Алексашина Ирина Юрьевна
  1. Ученая степень
    доктор педагогических наук
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Научное направление
    Педагогические науки
  4. Регион
    Россия / Санкт-Петербург

Алексашина Ирина Юрьевна родилась 28.07.1951 г в Ленинграде; доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры основного и среднего общего образования ГБУ ДПО Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (СПб АППО).

В 1972 году окончила ЛГПИ им. А.И. Герцена, получив специальность учителя химии. Вся профессиональная деятельность Ирины Юрьевны связана с системой образования и направлена на разработку проблем обеспечения ее качества. Путь в педагогике начала учителем химии средней общеобразовательной школы № 215 города Ленинграда (1973-1976 гг.), с 1976 году, работая на кафедре методики преподавания химии РГПУ им. А.И. Герцена разрабатывала проблему кандидатской диссертации «Решение учебных педагогических задач как средство развития умственной самостоятельности студентов педвузов» (после окончания аспирантуры, защитила ее в 1983 году, специальность 13.00.01- общая педагогика, история педагогики и образования,). С 1983 г. будучи научным сотрудником НИИ ООВ РАО занималась исследованием становления творческого потенциала учителя. В 1998 г. защитила докторскую диссертацию по теме «Теоретико-методологические основы освоения учителем идей гуманизации образования в процессе повышения его квалификации» (специальность 13.00.01).

В системе постдипломного педагогического образования работает с 1989 года по настоящее время, взяв на себя организацию и руководство кафедрой теории и методики естественнонаучного образования в Ленинградском городском ИУУ ( далее Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства ( СПбГУПМ, далее СПбАППО) 25 лет являясь ее бессменным лидером. В 1999г. ей присвоено ученое звание профессора по кафедре теории и методики естественнонаучного образования. Более 5 лет являлась проректором по научной работе академии.

Инновации в системе Российского образования привлекли к решению проблем модернизации его содержания, развитию идей гуманитаризации и интегративного подхода к содержанию естественнонаучного образования. Особая заслуга Ирины Юрьевны состоит в разработке концепции гуманитаризации естественно-научного образования, которая является теоретико-методологическим основанием нового учебного предмета «Естествознание» для основной и старшей школы. В рамках интегративного подхода в естественнонаучном образовании сложилась научно-педагогическая школа И.Ю.Алексашиной в научной области «Методика обучения и воспитания (естествознание)». Результаты научных исследований нашли отражение в более чем трехстах научно-методических публикациях, в число которых входят 12 монографий, 4 учебно-методических комплекса ( учебник, рабочая программа, методика преподавания) для основной и средней школы, 15 учебно-методических пособий для учителей. Учебники по курсу «Естествознание». автором и научным редактором которых она является, входят в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством Просвещения. Под руководством Алексашиной И.Ю. защищены 35 кандидатских диссертаций.

В профессиональной биографии Ирины Юрьевны яркой страницей отмечена ее проектно-педагогическая деятельность, способствующая профессиональному развитию учителей. Она являлась координатором межрегиональных проектов «Апробация школьных учебников» (1993-1995), «Переподготовка учителей-гуманитариев» (1996-1998); участником проектов «Глобальное образование» (1993-1996), «Управление изменениями» (1996-1997); экспертом Мегапроекта «Развитие образования в России» (2000 – 2003).

Научно-общественная деятельность осуществлялась в рамках деятельности действительного члена Академии педагогических и социальных наук, Европейской Ассоциации образования взрослых; члена редакционной коллегии журнала «Естествознание в школе» (2002-2005); руководителя оргкомитетов международных и региональных конференций, посвященных актуальным проблемам развития естественнонаучного образования.

Награждена знаком «Отличник народного просвещения» (1996г.), медалью К.Д.Ушинского (1998 г.), медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2003г.), грамотами Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга. В 2011 г. присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы»

Научные публикации

Монографии ( хронологический порядок)

1. Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры – СПб., 1997. – 153с.

2. Методические школы Санкт-Петербурга в области естественнонаучного образования // Методика как наука и учебный предмет. Вып. 1. /под науч. ред. И.Ю. Алексашиной. – СПб.: СПб ГУПМ, 1998. – 38 с.

3. Алексашина И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение: Практическая методология решения педагогических задач. СПб.: СпецЛит, 2000. - 223 с.

4. Глобальное образование: проблемы и решения/ авт.-сост. И.Ю.Алексашина-СПб.:СпецЛИТ, 2002 -237с.

5. Современное естественнонаучное образование в гуманитарной парадигме/ под науч. ред. И.Ю. Алексашиной. – СПб.: СПб АППО, 2007. – 300с.

6. Естественнонаучное образование в идеологии стандартов второго поколения: проблемы и решения/ под науч. ред. И.Ю. Алексашиной. – СПб.: СПб АППО, 2012. – 228с.

7. Интеграция как методология естественнонаучного образования; монография / под науч. ред. И.Ю. Алексашиной. СПб.: СПб АППО, 2013. (Научные школы Академии). – 218с.

8. Методические ориентиры преподавания интегрированного курса «Естествознание»: монография / под науч. ред. И.Ю. Алексашиной. – СПб.: СПб АППО, 2014. – 132 с.

9. Алексашина И.Ю. Моделирование методики преподавания курса «Естествознание» /LAP LAMBERT Academic Pablishing RU – 2015.- 210 с.

10. Алексашина И.Ю. Моделирование методики преподавания интегрированного курса «Естествознание»: монография / И.Ю. Алексашина. – СПб: СПб АППО, 2015. – 178 с.

11. Уроки естествознания в старшей школе: идеи, модели, технологии: монография / под науч. ред. И.Ю. Алексашиной – СПб.: СПб АППО, 2019 – 136с.

12. Профессиональное развитие педагогов в области формирования и оценки функциональной грамотности учащихся»: монография / под науч. ред. И.Ю. Алексашиной. – СПб.: СПб АППО, 2021. – 154с.

Учебники и учебные пособия для общеобразовательных организаций ( хронологический порядок):

1.Алексашина И.Ю., Лагутенко О.И., Орещенко Н.И. Естествознание с основами экологии. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2005. – 244 с.)

2.Программа по естествознанию для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений (И.Ю. Алексашина, К.В. Галактионов, И.С. Дмитриев, А.В. Ляпцев, И.И. Соколова) // Программы общеобразовательных учреждений. Естествознание. 10 – 11 классы. – М.: Просвещение, 2007

3.Естествознание. 10 класс: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / под ред. И.Ю. Алексашиной. – 6-е изд. - М.: Просвещение, 2019. – 272 с.

4.Естествознание: 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / под ред. И.Ю. Алексашиной. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 255 с.

5.Лагутенко О.И. Что мы знаем про то, что нас окружает? 1-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций в 2ч.Ч.1/ О. И. Лагутенко, И. Ю. Алексашина – М.:Просвещение, 2019. – 96с.

6.Лагутенко О.И. Что мы знаем про то, что нас окружает? 1-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций в 2ч.Ч.2/ О. И. Лагутенко, И. Ю. Алексашина – М.:Просвещение, 2019. – 96с.

7.Алексашина И. Ю. Чему природа учит человека? 5-6 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ И. Ю. Алексашина, О. И. Лагутенко. — М. : Просвещение, 2019. — 96 с.

8.Алексашина И. Ю. Как сохранить нашу планету? 7-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ И. Ю. Алексашина, О. И. Лагутенко. — М. : Просвещение, 2019. — 94 с.

9.Алексашина И. Ю. Естественно-научные предметы. Экологическая культура. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций. / И. Ю. Алексашина, О. И. Лагутенко. — М. : Просвещение, 2020. — 128 с.

10.Алексашина И. Ю. Естественно-научные предметы. Экологическая культура. 6 класс : учеб. для обще образоват. организаций / И. Ю. Алексашина, О. И. Лагутенко. — М. : Просвещение, 2020. — 127 с.

11.Алексашина И. Ю. Естественно-научные предметы. Экологическая грамотность. 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / И. Ю. Алексашина, О. И. Лагутенко. — М. : Просвещение, 2020. — 111 с.

12.Алексашина И. Ю. Естественно-научные предметы. Экологическая грамотность. 8 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / И. Ю. Алексашина, О. И. Лагутенко. — М. : Просвещение, 2020. — 143 с.

13.Абдулаева О. А., Ляпцев А.В., Ямщикова Д.С Естественно-научная грамотность. Земля и космические системы. Тренажер 7-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / под ред. И. Ю. Алексашиной. М.: Просвещение,2020. - 239с.

14.Абдулаева О. А., Ляпцев А.В. Естественно-научная грамотность. Физические системы. Тренажер 7-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / под ред. И. Ю. Алексашиной. М.: Просвещение,2020. – 224с.

15.Киселев Ю.П., Ямщикова Д.С. Естественно-научная грамотность. Живые системы.Тренажер 7-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / под ред.И. Ю. Алексашиной. М.: Просвещение,2020. – 224с.

Учебные пособия для учителей ( в хронологическом порядке)

1.Алексашина И.Ю., Мухлаева Т.В. Интегративный курс "естествознание 5-6". Сборник учебных педагогических задач / Санкт-Петербург, 1997.

2.Гуманистический потенциал естественнонаучного образования: сб. научных тр. кафедры теории и методики естественно-научного образования СПб ГУПМ / под ред. И.Ю. Алексашиной. СПб., 1996. - 98с

3.Методические школы Санкт-Петербурга в области естественнонаучного образования // Методика как наука и учебный предмет. Вып. 1.

/под науч. ред. И.Ю. Алексашиной. – СПб.: СПб ГУПМ, 1998. – 38 с.

4.Современные ракурсы естественнонаучного образования// Методика как наука и учебный предмет. Вып. 2. /под науч. ред. И.Ю. Алексашиной. – СПб.: СПб ГУПМ, 2000. – 176 с.

5.Естественнонаучное образование в контексте модернизации// Методика как наука и учебный предмет. Вып. 9. /под науч. ред. И.Ю. Алексашиной. – СПб.: СПб ГУПМ, 2004. – 142 с.

6.Достижение качества естественно-научного образования в современной школе/под науч. ред. И.Ю. Алексашиной. – СПб.: СПб ГУПМ, 2009. – 178 с.

7.Алексашина И.Ю., Абдулаева О.А. Методика преподавания интегрированного курса «Естествознание» с использованием ресурсов дистанционного обучения /под науч. ред. И.Ю. Алексашиной. СПб.: СПб АППО, 2010 - 102 с.

8.Абдулаева О.А. Педагогический потенциал учебно-познавательных задач/под науч. ред. И.Ю. Алексашиной - СПб.: СПб АППО, 2010 - 74 с.

9.Алексашина И.Ю., Спасская Е.Б., Ульянова А.А. Методика обучения естествознанию: концептуально-методологические установки учителя естествознания - СПб.: СПб АППО, 2011 - 74 с

10.Иваньшина Е.И. Метакогнитивные образовательные технологии при изучении предметов естественно-научного цикла: монография/ под науч. ред. И.Ю. Алексашиной - СПб.: СПб АППО, 2011. 52 с.

11.Шерстобитова И.А. Естествознание: 10–11. Концептуальный анализ учебного текста: учебно-методическое пособие. Ч 1., Ч 2/ науч. ред. И.Ю.Алексашина – СПб.: СПбАППО, 2010.

12.Ульянова А.А., Гвильдис Т.Ю. Диагностические материалы итоговой аттестации по курсу «Естествознание» старшей школы: учебно-методическое пособие / науч. ред. И.Ю.Алексашина. – СПб.: СПб АППО, 2012.-94с.

13.Абдулаева О.А. Межпредметные задачи в практической деятельности учителя/под науч. ред. И.Ю. Алексашиной - СПб.: СПб АППО, 2012 - 80 с.

14.Ивашедкина О.А., Полетаева Е.К. Учебная исследовательская деятельность как средство достижения планируемых образовательных результатов /под науч. ред. И.Ю. Алексашиной - СПб.: СПб АППО, 2012 - 54 с.

15.Малярчук О.В. Методика использования историко-научного содержания в курсе «Естествознание»: учебно-методическое пособие / под науч. ред. И.Ю. Алексашиной. – СПб., 2015. – 84 с.

16.Фролова О.В. Реализация преемственности курсов биологии и естествознания (на примере изучения темы «Естественные науки и здоровье человека») под науч. ред. И.Ю. Алексашиной - СПб.: СПб АППО, 2015. – 78 с.

17.Малярчук, О.В. Методика отбора содержания историко-научного компонента естественно-научного образования [Текст]: учебно-методическое пособие / О.В. Малярчук / науч. ред. И.Ю. Алексашина. – Спб.: СПб АППО, 2016. – 80 с.

18.Алексашина И.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся/ И.Ю. Алексашина, О.А. Абдулаева, Ю.П. Киселев/ науч. ред. И.Ю. Алексашина. - СПб.: КАРО,2019. – 161с.

19.Алексашина И.Ю. , Муштавинская, И.В. Современные модели уроков естествознания // – СПб.: КАРО, 2019. –160 с.

Научные статьи

1.Использование шкал оценок конструктивных умений будущего учителя Л.: НИИ

2.Учебная педагогическая задача как эффективное средство профессиональной подготовки будущих учителей/ Новосибирск, 1980 0.1 ООВ, 1980

3.Использование методических задач в обучении студентов / М.: МГПИ, 1986

4.Использование теоретических знаний при решении педагогических задач как основа самообразования будущего учителя/ печ. М.: АПН СССР, 19860.5 п.л.

5.Условия эффективного использования учебных педагогических задач для развития профессиональной самостоятельности будущих учителей-Л.: ЛТА, 1987

6.Алексашина И.Ю. Критериальные системы оценки в деятельности учителя // Глава в коллективной монографии «Мышление учителя» / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. - М., 1990. - С. 54-71.

7.Алексашина И.Ю. Тенденции гуманизации и гуманитаризации в научном и учебном познании в области естествознания // Гуманизация образования. Теория. Практика. – СПб., 1994. – С. 62–68.

8.Алексашина И.Ю. Гуманитаризация образования: ценности и смыслы//Классика и современность в образовании: материалы Межрегиональной научно-практ. конференции. – Красноярск, 2006. –С.12-17

9.Алексашина И.Ю. Интегративный подход в естественнонаучном образовании // Научный журнал «Академический вестник», СПб АППО - 2009, выпуск 3(8) – С. 20-30.

10.Алексашина, И.Ю. Диалог предметного и интегративного подходов в современном естественно – научном образовании / И.Ю. Алексашина, О.А. Абдулаева, Е.В. Иваньшина, А.А. Ульянова // Научный журнал «Академический вестник», СПбАППО – 2011, выпуск 4-5 (16-17) – С.36-46

11.Алексашина И.Ю. Интеграция как педагогический феномен // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. 2011. № 4-5 (16-17). С. 10-17.

12.Алексашина И.Ю. Методика преподавания интегрированных курсов естественно-научной направленности: концептуальные основания и методологические ориентиры / И.Ю. Алексашина // Непрерывное образование. – СПб.: СПбАППО, 2012. – Выпуск 2. – С. 91-99.

13.Алексашина И.Ю. Интеграция как методология естественнонаучного образования. Биология в школе,2013.№4, С.23-27.

14.Алексашина И.Ю. Интеграция как вектор развития методологии естественнонаучного образования // Интеграция как методология естественнонаучного образования / под науч. ред. И.Ю. Алексашиной. СПб.: СПб АППО, 2013. (Научные школы Академии). С. 5–17.

15.Алексашина И.Ю., Смирнова Г.П., Фролова О.В. Особенности моделирования содержания урока предметных и интегрированных курсов естественнонаучной направленности // Опыт преподавания естествознания в России и за рубежом: сборник научных статей. – М.: ИНФРА – М, 2015 – С.143-151.

16.Алексашина, И.Ю. Интегрированный курс «Естествознание» как новый учебный предмет: теоретический анализ, проблемы и опыт реализации//Алексашина И.Ю.//Непрерывное образование. 2015. № 2. С. 22.

17.Алексашина, И.Ю., Шерстобитова, И.А. Концепт как дидактическая единица интегрированного курса «Естествознание» [Текст]: – Физика в школе. – М. Издательство ООО «Школьная пресса», 2016. – 153-155.

18.Алексашина И.Ю., Петрова Е.Б., Королев М.Ю., Пентин А.Ю., Одинцова Н.И. Возможно ли решение проблемы естественнонаучной грамотности населения россии? // Физическое образование в ВУЗах. 2016. Т. 22. № 3. С. 5-10. Алексашина И.Ю., Шерстобитова И.А. Понятие и концепт: две картины мира // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-3. С. 10-24.

19.Алексашина И.Ю., Ляпцев А.В. Доминанты содержания учебных предметов физики и естествознания : целостные объекты природы или их модели? // В сборнике: Физико-математическое и технологическое образование: проблемы и перспективы развития. Материалы II Международной научно-методической конференции. 2016. С. 5-12.

20.Алексашина, И.Ю., Ульянова, А.А. Определение целей урока и планируемых результатов обучения на основе ведущих идей и ценностно-смысловых ориентиров курса «Естествознание»/И.Ю. Алексашина, А.А. Ульянова//Физика в школе. - 2017. № 3с. С. 123-129.

21.Алексашина, И.Ю., Ульянова, А.А. Ценностно-смысловые ориентиры как основа отбора и осмысления учебного материала интегрированного курса «Естествознание»/Алексашина И.Ю., Ульянова А.А.//Проблемы современного педагогического образования. - 2017. № 56-4. С. 9-19.

22.Алексашина, И. Ю. Особенности дидактического сопровождения интегрированного курса «Естествознание» / И. Ю. Алексашина //Физика в школе - 2018. - № 2с. - С. 104-107.

23.Алексашина И.Ю., Сорокина Е. Н. Технология формирующего оценивания на уроке естествознания // Физика в школе. – 2018. – № 2с.– С. 170–177.

24.Алексашина И.Ю., Киселев Ю.П., Система концептов интегрированного курса «Естествознание» // Развитие науки в современном мире: сборник статей I Всероссийской научно-практической конференции (27 декабря 2018 г., г. Самара). - Самара: ЦНИК, 2018. – С. 3-6.

25.Алексашина И.Ю., Киселев Ю.П. Разработка компетентностно-ориентированных заданий для курсов физики и естествознания старшей школы // Физика в школе. – 2019. – № 3. – С. 39-44.

26.Абдулаева О.А., Алексашина И.Ю., Киселев Ю.П. Вектор развития содержания общего образования: от академической грамотности к функциональной грамотности // Человек и образование. – СПб.: СПБ ИУО РАО,2019 - Вып. №2 (59) - С.9-13.

27.Алексашина И.Ю., Киселев Ю.П., Конструирование содержания интегрированного курса «Естествознание» для системы СПО на основе концептного подхода // Журнал «Непрерывное образование». – 2019. – №1. – С. 10-16.

28.Алексашина И.Ю. Развитие практического мышления участников образовательной деятельности как условие решения задач, направленных на формирование функциональной грамотности// Физика в школе. 2020. № S2. С. 64-67.

29.Алексашина И.Ю. Научно-педагогические подходы к разработке заданий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности школьников//Непрерывное образование. – 2020. – Вып.3(33). – С.21-26.

30.Алексашина И.Ю., Киселев Ю.П., Шерстобитова И.А. Концепт как интегратор содержания образования в условиях его цифровизации // Проблемы современного педагогического образования. – Сборник научных трудов: – Ялта: РИО ГПА, 2020. – Вып. 67. – Ч. 1. – C.11-15 .

31.Абдулаева О.А., Алексашина И.Ю., Киселев Ю.П., Муштавинская И.В. Оценка функциональной грамотности обучающихся в Санкт-Петербурге: первые результаты // Научный и информационно-аналитический журнал «Отечественная и зарубежная педагогика» – №2 (70) том 2, 2020 – с. 236-261.

32.Алексашина И.Ю. Учебные тексты новой природы в ракурсе интегративного подхода к содержанию естественно-научного образования // Материалы Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, соискателей, докторантов, научных руководителей, молодых ученых, специализирующихся в области образования. Сер. "Библиотека аспиранта" Санкт-Петербург, 2021. С. 21-23.

33.Алексашина И.Ю. Интегративный подход в содержании естественнонаучного образования: становление научно-педагогической школы// Физика в школе. 2021. № 4. С. 4-12.

34.Алексашина И.Ю., Киселев Ю.П. Особенности УМК по курсу "Естествознание" для старшей школы // Физика в школе. 2021. № 4. С. 20-26.


Последняя редакция анкеты: 8 октября 2021