Семенов Игорь Никитович
  1. Ученая степень
    доктор психологических наук
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Академик Российской Академии Естествознания
  4. Научное направление
    Психологические науки
  5. Регион
    Россия / Москва

Семенов Игорь Никитович – российский ученый, академик РАЕ, доктор психологических наук, профессор, Лауреат Премии Президента РФ в области образования, профессор департамента психологии Московского городского педагогического университета.

Он является крупным ученым в области истории и методологии науки, акмеологии и эргономики, психологии творчества и гуманизации общего, дополнительного, высшего профессионального образования и разработки его научного (рефлексивно-психологического и инновационно-педагогического) обеспечения. Им создана научная школа рефлексивно-гуманитарной психологии, акмеологии и педагогики творчества, под его научным руководством защищены 2 докторские и 28 кандидатских диссертаций. Он является автором более 450 научных трудов (книг и монографий, учебников и учебных пособий, методических рекомендаций и научных статей в журналах и энциклопедиях).

Семенов И.Н. избран действительным членом ряда международных и российских академий (в т.ч. Академии педагогических и социальных наук, Российской академии естествознания, Международной академии гуманизации образования, Европейской академии естествознания, Международной академии психологических наук, Международной академии акмеологических наук), является Лауреатом Премии Президента Российской Федерации в области образования и Заслуженным деятелем науки и образования РАЕ, награжден медалями: им. В.Е.Вернадского, им. Маршала Покрышкина и «75-летия ДОСААФ-РОСТО».

Свой разносторонний научно-педагогический потенциал профессор Семенов И.Н. успешно реализует как в фундаментальных исследованиях процессов мышления и рефлексии личности, творчества и профессионализма индивидуальности, так и в прикладных разработках на всех ступенях непрерывного личностно-ориентированного профессионального образования. В сфере дошкольного образования им разработаны с В.М.Дюковым психолого-педагогические стандарты предшкольной подготовки детей в дошкольном образовании и рефлетехнологии его управления. В сфере среднего образования И.Н.Семеновым разработаны: с М.Н. Берулавой концепция развития и гуманизации современной школы, с Т.Г.Болдиной – стратегия инновационного развития гимназического образования и его рефлексивно-педагогического обеспечения, с П.А.Оржековским и С.Ю.Степановым – принципы рефлексивно-психологического развития творческого мышления школьников. В сфере досугово-дополнительного образования И.Н.Семеновым разработаны с О.А.Доником и С.В.Ивановым рефлексивно-психологические принципы развития личности подростков во временных детских коллективах. В сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности молодежи И.Н.Семеновым разработаны с В.М.Дюковым рефлексивно-педагогические принципы проектирования современной «школы здоровья» и с С.А.Смирновым – рефлексивно-психотерапевтической реабилиотологии лиц, страдающих различными видами зависимостей (алкоголизмом, наркоманией, токсиманией). В сфере военно-патриотического воспитания и спортивно-технической подготовки юношества И.Н.Семеновым обобщены с А.И.Анохиным пути развития системы предпрофессиональной подготовки юношей в Российской оборонной спортивно-технической организации и с В.В.Каштановым – принципы социокультурного проектирования образовательного процесса в спортивно-технических школах РОСТО. В сфере профессионального образования И.Н.Семеновым разработаны принципы социокультурного проектирования и рефлексивно-психологического обеспечения вузовского и последипломного обучения взрослых учащихся, совместно с Г.И.Давыдовой предложены принципы и технологи рефлексивно-диалогического подхода в психолого-педагогическом обеспечении вузовского образования, а с А.А.Деркачем и С.Ю.Степановым – рефлексивно-акмеологические принципы и технологии развития рефлексивной культуры профессионалов-управленцев.

Указанные рефлексивно-психологические принципы и реализующие их акмеолого-педагогические рефлетехнологии внедрены в современную практику инновационного образования. Так, например, в столичной гимназии N 1526 под научным руководством И.Н.Семенова и с его методической помощью была разработана стратегия развития гимназии как инновационного образовательного учреждения современного типа, использующего передовые психолого-педагогические рефлетехнологии как для повышения квалификации педагогического коллектива и эффективного управления гимназией, так и для развития знаний, компетенций учащихся и нравственного воспитания их личностных качеств. Под научно-методическим руководством И.Н. Семенова в гимназии 14 лет проводятся ежегодные научно-исследовательские конференции школьников Южного округа (с изданием под его редакцией сборников их работ), а также успешно работают школьная психологическая служба и ресурсный центр. Инновационный опыт педагогической деятельности учителей гимназии и высокие показатели ее учебно-воспитательной работы отражены во множестве подготовленных под научным руководством Семенова И.Н. печатных работ, опубликованных как в отечественных, так и в зарубежных научно-методических журналах и сборниках.

Внедрение в социальную практику теоретических положений созданной И.Н.Семеновым научной школы рефлексивно-гуманитарной психологии, акмеологии и педагогики творчества и реализующих эти достижения рефлетехнологий осуществляется в Российской академии государственной службы при Президенте РФ, в Сибирской академии госслужбы, в Брянском филиале Орловской региональной академии госслужбы, а также в организованном им при Международной академии гуманизации образования Институте рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования (ИРПТиГО), в консультируемом им: в Киеве Институте рефлексивных специализаций (директор д.пс.н. М.И.Найденов) и в Москве – Институте рефлексивной акмеологии сотворчества (директор проф. С.Ю.Степанов), в Институте психолого-правовых исследований (директор к.пс.н. Г.Ф.Похмелкина) и в Центре Европейской практической психологии (директор советник РАЕ Г.Н.Бершацкий), которые успешно проводят тренинги игрорефлексики и рефлепрактики в ряде регионов России и странах СНГ.

Научные публикации

Все монографии и учебники:

1) Аникина В.Г., Коваль Н.А., Семенов И.Н. Исследование экзистенциальной рефлексии в проблемно-конфликтных ситуациях. Учебно-методическое пособие. Тамбов. ТГУ. 2002;

2) Дюков В.М., Cеменов И.Н. Гуманизация дошкольного образования. Учебно-методическое пособие. М. Сфера. 2008;

3) Лаптева О.И., Семенов И.Н., Куликова С.Г. Педагогика и психология. Учебно-методическое пособие. Новосибирск. Золотой колос. 2015;

4) Орлова Н.В., Дюков В.М., Семенов И.Н. Здоровье и инклюзивное образование. Саарбрюккен. Lambert. 2014;

5) Лаптева О.И., Семенов И.Н., Куликова С.Г. Рефлексивно-организационная психология. Учебно-методическое пособие. Новосибирск. НГАУ. 2011; 2015;

6) Лаптева О.И., Семенов И.Н., Куликова С.Г. Рефлексивно-профессиональное общение. Учебно-методическое пособие. Новосибирск. НГАУ.. 2010;

7) Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Зарецкий В.К. и др. Исследование проблема психологии творчества. Коллективная монография. М. Наука. 1983;

8) Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. Коллективная монография. М. Наука. 1990;

9) Семенов И.Н. Тенденции развития психологии мышления, рефлексии и познавательной активности. Учебно-методическое пособие. М.-Воронеж. МПСИ-МОДЭК. 2000;

10) Cеменов И.Н. Рефлексивный подход в формировании и развитии личностно-профессионального самосознания студентов как фактор модернизации высшего образования. Аналитический обзор. М. Федеральный институт развития образования Минобразования и науки РФ. 2013;

11) Шуляк Н.В., Дюков В.М., Семенов И.Н. Модель основной (подростковой) школы. Проектирование универсальных действий в подростковой школе. Германия. Саарбрюккен: Lambert. 2014;

12) Деркач А.А. Семенов И.Н. Балаева А.В. Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности. Учебно-методическое пособие. М. РАГС. 2005;

13) Деркач А.А. Семенов И.Н. Степанов С.Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. Монография. М. РАГС. 1998;

14). Алексеев Н.Г., Семенов И.Н., Советов А.В. Мысли о мыслях. В 3-х т. Т. 1. Рефлексивное мышление и творчество /Под ред. И.С. Ладенко, В.В. Давыдова, И.Н. Семенова. Новосибирск, НГУ. 1995.

Семенов Игорь Никитович имеет награды


Последняя редакция анкеты: 13 августа 2021