Научная тема: «ЛИЧНОСТЬ В ПЕРЕГОВОРАХ: СУБЪЕКТНО-БЫТИЙНЫЙ ПОДХОД»
Специальность: 19.00.01
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. В анализе феноменологии и закономерностей переговоров (как вида общения) необходимо опираться на триаду методологических принципов: личности, общения, субъекта. Это отражает системность методологического поля современной науки и задает координаты в формировании исследовательских задач, ориентированных на раскрытие и интерпретацию обусловленности рассматриваемых феноменов и процессов интегративными личностными образованиями (ориентация личности на поддержку своей идентичности).

2. Разработанная теоретико-феноменологическая модель субъектной активности личности в переговорах (в контексте ее обусловленности ориентацией на поддержку своей личностной идентичности) адекватна теоретико-методологическим положениям субъектно-бытийного подхода.

3. Другой человек всегда важен для личности как актор, способный подтвердить ее идентичность и таким образом продолжить ее бытийность в том качестве, в котором личность видит (самопонимает) себя, или «прервать» ее бытийность в этом качестве. Переговоры - это ситуация общения, в которой личность продолжает оставаться субъектом, ориентирующим свою активность на достижение и поддержку личностной идентичности. Эта не явная, не артикулируемая мотивация сохраняет свою роль регулятора в понимании и интерпретации оппонента, в самопонимании, в актуализации сопровождающих переговоры переживаний, в действиях, направленных на оппонента.

4. Рассмотрение личности с позиции субъектно-бытийного подхода акцентирует тему процессуальности личности в ее повседневной бытийности. Устойчивость, цельность, сохранность «личностного процесса» во времени и в изменяющихся системах отношений с другими людьми обеспечивается ориентированной на это субъектной активностью. Личностная идентичность - это «mainstrim», т.е. процесс, направляющий интеграцию личности и в этом качестве выполняющий системообразующую (соединение прошлого, настоящего, будущего личности; гармонизация исполняемых ролей и др.), регуляторную, смыслообразующую функции, реализуемые в субъектной активности (понимание, переживания, поведение).

5. Основанная на субъектно-бытийном подходе к личности теоретическая конструкция субъектной активности личности в переговорах позволяет выявить и проанализировать различающееся влияние ориентации личности на поддержку своей идентичности в различающихся обстоятельствах переговорных отношений:

а) особенности и различия позиционирования мужчины и женщины в переговорах, различающийся характер их понимания, переживаний, поведения в зависимости от пола оппонента (свой или противоположный пол), так как идентифицируемое Я-женщина (или Я-мужчина) обусловливает различающийся характер субъектной активности личности в переговорах с оппонентом своего и противоположного пола;

б) особенности и различия позиционирования субъекта переговоров в зависимости от статуса оппонента (равный или более высокий статус), так как идентифицируемое Я личности в этих разных обстоятельствах обусловливает различающийся характер ее субъектной активности.

6. Характер связей между показателями личностной идентичности, макиавеллизма и рефлексивности обнаруживает те защитные механизмы, к которым обращается личность для поддержки своей идентичности: чем ниже уровень идентичности, тем более вероятны манипулятивные приемы и рефлексия, обращенная к прошлому личности, но менее вероятна углубленная рефлексия обстоятельств текущей ситуации.

7. Более высокий статус оппонента по переговорам имеет тенденцию вызывать скорее негативные эффекты, связанные с личностной идентичностью переговорщика: снижение субъектной активности; более выраженное беспокойство; прогноз неблагоприятного исхода; приписывание себе более негативной роли и пр. Переговоры с равными по статусу оппонентами характеризуются большей естественностью, аутентичностью принимаемой в этой ситуации роли, эмоциональной позитивностью, большей готовностью проявить себя, быть активным.

8. Успех в переговорах связывается с высокими показателями маскулинности субъекта. С возрастанием опыта деловых переговоров показатель маскулинности у женщин не изменяется, а приписывание маскулинности эталону переговорщика резко возрастает; эта дивергенция гендерной идентификации женщин и их представлений о гендерных особенностях успешного переговорщика свидетельствует о неудовлетворенности женщины тем, как она оценивает свой потенциал, свою (женскую) позицию в качестве субъекта переговоров. У мужчин с возрастом и опытом деловых коммуникаций показатель собственной маскулинности снижается, но вместе с этим снижается и приписывание маскулинности эталону. Таким образом, изменения в динамике гендерной идентификации мужчин и их представлений о гендерных особенностях успешного переговорщика однонаправленны.

9. Гендерная идентичность субъекта переговоров и гендерная идентификация оппонента (совпадающий гендерный статус или противоположный) обусловливают различия в его активности (понимание, переживания, поведение):

  • женщина в переговорах проявляет направленную активность, которой свойственна неявная корпоративность в отношениях по гендерному признаку (значимо чаще ведет переговоры с оппонентами своего пола, при этом значимо чаще является инициатором в таких переговорах);
  • для молодых женщин пол оппонента - важный, но противоречивый признак, выступающий регулятором активности;
  • у зрелых женщин почти в два раза возрастают показатели, позитивно характеризующие ее активность в переговорах с оппонентом-мужчиной;
  • мужчины значимо чаще женщин вовлечены в деловые переговоры, у них преобладает позитивная эмоциональность на всех этапах и в связи с различными аспектами переговоров; функции, связанные с переговорами, мужчинам представляются энергетически менее затратными, чем женщинам;
  • активность молодого мужчины в переговорах с оппонентом-женщиной значительно выше аналогичных показателей активности в переговорах с оппонентом-мужчиной (он более инициативен в организации переговоров с женщиной, оппонента-женщину наделяет более позитивными ролями и др.);
  • активность зрелого мужчины по большинству показателей выше в случае переговоров с оппонентом-мужчиной.

11. Подтверждение мужчинами как субъектами переговоров своей мужской идентичности не вступает в противоречие с характером их субъектной активности в переговорах; подтверждение женщинами как субъектами переговоров своей женской идентичности вступает в противоречие с характером субъектной активности в переговорах. Этот факт свидетельствует о том, что несмотря на активизировавшееся участие женщин в бизнесе, общественной, политической деятельности, отдельные аспекты этой активности остаются для женщин проблематичными. Конкурентные отношения с мужчиной (при том что он признается более удобным партнером в деловых отношениях) являются для женщины областью повышенного напряжения. Естественный процесс «врастания» женщин в деловые отношения в этом случае оказывается более инертным в связи со сложившимися в культуре более общим дискурсом, общекультурным трендом, в котором мужчина и женщина - не конкурирующие субъекты.

Список опубликованных работ
Публикации в изданиях, включенных в перечень ВАК

1. Танасов Г.Г. Субъектно-бытийный подход к личности и анализу ее со-бытия с Другими (конструктивная версия постмодернистских настроений) // Человек. Сообщество. Управление. 2010. № 2. С. 4–20 (в соавт. с З.И. Рябикиной).

2. Танасов Г.Г. Особенности гендерных трансформаций мужчины и женщины: взаимодетерминированность и «заострение» черт в сложных жизненных ситуациях // Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс]. 2010. №4. URL: http://www.teoria-practica.ru/-4-2010/psihologiya/tanasov.pdf. 5 с.

3. Танасов Г.Г. Манипулятивное поведение в отношениях женщин и мужчин с партнером противоположного пола // Научный журнал КубГАУ. (Краснодар) [Электронный ресурс]. 2011. № 5. URL: http://ej.kubagro.ru/2011/05/pdf/30.pdf. 18 с. (в соавт. с О.А. Сысоевой).

4. Танасов Г.Г. Личностная обусловленность поведения субъекта в ситуации переговоров с партнерами равного и более высокого статуса // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2011. Вып. 1. С. 144–150.

5. Танасов Г.Г. Манипулирование в отношениях женщины с мужчиной // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2011. Вып. 1. С. 150–157 (в соавт. с О.А. Сысоевой).

6. Танасов Г.Г. Проблема общения в отечественной психологии и в исследованиях психологов Кубанского государственного университета // Человек. Сообщество. Управление. Краснодар. 2011. № 1. С. 70–84.

7. Танасов Г.Г. Фактор пола в обусловливании переживаемых состояний и поведения субъекта деловых переговоров // Человек. Сообщество. Управление. 2011. № 2. С. 17–34.

8. Танасов Г.Г. Мужчина и женщина в ситуации переговоров // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2011. № 1. С. 152–158.

9. Танасов Г.Г. Гендерные особенности эталона переговорщика и самооценки у мужчин и женщин с различающимся по продолжительности опытом деловых переговоров // Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс]. 2011. № 6. 2011. № 6. URL: http://teoria-practica.ru/-6-2011/psychology/tanasov.pdf. 4 с.

10. Танасов Г.Г. Влияние пола на понимание, переживания и поведение субъекта переговоров // Научный журнал КубГАУ (Краснодар). [Электронный ресурс]. 2011. № 8. 2011. № 8. URL: http://ej.kubagro.ru/2011/08/pdf/12.pdf. 23 с.

11. Танасов Г.Г. Взаимообусловленность личности и общения в системе современного психологического знания о человеке // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2011. Вып. 3. С. 192–200.

Публикации в изданиях перечня ВАК других стран

12. Танасов Г.Г. Гендерный статус мужчины и женщины: взаимосвязи и «заострение» гендерных черт в переговорных ситуациях // Вестник Одесского национального университета. Сер. Психология. 2011. Т. 16. Вып. 11. С. 128–135.

13. Танасов Г.Г. Проявления макиавеллизма в отношения мужчины с женщиной // Вестник Одесского национального университета имени И.И. Мечникова. Сер. Психология. 2011 Т. 16. Вып. 11. С. 136–143. (в соавт. с О.А. Сысоевой).

14. Танасов Г.Г. Влияние пола на переживаемые личностью состояния в ситуации переговоров // Проблеми екстремальної та кризової психології. Збірник наукових праць. Харків: НУЦЗУ, 2011. Вип. 9. 333 с. С. 160–169.

Монографии

15. Танасов Г.Г. Личность в ситуации переговоров: монография. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2009. 128 с.

16. Танасов Г.Г. Субъектно-бытийный подход к пониманию активности личности в переговорах: монография. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2011. 240 с.

Учебно-методические пособия

17. Танасов Г.Г. Толерантность в обыденном сознании // Толерантность и культура межнационального общения: учеб.-метод. пособие / под ред. Е.А. Журавлевой, В.В. Шалина. Краснодар, 2009. 307 с. С.144–152 (в соавт. с З.И. Рябикиной).

18. Танасов Г.Г. Толерантность как интегральная характеристика личности // Толерантность и культура межнационального общения: учеб.-метод. пособие / под ред. Е.А. Журавлевой, В.В. Шалина. Краснодар, 2009. 307 с. С. 249–256.

19. Танасов Г.Г. Этническая толерантность в межличностных отношениях (по результатам экспериментальных исследований) // Толерантность и культура межнационального общения: учеб.-метод. пособие / под ред. Е.А. Журавлевой, В.В. Шалина. Краснодар, 2009. 307 с. С. 257–270 (в соавт. с З.И. Рябикиной).

20. Танасов Г.Г. Национальное, конфессиональное и культурное многообразие мира и России // Толерантность и культура межнационального общения: учеб.-метод. пособие / под ред. Е.А. Журавлевой, В.В. Шалина. Краснодар, 2009. 307 с. С. 11–17.

Научные статьи

21. Танасов Г.Г. В научной рефлексии надежды человечества // Человек. Сообщество. Управление. 2001. № 3. С.

22. Танасов Г.Г. Эмоциональный аспект отношения к партнеру по переговорам // Личность и бытие: субъектный подход. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2004. Кн. 3. С. 134–140.

23. Танасов Г.Г. Личность как субъект переговорного процесса: бытийный подход // Субъект, личность и психология человеческого бытия / под ред. В.В. Знакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. С. 279–294.

Материалы и тезисы докладов конференций

24. Танасов Г.Г. Личностная идентичность, социальная идентичность: перспективы субъектности // Содержание социально-гуманитарного образования в меняющемся мире: междисциплинарный подход: материалы Южно-российской науч.-метод. конф. Краснодар, 2000. С. 127–129.

25. Танасов Г.Г. Личностный аспект в деловых переговорах // Психологический ресурс в экономике и предпринимательстве: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Ставрополь, 2002. 0,2 п.л.

27. Танасов Г.Г. Личность, ее бытие и со-бытие с Другим // Современная психология: состояние и перспективы: тез. докл. на юбилейной науч. конф. ИПРАН. / отв. ред. А.В. Брушлинский, А.Л. Журавлев. М., 2002 (в соавт. с З.И. Рябикиной).

28. Танасов Г.Г. Концепция личности в представлении формирующегося психолога как его «личностное знание» // Профессиональное становление специалиста-психолога: материалы Всерос. науч. конф. Карачаевск, 2003 (в соавт. с З.И. Рябикиной). 0,2 п.л. (0,1 авт. п.л.)

29. Танасов Г.Г. Рефлексия переговорного процесса с разностатусными партнерами // Рефлексивные процессы и управление: тез. докл. III Междунар. симпозиума. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2001. С. 137–139.

30. Танасов Г.Г. Личность и переговоры // Ежегодник российского психологического общества: материалы III Всерос. съезда психологов 25–28 июня 2003 г. СПб., 2003. Т. 6. Н–Р. (в соавт. с З.И. Рябикиной) 0,2 п.л. (0,1 авт. п.л.)

31. Танасов Г.Г. Личностная обусловленность рефлексии переговорного процесса с разностатусными партнерами // Личность и бытие: личность и профессия: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2003. (в соавт. с З.И. Рябикиной). 0,4 п.л. (0,2 авт. п.л.)

32. Танасов Г.Г. Динамика представлений о гендерных характеристиках личности в ситуации переговоров // Психология XXI столетия: теория, эксперимент, социальная практика: материалы Междунар. конгресса / отв. ред., сост. А.Л. Журавлев, Н.П. Фетискин, Т.И. Миронова. М.; Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. Т. 1. 430 с. С. 344–347.

33. Танасов Г.Г. Изменение представлений о гендерных характеристиках партнера по переговорам в сложной жизненной ситуации // материалы 3-й Всерос. науч.-практ. конф. для практ. психологов, мол. ученых и студ. / отв. за вып. О.В. Кружкова, В.А. Лебедева. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2009. 242 с. С. 141–143.

34. Танасов Г.Г. Влияние религиозности на личность и ее отношение к другому человеку (эмпирическое исследование) // Личность и бытие: субъектный подход: материалы V Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. З.И. Рябикина, В.В. Знаков. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2010. C. 197–199 (в соавт. с О.Н. Даниной).

35. Танасов Г.Г. Изменение представлений о гендерных особенностях личности в ситуации переговоров // Личность и бытие: субъектный подход: материалы V Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. З.И. Рябикина, В.В. Знаков. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2010. C. 239–240.

36. Танасов Г.Г. Гендерные трансформации в переговорах // Материалы X Всерос. науч.-практ. конф. «Дружининские чтения-2011». Сочи: СГУиТКД, 2011.

37. Танасов Г.Г. Макиавеллистские проявления в отношениях между мужчинами и женщинами // Материалы X Всерос. науч.-практ. конф. «Дружининские чтения-2011». Сочи: СГУиТКД, 2011. (в соавт. с О.А.Сысоевой).

38. Танасов Г.Г. Гендерные аспекты переговорного процесса // Сборник научных трудов по материалам науч.-практ. конф. «Современные направления теоретических и прикладных исследований-2011». Одесса, 2011. Т. 24. С. 88–91.

39. Танасов Г.Г. Влияние статуса партнера по переговорам на личностную обусловленность поведения субъекта // Личность курсанта: психологические особенности бытия: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2011. С. 72–78.

40. Танасов Г.Г. Рефлексия как условие развития личности // Рефлексивные процессы и управление: тез. докл. IV Междунар. симпозиума. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. С. 139–141.