-
Ученая степеньдоктор педагогических наук
-
Ученое званиепрофессор
-
Научное направлениеПедагогические науки
-
РегионРоссия / Свердловская область
Игошев Борис Михайлович, ректор Уральского государственного педагогического университета, профессор, доктор педагогических наук.
Профессор кафедры общетехнических дисциплин физического факультета УрГПУ, зав. кафедрой социальной педагогики Института социального образования УрГПУ.
Дата рождения: 14 января 1949 г.
Место рождения: Шалинский район Свердловской области.
Образование: В 1966 г. окончил среднюю школу с серебряной медалью; в 1970г. – физический факультет Свердловского государственного педагогического института (ныне УрГПУ) с отличием; в 1975г. – аспирантуру УрГПУ; в 1988 г. защитил диссертацию в форме научного доклада по теме «Изучение вычислительной техники во внеклассной работе по физике и технике в старших классах средней школы» на соискание ученой степени кандидата педагогических наук; в 1990 г. присвоено ученое звание доцента по кафедре методики преподавания физики и технических средств обучения; в 1993г. присвоено ученое звание профессора по кафедре теории и истории педагогики; в 2008 г. защитил диссертацию на тему «Системно-интегративная организация подготовки профессионально мобильных педагогов» на соискание ученой степени доктора педагогических наук.
Семейное положение: женат, дочь.
Профессиональная деятельность. С 1970 года по настоящее время профессиональная деятельность проходит в УрГПУ: стажер-исследователь (1970-1972); аспирант (1972-1975); ассистент кафедры общей физики (1975-1979); старший преподаватель (1979-1988); доцент кафедры методики преподавания физики и технических средств обучения (1988-1991); профессор кафедры общетехнических дисциплин (с 1991); проректор по научной работе и международному сотрудничеству (1993-2000); первый проректор - проректор по научной работе (с 2000); с 2005 г. – ректор.
Научная деятельность и ее тематика.
1. Развитие научного и технического творчества молодежи в области электроники и информатики: опубликовано более 160 научных и учебно-методических работ общим объемом около 200 п.л.; ряд работ рекомендованы Минобразования РФ к использованию в вузах и системе дополнительного образования: монографии, учебные пособия, сборники научных трудов, программы учебных курсов педагогического вуза. Награжден серебряной медалью ВДНХ (1991), почетными знаками и дипломами Министерства образования РФ, Государственного Комитета по изобретениям и открытиям за учебно-методический комплекс по развитию творчества учащихся.
Работая на протяжении многих лет в научно-исследовательской лаборатории технического творчества молодежи и лаборатории информатизации АПН СССР (теперь РАО), принял активное участие в разработке и реализации программы информатизации среднего и профессионального образования России.
Является инициатором разработки концепции, учебного плана, программ, учебных материалов и открытия на физическом и социально-педагогическом факультетах УрГПУ специализированной подготовки студентов к руководству техническим творчеством молодежи в области информатики и электроники впервые среди педагогических вузов России.
2. Исследования проблем управления высшей школой, совершенствования содержательно-организационных механизмов в научных исследованиях, дистантное образование, качества образовательного процесса, информатизации образовательного процесса. По этим направлениям опубликовано около 70 работ.
3. Активная работа с заказчиками научной деятельности УрГПУ; лично руководит научными хоз/договорами с органами и учреждениями системы образования по направлению «Научно-методическое обеспечение инновационных процессов в образовании». По этому направлению опубликовано более 50 работ.
Педагогическая деятельность. Разработка и проведение лекционных курсов, практических и лабораторных занятий по учебным планам высшего профессионального педагогического образования подготовки учителей физики, технологии и предпринимательства, учителей информатики, педагогов дополнительного образования по электронике и информатике, социальных педагогов. Руководство научной работой студентов, отмеченной на уровне Минобразования РФ. Руководство научной работой аспирантов и соискателей: 1–2 защиты ежегодно. Член четырех диссертационных советов.
Руководство кафедрой социальной педагогики – с 2005г. Студенты руководимой им кафедры социальной педагогики в 2005–2008 гг. стали победителями Всероссийских олимпиад.
Работа с 1997г. в качестве научного консультанта и методиста в лицее № 110 г. Екатеринбурга; дважды аттестован на высшую квалификационную категорию. При его активном руководстве лицей № 110 победил в федеральном конкурсе образовательных учреждений, реализующих инновационную программу; 7 педагогов образовательного учреждения № 110 выиграли грант в размере (по 100 000 руб.).
Административная деятельность. Создана система подготовки научно-педагогических кадров, что привело к существенному росту в УрГПУ высококвалифицированных специалистов с учеными степенями и званиями: открыты и активно функционируют 7 диссертационных советов, в 4 раза за последние пять лет расширены объем и номенклатура специальностей послевузовской (аспирантской и докторантской) подготовки; проходят обучение около 500 аспирантов, докторантов и соискателей.
Создана эффективно действующая система развития НИР студентов УрГПУ, обеспечивающая кадровый резерв аспирантуры и преподавательского состава УрГПУ (количество студенческих публикаций ежегодно – около 5000). По его инициативе УрГПУ получил статус головного вуза Минобразования и науки РФ по 10 всероссийским олимпиадам и конкурсам (по педагогике, социальной педагогике, социальной работе, вокалу, информатике); головного вуза по проведению конкурса НИРС вузов Свердловской области по направлению «Гуманитарные науки»; головного вуза по проведению конкурса студенческих научных работ вузов г.Екатеринбурга по направлению «Сохранение и развитие человеческого потенциала».
При его целенаправленной поддержке в УрГПУ работают 34 научных школы и научных направления, обеспечивающие высокий уровень научно-исследовательской деятельности; ежегодно издаются 5 периодических изданий, 30-40 сборников научных работ, 25–30 монографий, 30–35 материалов конференций и др.; активно привлекаются внешние источники финансирования НИР – гранты, тематические программы, хоздоговора (около 15 млн. руб. ежегодно).
Международное сотрудничество в области образования и науки. Включение УрГПУ в программы и гранты международного сотрудничества в области педагогического образования и повышения квалификации – в 1994-96г.г. он являлся руководителем региональной экспериментальной площадки фонда «Культурная инициатива»; под его руководством были получены международные гранты и реализованы программы исследований в области образования и переподготовки преподавателей вуза за рубежом (гранты американского информационного агентства; гранты фонда «Культурная инициатива»; программа ТАСИС по экономическому образованию; гранты Министерства культуры и спорта земли Баден-Вюртемберг; гранты и программы Министерства образования Бельгии). Он принял активное участие в открытии и развертывании на базе УрГПУ деятельности ряда международных центров: регионального центра французского языка и культуры посольства Франции; методического центра Британского совета Правительства Великобритании; центра языка и культуры земли Баден-Вюртемберг (Германия); информационно-компьютерного центра (США).
Реализация национального приоритетного проекта «Качественное образование». Принимает активное участие в реализации национального приоритетного проекта «Образование», уделяя особое внимание качеству подготовки специалистов. Под его руководством и при личном участии только за последний год в УрГПУ открыто 4 факультета. 2 института и 9 кафедр, получены 19 новых лицензий на образовательные программы ВПО. Для успешной работы образовательного комплекса УрГПУ под руководством Б.М. Игошева создаются необходимые условия: быстрыми темпами осуществляется информатизация вуза (разработана и введена с 2005г. целевая программа «Информатизация УрГПУ); повышается квалификация педагогических кадров, развивается система дистантного образования, разрабатываются и внедряются новые информационные технологии обучения, развиваются научные исследования, внедряется система повышения качества образования (в УрГПУ введена с 2005 г. целевая программа «Качество».
Его целенаправленные усилия по реализации системы инновационных мероприятий, направленных на развитие личности студента, как неотъемлемой части качества подготовки специалиста, привели к многочисленным победам студентов УрГПУ на различных профессиональных, научных, спортивных и творческих международных, российских и региональных конкурсах. В 2006 г. УрГПУ получил европейский сертификат «За стремление к качеству».
Б.М. Игошев активно развивает систему высшего педагогического образования России и Свердловской области, расширяя сеть выносных образовательных структур (4 филиала и 10 представительств в Свердловской области), позволяющих в значительной степени обеспечивать потребности Уральского региона в квалифицированных специалистах. Установив деловые партнерские отношения с работодателями, Б.М. Игошев заключил и успешно реализует договора о сотрудничестве УрГПУ по целевой подготовке, повышению квалификации и профессиональной переподготовке специалистов с министерствами и ведомствами Свердловской области.
Целенаправленно работая по реализации основных положений национального проекта «Образование», Б.М. Игошев является членом регионального совета приоритетного проекта; членом совета по Губернаторским стипендиям; руководителем оргкомитета областного конкурса НИРС; заместителем председателя Совета ректоров г.Екатеринбурга; координатором Ассоциации педвузов Уральского региона; членом коллегии Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.
Обеспечение качественного набора в УрГПУ. Б.М. Игошев большое внимание уделяет организации качественного нового набора в УрГПУ. Для позиционирования в профессиональном сообществе, среди выпускников школ высокого уровня качества образовательного процесса, многоплановых возможностей развития личности студента, возможностей получения профессиональных и социальных компетенций по инициативе и под руководством реализуется с 2005г. целевая программа «Имидж УрГПУ», что привело к росту конкурса при поступлении в УрГПУ. Средний конкурс в УрГПУ в 2006 г. был равен 6,1 человека на место, что подтверждает высокий рейтинг руководимого им университета среди вузов г.Екатеринбурга.
Б.М. Игошев целенаправленно развивает объем и номенклатуру образовательных услуг, предоставляемых как на бюджетной, так и на договорной основе, обеспечивая за счет внебюджетных средств поддержку всех направлений развития университета. В 2006г. на первый курс УрГПУ поступило на бюджетную форму обучения 1400 студентов, на внебюджетную форму обучения – 3600 студентов.
Повышение квалификации. Проходил повышение квалификации в вузах США (1993г., 1994г., 1995 г.), Франции (1997 г.). Германии (2002 г., 2005 г.); в научно-методических центрах Минобразования и науки России (2007 г.).
Общественное признание научно-педагогической и административной деятельности.
Избран действительным членом Международной академии наук педагогического образования (2001) и действительным членом Академии информатизации образования (2003). В 2005 г. удостоен международной награды «Святая София» за вклад в развитие духовности, науки и образования в России. В 2006 г. включен в состав участников энциклопедии «Лучшие люди России». В 2008 г. удостоен звания «Российский лидер качества».
Поощрения и награды. Неоднократно поощрялся Министерством образования и науки РФ. Губернатором Свердловской области, Правительством Свердловской области, Министерством общего и профессионального образования Свердловской области; мэром г.Екатеринбурга. Награжден государственной наградой «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» (1998) и ведомственными наградами: «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2003), «За развитие научно-исследовательской работы студентов» (2004), «Почетный работник общего образования Российской Федерации» (2007), «Почетный работник науки и техники Российской Федерации» (2008).