Маллаев Д.М. был руководителем при написании более 60 кандидатских диссертаций, утвержденных ВАК. Некоторые из них:
1. Омарова П.О. Формирование общения у умственно отсталых первоклассников в условиях социально-психологического тренинга (19.00.10).
2. Ельникова Е.А. Коррекционно-педагогичес-кая работа по развитию музыкально-ритмических движений у дошкольников с косоглазием и амблиопией (13.00.03).
3. Гусейнова А.А. Коррекционно-педагоги-ческая работа по подготовке к школе детей с тяжелыми двигательными нарушениями (13.00.03).
4. Корнилова И.Г. Развитие коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста в креативной игре-драматизации (19.00.10).
5. Гаджиева М.М. Дифференциация отношений учащихся к ценностям и ценностным ориентациям в условиях кризисного состояния социума (13.00.01).
6. Амирова С.К. Формирование межличностных отношений слабовидящих детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры» (19.00.10).
7. Дзугкоева Е.Г. Особенности личности и их проявления в поведении подростков с задержкой психического развития (19.00.10).
8. Сагидова А.С. Специфика эмоциональных отношений к ближайшему окружению учащихся с задержкой психического развития с астеническими и психопатоподобными проявлениями (19.00.10).
9. Чаплинская С.И. Речевая деятельность как средство коррекции коммуникативных умений у младших школьников с задержкой психического развития (13.00.03).
10. Гаджиев И.А. Педагогические аспекты учебной работы по предупреждению неуспеваемости учащихся начальной школы (на примере Республики Дагестан» (13.00.01).
11. Русикова Н.В. Развивающая функция межпредметных связей математики и музыки в начальном образовании (13.00.01).
12. Магомедова А.Н. Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями развития (13.00.01).
13. Алирзаева И.Б. Формирование социально-бытовой адаптации у умственно отсталых старшеклассников в этнокультурной среде (13.00.03).
14. Велиханова Р.Ю. Воспитательный потенциал взаимного обучения младших школьников (на материале прогимназий типа «детсад-школа») (13.00.01).
15. Гаджиева Ф.Г. Формирование положительного отношения к учению учащихся младших классов (13.00.01).
16. Вагабова С.В. Становление и развитие системы всеобщего среднего образования в Дагестане в 60е-70е годы (13.00.01).
17. Бажукова О.А. Коррекция дезадаптивного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью (19.00.10).
18. Кравцова Л.А. Формирование готовности студентов педагогического вуза к воспитательной работе (13.00.01).
19. Махаева Г.М. Взаимодействие семьи и школы в воспитании у подростков качеств современного лидера (13.00.01).
20. Муртузалиева М.М. Социально-педагоги-ческая профилактика правонарушений несовершеннолетних (13.00.01)
21. Сороколетова Е.Н. Педагогическое взаимодействие в классах коррекционно-развиваю-щего обучения (13.00.01)
22. Щеглова Е.В. Формирование у дагестанских школьников ценностного отношения к русской национальной культуре (13.00.01)
23. Явбатырова Б.Г. Педагогические условия эффективной социализации детей-сирот в учреждениях интернатного типа (на материале Республики Дагестан) (13.00.01)
24. Ахмедова А.М. Формирование экологической культуры подростков в полиэтнической среде.
25. Алиева Г.М. Игровая деятельность как средство нравственного воспитания младших школьников (13.00.01).
26. Шамхалова А.Э. Формирование нравственно-этической позиции детей 6-8 лет (на материале Республики Дагестан) (13.00.01).
Докторская диссертация, написанная при научном консультировании Маллаева Д.М.:
1. Цахаева А.А. Развитие адаптивного поведения в образовательном этнопространстве (19.00.07).
Маллаевым Д.М. опубликовано 215 научных трудов. Наиболее значимые:
1. Игры для слепых и слабовидящих М.: Советский спорт, 2003. – 132 с.
2. Психология и педагогика игры слепого и слабовидящего ребенка – М.: СМУР «Academa», 2008 – 328 с.
3. Методика преподавания прав ребенка – Махачкала: «Алеф», 2008 – 180 с.
4. Психология общения и поведения умственно отсталого школьника – Спб.: Речь, 2009. – 160с.
5. Теория и практика психотехнических игр - М.: СМУР «Academa», 2008 – 192 с.
Монографии:
1. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот – Махачкала: Юпитер, 2002 - 104 с.
2. Психология и педагогика игры слепого и слабовидящего ребенка – М.: СМУР «Academa», 2008 – 328 с.
3. Роль семьи в социализации личности детей с ограниченными возможностями развития М.: СМУР «Academa», 2008 – 180 с.
4. Социально-бытовая адаптация умственно отсталых учащихся в этнической среде - Москва, «Федоровец», 2008 – 144 с.
5. Воспитание детей в духе патриотизма и дружбы народов в семье М.: СМУР «Academa», 2008 – 144 с.
6. Психология общения и поведения умственно отсталого школьника – Спб.: Речь, 2009. - 160 с.
Д.М. Маллаев защитил докторскую диссертацию на тему «Педагогические основы формирования игры слепых и слабовидящих детей как средства коррекции их нравственного и физического развития» в 1993 году.
Маллаев Д.М. - Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Заслуженный деятель науки Республики Дагестан. Профессор Д.М. Маллаев руководит двумя магистерскими программами, аспирантурой по 4 направлениями, докторантурой. Эксперт ВАК РФ. Эксперт Государственной Думы РФ. Член Учебно-методи-ческого совета Министерства образования и науки РФ по специальной педагогике и психологии.
За книгу «Методика преподавания прав ребенка» (авторское свидетельство № 73200800025), выполненную по гранту Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ), награжден золотой медалью выставки ВВЦ «Образовательная среда – 2008». Монография «Воспитание детей в духе патриотизма и дружбы народов в семье» стала победителем конкурса Министерства по делам молодежи Республики Дагестан и Министерства по национальной политике, информации и внешним связям Республики Дагестан «За создание книг патриотической направленности». Награжден орденом А.С. Макаренко. Награжден Международным общественным жюри IV Международных психолого-педагогических чтений золотым знаком «Рыцарь гуманной педагогики».
Руководитель и участник ряда грантовых проектов по Федеральной программе «Дети России» (подпрограмма «Дети инвалиды»), Фонда «Темпус в России» и Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ). Член правления дагестанского отделения Российского психологического общества. Главный редактор журнала «Известия ДГПУ».
Под его научным руководством школы № 13 г. Махачкалы и Атланаульская школа Буйнакского района, работающие по разработанной им концепции, выиграли гранты Президента Российской Федерации по 1 млн. рублей по национальному проекту «Образование». По просьбе образовательных учреждений и общественных организаций Республики Дагестан и других регионов России проводит лекции для педагогов, реабилитационную работу с детьми-инвалидами, сиротами по приглашению социально-реабилитационных центров (г. Махачкала, г. Избербаш, г. Дербент, г. Буйнакск, Аксай, Вышний Волочек (Тверская обл.), организаций Всероссийского общества слепых и Всероссийского общества глухих. Участник и организатор многих Международных научно-практических конференций, конгрессов, симпозиумов и семинаров (Бельгия, Дания, Индия, Мальта, Нидерланды, Польша, Россия, США, Эстония, ЮАР), участвовал в разработке Европейского стандарта по специальному образованию (Нидерланды, 1994).