-
Ученая степенькандидат психологических наук
-
Ученое званиепрофессор
-
Научное направлениеПсихологические науки
-
РегионРоссия / Москва
Первый проректор, проректор по учебной работе Московского городского психолого-педагогического университета.
Ученая степень:
Кандидат психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии и кафедры международной культурно-исторической психологии
Награды:
Лауреат премии Президента РФ в области образования
Аркадий Аронович Марголис - известный специалист в области педагогической психологии и подготовки педагогических и психологических кадров, соавтор и участник разработок целого ряда научных концепций и проектов, автор более 50 научных публикаций, в том числе в иностранных изданиях. А.А. Марголис работает в МГППУ со дня его основания в 1997 г и совмещает большую организаторскую работу с преподавательской деятельностью в качестве профессора кафедры педагогической психологии и научной работой в лаборатории Психологические основы педагогических технологий Психологического института РАО в должности заведующего лабораторией.
Научные интересы:
А.А. Марголис - известный специалист в области педагогической психологии и подготовки педагогических и психологических кадров. Им внесен значительный вклад в разработку проблемы организации коллективно-распределенной формы организации учебной деятельности. А.А.Марголис - соавтор и участник разработок целого ряда научных концепций и проектов: Психологические основания использования информационных технологий , Культурно-исторический тип школы , Региональная модель психологического обеспечения развивающего образования . Результаты этих научных исследований неоднократно обсуждались на престижных международных конгрессах и конференциях. Разработанная, при его непосредственном участии и соруководстве, новая деятельностная модель подготовки психологов была одобрена коллегией Министерства образования РФ и получила практическое применение в практике учебного процесса Московского городского психолого-педагогического университета. За участие в этих разработках А.А.Марголис (в составе авторского коллектива под руководством В.В.Рубцова) награжден Премией Президента РФ в области образования за 1998 год. В последние годы авторским коллективом под руководством А.А.Марголиса проведено изучение психологических особенностей построения диалогических учебных сред, ориентированных на развитие мышления младших школьников. Практическим результатом этой работы стало создание учебного курса Философия для детей (для детей младшего школьного возраста), одобренного и рекомендованного Министерством образования для учащихся начальных школ и получившего официальное признание со стороны UNESCO. В настоящее время курс используется в большом количестве школ разных регионов РФ, проводится подготовка учителей по работе с этой программой. В практической работе, проводимой Университетом по развитию службы практической психологии образования г. Москвы, А.А. Марголис принимает самое активное участие: созданы факультет Психология образования, организованы программы довузовской подготовки Психологический класс , повышения квалификации Университета, дистанционного обучения и обучения по заочной форме (на базе среднего специального образования), реализуются проекты создания Городской фундаментальной психологической библиотеки, электронной библиотеки, совместные проекты с Российской правовой академией, Российским университетом дружбы народов, целый ряд международных проектов. Организована и успешно функционирует система повышения квалификации психологических кадров, реализован целый ряд проектов, ориентированных на развитие психологической службы. С 1995 года издается учрежденный по инициативе А.А. Марголиса и при его деятельном участии в качестве 1-го заместителя главного редактора научно-методический журнал Психологическая наука и образование (гл. редактор - В.В. Рубцов). А.А. Марголис является председателем Ученого Совета факультета Психология образования , членом Ученого Совета Московского городского психолого-педагогического университета, членом Федерального Экспертного Совета Министерства Образования РФ.
Научные публикации
А.А. Марголисом опубликовано более 50-ти научных работ, в том числе за рубежом:
Компьютер как средство учебного моделирования, Информатика и образование,1987, 5
Развитие учебно-познавательных действий школьников в условиях использования компьютерных средств, Автореферат кандидатской диссертации, М., НИИ ОПП АПН СССР, 1990
Vygotsky at the Computer: A Soviet View of Tools for learning, The Computhing Teacher ,август/сентябрь 1991
Культурно-исторический тип школы, Вопросы психологии, 1995г., 5
The cultural-historical type of school, Russian Education and Society N.Y., august 1995, 8.