (к 130-летию Московской консерватории) 3-8- сентября 1996. Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского. – Ученые записки Научного центра русской церковной музыки имени протоиерея Дмитрия Разумовского. Вып. 1. М., 2000. 0, 5 п.л.
34. Крюковая азбука старообрядцев Приморья (вопросы сохранения певческих традиций) //Старообрядчество Сибири и Дальнего Востока. Материалы второй международной конференции 6-10 сентября 1999 г. Владивосток, 2000. 0, 5 п.л., с. 144-153.
37. The problems of Byzantine-Old Russian Musical Semiography //XX CONGRESS INTERNATIONAL DES ETUDES BYZANTINES. College de France – Sorbonne, 19-25 aout.2001. PRE-ACTES.II. TABLES RONDES. PARIS 2001. P. 225.
38Жанры славлений в восточной гимнографии //Гуманитарные науки в контексте международного сотрудничества. Материалы III Международной научной конференции. Владивосток, 0, 2 п.л. 2002.
39.Ихос-глас как музыкально-теоретическая система монодии //«Бражниковские чтения» Санкт-Петербург, 16-20 апреля 2002 г. .СПБ, 2004, с.
40.Введение в сравнительную византийско-древнерусскую певческую палеографию //Ю.Н.Холопов и его научная школа. Международная конференция к 70-летию профессора Московской гос. консерватории Ю.Н. Холопова), Москва. МГК им. П.И. Чайковского, 2003, с.83-92..
41.О семантике знака «параклит» знаменной нотации - 0, 5 п.л. Всероссийская конференция по музыкальной семантике Российской академии музыки им. Гнесиных (Москва), посвященная юбилею РАМ (состоялась 27 февраля-1 марта 2002 г Москва: РАМ им. Гнесиных, 2004, с.254-260.
42. Просодия и нотация православия (к вопросу о дидактических основаниях) //Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии. Материалы научно-практической конференции. Российская академия музыки им. Гнесиных 20-22 ноября 2002 г., Москва, 2004, с. 101-111.
43.Пути развития науки в древнерусском певческом искусстве- //Вторые Приморские образовательные чтения, Владивосток, 0,4 п.л.- 2002, с. 65-72..
44О новых методических подходах в музыкально-историческом образовании 0, 5 п.л.// Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток- Запад. Вып. 8. Материалы Всероссийской научной конференции 25-26 апреля 2001 г. Владивосток, Дальневосточная государственная академия искусств, 2002, с. 258-263.
45.Состояние музыкальной медиевистики в России и на Украине (обзор исследований за 1998-2002 годы) //Новое видение культуры мира в XXI веке. Материалы Международной научной конференции, посвященной памяти выдающихся исследователей истории и культуры Дальнего Востока А.П. Деревянко и И.Г. Стрюченко, Владивосток:изд-во ДВГТУ, 2003, с.90-96.
46. Проблема модуляции в византийской и древнерусской монодии // Новое видение культуры мира в XXI веке. Материалы Международной научной конференции, посвященной памяти выдающихся исследователей истории и культуры Дальнего Востока А.П. Деревянко и И.Г. Стрюченко, Владивосток:изд-во ДВГТУ, 2003, с.96-101.(совместно с Ахкоз Е.В.).
47.PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT of a SCIENCE about OLD RUSSIAN MUSIC through study of ECHOS-GLAS system //Lithuanian musicology. 4. Vilnius. 2003 (с.118-124).
48. Пути развития науки о древнерусском певческом искусстве //Приморские образовательные чтения, посвященные памяти святых Кирилла и Мефодия. 22-24 мая 2002. Владивосток, 2003, с. 65- 72.
49.Взаимодействие риторических и музыкальных средств выразительности в древнерусских песнопениях XIV-XVIII веков (на примере степенных антифонов) //Новое видение культуры мира в XXI веке. Материалы Международной научной конференции, посвященной памяти выдающихся исследователей истории и культуры Дальнего Востока А.П. Деревянко и И.Г. Стрюченко, Владивосток:изд-во ДВГТУ, 2003, С. 110-114.(совместно с Е.С. Малаштановой).
50.Протестантский хорал как метатекст: к проблеме методологии исследования жанра //Новое видение культуры мира в XXI веке. Материалы Международной научной конференции, посвященной памяти выдающихся исследователей истории и культуры Дальнего Востока А.П. Деревянко и И.Г. Стрюченко, Владивосток:изд-во ДВГТУ, 2003, С. 120-126(совместно с Домбраускене Г.Н.).
51.Авторская монограмма как принцип самовыражения в творчестве современных композиторов (Д.Д. Шостакович) //Новое видение культуры мира в XXI веке. Материалы Международной научной конференции, посвященной памяти выдающихся исследователей истории и культуры Дальнего Востока А.П. Деревянко и И.Г. Стрюченко, Владивосток:изд-во ДВГТУ, 2003, С. 138-142. (совместно с Лукаш В.О.).
52К вопросу о семиотической версии культуры //Актуальные проблемы образования и культуры в контексте XXI века. Материалы III Региональной научной конференции. Владивосток, 2003, с. 115 – 117 (совместно с Лукаш В.О.).
53К проблеме прочтения музыкального текста в свете исследований современной гуманитаристики //Актуальные проблемы образования и культуры в контексте XXI века. Материалы III Региональной научной конференции. Владивосток, 2003, с. 122-125 (совместно с Домбраускене Г.Н.).
54Поэтика и жанр гимнографии //Христианские образы в искусстве. Материалы научной конференции 26-29 октября 2004 года. М. РАМ им. Гнесиных, 2004, с. 46-58 (совместно с Малаштановой Е.С.).
55Византийско-русская певческая палеография //Вестник РГНФ, № 3 (40), М., 2005., с. 146-160, 1 п.л.
56К вопросу об европеизации японской культуры (на материале анализа творчества Харуки Мураками) (совместно с Боевой С.). Материалы Международной конференции Восточного института ДВГТУ. Владивосток, 2005.
57Всенощное бдение – сокровищница православного богослужения //Культура Тихоокеанского побережья. Материалы III Международной научной конференции «Новое видение культуры мира в XXI веке». Владивосток. Приморская краевая организация добровольного общества любителей книги. Владивосток, 2005, с.112-116 (совместно с Видусовой Н.А.).
58Accent-notation syncretism as index of the Russian reflex in the Orthodox singing tradition (Byzantine-Russian comparative aspect) //Proceedings of the International Congress of Byzantine Studies. London 21-26 August 2006 Vol.III. Abstracts of Communications. Ashgate.2006. P.136-137.
59Акцентология в византийской и русской певческих традициях как фактор национальной рефлексии, in: Liturgische Hymnen nach byzantinischem Ritus bei den Slavenin ältester Zeit. Beiträge der Tagung in Bonn vom 7. - 10. Juni 2005, hrsgvon Hans Rothe und Dagmar Christians (=Patristica Slavica 15, Abhandlungender Nordrhein-westfälischen Akademie der Wissenschaften), Paderborn 2006, S. 186-203.
60 Задачи медиевистики по созданию сравнительного византийско-русского словаря певческих терминов //Приморские образовательные чтения им. Кирилла и Мефодия. Владивосток, ДВГУ, 2006, с. 51-53.
61Русские певческие азбуки и их терминология //Научная конференция ДВГТУ «Вологдинские чтения». Владивосток, 2006, с. 94-95.
62О работе над билингвистическим хронотипологическим словарем певческих терминов Византии и древней Руси //Культура Тихоокеанского побережья. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Владивосток. Дальнаука, 2007, с. 18-23 (совместно с Ивановым А.М.).
63Современные методологические подходы к изучению взаимодействия византийской и древнерусской певческих культур //Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее. Российская академия музыки имени Гнесиных. Москва, 2007, с. 120-130.
64Акцентная конструкция строк средневекового распева как рефлексия национальной певческой традиции //Познавая историю музыки прошлого: сборник статей в честь Евгения Владимировича Герцмана /отв. ред. Е.М. Алкон. Владивосток: Дальнаука, 2007, с. 45-53, ISBN 978-5-8044-0804-7.
65Алексеева Г.В. Художественное сознание провинциального города в условиях медиации между сакральной и профанической культурой// Дальний Восток: динамика ценностных ориентаций. Материалы международной научно-практической конференции. – Комсомольск на Амуре: Комсомольский на Амуре государственный технический университет, 2008. – 699 с. – С.168-172.
66Алексеева Г.В.. Некоторые результаты работы над билингвистическим словарем пения Византии и Древней Руси //Всероссийский форум. VIII Дальневосточные образовательные чтения им. Кирилла и Мефодия. Научная конференция «Актуальные проблемы изучения истории и культуры православия». Владивосток, ДВГУ, 2008.
67Алексеева Г.В. Деятельность Центра Русской Культуры г. Владивостока и кафедры искусствоведения ДВГТУ по сохранению и развитию российского духовного наследия //Приморье: народы, религии, общества (мониторинг этнических и конфессиональных процессов). – Владивосток: Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока, 2008. – 116 с. – С.61-66.
68. Алексеева Г.В. Особенности выполнения научного проекта «Комплексное исследование механизмов адаптации византийского искусства в Древней Руси» в рамках программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» /Вологдинские чтения, Владивосток, ДВГТУ, 2009, 0, 3 п.л.
69Алексеева Г.В. Художественный менталитет провинциального города в условиях медиации между сакральной и профанической культурой //Труды Международной академии наук высшей школы. М. 2009, вып.1. 0, 5 п.л.
70Алексеева Г.В. Согласник ХVII века: проблемы византийско-русской терминологии //Всероссийский форум "IX Дальневосточные образовательные чтения, посвященные памяти свв. Кирилла и Мефодия, 2009, 0, 5 п.л.
71Алексеева Г.В. Дискурс понятий: византийский Агиополит и русская теория музыки //Этот многообразный мир музыки. Приношение Марку Генриховичу Арановскому. Сборник статей к 80-летию М.Г. Арановского. Москва. Государственный институт искусствознания. 2010, 0, 7 п.л. , с. 102-114.
72Alekseeva Galina. Earthly and Divine in the «Soglasnik» from the Russian singing ABC book of the XVII century from the Library of Academy of Science 32.16.18. THE 3RD INTERNATIONAL CONFERENCE ON ORTHODOX CHURCH MUSIC “State, Church and Nation in Orthodox Church Music” Joensuu, Finland. 8 – 14 June 2009. The International Society for Orthodox Church Music. 2010, 1 п. л., p. 276-287.
73Алексеева Г.В. Сакральный след греческого имени в интонации русской знаменной попевки: новые подходы в изучении вопроса адаптации певческой традиции (на материале русской певческой азбуки XVII века из Библиотеки Академии наук 32.16.18) //Коммуникации в искусстве и науке. Сборник материалов конференции из цикла «Григорьевские чтения». Москва. Московский гуманитарный университет. 2010, с. 69-84.
74Алексеева Г.В. Семантика «имен попевок» и их музыкальное наполнение в контексте сравнительных византийско-русских исследований. Проблемы музыкальной науки. Российский научный специализированный журнал. 2011 № 1(8). Уфа, 2011. С. с. 16-20, 0,5 п.л.
75Alekseeva Galina. Mechanisms of the Byzantine culture adaptation in Russia: singing, miniature, church service /Proceedings of the 22th International Congress of Byzantine studies. Sofia, 22-27 August 2011. Volume III. Abstracts. Sofia 2011, p.271-272.
76Алексеева Г.В. Сосуществование певческих терминов Византии и древней Руси в русской певческой азбуке XVII века //Речь и музыка в традиционных культурах. М. Государственный институт искусствознания. М., 2011, 1 п.л. ISBN 978-5-904082-12-3, с. 131-151.
77Алексеева Г.В. Дыхание Византии в русской певческой традиции: к вопросу о семантике наименований музыкальных формул //"Учёные записки Забайкальского Государственного Гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, 2012/4 (45), с. 7-13, 0, 55 п.л.
78Алексеева Г.В. Еще раз к вопросу об адаптации византийской певческой традиции в древней Руси: новые научные подходы (на материале певческой азбуки - согласника БАН 32.16.18) //Вестник Орловского Государственного Университета (серия Новые гуманитарные исследования), № 1(21), 2012, с. 256-259, 0,5 п.л.
79Алексеева Г.В. Проблемы изучения трансляции византийских смыслов в терминах византийской монодии (на материале Азбуки Библиотеки Академии Наук 32.16.1) //Актуальные проблемы изучения истории и культуры Православия: сборник научных статей / Сост., науч. ред. А.В. Здор. Вып. III. - Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2012. С.338-341.
80Galina Alekseeva. Die Anklänge byzantinischer Deutungen in der Theorie der russischen Monodie (Anhand der Azbuken aus der Bibliothek der Akademie der Wissenschaften 32.16.18) //Theorie und geschichte der monodie. Bericht der International Tagung Wien 2010. Brno, 2012. ISBN 987-80-263-0226-1. S.11-33.
81Galina Alekseeva. Новые методологические подходы к исполнению знаменной монодии через прочтение сакрального смысла этимологии терминов /Theorie und geschichte der monodie. Festschrift für Bozhidar Karastoyanov anlӓsslich seines 70.Geburtstags. Wien 2012. ISBN 978-3-9502130-4-1. S.15-23.
82Алексеева Г.В. Международная конференция «Византийский след в культуре и искусстве Тихоокеанского побережья в пространстве полилога Китай-Корея-США-Австралия-Россия» //Приморье: народы, религии, общество. Под ред. Ермак Г.Г., Табунщикова Т.И. Изд-во «48-часов». 2012, -196 с. ISBN 978-5-905239-07-6, с. 61-65.
83Алексеева Г. В.. Владивосток, Россия. Механизмы адаптации византийского искусства в древней Руси и их значение для православной культуры стран АТР //Византийский след в культуре и искусстве Тихоокеанского побережья в пространстве полилога Китай-Корея-США-Австралия-Россия: материалы международной научной конференции. Владивосток: Дальнаука, 2012, 327 с., с.35-43.
84Г.В.Алексеева. Международная конференция «Византийский след в культуре и искусстве Тихоокеанского побережья в пространстве полилога Китай—Корея—США—Австралия—Россия» (Владивосток, 27 мая – 2 июня 2012 г.) //Вестник РГНФ 2012 № 3 (68), с.208-211. http://rfh.ru/index.php/ru/rezultaty/vestnik-rgnf/197-vest68
85Галина Алексеева, Денис Гордеев. Механизмы адаптации византийской культуры в России: пение, церковная служба//BulgarianMusicology, 3-4, 2012, 170-180. ISSN 0204—823X
http://www.artstudies.bg/files/editions/188/00-ContentsSummaries.pdf
86Galina Alekseeva. Reflections of Byzantine tradition in Russian singing terminology (in the basis of the 17th century Azbuka from the Russian Academy of Science Library no 32.16.18) //Unity and Variety in Orthodox Music: Theory and Practice. Proceedings of the Fourth International Conference on Оrthodox Church Music. University of Eastern Finland. Joensuu, Finland. 6-12 June 2011. The International Society for Orhodox Church Music. 2013. P.459-464. www.isocm.com
87Galina Alekseeva. Basis of orthodox chant symmetry //Symmetry: Culture and Science. The journal of the Symmetrion. Editor: G. Darvas. Volume 24, Number 1-4, Delft. Netherlands, 2013, p. 420-425. ISSN 0865-4824 print version, ISSN 2226-1877 electronic version.
88Алексеева Г.В., Гордеев Д.В. Изоморфизм певческих и изобразительных символов в храмовом действе Древней Руси (К вопросу об адаптации византийского искусства на русской почве)//ВИЗАНТИЯ И ДРЕВНЯЯ РУСЬ. КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ. Материалы Международной научной конференции к 75-летию со дня рождения профессора Веры Дмитриевны Лихачевой (15–17 октября 2012 г.). САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. 2013. Объем 18 уч.-изд. л., с. 175-188. ISВN 978-5-903677-33-7.
89Alekseeva Galina. Missionary activity in Asia Pasific through polylogue of concepts Slavic, greek and foreign languages in the orthodox ecumene //Международная конференция и VII международный научно-практический семинар «Многоязычие и межкультурная коммуникация: вызовы XXI века» (Прага, 11–13 октября 2013), с. 9.
Тезисы докладов и энциклопедические статьи
90. О музыкальной организации знаменного роспева. V Всесоюзная конференция аспирантов, Ташкент. 18-20 окт. 1980. 0,12 п.л.
91.К вопросу о ладовых закономерностях древнерусской музыки (на материале певческой книги «Октоих»). Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Прошлое и настоящее русской хоровой культуры», М., 1984. 0,14 п.л., с.79-82.
92.Строка //Музыкально-энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. 0,2 п.л., с. 525.
93. К проблеме адаптации византийского пения на Руси //Резюме сообщений XVIII Международного конгресса византинистов. Москва: Издательство МГУ, 1991.Ч. I, 0, 3 п.л., с.41-43.
94. К проблеме адаптации византийского пения на Руси //Проблемы культуры Дальнего Востока. Научно-теоретическая конференция. Владивосток, 1991. 0, 3 п.л., с.24-26.
95.О генезисе системы осмогласия знаменного роспева //Музыкальная культура Средневековья. Вып. 2. М.,1992., 0,2, с.60-63.
96.О поэтике службы Варваре-великомученице //Научно-теоретическая конференция «Проблемы культуры Дальнего Востока». Владивосток. ДВО РАН, 1992. 0,2 п.л., с.31-33.
97. Ветхозаветные памяти в русском певческом Стихираре декабря месяца //XII чтения памяти В.Д. Королюка. М.: Наука. 1993, 0,25 п.л., с.13-16.
98. Старообрядческий учебник крюкового пения в Приморском крае //Международная конференция «Исторический опыт освоения восточных районов России». Книга II. Владивосток.:ДВО РАН. 1993. 0,2 п.л., с.148-152.
99.Проблема ихоса-гласа в музыкознании //Российское византиноведение: итоги и перспективы. Международная конференция, посвященная 100-летию Русского Археологического института в Константинополе. С.- Петербург, М.: Наука, 1994. 0,2 п.л., с.10-12.
100. The Adaptation Problems of Byzantine Culture in the Russian Singing of the 12-th Century //XIX International Congress of Byzantine Studies. University of Copenhagen. 1996, № 6321. 0, 2 п.л.
101. Свидетельства певческих рукописей XII века о взаимодействии византийской и древнерусской культур //Международная научно-практическая конференция «Социально-экономические и политические процессы в странах АТР». Владивосток, 1997. 0,2 п.л., с.65-67.
102. Певческие источники XII-XVII вв. как носители образа Древней Руси и современность //Гуманитарные науки в контексте международного сотрудничества //Тезисы 1 региональной научной. конференции. Владивосток, ДВГТУ, 1998, с. 42-44. 0,2 п.л., с.42-44.
103. Задачи музыкознания в области изучения отечественного искусства в XXI веке //Новое видение культуры мира в XXI веке //Материалы Международной научной конференции в рамках Дней славянской письменности и культуры, Владивосток, 22-25 мая 2000г. Изд-во ДВГТУ, 2000. 0, 25 п.л., с.158-161.
104.Православие в России и в Приморье (типологические параллели процессов становления и развития) //Христианство на Дальнем Востоке //Материалы международной конференции. Владивосток, апрель 2000г., Изд-во ДВГУ, 2000. 0, 25 п.л., с. 172-175.
Учебно-методические работы
105. Элементы программированного обучения в музыкальном вузе //Пути развития методики преподавания в музыкальном вузе. Изд-во ДВГУ, 1989. 0,3 п.л., с.25-34.
106. Методическое пособие по истории русской музыки для студентов музыковедческих отделений вузов Владивосток, ДВГИИ, 1999. 3,0 п.л., 48 с.
107.. Еще раз об историзме в учебном курсе //Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток-Запад. Вып. 5. Материалы научной конференции 15-16 апреля 1998 г. Владивосток, ДВГИИ, 1999, 0,5 п.л., с.113-120.
108. Музыкальное образование в Приморье (проблемы историографии и перспектив развития // Художественное образование и воспитание. Учебный Центр подготовки и переподготовки кадров культуры Управления культуры Приморского края. Владивосток. Изд-во Уссури, 1999, с. 53-62. 0,6 п.л., с.53-62 (соавтор Марчишина Т.В.).
109. Роль учебного курса «Певческая палеография в формировании исторического мироощущения студентов» //Культура Дальнего Востока России и стран АТР : Восток-Запад. Вып. 6. Владивосток, ДВГАИ, 2000. 0, 4 п.л., с. 60-67.
110 Формирование исторического мышления музыковедов на основе курса «Певческая палеография» // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: восток-запад. Вып. 7. Владивосток, ДВГАИ, 2000. 0. 3 п.л., с.156-160.
111О методологии исследования процессов адаптации византийского певческого искусства на Руси и ее претворении в учебном курсе //Чтения памяти В.Д. Королюка. М.: Наука. 2001, в печати.
112.Методология курса «Русская певческая палеография» - //Вузовская наука начала XXI века: гуманитарный вектор. Материалы I Всероссийской научной заочной конференции. Екатеринбург, апрель-май 2002. Екатеринбург, 2002, с.168-172.
113.Об исторических позициях в курсе певческой палеографии //Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования. Материалы научно-практической конференции 25-27 октября 2000. РАМ им. Гнесиных. Москва, 0, 5 п.л., с. 119-128. 2003.
114Об исторических методах учебного курса «Византийско-русская певческая палеография». Акмеология образования. Ежегодник Международной академии акмеологических наук 2001 года. Санкт-Петербург, 0, 5 п.л.
115Методология и методика учебного курса «Византийско-русская певческая палеография» //Фундаментальные исследования в области гуманитарных наук. Конкурс грантов 2000 года. Сборник рефератов избранных работ. Екатеринбург, изд-во Уральского университета, 2003, с.188-191.
116О методике обучения крюковому пению в Приморье в конце XIX века по старообрядческой азбуке //Дальний Восток России: основные аспекты исторического развития во второй половине XIX-начале XX века. Вторые Крушановские чтения, 2001г., Владивосток, Дальнаука, 2003, с. 105-108.
Статьи просветительского характера
117Древнерусское певческое искусство – народу //Проблемы художественной самодеятельности. Изд-во ДВГУ, Владивосток, 1982. 0,5 п.л., с.53-62.
118Проблемы развития русского самосознания на Дальнем Востоке //Конференция «Культура XXI века. Человек. Общество. Космос». Владивосток. 1996. 0,25 п.л., с.134-137.
119Проблемы укрепления русского самосознания на Дальнем Востоке // Россия, Восток, Запад: диалог культур. Тезисы докладов межд. научн. конференции. Хабаровск, 16-17 окт.1997г., Хабаровск, 1997. 0,25 п.л., с.88-92.
120Влияние синергии культурной истории России и экологическое мышление современного общества //Культура XXI века: человек и среда обитания. Материалы 2-ой конференции. 14-15 ноября 1997 г. Владивосток, 1997. 0,45 п.л., с.44-50.
121Проблемы укрепления русской духовности на Дальнем Востоке //Культура Дальнего Востока россии и стран АТР: Восток-Запад. Вып. 4. Материалы научн. конференции ДВГИИ 13-14 марта 1997 года. Владивосток, 1997. 0,2 п.л., с.126-129.
122Взаимодействие славян России и сфере культуры: история и современность //Многонациональное Приморье: история и современность. Владивосток, изд-во ДВГМА, 1999, с. 14-19. 0,4 п.л., с.14-19.
123Из истории отечественной музыкальной культуры //Музыкальная культура Находки: история и современность. Владивосток, изд-во ДВГМА. 2000. 0, 4 п.л., с. 5-10.
124Задачи сохранения просветительских традиций русской интеллигенции в современных условиях Дальневосточного региона //Региональная научно-практическая конференция «Традиции просвети-тельства на Дальнем Востоке». Октябрь 2000 г. Хабаровск, 2001 г. 0, 5 п.л.
125Доминанта отечественной культуры в духовном воспитании инженера //Актуальные вопросы инженерно-педагогического образования. Материалы региональной научно-практической конференции. Владивосток, ДВГТУ, 2001, с. 80-82.
126Музейно-культурный комплекс ДВГТУ – взгляд на культуру в Приморье в XXI веке и вопросы гуманитаризации образования в вузах России // Новое видение культуры мира в XXI веке. Материалы Международной научной конференции, посвященной памяти выдающихся исследователей истории и культуры Дальнего Востока А.П. Деревянко и И.Г. Стрюченко, Владивосток:изд-во ДВГТУ, 2003, с. 7-12.(совместно с Г.П. Турмовым).
127«Душа слепая не увидит света…»(восточная мудрость) или воспитание средствами прекрасного в XXI веке //Актуальные проблемы образования и культуры в контексте XXI века. Материалы III Региональной научной конференции. Владивосток, 2003, с. 111-115.
128Жить ли искусству Приморья в XXI веке //Культура Тихоокеанского побережья. Материалы III Международной научной конференции «Новое видение культуры мира в XXI веке». Владивосток. Приморская краевая организация добровольного общества любителей книги. Владивосток, 2005, с.170-173.
129Центру русской культуры города Владивостока – 10 лет //Культура Тихоокеанского побережья. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Владивосток. Дальнаука, 2007, с. 199-203.
Исторические справки и аннотации
130Историческая справка. Детская школа искусств № 1 им. Сергея Прокофьева: 75 лет. Владивосток, изд-во ДВГТУ, 1999. 0,2 п.л. 3 с., (соавтор Марчишина Т.В.).
131Аннотация. Играют студенты Дальневосточного государственного института искусств (баян, аккордеон). Нотное издание. Владивосток, ДВГИИ, 1999, вып. 1. 0,1 п.л., 1 с.
132Аннотация. Играют студенты Дальневосточного государственного института искусств (баян, аккордеон). Нотное издание. Владивосток, ДВГИИ, 1999, вып.2. 0,1 п.л., 1 с.
133Аннотация. Играют студенты Дальневосточного государственного института искусств (баян, аккордеон). Нотное издание. Владивосток, ДВГИИ, 1999, вып.3. 0,1 п.л., 1 с.
134Аннотация. Играют студенты Дальневосточного государственного института искусств (баян, аккордеон). Нотное издание. Владивосток, ДВГИИ, 1999, вып.4. 0,1 п.л., 1 с.
135От сердца к сердцу //Ослепительный миг века уходящего. Альманах. К 100-летию высшего образования на Дальнем Востоке. Владивосток, 1999, 0, 2 п.л., (под псевдонимом Варвара Гласова).
136Русское инструментальное трио //Ослепительный миг века уходящего. Альманах. К 100-летию высшего образования на Дальнем Востоке. Владивосток, 1999, 0, 2 п.л.
Издательские и редакторские работы
137Актуальные проблемы музыкальной педагогики и исполнительства. Владивосток: изд-во ДВГУ, 1984. Член редколлегии. 9, 53 п.л.
138Методические записки по вопросам музыкального образования и воспитания. Владивосток: изд-во ДВГУ, 1985. Член редколлегии. 9,3 п.л.
139Пути совершенствования подготовки специалистов искусства. Владивосток: изд-во ДВГУ, 1987. Член редколлегии. 10,08 п.л.
140 .Пути развития методики преподавания в музыкальном вузе. Владивосток: изд-во ДВГУ, 1989. Ответственный редактор 10, 23 п.л.
141Дни славянской письменности и культуры. В 2 частях. Владивосток: изд-во ДВГТУ, 1998. Автор проекта, ответственный и технический редактор. Ч. 1. – 7, 0 п.л., Ч. 2. – 6, 9 п.л.
142А.С. Пушкин: эпоха, культура, творчество. В 3 частях. Традиции и современность. Международная научно-практическая конференция. Май 24-26, 1999. Дни славянской письменности и культуры. Ч. II. Владивосток, ДВГУ, 1999. Автор проекта, ответственный, технический редактор и один из авторов компьютерного макета 2-ой части. Ч. 2. – 16, 7 п.л.
143Многонациональное Приморье. Владивосток: изд-во ДВГМА, 1999. Член редколлегии, автор компьютерного макета. 9, 4 п.л.
144Художественное образование и воспитание. Владивосток: изд-во «Уссури», 1999. Член редколлегии. 7, 8 п.л.
145Музыкальная культура Находки: история и современность. Владивосток: изд-во ДВГМА, 2000. Ответственный, технический редактор, автор компьютерного макета. 4. 5 п.л.
146Новое видение культуры мира в XXI веке. Материалы Международной научной конференции, посвященной Дням славянской письменности и культуры. 22-25 мая 2000 г. Владивосток: изд-во ДВГТУ, 2000. Автор проекта, ответственный, технический редактор и автор компьютерного макета. 53, 25 п.л.
147Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток-Запад, Владивосток, изд-во ДВГМА, 2000. Ответственный редактор выпусков 6, 7. 9, 4 п.л.
148Новое видение культуры мира в XXI веке. Материалы Международной научной конференции, посвященной памяти выдающихся исследователей истории и культуры Дальнего Востока А.П. Деревянко и И.Г. Стрюченко, Владивосток:изд-во ДВГТУ, 2003. 218 С. 18, 41 уч.изд.л. Автор проекта, ответственный, технический редактор и автор компьютерного макета.
149Культура Тихоокеанского побережья. Материалы III Международной научной конференции «Новое видение культуры мира в XXI веке». Владивосток. Приморская краевая организация добровольного общества любителей книги. Владивосток, 2005, 430 с. печ. л. 53, 5, усл. печ. л. 49, 99. Ответственный редактор.
150Культура Тихоокеанского побережья. Материалы IV Международной научной конференции Владивосток, Дальнаука, 2007, 286 с. печ. л. 53, 5, усл. печ. л. 34,5. Ответственный редактор.
151КУЛЬТУРА ТИХООКЕАНСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ: Материалы V междунар. научно-практ. конф. Владивосток: Дальнаука 2013, 426 с. Ответственный редактор. ISBN 978-5-8044-1413-0
152Византийский след в культуре и искусстве Тихоокеанского побережья в пространстве полилога Китай-Корея-США-Австралия-Россия. Материалы Международной научной конференции Владивосток, Дальнаука, 2012, 327 с., печ. л. 41.36, 5, усл. печ. л. 41,0. (при поддержке РГНФ, проект 12-04-14086).Ответственный редактор. ISBN 978-5-8044-1343-0.