RAE.RU
Энциклопедия
ИЗВЕСТНЫЕ УЧЕНЫЕ
FAMOUS SCIENTISTS
Биографические данные и фото 16138 выдающихся ученых и специалистов
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 

Яцынин Николай Леонидович
д.б.н., профессор

Научная школа: « Формирование экологического мышления на основе знаний о биокосном веществе»

Актуальность научной школы.

Парадигма «Устойчивого развития цивилизаций мира», развиваемая ООН, ориентирует человечество на создание высокого уровня экономики, экологии и миролюбивой политики. В рамках этой парадигмы экологическое мышление формируется на основе научных знаний о биосфере, которая по учению В.И. Вернадского состоит из 4 –х веществ: живого вещества; биокосного вещества; биогенного вещества и косного вещества.

Школа «Формирования экологического мышления на основе знаний о биокосном веществе» изначально возникла из-за необходимости разрешения противоречия научной теории природному явлению генезиса «остаточных» солонцов. Согласно мицеллярной теории академика К.К.Гедройца, солонцы, как интразональные почвы биокосного вещества биосферы, возникают при насыщении почвенного поглощающего комплекса (ППК) катионом натрия. Однако, в природе были обнаружены солонцы, в ППК которых, содержание катиона натрия не превышало его содержания в зональных почвах. Солонцы с незначительным содержанием в ППК катионов натрия назвали «остаточными», но это не решило проблему генезиса и мелиорации этих почв. Природа сама показывала учёным, что теория мицеллярного строения высокодисперсных фракций ППК (теория К.К. Гедройца) не может объяснить генезис «остаточных» солонцов и истинную природу строения их дисперсий. Кроме того, попытки К.К. Гедройца создать классификацию почв на основе мицеллярного строения высокодисперсных фракций ППК и поглощённых им катионов не увенчалась успехом.

Многолетние инструментальные исследования высокодисперсных фракций (дисперсий) ППК почв биокосного вещества биосферы позволили исследователям Школы не только установить биогеомакромолекулярную природу материи дисперсий, но и значительно расширить «Формирование экологического мышления» в системе высшего образования.

Инновационные достижения научной школы:

1.Теоретически обоснован и экспериментально доказан научный факт самоорганизации кристалло – высокомолекулярной материи дисперсий, которые формируются в лито – и педогенезе осадочного чехла планеты Земля.

2. Установлено, что высокомолекулярная часть единой кристалло – высокомолекулярной материи дисперсий почв представлена элементоорганическими соединениями, а кристаллическая часть – первичными и вторичными минералами.

3. Экспериментально доказано, что гумус почв является составной частью элементоорганических высокомолекулярных соединений кристалло – высокомолекулярной материи дисперсий и выделяется из почв только в процессе деструкции химических связей в элементоорганических соединениях щелочами и кислотами. Самостоятельно (в виде коллоидных мицелл) гумус в почвах не формируется.

4.Определена инструментальными методами молекулярная масса материи элементоорганических соединений кристалло – высокомолекулярных дисперсий.

5. Установлено, что элементоорганические соединения кристалло – высокомолекулярных дисперсий в суспензионном состоянии проявляют свойства полиэлектролитов.

6. Расширено, на основе инструментальных методов, представление о природе электрического заряда полидисперсий, как разности потенциалов между ионогенными группами элементоорганических высокомолекулярных соединений, адсорбционными молекулами, ионами и полярно-ориентированными молекулами.

7. Установлен глобальный процесс – «интеррасинтез» высокомолекулярных соединений, определяющий аккумуляцию энергии и массы элементоорганических соединений в педосфере и полисилоксанов в литосфере.

8.Доказан научный факт проявления дисперсиями (частицами) ППК макромолекулярных свойств, а не мицеллярных, как считал К.К. Гедройц в начале ХХ столетия и как считают его последователи в ХХІ веке.

9.Показана неправомерность включения почвенного покрова планеты в литосферу Земли, как делал В.В. Вернадский и упорно повторяют его догматические последователи в экологической литературе и в учебниках. Генезис кристалло – высокомолекулярной материи дисперсий почв отличается от генезиса кристалло – высокомолекулярной материи дисперсий материнских пород литосферы. В педогенезе в процессе «интеррасинтеза» формируются элементоорганические высокомолекулярные соединения дисперсий, а в литогенезе в процессе «интеррасинтеза» формируются полисилоксаны. Поэтому в биосфере следует выделять: атмосферу, гидросферу, педосферу и литосферу.

10.Разработаны теоретические основы учения об интеррагенезисе коллоидно-высокомолекулярных систем педосферы, в котором центральное место занимает макромолекулярная теория строения полидисперсий биокосного вещества биосферы.

11.Введена в науки естествознания таксономическая единица –«природная система», которая объединяет тела и вещества всех миров биосферы для создания и понимания объективных законов экологии. Все «природные системы» подразделяются на две категории: открытые и закрытые. К открытым «природным системам» относятся все газы, тела и вещества минеральной части планеты Земля: атмосферы, гидросферы, педосферы и литосферы. Системы открыты прямому воздействию экологических факторов, способных изменить вид материи вещества. К закрытым «природным системам» относятся все живые организмы, включая человека. Системы закрыты для влияния экологических факторов на изменение вида организма в течение его жизни.

12. Сформулировано теоретическое положение о химико-координационном структурообразовании и показано, что в природной среде все полидисперсные фракции механического состава биокосного вещества проявляют свойства биогеомакромолекул (не мицелл), образуя почвенные агрегаты.

13.Показана необходимость рассматривать почву в курсе экологии, как биотерраценоз. Основатель науки почвоведения В.В. Докучаев называл почву «естественно историческим телом», состоящим из 4 –х фаз. Биотерраценоз «тела» почвы – это самоорганизующаяся «природная система», находящаяся в естественной природной среде и состоящая из 4 –х фаз: биокосного вещества, живого вещества, газа и почвенного раствора. Почва, погребённая или изъятая из естественной природной среды, становится только биокосным веществом. Такую почву правильней называть – биокосным веществом почвы.

14. Разработана теория генезиса и мелиорации остаточных солонцов, согласно которой отрицательные агрофизические свойства обусловлены не катионом натрия или магния в двойном электрическом слое коллоидных мицелл, а специфическими элементоорганическими соединениями почв.

15. Сформулированы семь объективных законов экологии:

• Закон зависимости развития природных систем;

• Закон адаптации природных систем;

• Закон энергетической основы природных систем;

• Закон круговорота веществ и химических элементов природных систем;

• Закон истощения природных ресурсов;

• Закон неизбежности антропогенной трансформации природных систем;

• Закон естественной защиты и антропогенной охраны природных систем.

16.Определена 4-х цикличная система жизнедеятельности биосферы: 1 аккумуляция энергии и биомассы в процессе фотосинтеза: 2 -трансформация энергии и биомассы в процессе пищеварения; 3 -минерализация биомассы и трансформация энергии в процессе редукции: 4 - аккумуляция энергии и массы элементоорганических соединений и полисилоксанов в процессе интеррасинтеза.

17.Предложено «Ноосферой» считать высшую стадию развития антропосферы, когда человечество в единении всех государств планеты сможет реализовать парадигму «Устойчивого развития цивилизаций мира». Концепцию перехода биосферы в ноосферу следует считать утопической фантазией, сформулированной в угоду революционных преобразований перехода капиталистических государственных формаций в социалистические.

18. Подготовлено 7 кандидатов наук, которые, в рамках научной школы, исследовали по отдельным направлениям природу кристалло – высокомолекулярной материи дисперсий биокосного вещества почвенного поглощающего комплекса.

19.Опубликовано 170 работ, из которых: А) научные работы – 110; Б) изобретения и рационализаторские предложения – 15; В) учебно-методические работы – 45.