-
Ученая степенькандидат педагогических наук
-
Профессор Российской Академии Естествознания
-
Научное направлениеПедагогические науки
-
РегионРоссия / Республика Саха (Якутия)
Федоров Гавриил Михайлович родился 17.07.1964 г. в с. Дюпся Усть-Алданского района Якутской АССР.
Окончил Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова, специальность «Биолог. Преподаватель биологии и химии», Бурятский государственный педагогический институт им. Доржи Банзарова», специальность «Педагог-психолог».
Окончил аспирантуру Института содержания и методов обучения РАО в г. Москве, кандидат педагогических наук по специальности 13.00.02. – теория и методика обучения и воспитания (экология в общеобразовательной школе).
В настоящее время работает в Якутском филиале ФГБУ «ФИРЯ», ведущий специалист-эксперт.
Научные интересы: теория и методика обучения и воспитания, общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика, дошкольное образование, начальное, основное, среднее общее образование, кочевое образование, образование детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, экологическое образование, агротехнологическое образование.
Г.М. Федоров автор 4 монографий, 134 научных публикаций в ведущих российских изданиях, выпускаемых МО РФ, РАЕ, РАО, включенных перечень ВАК, РИНЦ, международных базы данных Web of Science, Scopus, ERIH PLUS, в сборниках научно-практических конференций международного, всероссийского, межрегионального, республиканского уровней.
Федоров Г.М. автор 7 образовательных программ, 12 учебников, 5 методических пособий, 3 методических рекомендаций, 4 детских научно-познавательных книг для общеобразовательных якутских школ, школ Севера и Арктики, кочевых и агрошкол Республики Саха (Якутия) и 2 научно-образовательных изданий
Впервые в республике Гавриил Михайлович разработал и внедрил в школьную практику учебно-методические комплекты (УМК) «Мир и мой родной край» для I ступени общеобразовательных школ Республики Саха (Якутия) и УМК «Окружающий мир» в кочевых школах Республики Саха (Якутия) с якутским языком обучения на основе теории учебной деятельности. По проекту ЮНЕСКО «Содействие распространению грамотности среди школьников, принадлежащих к коренным народам путем укрепления потенциала системы общинного образования у кочевых народов Севера» УМК «Окружающий мир» переведен для кочевых школ с эвенским, эвенкийским и русским языками обучения. УМК «Окружающий мир» для кочевых школ рассматривается как один из вариантов реализации естественнонаучного и экологического образования в условиях кочевья на территории Дальнего Востока, северных регионов РФ и стран Арктики (Норвегия, Финляндия и Аляски). УМК «Окружающий мир» вносят вклад теорию и методику обучения в общеобразовательной школе, его краеведческую и деятельностную направленность.
Федоров Г.М. разработал программу «Оленеводство» для 5-9 классов школ Севера и Арктики Республики Саха (Якутия). Программа реализована в школьной практике через детские движения «Юные оленеводы». Основное отличие программы от предыдущих - это интеграция образовательной деятельности с общественно-полезным трудом и синтез традиционных знаний с научными знаниями.
Гавриил Михайлович был научным руководителем стажировочной площадки Института национальных школ Республики Саха (Якутия) по разработке УМК для агрошкол Республики Саха (Якутия). Проект «Аграрный образовательный кластер» стал лидером в области внедрения инновационных технологий в номинации «Школа года» во Всероссийском конкурсе «100 лучших школ России» – 2015 (Санкт-Петербург).
Он разработал программу и учебные пособия «Төрүт дьарык» («Традиционное хозяйство») для 1-4 классов агрошкол Республики Саха (Якутия), соединяющий учебную и практическую деятельность, содействующий рационализации содержания традиционных и научных знаний.
Результат работы Гавриила Михайловича как ученого-педагога, ученого-методиста отмечены дипломами, удостоены медалями на престижных республиканских, всероссийских, международных книжных выставках в Якутске, Владивостоке, Сочи, Москве, Мюнхене, Лондоне за высокую научную ценность и практическую значимость.
Федоров Г.М. общественный деятель - присяжный Верховного суда Республики Саха (Якутия), победитель конкурса «Лучший эколог Якутии – 2008», эксперт всероссийского проекта «Дети Арктики. Дошкольное образование», республиканских конкурсов «Учитель года» и республиканских педагогических ярмарок.
Г.М. Федоров - «Заслуженный работник образования Республики Саха (Якутия)» (2019), награжден нагрудными знаками «Династия педагогов Республики Саха (Якутия)» (2000), «Отличник образования Республики Саха (Якутия)» (2008), «За вклад в экологическое просвещение» (2020), «За вклад социально-экономическое развитие Усть-Алданского района» (2020).
Награжден Почетными грамотами и благодарственными письмами Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) (2006, 2012, 2017), Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) (2011), Государственного Комитета Республики Саха (Якутия) по инновационной политике и науке (2012), Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (2010, 2014), Государственного собрания (Ил Түмэн) Республики Саха (Якутия) (2017), Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) (2018).
Научные публикации
Научные статьи, включенные на международные базы данных WoS
2015
1. Fedorov G.M. Learning pack “Ecology of Yakutia” for grades 5-9 for secondary schools of Republic Sakha Yakutia. / Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences January – February 2015 RJPBCS 6 (1) Page No. 1879
2018
2. Fedorov G.M. Task-Based Study Guides for Shaping Civic, Regional and Ethnic Identity / Modern Journal of Language Teaching Methods ISSN: 2251-6204 Volume 8, Issue 9 (9-2018)Page 419-428. Downloaded from mjltm.org at 8:10 +0330 on Wednesday October 3rd 2018 [ DOI: 10.26655/mjltm.2018.9.1]
2020
3. Fedorov G.M., Nikitina R.C. Scientific approaches and development of models for organizing education for children leading nomadic life with their / AD ALTA: Journal of Interdisciplinary Research. 10/01-XI. 2020. Р. 91-94 open journal - 10/01-XI. 2020. (.pdf, 3,7 MB) OPEN ACCESS journal here (.exe file to dowload)
4. Nikitina R.C., Fedorov G.M. Historical background of the organization of education in nomadic schools of indigenous peoples of the North of the Russian Federation / n. 3 (2020): Geplat: Caderno Suplementar, N. 3, JUNHO, 2020 http://natal.uern.br/periodicos/index.php/RTEP/index [ISSN 2316-1493]
5. Fedorov G.M., Nikitina R.C. EXPLORING THE SOCIOCULTURAL PORTRAIT OF CHILDREN LEADING NOMADIC LIFE WITH THEIR PARENTS. AD ALTA: Journal of Interdisciplinary Research Double-Blind Peer-Reviewed Volume 10 2020, Issue 2, Special Issue XIV, 2020/ Number of regular issues per year: 2 The Authors (November, 2020) ISSN 1804-7690. ISSN 2464-6733 (Online) http://www.magnanimitas.cz/10-02-xiv
6. Nikitina R.C., Fedorov G.M. Obrazovaniya detey malochislennykh narodov Severa, vedushchikh s roditelyami kochevoy obraz zhizni / Вестник Национальной академии наук Республики Казахстан №6, ноябрь–декабрь, 2021
Научные статьи, включенные на международные базы данных SCOPUS
2016 1. Fedorov G.M. Definition of The Peculiarities of the Agricultural Education in General Education institutions/ IJESE-IJESE – International Journal of Environmental and Science Education 2016, VOL. 11, NO. 18, pp. 12637-12649 | Article Number: ijese. 2016. Published Online: December 19. (ISSN 13063065 – Turkey-Scopus).
2018
2. Fedorov G.M. Educational Programs Forming Ethnocultural and Regional Identity in Children of Indigenous Peoples of the North and the Arctic // Astra Salvensis V (2018) no 9 p. 403-410
Публикациянаучныхстатейвреферативнойбазеданных European Reference Index for the Humanities and the Social Sciences (ERIH PLUS), включенныхсписокВАК
2016
1. Федоров Г.М. УМК «Традиционное хозяйство» как средство воспитания и социализации детей / Педагогическое образование в России. Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург. №10. С.136-140. 2016
2018
2. Федоров Г.М. Учебные пособия для школ Севера, формирующая гражданскую, региональную и этническую идентичности // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». Выпуск № 12/3. 2018. С. 112-118.
Научные статьи, включенные список ВАК
2008
1. Федоров Г.М. Проблемы отбора содержания учебных задач в экологическом образовании младших школьников Республики Саха (Якутия) [Текст] / Г. М. Федоров // Вестн. Бурят. гос. ун-та. Сер. Педагогика. - 2008. - Вып. 1. - С.137-139. - Библиогр.: с. 139. - Рез. англ.
2. Федоров Г.М. Эколого-региональный компонент в образовании // Воспитание школьников. - М., 2008. - №5. - С. 14-17
2012
3. Федоров Г.М. Организация урочной и внеурочной деятельности в агрошколах в условиях реализации нового образовательного стандарта // Воспитание школьников № 10, 2012. С. 24-28.
2013
4. Федоров Г.М. Организация образовательной деятельности в агрошколах условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта / Электронный журнал Современные проблемы науки и образования №5 2013
5. Федоров Г.М. Особенности организации образовательной деятельности в агрошколах, расположенных в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) / Фундаментальные исследования № 10 (часть 9) 2013.
6. Федоров Г.М. Воспитания и социализация детей, проживающих с родителями, ведущими традиционное хозяйство / Дискуссия № 11 2013. С. 120-125
2015
7. Федоров Г.М. Модульные курсы в школах Севера в интересах устойчивого развитие. Электронный журнал Современные проблемы науки и образования DOI 10.17513 / spno.128-23010.
2016
8. Федоров Г.М. УМК «Традиционное хозяйство» как средство воспитания и социализации детей / Педагогическое образование в России. Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург. №10. С.136-140. 2016
2020
9. Федоров Г.М., Никитина Р.С. Образование детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни (статья, подготовлена и отправлена в редакцию журнала).
10.Федоров Г.М., Никитина Р.С. Социокультурный портрет для детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни (статья, подготовлена и отправлена в редакцию журнала).
2021
10. Федоров Г.М., Никитина Р.С. Образование детей коренных малочисленных народов Российской Федерации, ведущих с родителями кочевой образ жизни // Педагогический журнал. 2021. Т. 11. № 2А. С. 49-58. DOI: 10.34670/AR.2021.47.90.007
11. Федоров Г.М. Модульный курс «ОБЖ - кочевье» для детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации // Рецензируемый научный журнал «Тенденции развития науки и образования», Июнь 2021. № 74, Часть 5 Изд. НИЦ «Л-Журнал», Самара 2021. – С. 136-139. DOI 10.18411/lj-06-2021-p5
2022
12. Федоров Г.М. Модель семейного воспитания детей-дошкольников в условиях кочевья. Научное обозрение. Педагогические науки. – 2022. - № 6 – С. 27-32. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2455 (дата обращения: 09.01.2023)
Монографии
2012
1. Федоров Г.М. “Учебная задача – как компонент учебной деятельности” Монография. “Lambert Academic Publishing” Германия, 2012. - 168 с.
2015
2. Федоров Г.М. Модель этнокультурного образования в агрошколах Якутии / Этнокультурное образование в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации: коллективная монография = Ethno-cultural education far Eastern Federal District of the Russian Federation / М-во образования Респ. Саха (Якутия), ФГБНУ “Ин-т нац.шк. Респ. Саха (Якутия)”; [сост.; д.соц. н., к.псих.н., проф. У.А. Винокурова, к.п.н. С.С. Семенова; отв.ред. У.А. Винокурова]. – Якутск : Медиа-холдинг “Якутия”, 2015. – С. 113-124
2017
3. Федоров Г.М. Этнопедагогика краеведения / Этнопедагогика любви и национального спасения = Ethnic pedagogy of love and national salvation : В честь 100-летия доктора педагогических наук В.Ф. Афанасьева-Алданского, 90-летия академика РАО, основателя российской этнопедагогики Г.Н. Волкова, 90-летия организатора первого в России музея народной педагогики К.С. Чиряева : коллективная монография / М-во образования и науки Респ. Саха (Якутия) ; под общ. Ред. У.А. Винокуровой, д.социол.н. – Якутск : “Медиа-Холдинг Якутия”, 2017. С. 292-306
2022
4. Образование детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России в условиях кочевья : монография / Н. В. Ситникова, Г. М. Федоров, Р. С. Никитина [и др.] ; под научной редакцией А. Д. Николаевой ; рецензенты: А. Г. Гогоберидзе, З. С. Жиркова, Ю. А. Слепцов, В. Н. Черкасова ; Министерство просвещения Российской Федерации, Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова. - Якутск : НБ РС (Я), 2022. - 1 файл (157, [1] с. ; 4 Мб) : ил. - (Серия «Электронные издания Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия)»)
Научные статьи в ведущих журналах, в сборниках международных научно-практических конференций
2003
1. Федоров Г.М. Учебные задания как средство взаимосвязи регионального и федерального содержания экологического образования в начальной школе // Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки: Материалы Международной научно-практической конференции: в II частях. Ч. II. - М.: Гос. НИИ семьи и воспитания. - 2003. С. 157-159
2. Федоров Г.М. Учебные задания как средство реализации регионального компонента в экологическом образовании младших школьников // Региональная образовательная политика для устойчивого будущего: IX Международная конференция по экологическому образованию. - Тверь. - 2003. С.188-189
2005
3. Федоров Г.М. Эстетико-мировоззренческие сознания якутов - основа экологического образования младших школьников // Методология и методика экологического и эстетического образования: Материалы международной конференции - Ульяновск. - 2005. С. 80-85
4. Федоров Г.М. Активизация учебной деятельности как условие повышения эффективности экологического образования младшего школьника // На пути к устойчивому будущему: проблемы экологического просвещения и образования. XI Международная конференция по экологическому образованию - Владимир, 2005. С. 103-105
2006
5. Федоров Г.М. Учебно-методический комплект по образовательной области «Окружающий мир» как этнокультурная составляющая в структуре кочевых начальных школ Республики Саха (Якутия) // Международный форум «Устойчивое развитие стран Арктики и северных регионов РФ в контексте образования, науки и культуры». Якутск. 2006. С.94.
6. Федоров Г.М. «Окружающий мир» как региональный курс в систему предметов непрерывного естественнонаучного и экологического образования Международ. научно-практич. конференция // Этнос, Образования. Личность. Выпуск VI. Часть II. Якутск. 2006. С.111-113
2008
7. Федоров Г.М. Возрождение, сохранение и развитие родного языка и культуры как средство реализации естественнонаучного и экологического образования в начальной школе в условиях кочевья / Языковое и культурное разнообразие в киберпространстве: Сб. трудов Международной науч.-практ. конф. - Якутск, 2008. С. 355-359
2009
8.Федоров Г.М. Тенденция развития естественнонаучного и экологического образования РС (Я) // Научно-теоретический журнал Российской Академии Естествознание «Успехи современного естествознания». №11. Москва. 2009. Материалы Международной конференции «Природопользование и охрана окружающей среды», Париж, 13-20 октября 2009. С. 58.
9. Федоров Г.М. Экологическое образование для кочевых школ РС (Я) // Международная научно-практическая конференция «Этнопедагогическое наследие народов Сибири и Центральной Азии». Тыва, 8-12 июля 2009. С. 208-209.
10. Федоров Г.М. Роль традиционных знаний в овладении богатством родного языка / V международ. научно-практическая конференция «Язык, культура, этнос»: Сб. научно-практической конференции. - М., 2009.
11. Федоров Г.М., Никитина Р.С. Традиционные знания как средство реализации билингвального обучения в условиях кочевья // Международный I симпозиум «Двуязычное (билингвальное) обучение в системе общего и высшего профессионального образования». - Чебоксары, 24-31 мая 2009. С. 358
12. Федоров Г.М. Экологическое образование в Республике Саха (Якутия) / Международная научно-практическая конференция «Инновационные технологии в науке и образовании»: Сб. научно-практической конференции. - Улан-Удэ, 2009. С. 138-142
13. Федоров Г.М. Непрерывное экологическое и естественнонаучное образование РС (Я) / Международная научная конференция Современная образовательная среда: приоритетные направления развития 22-23 октября. Сб. научно-практической конференции Минск, 2009. С. 158-162
2014
14. Fedorov G.M. Modern approaches the organization of educational activities agricultural schools in the Republic of Sakha (Yakutia) // International journal of
applied and fundamental research. № 2, 2014 Academy of Natural History. Germamy/ science-sd.com›pdf/2014/2/24616.pd
2017
15. Федоров Г.М. Детское оленеводческое движение - возрождения, сохранение и развитие традиционного хозяйства, самобытной культуры и родного языка коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. / XVIII Международная научно-практическая конференция “РЕАЛЬНОСТЬ ЭТНОСА”, посвящённую 220-летию Герценовского университета “Роль образования в сохранении и развитии языков и культур коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» Санкт-Петербург, 22-23 ноября 2017
2018
16. Федоров Г.М. Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 1-4 классов школы Севера и Арктики // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования : материалы XVII Межд. научно-практ. конф. / Межд. академия наук пед. образования ; Челяб. институт перепод. и пов. квал. работ. образ. ; отв. ред. Д. Ф. Ильясов. – М. ; Челябинск : ЧИППКРО, 2018. С.399-403
17. Федоров Г.М. Рабочая программа и учебные пособия для школ Севера и Арктики в условиях реализации ФГОС // Диалог культур в педагогическом и психологическом континууме: Сборник статей Международной научно-практической конференции (Тюмень, 23.10.2018). - Стерлитамак: АМИ, 2018. – С. 84-87
2019
18. Федоров Г.М. Образование в местах кочевья как социокультурный феномен / Реальность этноса» на тему «Родной язык, фольклор, культура и литература коренных народов России в системе образования: проблемы и перспективы сохранения и развитие. Сборник статей по материалам XIX Международной научно-практической конференции. 27-28 ноябрь 2019. 2020. Изд-во: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург. С.167-172.
Научные статьи в ведущих журналах, в сборниках всероссийских научно-практических конференций
2001
1. Федоров Г.М. Разработка системы учебных заданий валеолого-эколого-региональной направленности в рамках эксперимента I ступени школ РС (Я) // Образовательная среда и здоровье: Сборник материалов Российской научно-практической конференции. КИПКРО. Красноярск. - 2001. С.155-156
2002
2. Федоров Г.М. Система учебных задач в обучении и воспитании у детей бережного отношения к природе // Проблемы и приоритеты современного образования: Материалы всеросиийской научно-практической конференции молодых ученых. ИОСО РАО. М. - 2002. С. 87-88
3. Федоров Г.М. Некоторые критерии к отбору содержания регионального компонента экологического образования // Проблемы регионального экологического образования: Материалы Российской научно-практической конференции. Липецк: ЛГПУ. - 2002. – С. 153-155
2003
4. Федоров Г.М. Особенности конструирование учебных задач как средства реализации регионального компонента в экологическом образовании младших школьников // Эксперимент в условиях модернизации образования: Материалы научно-практической конференции молодых ученых. М., ИОСО РАО, 2003. С. 220-224
2004
5. Федоров Г.М. Экологическое воспитание средствами народной культуры якутов / Экологическое образование: до школы, в школе и вне школы. - № 3, 2004. С. 51-55
2005
6. Федоров Г.М. Становление эколого-ориентированных мотивов в учебной деятельности как условие повышение эффективности экологического образования младших школьников // Мотивация к учению: Материалы научно-практической конференции молодых ученых. - М.: ИСМО РАО, 2005. С. 68-75
7. Федоров Г.М. Познавательные задания как средство экологизации учебников для младших школьников // Проблемы школьного учебника: Сборник научных трудов. - М.: ИСМО РАО. - 2005. С. 71-72
8. Федоров Г.М. Познавательные задачи как компонент учебной деятельности в экологическом образовании младших школьников // 4-ая Российская конференция по экологической психологии. - М.: УМК «Психология». 2005. С. 261-264
9. Федоров Г.М. Учебные задания как средство активизации методов экологического образования младших школьников // Методы обучения в современной школе - М.: ИСМО РАО, 2005. С. 85-91
10. Федоров Г.М. Практикум как условие взаимосвязи регионального и федерального компонентов экологического образования в начальной школе // Экология и образования. - Петрозаводск: ПГУ. - 2005. С.61-63
2006
Федоров Г.М. Методы общения с природой в обучении [Текст]: [учеб. экскурсии] / Л. П. Симонова, Г. М. Федоров // Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения: сб. науч. тр. / Рос. акад. образования, Гос. науч. учреждение "Ин-т содержания и методов обучения". - М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006. - C. 153-157.
2007
11. Федоров Г.М. Учебные задачи как средство реализации регионального компонента экологического образования младших школьников: на примере Республики Саха: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Федоров Гавриил Михайлович; [Место защиты: Ин-т содержания и методов обучения РАО]. - Москва, 2007. - 26 с.
Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
12. Федоров Г.М. Учебные задачи как средство реализации регионального компонента экологического образования младших школьников: 13.00.02 Федоров, Гавриил Михайлович Учебные задачи как средство реализации регионального компонента экологического образования младших школьников: на примере Республики Саха: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 Москва, 2007 171 с., Библиогр.: с. 153-167
13. Федоров Г.М. Учебно-методический комплект по экологическому образованию для детей Севера // География и экология в школе XXI века. №5. - 2007. С53-58.
2008
14. Федоров Г.М., Никитина Р.С., Федорова З.П. Деятельностный подход в экологическом образовании младших школьников / Президиум РАО научно-метод. журн. «Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы». - М., 2008. - №3. - С. 40-44
2009
15. Федоров Г.М., Никитина Р.С. УМК для кочевых начальных школ РС (Я) / Краткий аннотированный каталог всероссийской научно-практической конференции «Родные языки коренных малочисленных народов в системе российского образования». Министерство регионального развития РФ, Правительство РС (Я), Якутск. 2009.
16. Федоров Г.М., Никитина Р.С. О специфике и особенностях разработки УМК на родных языках коренных народов РС (Я) // Всероссийская научно-практическая конференция «Родные языки коренных малочисленных народов РФ в системе российского образования». 8-11 сентября 2009. С. 219-220.
2010
17. Федоров Г.М. УМК нового поколения для детей коренных народов Республики Саха (Якутия) / научно-теоретич. журн. «Успехи современного естествознания» М., «Академия Естествознания» №9, 2010. С. 52-53.
18. Федоров Г.М. Проектирование УМК для школ Республики Саха (Якутия) в условиях устойчивого развития научно-практич. конференция / От качества педагогической деятельности к качеству образования. Якутск. 2010. 158-162
19. Федоров Г.М. Экологические и традиционные экологические знания в условиях введения ФГОС второго поколения в школьную практику / Этнос. Образование. Личность. Инст-т повышения квалиф. работников образования - Якутск: изд-во ИПКРО им. С.Н. Донского-II. Педагогика любви и примера III Всероссийские этнопедагогические Волковские чтения. Выпуск 15. Часть I. 2010. С.77-80
20. Проектирование УМК нового поколения для школ Арктики / Всероссийская научно-практическая конференция: Образовательное пространство Арктики - развитие через диалог и сотрудничество, Якутск. 3-6 августа 2010.
2012
21. Федоров Г.М. УМК «Умение жить на Севере» в условиях введениях нового образовательного стандарта / Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований" №9, 2012. С. 55
22. Федоров, Г.М., Никитина, Р.С. Традиционные знания как основа и средство интеллектуального и духовного развития личности / Теория и методика обучения языкам, литературам и культуре народов РФ в контексте диалога культур в поликультурном образовательном пространстве: материалы 3. Всероссийской научно-практической конференции (Якутск, 9-11 июня 2011 г.) / [отв. ред. Е.М.Поликарпова]. – Якутск : Издательский дом СВФУ, 2012. – 351 с. – С. 297-298
23. Федоров Г.М. Организация образовательной деятельности агрошколах Республики Саха (Якутия) в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования / Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований" №10, 2012. С. 78-81.
2014
24. Федоров Г.М., Федорова З.П. Непрерывное естественнонаучное образование в условиях билингвального обучения в школах Республики Саха (Якутия) / Сборник Всероссийской интернет конференции для учителей системы общего образования по вопросам функционирования русского языка как неродного в условиях полиэтнической среды на основе информационных технологий, март, 2014.
2016
25. Федоров Г.М.Всероссийская научно-практическая конференция «Педагог. Творец. Личность», посвященная памяти доктора педагогических наук, профессора В.М. Анисимова 25 марта 2016. Якутск. Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», Педагогический институт
26. Федоров Г.М. Кочевая школа как вектор воспитания, обучения и социализации детей Севера / Общее и особенное в становлении российской идентичности учащихся в поликультурном пространстве России: материалы Международной научно-практической конференции. Изд-во Московского психолого-социальный университет, М. – С.48-52. (Москва, 29 сентября 2016 года). – Министерство образования и науки РФ, Российская академия образования, Министерство образования Республики Башкорстан, Министерство образования Республики Саха (Якутия), Ассамблея народов России.
27. Федоров Г.М. УМК как фактор развития непрерывности естественнонаучного образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС / Естественнонаучное образование в условиях перехода на новые государственные образовательные стандарты: опыт и перспективы с элементами молодежной школы «Профессиональные компетенции учителя-естественника»: сборник материалов форума с международным участием, посвященного 25-летнему юбилею кафедры методики преподавания биологии, химии и географии Института естественных наук СВФУ им. М.К. Аммосова, 21-26 марта 2016, Якутск / Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова ; редкол. : К.Е. Егорова и др. – Якутск : Изд-ский дом СВФУ, С. 297-299. 23-26 марта 2016, СВФУ имени М.К. Аммосова, Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова» Институт непрерывного педагогического образования, Институт естественных наук, кафедра методики преподавания биологии, химии и географии, АОУ РС (Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации» им. С.Н. Донского – II
Образования».
2017
28. Федоров Г.М., Никитина Р.С., Погодаева М.П., Юхновец Ю.В. Специализированная программа дополнительного образования “Оленеводство” для 5-9 классов в возрождении, сохранении и развитии традиционного хозяйства коренных малочисленных народов Севера / Сборник Проблемы и перспективы развития северного домашнего оленеводства и ее роль в сохранении традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках мероприятий IV съезда оленеводов Российской Федерации, Якутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства, Якутская государственная сельскохозяйственная академия и др; Оргкомитет А.И. Степанов, И.И. Слепцов, В.И. Федоров, Е.Х. Голомарева, А.Д. Жирков, С. Д. Наумова, О.В. Етылина, А.Г. Черкашина, А.И. Павлова, М.П. Неустроев, Г.И. Даянова, Т.А. Никонова, М.П. Скрябина, Н.В. Винокуров. Редколлегия: В.И. Федоров, Т.А. Никонова, М.П. Федорова, Н.В. Винокуров. 2017. С. 271-275
29. Федоров Г.М. Традиционное хозяйство (учебное пособие для 1-4 классов) // Международный журнал экспериментального образования – 2007. - № 4 (часть 1) – С. 68-69. Дата публикации 14.04.2017. Раздел педагогические науки URL:http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=11361 (дата обращения: 17.04.2017). Импакт-фактор РИНЦ 0,485
30. Федоров Г.М. Птицына В.В. Традиционное хозяйство (учебное пособие для 1 класса) // Международный журнал экспериментального образования – 2007. - № 4 (часть 1) – С. 69-70. Дата публикации 14.04.2017. Раздел педагогические науки URL: http://www.expeducation.ru/ ru/article/view?id=113
61(дата обращения: 17.04.2017). Импакт-фактор РИНЦ 0,485
31. Федоров Г.М. Осипова М.А. Традиционное хозяйство (учебное пособие для 2 класса) // Международный журнал экспериментального образования – 2007. - № 4 (часть 1) – С. 70-71. Дата публикации 14.04.2017. Раздел педагогические науки URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=113
61 (дата обращения: 17.04.2017). Импакт-фактор РИНЦ 0,485
32. Федоров Г.М. Тастыгина Е.В. Традиционное хозяйство (учебное пособие для 3 класса) // Международный журнал экспериментального образования – 2007. - № 4 (часть 1) – С. 71-72. Дата публикации 14.04.2017. Раздел педагогические науки URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=113
61 (дата обращения: 17.04.2017). Импакт-фактор РИНЦ 0,485
33. Федоров Г.М. Бугаева М.Г. Традиционное хозяйство (учебное пособие для 4 класса) // Международный журнал экспериментального образования – 2007. - № 4 (часть 1) – С. 72-73. Дата публикации 14.04.2017. Раздел педагогические науки URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=113
61 (дата обращения: 17.04.2017). Импакт-фактор РИНЦ 0,485
34. Федоров Г.М. Экологическое образование в начальной школе Республики Саха (Якутия) в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта / Экологическое образование и просвещение для устойчивого развития: сборник материалов V Республиканской научно-практической конференции в рамках II съезда экологов Республики Саха (Якутия) 6-7 апреля 2017 года / редкол.: О.М. Кривошапкина и др. – Якутск: - Сахапечать. - 2017. - С.74-77.
35. Федоров Г.М. УМК «Традиционное хозяйство» как средство воспитания и социализации детей Севера и Дальнего Востока на территории Республики Саха (Якутия) // Электронный журнал Меридиан. Выпуск №4(7) ‘2017. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Педагог. Творец. Личность».
2021
36. Федоров Г.М. Основы безопасности жизни детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации // Модернизация науки и образования: современные реалии, пути совершенствования: материалы XXXIV Всероссийской научно-практической конференции (15 июля 2021г.). – Ростов-на-Дону: изд-во Южного университета ИУБиП, 2021. С. 210-213. Подписано в печать 25.07.2021. ISBN 978_5_6046804_5_2 15.
2022
37. Федоров Г.М. Традиции семейного воспитания детей у кочевых народов Севера [Электронный ресурс] // Этнопедагогика как фактор сохранения Российской идентичности сборник материалов Всероссийской научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения академика РАО Г. Н. Волкова (26 сентября 2022 года, г. Якутск). – Электрон. Текст. Дан. (6,3 Мб). – Киров: Изд-во МЦИТО, 2022. – 1 электрон. опт. Диск (CD – R).
Научные статьи в ведущих журналах, сборниках межрегиональных научно-практических конференций
2004
1. Федоров Г.М. Особенности развития начального экологического образования и естественнонаучного образования в контексте лучших традиций народа // Этнопедагогика в условиях модернизации российского образования: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. ЯГУ. Якутск. 2004. С. 144-145
2011
2. Федоров Г.М. Реализация непрерывности естественнонаучного и экологического образования республики Саха (Якутия) в условиях введения нового федерального государственного образовательного стандарта. / Актуальные проблемы непрерывного естественнонаучного образования с элементами научной молодежной школы «Профессиональные компетенции учителя-естественника» Материалы Дальневосточной региональной научно-практической конференции, 12-17 декабря 2011. С.58-60
3. Федоров, Г.М. Проектирование УМК для школ Севера и Арктики Республики Саха (Якутия) / Гавриил Михайлович Федоров // Образовательное пространство Арктики: развитие через диалог и сотрудничество : материалы межрегион. научно-практической конференции : / М-во образов. Респ.Саха(Якутия); науч. ред. А.С. Владимиров. – Якутск: Компания Дани Алмас, 2011. – 248с. – С.215-218
2020
4. Федоров Г.М. и др. О летнем труде, отдыхе и оздоровлении юных оленеводов в кочевых лагерях / «Арктика: моя законодательная инициатива – 2019»: сборник тезисов Межрегионального конкурса, посвященного 80– летию А.Н. Чилингарова – Якутск. – 2020. С. 148–149.
2013
5. Федоров Г.М. Модель УМК «Умение жить на Севере» как условие развития социализации детей коренных народов РС (Я)» // Культурологический потенциал Северо-Востока России: традиции, инновации, перспективы: материалы II Межрегионального культурологического форума. II том. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013. – С.167-173.
2020
6. Федоров Г.М. и др. О летнем труде, отдыхе и оздоровлении юных оленеводов в кочевых лагерях / «Арктика: моя законодательная инициатива –2019»: сборник тезисов Межрегионального конкурса, посвященного 80–летию А.Н. Чилингарова – Якутск. – 2020. С. 148–149.
2023
7. Федоров Г. М. Парциальная программа «Мы – северяне» для дошкольного образования в условиях кочевья [Электронный ресурс] // Дети Арктики. Кочевое образование: настоящее и будущее: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (01 декабря 2022 года, г. Якутск) / [под ред. Н.В. Ситниковой]. – Электрон. Текст. Дан. (1,8 Мб). – Киров: Изд-во МЦИТО, 2023. – 1 электрон. Опт. Диск (CD - R). DOI 10.52376/978-5-907623-71-2
Научные статьи в ведущих журналах, в сборниках республиканских научно-практических конференций
2003
1. Федоров Г.М. Методические рекомендации по курсу «Мир и наш родной край» для I ступени школ Республики Саха (Якутия) // Нормативно-методические документы в области образования. Выпуск 8. Дошкольное и начальное образование. - Якутск. 2003. С.64-70
2. Федоров Г.М. Совершенствование содержания естественнонаучного образования в якутской начальной школе // Региональный учебник XXI века: Материалы республиканской научно-практической конференции. НИИ национальных школ Министерство образования РС (Я). - Якутск. - 2003. С. 220-224
2006
3. Федоров Г.М. Ознакомьтесь: новый учебно-методический комплект. / Первая ступенька № 1. Якутск. 2006. С. 26-28.
4. Федоров Г.М. Постановка и решение учебной задачи эколого-региональной направленности. // Первая ступенька № 2. Якутск. 2006. С. 20-22.
5. Федоров Г.М. Развитие непрерывности естественнонаучного и экологического образования в республике Саха // Первая ступенька № 4. Якутск. 2006.
6. Федоров Г.М. Современная технология в процессе обучения курсу «Окружающий мир» для детей коренных народов Севера / Образование № 3. Якутск. 2006. С.22-24.
7. Федоров Г.М.Развитие непрерывного естественнонаучного и экологического образования в республике Саха в условиях модернизации школьного образования / Первая ступенька № 4. Якутск. 2006. С. 12-15
2007
8. Федоров Г.М. Личностно-деятельностный подход обучения окружающему миру для школ народов Севера //Журн. «Бастакы µктэл». - Якутск, 2007. - №1-2 (9-10). - С. 12-16, С. 8-10.
9. Федоров Г.М. Пребывание консультанта Бюро ЮНЕСКО госпожи Тани Веры Безыменски и администратора эксперта ЮНЕСКО господина Фрэнсис Ли Хиггинсона в Якутию. //Журн. «Бастакы µктэл». - Якутск, 2007. - №1-2 (9-10). - С. 67.
10. Федоров Г.М. Развитие непрерывности естественнонаучного и экологического образования в Республике Саха // Бастакы µктэл. - 2006. - № 4. - С.
11. Федоров Г.М. Форум учителей начальных классов в Мегино-Кангаласский районе / Фёдоров Г.М. // Бастакы µктэл. - 2007. - № 1. - С. 72-73.
12. Федоров Г.М. «Тулалыыр эйгэ» предмеккэ саІа кілµінэ учебник-сайдыы суола / Фёдоров Г.М., Никитина Р.С. // Таткачирук. - 2007. - №1. - С.25-30
13. Федоров Г.М. «Тулалыыр эйгэ» предмеккэ саІа кілµінэ учебник-сайдыы суола / Фёдоров Г.М., Никитина Р.С. // Таткачирук. - 2007. - №2. - С.25-30
14. Федоров Г.М. Кочевая школа в условиях модернизации образования РС (Я) / Фёдоров Г.М. // Таткачирук. - 2007. - №2 – С.64-67
15. Федоров Г.М. «Тулалыыр эйгэ» предмеккэ саІа кілµінэ учебник - сайдыы суола / Фёдоров Г.М., Никитина Р.С. // Таткачирук. - 2007. - №2. - С. 26-33
16. Федоров Г.М. Инновационная технология обучения по естественнонаучному и экологическому образованию для школ народов Севера / Материалы круглого стола, посвященного 75-летию начала систематического издания книг на языках народов Севера «Якутия - сокровищница уникальных языков народов Севера». Якутск. 2007. С. 43-46.
17. V Республиканская педагогическая ярмарка «Сельская школа» г. Нюрба Нюрбинского района, место Куочай 28-30 июня 2007 г. / Федоров Г.М. // Бастакы µктэл. – 2007. – №3. – С.68-69.
2008
18. Федоров Г.М. Экологическое образование младших школьников Республики Саха (Якутия) / «Бастакы µктэл». - Якутск, 2008. - №1-2 (9-10). - С. 12-16, С. 8-10.
19. Федоров Г.М. Возрождение и сохранение языка и культуры коренных народов Севера в информационном обществе // респ. газ. «Илкэн.- Якутск, 2008 - май (№4), С. 12.
20. Федоров Г.М. О летнем экспедиционном курсе учителей естественников / Региональная система экологического образования и просвещения в интересах устойчивого развития: Республ науч.-практ. конф. - Якутск, 2008. - С.181-182. 21. Федоров Г.М. Особенности непрерывного естественнонаучного и экологического образования в РС (Я) / Модернизация системы биолого-химического образования в РС (Я): Сб. трудов II Респ. Форума. - Якутск, 2008. - С. 270-273. 22. Федоров Г.М. Традиционные знания коренных народов РС (Я) в экологическом образовании школьников. / Проблемы культуры северного социума: истоки, тенденции, перспективы: Сб. трудов I Респ. культуролог. форума. - Якутск, 2008. С. 288-289
23. Федоров Г.М. Электронное сопровождение авторского учебно-методического комплекта регионального курса «Окружающий мир» для кочевых школ Республики Саха (Якутия). / Культурное и языковое разнообразие народов Севера в информационном обществе: Сб. трудов круглого стола в Национальной библиотеке РС (Я). - Якутск, 21 марта 2008.
24. Федоров Г.М. Особенности непрерывного естественнонаучного и экологического образования РС (Я) / Модернизация системы биолого-химического образования в Республике Саха (Якутия): сб. материалов форума учителей биологии и химии. - Якутск, 27-28ноября 2008. С. 270-273.
25. Федоров Г.М. Саха оскуолатыгар «Тулалыыр эйгэ» предмети µ³рэтэргэ аналлаах µ³рэх программатын ба´ылаа´ы²²а тµмµк ирдэбил. // «Бастакы µктэл». - Якутск, 2008. - №4 - С. 16-20.
26. Федоров Г.М. Концепция предшкольного образования Республики Сахат (Якутия) / Семенова С.С., Борисов П.П., Федоров Г.М., Ефимова Д.Г., Аммосова В.В., Винокурова Е.И., Винокурова М.Е., Захарова Л.В.,., Колесова А.П. // Нормативно-методические документы в области дошкольного образования / Сост.: Колосова Е.Н.. - Якутск: Компания "Дани Алмас", 2008. - 136 с. - С.13-34. (в соавторстве)
27. Федоров Г.М. Возрождение и сохранение языка и культуры коренных народов Севера в информационном обществе // Илкэн №04 (102) – апрель 2008. С.12
2009
28. Федоров Г.М. Этноэколого-валеологические традиции в воспитании и обучении школьников в условиях кочевья / Социально-педагогические аспекты формирование здоровья подростков и юношей: состояние и перспективы: Сб. респуб. научно-практической конференции. - Якутск, 26-27 февраля 2009.
29. Федоров Г.М. Модель УМК по предмету «Окружающий мир» для школ коренных народов Республики Саха (Якутия) как средство реализации билингвального обучения / Материалы Респуб. научно-практической конференция «Билингвальное обучение в системе общего образования» РС (Я), посвященной памяти народного учителя СССР М.А. Алексеева Якутск, 26 марта 2009 г.) / редкол.: Ф.В. Габышева (отв. Ред.) и др.; М-во образования РС (Я), ФГНУ «Институт национальных школ РС (Я). - Якутск, ЯНЦ СО РАН 2009. С. 52-56.
30. Федоров Г.М. ФГОС второго поколения во Всероссийской экологической школе // «Бастакы уктэл», №4, 2009. С. 8-10.
2010
31. Федоров Г.М. Мониторинг исследования традиционных знаний коренных народов Республики Саха (Якутия) // Таткачирук, №4 2010. С35-41
32. Федоров Г.М. Учет психолого-педагогических новообразований младших школьников в разработке УМК по внеурочной деятельности для школ Севера и Арктики / Респуб. научно-практич. конференц. «Психологическая культура личности и социума: от истоков к современности. Якутск. 2010.
33. Федоров Г.М. Теория и практика подготовки будущего учителя начальной школы в контексте требований ФГОС общего образования научно-практич. конференция /«Учитель начальной школы: личность и компетенции». Конференция посвящена Году Учителя и памяти профессора кафедры Анисимова Виталия Михайловича. Якутск. 2010.
34. Федоров, Г.М. Традиционные знания коренных народов РС (Я) в экологическом образовании младших школьников / Г.М.Федоров // 1 Республиканский культурологический форум "проблемы культуры северного социума: истоки, перспективы, тенденции". 19 декабря 2009 г.(К 70-летию Попова Б.Н., д.филос.н, профессор, Дьячковского К.Д., к. филос.н., доцента) / Отв. ред. : Г.Г.Филиппов. – Якутск : Изд-во Якутского ун-та, 2010. –С. 288-289
2011
35. Федоров, Г.М. Проектирование УМК для школ Республики Саха в условиях устойчивого развития / Г.М.Федоров // От качества педагогической деятельности к качеству образования : сборник статей / МО РС (Я), ГОУ ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации» [сост.: Коврова С.Е., Винокурова Н.Н.]. – Якутск: Изд-во ИРО и ПК, 2011. – 260с. – С.158-162
36. Федоров, Г.М. Использование хомуса в фомировании экологической культуры школьников / Федоров Г.М. // Хомус в основной общеобразовательной программе образовательных учреждений : метод. рекомендации для педагогов общеобразов. шк. / Федер.гос.науч.учреждение «Науч.-исслед. ин-т нац. шк. Респ.Саха(Якутия)» : /редкол.: У.М.Флегонтова, Аммосова В.В., Бандерова М.С., Унарова В.Я/. – Якутск, 2011. – 24 с. – С.15
37. Федоров Г.М. Примерная программа по традиционным знаниям коренных народов Республики Саха (Якутия) / Федеральный государственный стандарт в общеобразовательных учреждениях коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) (начальное и общее образование) Мин-во образования РС (Я), ФГБНУ «Институт национальных школ РС (Я)» - Якутск: «Бичик», 2011.
38. Федоров, Г.М. Алын сµ´µіх оскуола±а естественнонаучнай уонна экологическай билиини µірэтии суола / Федоров Г.М. // Бастакы µктэл. – 2011. – №2. – 19-22.
2012
39. Федоров, Г.М. Актуальность УМК "Мир и мой родной край" и "Окружающий мир" в свете новых образовательных стандартов// Народное образование Якутии. – 2012. – № 1. – С. 55-56
40. Федоров, Г.М. Федеральнай государственнай µірэх стандарта: агрооскуола±а кылаас та´ынан дьарыгы тэрийиигэ µірэх-методическай комплега // Бастакы µктэл. – 2012. – №2. – С. 18-22
41. Федоров, Г.М. Федеральнай государственнай µірэх стандартын усулуобуйатыгар о±ону тірµт дьарыкка у´уйуу// Иитии кы´ата. – 2012. – № 2. – С. 24-31
2013
42. Федоров Г.М. Особенности организации образовательной деятельности агротехнологических общеобразовательных учреждений Республики Саха (Якутия) / Народное образование Якутии № 4, 2013.
43. Федоров Г.М. УМК «Традиционное хозяйство» как средство организации образовательной деятельности в агрошколах Севера и Дальнего Востока на территории Республики Саха (Якутия) / Республиканская научно-практическая конференция «Влияние педагогических традиций на становление и развитие личности будущего учителя», посвященной 70-летию основания РАО
44. Федоров Г.М. Организация экологического образования Республики Саха (Якутия) в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / IV республиканская научно-практическая конференция «Региональная система экологического образования и просвещения в интересах устойчивого развития. 22 марта, Якутск. СВФУ. С. 90-93
45. Федоров Г.М. Примерная программа по курсу „Традиционные знания коренных народов Севера“ / Никитина Р.С., Винокурова Е.И., Федоров Г.М. // Бастакы µктэл. – 2012. - N3. – С. 13-19
46. Федоров Г.М. Сахалыы µірэтии 90 сыла [Семенова С.С., Васильева Н.Н.,Унарова В.Я., Никитина Р.С., Тарабукина У.П., Чехордуна Е.П., Федоров Г.М., Потапова О.К. Кэпсэтиини ыытта Маргарита Винокурова] // Наш университет. – 2012. - №42. - С. 18-19.
47. Федоров, Г.М. Педагогическое призвание с активной жизненной позицией // Бастакы µктэл. – 2012. - № 4. – С. 7-10
Книги
2006
1. Федоров Г.М., Федорова З.П. Улуу Куйаар уонна Сир (Вселенная и Земля) Детское издание. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Якутск. Бичик. 2006. – 40 с.
2008
2. Федоров Г.М., Федорова З.П. Хамсыыр-харамай эйгэтэ / Детское издание. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Якутск. Бичик. 2008. - 40 с.
2011
3. Федорова З.П., Федоров Г. М., Үүнээйи эйгэтэ (Мир растений) Детское издание. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Якутск. Бичик. 2006. – 40 с.
2013
4. Федоров Г.М., Федорова З.П. Чудеса родного края серия «Почемучек» детское издание для детей младшего школьного возраста НКИ «Бичик» 2013 – 64 с.
2016
5. Федоров Г.М. Инновационная образовательная практика: военно-патриотическое воспитание и читательская культура : сборник педагогических чтений Федоровых / МБОУ “Дюпсюн. сред. общеобраз. шк.”, Усть-Алданское УУО, Династия педагогов РС (Я) Федоровы; [сост. к.п.н., профессор РАЕ Г.М. Федоров, полковник милиции В.М. Федоров, к.п.н. А.П. Колпакова]. – Якутск : Изд-во «Алаас», 2016 – 250 с. Династия педагогов Республики Саха (Якутия) Федоровых, МБОУ «Дюпсюнская средняя общеобразовательная школа», МКУ «Усть-Алданское улусное управление образования»
6. Функциональная грамотность и гражданско-патриотическое воспитание: материалы региональной научно-практической конференции «Инновации и перспективы развития функциональной грамотности и патриотического воспитания в условиях перехода к ФГОС третьего поколения», (с. Дюпся, 2022 год) / сост. Г.М. Федоров; отв. ред. Т.М. Федорова. – М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2022. – 112 с. ISBN 978-5-91327-737-4
Учебники
2007
1. Федоров Г. М., Никитина Р. С. Экспериментальный учебник «Тулалыыр эйгэ» 1 класс для кочевых школ Республики Саха (Якутия) с якутским языком обучения, Министерство образования РС (Я), ФГНУ «Институт национальных школ РС (Я)». – Якутск: Компания «Дани Алмас», 2007. - 89 с. (Совместный проект Бюро ЮНЕСКО в Москве, Министерство образования РС (Я) «Содействие распространению грамотности среди школьников, принадлежащих к коренным народам, путем укрепления потенциала системы общинного образования у кочевых народов севера Республики Саха (Якутия)»)
2. Федоров Г. М., Никитина Р. С. Экспериментальный учебник «Буг» 1 класс для кочевых школ Республики Саха (Якутия) с эвенским языком обучения, Министерство образования РС (Я), ФГНУ «Институт национальных школ РС (Я)». – Якутск: Компания «Дани Алмас», 2007. –89 с. (Совместный проект Бюро ЮНЕСКО в Москве, Министерство образования РС (Я) «Содействие распространению грамотности среди школьников, принадлежащих к коренным народам, путем укрепления потенциала системы общинного образования у кочевых народов севера Республики Саха (Якутия)»)
3. Федоров Г.М., Никитина Р.С. Буга: нулгиктэдерй таткит:.1 кл. овча эксперим. Эведы турэчи учеб. / Г.М. Фёдоров, Р.С. Никитина; А..Н. Мыреева эвэдыт дукунан; Респ. Саха (Якутия) Алагунин м-ван, ФГНУ «Саха Респ. Нац. Таткичилван ичэри научн. Ин-т. - Ёкускай: Компания «Дани Алмас», 2007. – 96 с. ил. (Совместный проект Бюро ЮНЕСКО в Москве, Министерство образования РС (Я) «Содействие распространению грамотности среди школьников, принадлежащих к коренным народам, путем укрепления потенциала системы общинного образования у кочевых народов севера Республики Саха (Якутия)»)
4. Федоров Г.М., Никитина Р.С. Экспериментальный учебник «Окружающий мир» 1 класс для кочевых школ Республики Саха (Якутия) с русским языком обучения, Министерство образования РС (Я), ФГНУ «Институт национальных школ РС (Я)». - Якутск: Компания «Дани Алмас», 2007. - 89 с. (Совместный проект Бюро ЮНЕСКО в Москве, Министерство образования РС (Я) «Содействие распространению грамотности среди школьников, принадлежащих к коренным народам, путем укрепления потенциала системы общинного образования у кочевых народов севера Республики Саха (Якутия)»
2009
5. Федоров Г. М., Степанова З.А. Экспериментальный учебник «Тулалыыр эйгэ» 2 класс для кочевых школ Республики Саха (Якутия) с якутским языком обучения, Министерство образования РС (Я), ФГНУ «Институт национальных школ РС (Я)». – Якутск: Компания «Дани Алмас», 2009. - 89 с.
6. Федоров Г. М., Никитина Р. С. Экспериментальный учебник «Буг» 2 класс для кочевых школ Республики Саха (Якутия) с эвенским языком обучения, Министерство образования РС (Я), ФГНУ «Институт национальных школ РС (Я)». – Якутск: Компания «Дани Алмас», 2009. –89 с.
7. Федоров Г.М., Никитина Р.С. Буга: нулгиктэдерй таткит: 2 кл. овча эксперим. Эведы турэчи учеб. / Г.М. Фёдоров, Р.С. Никитина; А..Н. Мыреева эвэдыт дукунан; Респ. Саха (Якутия) Алагунин м-ван, ФГНУ «Саха Респ. Нац. Таткичилван ичэри научн. Ин-т. - Ёкускай: Компания «Дани Алмас», 2009. – 96 с. ил.
8. Федоров Г.М., Никитина Р.С. Экспериментальный учебник «Окружающий мир» 2 класс для кочевых школ Республики Саха (Якутия) с русским языком обучения, Министерство образования РС (Я), ФГНУ «Институт национальных школ РС (Я)». - Якутск: Компания «Дани Алмас», 2009. - 89 с.
Учебники-тетради
2005
1. Федоров Г. М. Федорова З. П. Курс «Мир и мой родной край» 1 класс: Учебник-тетрадь. Министерство образования Республики Саха (Якутия). - Якутск: Национальное книжное изд-во. «Бичик». - 2005.
2. Федоров Г. М., Федорова З. П. Курс «Мир и мой родной край» 2 класс: Учебник-тетрадь. Министерство образования Республики Саха (Якутия). - Якутск: Национальное книжное изд-во. «Бичик». - 2005.
3. Федоров Г. М. Федорова З. П. Курс «Мир и мой родной край» 3 класс: Учебник-тетрадь. Министерство образования Республики Саха (Якутия). - Якутск: Национальное книжное изд-во. «Бичик». - 2005.
4. Федоров Г. М., Федорова З. П. Курс «Мир и мой родной край» 4 класс: Учебник-тетрадь. Министерство образования Республики Саха (Якутия). - Якутск: Национальное книжное изд-во. «Бичик». - 2005.
2009
1. Федоров Г. М., Федорова З. П. Курс «Мир и мой родной край» 1 класс: Учебник-тетрадь. Министерство образования Республики Саха (Якутия). -2-переиздание, Якутск: Национальное книжное изд-во. «Бичик». - 2009.
2. Федоров Г. М., Федорова З. П. Курс «Мир и мой родной край» 2 класс: Учебник-тетрадь. Министерство образования Республики Саха (Якутия). - 2-переиздание, Якутск: Национальное книжное изд-во. «Бичик». - 2009.
3. Федоров Г. М. Федорова З. П. Курс «Мир и мой родной край» 3 класс: Учебник-тетрадь. Министерство образования Республики Саха (Якутия). - 2-переиздание, Якутск: Национальное книжное изд-во. «Бичик». - 2009.
4. Федоров Г. М., Федорова З. П. Курс «Мир и мой родной край» 4 класс: Учебник-тетрадь. Министерство образования Республики Саха (Якутия). - 2-переиздание Якутск: Национальное книжное изд-во. «Бичик». - 2009.
2010
1. Федоров Г. М., Федорова З. П. Курс «Мир и мой родной край» 1 класс: Учебник-тетрадь. Министерство образования Республики Саха (Якутия). -3-переиздание, Якутск: Национальное книжное изд-во. «Бичик». - 2010.
2. Федоров Г. М., Федорова З. П. Курс «Мир и мой родной край» 2 класс: Учебник-тетрадь. Министерство образования Республики Саха (Якутия). - 3-переиздание, Якутск: Национальное книжное изд-во. «Бичик». - 2010.
3. Федоров Г. М. Федорова З. П. Курс «Мир и мой родной край» 3 класс: Учебник-тетрадь. Министерство образования Республики Саха (Якутия). - 3-переиздание, Якутск: Национальное книжное изд-во. «Бичик». - 2010.
4. Федоров Г. М., Федорова З. П. Курс «Мир и мой родной край» 4 класс: Учебник-тетрадь. Министерство образования Республики Саха (Якутия). - 3-переиздание Якутск: Национальное книжное изд-во. «Бичик». - 2010.
Учебные пособия
2011
1. Никитина Р.С. “Умение жить на Севере” : учеб. пособие по традиц. Знаниям корен. народов Респ. Саха (Якутия): 1-4 кл. / Р.С. Никитина, Г.М. Федоров, Е.И. Винокурова. – Якутск : Бичик, 2011. – 96 с.
2016
2. Федоров Г.М. Төрүт дьарык : 1 кылаас : үөрэх босуобуйата / Г.М. Федоров, В.В. Птицына : [А.И. Баишев ойуулара]. – Дьокуускай : Бичик, 2016. – 80 с. Дьокуускай : Бичик, 2016. Саха Өрөспүүбүлүкэтин Үөрэҕин министиэристибэтэ биһирээбитэ
3. Федоров Г.М. Төрүт дьарык : 2 кылаас : үөрэх босуобуйата / Г.М. Федоров, М.А. Осипова : [А.И. Баишев ойуулара]. – Дьокуускай : Бичик, 2016. – 80. Саха Өрөспүүбүлүкэтин Үөрэҕин министиэристибэтэ биһирээбитэ
4. Федоров Г.М. Төрүт дьарык : 3 кылаас : үөрэх босуобуйата / Г.М. Федоров, Е.В. Тастыгина : [А.И. Баишев ойуулара]. – Дьокуускай : Бичик, 2016. – 80. Саха Өрөспүүбүлүкэтин Үөрэҕин министиэристибэтэ биһирээбитэ
5. Федоров Г.М. Төрүт дьарык : 4 кылаас : үөрэх босуобуйата / Г.М. Федоров, М.Г. Бугаева : [А.И. Баишев ойуулара]. – Дьокуускай : Бичик, 2016. – 80. Саха Өрөспүүбүлүкэтин Үөрэҕин министиэристибэтэ биһирээбитэ
2017
Рабочие тетради
1. Федоров Г.М. Тулалыыр эйгэм : эбии дьарык тэтэрээтэ (6-7 саас) / Федорова З.П., Егорова Н.Е. – Дьокуускай : Бичик, 20017 – 56 с.
2. Федоров Г.М. Тулалыыр эйгэм : эбии дьарык тэтэрээтэ (7-8 саас) / Федорова З.П. – Дьокуускай : Бичик, 20017 – 56 с.
3. Федоров Г.М. Тулалыыр эйгэм : эбии дьарык тэтэрээтэ (8-9 саас) / Федорова З.П. – Дьокуускай : Бичик, 20017 – 96 с.
4. Федоров Г.М. Тулалыыр эйгэм : эбии дьарык тэтэрээтэ (9-10 саас) / Федорова З.П. – Дьокуускай : Бичик, 20017 – 96 с.
Методические пособия
2005
1. Федоров Г.М. Мир и мой родной край, 1 класс: метод. пособие / Г.М. Федоров, З.П. Федорова; М-во образования Респ. Саха (Якутия), ФГНУ «Ин-т национальных школ Респ. Саха (Якутия). - Якутск: Компания «Дани Алмас», 2005 – 32 с.
2. Федоров Г.М. Мир и мой родной край, 2 класс: метод. пособие / Г.М. Федоров, З.П. Федорова; М-во образования Респ. Саха (Якутия), ФГНУ «Ин-т национальных школ Респ. Саха (Якутия). - Якутск: Компания «Дани Алмас», 2005 - 44 с.
3. Федоров Г.М. Мир и мой родной край, 3 класс: метод. пособие / Г.М. Федоров, З.П. Федорова; М-во образования Респ. Саха (Якутия), ФГНУ «Ин-т национальных школ Респ. Саха (Якутия). - Якутск: Компания «Дани Алмас», 2005 - 88 с.
4. Федоров Г.М. Мир и мой родной край, 4 класс: метод. пособие / Г.М. Федоров, З.П. Федорова; М-во образования Респ. Саха (Якутия), ФГНУ «Ин-т национальных школ Респ. Саха (Якутия). - Якутск: Компания «Дани Алмас», 2005 - 88 с.
2008
5. Федоров Г. М. Методическое пособие «Тулалыыр эйгэ» 1 класс для кочевых школ Республики Саха (Якутия) с якутским языком обучения, Министерство образования РС (Я), ФГНУ «Институт национальных школ РС (Я)». - Якутск: Компания «Дани Алмас», 2008. –89 с.
6. Федоров Г. М. Методическое пособие «Окружающий мир» 1 класс для кочевых школ Республики Саха (Якутия), Министерство образования РС (Я) с русским языком обучения, ФГНУ «Институт национальных школ РС (Я)». - Якутск: Компания «Дани Алмас», 2008. - 89с.
2009
7. Федоров Г.М. Мир и мой родной край: учебно-методический комплект / Г.М. Федоров, З.П. Федорова; М-во образования Респ. Саха (Якутия), ФГНУ «Ин-т национальных школ Респ. Саха (Якутия). - 2-е дополн. изд-е. - Якутск: Компания «Дани Алмас», 2009 - 96 с.
8. Федоров Г.М. Мир и мой родной край, 3 класс: метод. пособие / Г.М. Федоров, З.П. Федорова; М-во образования Респ. Саха (Якутия), ФГНУ «Ин-т национальных школ Респ. Саха (Якутия). - 2-е дополн. изд-е. - Якутск: Компания «Дани Алмас», 2009 - 96 с.
9. Федоров Г.М. Мир и мой родной край, 4 класс: метод. пособие /
Г.М. Федоров, З.П. Федорова; М-во образования Респ. Саха (Якутия), ФГНУ «Ин-т национальных школ Респ. Саха (Якутия). - 2-е дополн. изд-е. - Якутск: Компания «Дани Алмас», 2009 - 96 с.
Программы
2005
1. Федоров Г. М. Программа курса «Мир и наш родной край»: 1-4 классы для якутских школ. Министерство образования Республики Саха (Якутия) - Якутск: Офсет. - 2005
2008
2. Федоров Г. М., Никитина Р.С. Программа «Тулалыыр эйгэ» для кочевых школ Республики Саха (Якутия), Министерство образования РС (Я), ФГНУ «Институт национальных школ РС (Я)». – Якутск: Компания «Дани Алмас», 2008. – 16 с. (Совместный проект Бюро ЮНЕСКО в Москве, Министерство образования РС (Я)) «Содействие распространению грамотности среди школьников, принадлежащих к коренным народам, путем укрепления потенциала системы общинного образования у кочевых народов севера Республики Саха (Якутия)»
2009
3. Федоров Г.М. Мир и мой родной край: учебно-методический комплект / Г.М. Федоров, З.П. Федорова; М-во образования Респ. Саха (Якутия), ФГНУ «Ин-т национальных школ Респ. Саха (Якутия). - 2-е дополн. изд-е. - Якутск: Компания «Дани Алмас», 2009 - 96 с.
2010
4. Никитина Р.С., Федоров Г. М., Винокурова Е.И. Программа «Умение жить на Севере» для кочевых школ Республики Саха (Якутия), Министерство образования РС (Я), ФГНУ “Институт национальных школ РС (Я)” – Якутск: Компания “Дани Алмас”, 2008. – 16 с.
2016
5. Федоров Г.М. Төрүт дьарык : үлэлиир бырагыраама ; 1-4 кылаас / [Г.М. Федоров, В.В. Птицына] ; Саха Өрөспүүбүлүкэтин үөрэҕин мин-бэтэ. – Дьокуускай : Бичик, 2016. – 40 с. – (Саха оскуолата). Дьокуускай Бичик 2016. Саха Өрөспүүбүлүкэтин Үөрэҕин министиэристибэтэ биһирээбитэ
6. Федоров Г.М., Никитина Р.С., Погодаева М.П., Юхновец Ю.В. Программа “Оленеводство” по дополнительному образованию для 5-9 классов для школ Севера. Изд-во “Дани-Алмаз” Якутск. 2016. 96 с.
2017
7. Федоров Г.М. Экология Якутии : примерная программа 5-9 классы / [Г. М. Федоров, Д. Д. Саввинов, Г. Н. Саввинов и др.]. - Якутск : Компания Дани-Алмас. - 2017. – 69 с.
Методические рекомендации
2019
1. Ситникова Н.В. ,Федоров Г.М., Никитина Р.С. Организация образования детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, ведущих с родителями кочевой и (или) полукочевой образ жизни / Методические рекомендации "Организация образования детей малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, ведущих с родителями кочевой и (или) полукочевой образ жизни" С.45.