Казанцева Людмила Павловна
  1. Ученая степень
    доктор искусствоведения
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Академик Российской Академии Естествознания
  4. Научное направление
    Искусствоведение
  5. Регион
    Россия / Астраханская область

Казанцева Людмила Павловна родилась 01.06.1952 в г. Днепропетровске, УССР. Окончила Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (1976) и аспирантуру там же (1981). Доктор искусствоведения (1999, диссертация «Автор в музыкальном содержании»), профессор (2000). Профессор Астраханской государственной консерватории и Волгоградского государственного института искусств и культуры, зав. Проблемной научно-исследовательской лабораторией музыкального содержания.

Автор более 210 научных, учебных и методических публикаций, среди которых 10 книг (в том числе: Музыкальный портрет: НТЦ «Консерватория», 1995 (2 изд. СПб.: Лань, Планета музыки, 2021); Хрестоматия по теории музыкального содержания. Астрахань: Волга, 2006 + диск МР3; монографии: Музыкальный портрет. М.: НТЦ «Консерватория», 1995; Музыка начинается там, где кончается слово. Астрахань-М.: НТЦ «Консерватория», 1995 (в соавторстве с М.Ш. Бонфельдом, П.С. Волковой, В.И. Шаховским, авторская доля – 12 п.л.); Автор в музыкальном содержании / РАМ им. Гнесиных. М., 1998; Основы теории музыкального содержания. Астрахань: Факел, 2001 (2-е изд. Астрахань: Волга, 2009); Анализ музыкального содержания / АГК. Астрахань, 2002; Музыкальное содержание в контексте культуры. Астрахань: Волга, 2009; Анализ художественного содержания вокального и хорового произведения. Астрахань: Волга, 2011; Содержание музыкального произведения в контексте музыкальной жизни. 4 изд. СПб.: Лань, Планета музыки, 2021), 10 брошюр, статьи.

Сделала около 120 докладов на международных, всесоюзных, всероссийских научных конференциях в Москве, Санкт-Петербурге, Лондоне, Дареме (Великобритания), Страсбурге (Франция), Афинах, Салониках (Греция), Левене (Бельгия), Неаполе, Лукке (Италия), Праге, Элените (Болгария), Белграде, Тбилиси, Киеве, Вильнюсе, Риге, Даугавпилсе (Латвия), Красноярске, Ростове-на-Дону, Воронеже, Тамбове, Саратове, Екатеринбурге, Казани, Перми, Н. Новгороде, Новороссийске, Петрозаводске, Волгограде, Уфе, Сочи, Астрахани.

Член Объединенного диссертационного совета при Саратовской консерватории (2005 – 2013) и Диссертационного совета при Казанской консерватории (2003 – 2006). Член жюри I и II Всероссийских конкурсов научных работ молодых ученых (2004, 2006). Председатель жюри Всероссийского конкурса научных студенческих работ по музыкальному содержанию (2018) и Международного конкурса студенческих работ «Музыкальная культура России и Италии: пересечения и взаимодействия».

Член редакционных коллегий ВАКовских журналов «Проблемы музыкальной науки» (SCOPUS, ВАК), «Вестник Адыгейского государственного университета», серия «Филология и искусствоведение» (ВАК), журналов «Искусство. Культура. Образование. Научные исследования» и «Art Tempus». Редактор и редактор-составитель более 80 научных и научно-методических изданий. Редактор сайта http://muzsoderjanie.ru .

Организатор научных конференций и региональных Научных чтений по музыкальному содержанию (Астрахань, 2007; Волгоград, 2008 – 2018).

Академик (действительный член) Международной академии информатизации и Российской академии естествознания.

Дипломант Всероссийского конкурса научных работ (Министерство культуры РФ, 1999). Победитель конкурса на лучшую научную книгу среди преподавателей вузов (Фонд развития отечественного образования, 2006) и лауреат того же конкурса (2010, 2012, 2013). Лауреат Всероссийской выставки (Российская академия естествознания, 2011). Обладатель Национального сертификата качества (2011). Лауреат премии Губернатора Астраханской области по науке и технике (2003) и музыкальной премии им. Артура Каппа (Администрация Астраханской области, 2004). Лауреат Международного конкурса «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере» (2013).

Заслуженный деятель науки и образования.

Обладатель Почетного звания «Основатель научной школы».

Награждена Почетными грамотами Министерства культуры Российской Федерации (2009), Администрации Астраханской области (2002), Министерства культуры Астраханской области (2012), Администрации г. Астрахани (1999), Комитета по культуре Администрации Волгоградской области (2013), Губернатора Астраханской области (2017), Министерства образования и науки Астраханской области (2021).

Член Союза композиторов России, Научного комитета Общества теории музыки России, Российского профессорского собрания.

Разработала и более 25 лет преподает у студентов и аспирантов авторский курс «Теория музыкального содержания», внедренный также, помимо Астрахани, в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Кургане, Уфе, Салавате, Красноярске, Чите, Краснодаре, Майкопе, Махачкале, Сыктывкаре, Пензе, Брянске и др. городах страны. В классе по специальности подготовила 34 дипломника. Под руководством Л.П. Казанцевой выполнены защищённые и утверждённые ВАК РФ 4 докторских и 11 кандидатских диссертаций. 3 аспиранта стали дипломантами I и II Всероссийских конкурсов «Наука о музыке: Слово молодых ученых» (Казань, 2004, 2006), два – лауреатами конкурса на лучшую научную книгу (Сочи, 2010, 2012), одна студентка – лауреатом Всероссийского конкурса научных студенческих работ по музыкальному содержанию (Волгоград, 2018).

Распространению научных идей и авторской методики способствуют регулярно проводимые Л.П. Казанцевой циклы лекционно-практических занятий по теории музыкального содержания для слушателей ФПК на базе учебных заведений и методических центров Астраханской области, административных структур по культуре других субъектов Российской Федерации, а также за рубежом (в Болгарии, Беларуси, Грузии, Казахстане). Более 200 слушателей получили сертификаты с правом преподавания нового предмета.

Лектор-просветитель, критик, автор радио- и телепередач.

Научные публикации

СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ

1.Полистилистика в музыке ХХ века / КГИИ. – Красноярск, 1986. 32 с.

2.Методологические вопросы анализа музыкальных произведений / КГИИ. – Красноярск, 1987. 42 с.

3.Стилистическое обновление классических форм в современной музыке. – Астрахань: АГК, 1991. 31 с.

4.Музыкальный портрет. – М: НТЦ «Консерватория», 1995. 124 с. 2 изд. СПб.: Лань, Планета музыки, 2021;

5.«Музыка начинается там, где кончается слово…». – Астрахань-М.: НТЦ «Консерватория», 1995. (в соавторстве с М.Ш. Бонфельдом, П.С. Волковой, В.И. Шаховским). 458 с.

6.Автор в музыкальном содержании / РАМ им. Гнесиных. – М., 1998. 348 с.

7.Музыкальная интонация: (лекция по курсу «Музыкальное содержание»). – Астрахань: ГУП ИПК «Волга», 1999. 40 с.

8.Образ автора как критерий «адекватной» слушательской интерпретации музыки» в журнале Hermeneutics in Russia /Герменевтика в России. 1999. № 1 //http://www. tversu. ru /science /hermeneutics .

9.Gontsov, Yury (Petrovich) // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. L., N.Y.: McMillan, 2001. Vol. 10. С. 138-139.

10.Тема как категория музыкального содержания // Музыкальная академия. 2002. № 1. С. 131-139.

11.Основы теории музыкального содержания. – Астрахань: ИПЦ «Факел», 2001; 2-е изд. – Астрахань: ГП АО ИПК «Волга», 2009. 368 с.

12.Анализ музыкального содержания. – Астрахань: АГК, 2002. 128 с.

13.Содержание музыкального произведения в контексте музыкальной жизни. – Астрахань: АГК, 2004. 127 с. 4 изд. СПб.: Лань, Планета музыки, 2021)

14.Содержание музыкального произведения в контексте художественной культуры. – Астрахань: ГП АО ИПК «Волга», 2005. 111 с.

15.Хрестоматия по теории музыкального содержания. – Астрахань: ГП АО ИПК «Волга», 2006. 544 с. + МР3

16.Теория музыкального содержания в Астраханской консерватории // Проблемы музыкальной науки. 2007. № 1. С. 25-30.

17.«Пограничные жанры»: за и против // Проблемы музыкальной науки. 2008. № 1 (2). С. 26-31.

18.Музыкальное содержание в контексте культуры. – Астрахань: Волга, 2009. 360 с.

19.Симфоническое и вокально-симфоническое творчество: на пути к Китежу // Выплывет ли град Китеж? Композитор Алексей Ларин. Материалы к творческой биографии. – М.: Композитор, 2009. С. 10-61.

20.Тайны содержания музыки в российской педагогике // Проблемы музыкальной науки. 2009. № 1 (4). С. 22-28 (в соавторстве с В.Н. Холоповой).

21.Творческое начало на уроках музыки // Как учить музыке одаренных детей. – М.: Классика-XXI, 2010. С. 130-149.

22.Анализ художественного содержания вокального и хорового произведения. – Астрахань: ГП АО ИПК «Волга», 2011. 132 с.

23.“The Russian Passion” by Alexey Larin: concerning the issue of genre // Проблемы музыкальной науки. 2012. № 2 (11). С. 181-184.

24.The Musical Portrait // Principles of Music Composing: Links between Music and Visual Arts: 12th International Music Theory Conference. – Vilnius: Lietuvos muzicos ir teatro akademija, 2012. P. 149-153.

25.Композитор в зеркале своей музыки // Mūzikas zinātne šodien: pastāvīgais un mainīgais. V Zinātnisco rakstu krājums. – Daugavpils: Daugavpils Universitātes Akadēmiskais apgāds “Saule”, 2013. Lpp. 217-227.

Казанцева Людмила Павловна имеет награды


Последняя редакция анкеты: 21 декабря 2010