Учёная степень: кандидат педагогических наук
Профессор
Научное направление: Педагогические науки
Регион: Республика Башкортостан
Рейтинг: 21 (по количеству просмотров анкеты за последний месяц)
СЕРТИФИКАТ участника энциклопедии "Известные Ученые"
Академические звания, ученая степень и официальная должность: кандидат педагогических наук, профессор РАЕ, директор Центра развития одаренности школьников ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
Текущее место работы и область деятельности: ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», научная, организационно-методическая поддержка педагогической деятельности в области развития детской одаренности.
Иная публичная, государственная или академическая деятельность
После окончания в 1979 году математического факультета Башкирского государственного университета Аллаяров З.А. в разные годы работал учителем, директором школы, руководителем городской методической службы, заведующим районным отделом образования, директором колледжа, министром образования Республики Башкортостан.
Педагогическую, управленческую работу в системе образования Аллаяров З.А. сочетает с научной деятельностью. Первые статьи и научные работы посвящены профессиональному становлению учителя в условиях инновационных преобразований в школе. В изданиях «Организационно-педагогические условия профессионального становления молодых учителей» (1998), «Творческая деятельность учителя в инновационной школе. Путь к успеху» (1998), «Система научно-методической работы в образовательных учреждениях» (2000), «Личностно-профессиональное развитие учителя: теория и практика средового подхода» (2016) и др. анализируются теоретико-методологические аспекты развития личности и профессионала, особенности педагогической профессии. Используя методику средового подхода, автор определяет факторы, влияющие на процесс профессионального развития учителя и на этой основе строит модель социально-профессиональной среды как совокупности факторов синергетического влияния на искомый процесс. На примере социально-профессиональной среды муниципального уровня автором обоснована эффективность построенной модели.
Данная тематика получила свое развитие в исследованиях в период работы автора в учреждениях системы профессионального образования. Результаты исследований отражены в таких работах как «Профессиональная деятельность как фактор развития личности» (2004), «Организация профессионального развития педагогических кадров в среднем специальном учебном заведении» (2006), в которых анализируются особенности построения профессионально-педагогической среды в учреждении среднего профессионального образования.
В годы работы в должности министра образования Республики Башкортостан сферу научных интересов Аллаярова З.А. составляют проблемы построения современной региональной модели образования, этнокультурных основ формирования межнационального согласия в образовательной среде и прогнозирования перспективных потребностей региональной системы образования в педагогических кадрах. В рамках исследований разработана и использована авторская методика расчета перспективных потребностей региона в педагогических кадрах. Анализу состояния дел в данных сферах и решению имеющихся проблем посвящены более 25 аналитических статей и научных изданий.
В последние годы Аллаяров З.А. занимается исследованием проблем в области развития детской одаренности. По итогам изучения и анализа опыта ученым составлена модель работы образовательной организации в области развития детской одаренности. Под руководством ученого ведется научное, программно-методическое сопровождение внедрения данной модели в практику работы школ.
Аллаярову З.А. присвоено звание «Заслуженный работник народного образования Республики Башкортостан», «Отличник образования Республики Башкортостан». Награжден медалями «Лауреат ВВЦ», «100 лет профсоюзам России», знаком «Директор года 2006» и др.
Опубликовано более 50 научных статей и 11 изданий.