RAE.RU
Энциклопедия
ИЗВЕСТНЫЕ УЧЕНЫЕ
FAMOUS SCIENTISTS
Биографические данные и фото 15692 выдающихся ученых и специалистов
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 

Ахияров Камиль Шаехмурзинович


Ахияров Камиль Шаехмурзинович

Учёная степень: доктор педагогических наук

Ученое звание: профессор

Научное направление: Педагогические науки

Регион: Республика Башкортостан

Индекс цитирования научной биографии: 1 (по количеству внешних ссылок)

Рейтинг: 68 (по количеству просмотров анкеты за последний месяц)

СЕРТИФИКАТ участника энциклопедии "Известные Ученые"

Д.п.н., профессор, академик Международной академии педагогического образования, член-корр. Российской академии образования, заслуженный деятель науки РФ

Родился 19 февраля 1930 года в деревне Верхнее-Мангарова Илишевского района Республики Башкортостан.

Более полувека Камиль Шаехмурзинович трудится в системе образования. Сельский учитель и директор Челкаковской средней школы Бураевского района (12 лет), ректор Бирского педагогического института (26 лет), с 1989 года (20 лет) работает в БГПУ им.М.Акмуллы.

Трудовая и научно-исследовательская деятельность К.Ш.Ахиярова связана с совершенствованием трудовой политехнической подготовки и профессиональной ориентации учащихся сельской общеобразовательной школы в условиях современного социально-экономического и научно-технического прогресса. По проблеме трудовой политехнической подготовке сельских школьников, педагогики высшей школы и ряду других

им опубликовано более 600 научных и учебно-методических работ, некоторые из них изданы за рубежом. При Бирском и Башкирском пединститутах с 1964 г. работает созданная по инициативе К.Ш. Ахиярова общественная проблемная лаборатория Российской академии образования по проблеме трудовой политехнической подготовке школьников.

Разработки этой лаборатории способствовали значительному повышению уровня трудового обучения и профессиональной ориентации сельских школьников, созданию во многих школах хорошей материально-технической базы трудового политехнического обучения и воспитания. На базе лаборатории разработаны и опубликованы программы спецкурсов и соответствующие учебные пособия для студентов педагогических вузов страны: «Политехническая и практическая направленность изучения основ наук в общеобразовательной школе», «Социально-педагогические основы профилактики отклонений в поведении школьников», «Народная педагогика и современная школа», которые были рекомендованы для педвузов страны.

Созданные под руководством профессора К.Ш.Ахиярова научные труды отличаются теоретико-методологической новизной, богатством фактического материала, его анализом и обобщением. В конкретных научных исследованиях и материалах им разработаны методологические подходы и методы исследований в период кризисного состояния образования и его реформирования (модернизации).

Обоснованы на базе научного поиска нового содержания, формы и методы непрерывной трудовой подготовки, определены их роль реализации образовательной области «Технология», политехнического образования в условиях технологического этапа научно-технического прогресса.

К.Ш.Ахияровым обоснованы концептуальные подходы к моделированию процесса формирования жизнеспособной личности в сельском социуме, разработаны теоретическая, технологическая, практикоориентиро-ванная модели воспитания, построенные на единых теоретико-методологических основаниях, базовых принципах, включающие базовые характеристики, виды и формы психолого-педагогической, социально-педагогической поддержки школьника. Разработан алгоритм пошаговой деятельности социальных институтов села по формированию жизнеспособной личности в условиях сельского социума. Доказано, что главный результат успешной социально-педагогической поддержки ребенка в процессе школьного и семейного воспитания в увеличении его жизнеспособности (жизненных сил).

К.Ш.Ахияров вносит большой вклад в изучение истории духовной культуры народов, населяющих Республику Башкортостан. Под его руководством коллективом научных работников составлена и издана программа и учебное пособие спецкурса по этнопедагогике для педагогических вузов и училищ России и стран СНГ.

Широко известны его научные труды: «В сельской общеобразовательной школе» (1958), «Организация производительного труда учащихся» (1959), «Производственное обучение в сельской школе», «Ученические бригады Башкирии» (1971), «Профессиональная ориентация школьников» (1972), «Трудовая политехническая подготовка школьников» (1974), «Подготовка учащихся к жизни и выбору профессии» (1974), «Педагогические основы ученических производственных бригад» (1978, учебное пособие для педвузов СССР), «Подготовка сельских школьников к труду» (1978), «Хлеб - это жизнь. Дорожи им!» (1979), «Трудовое воспитание в сельской школе» (1980), «Поклонимся хлебу» (1983), «Мустай Карим - как педагог» (1986), «Жизнь и деятельность А.С.Макаренко» (1988), «Формирование познавательной активности студентов в обучении» (1989), «Подготовка школьников к жизни и труду в условиях непрерывного образования» (1989), «Политехническая направленность обучения основам наук в общеобразовательной школе» (1990, учебное пособие для педвузов СССР), «Предупреждение и преодоление трудновоспитуемое™ школьников» (1990), «Опыт В.А.Сухомлинского - в практику школ» (1992), «Трудовая и политехническая подготовка школьников в условиях рыночной экономики» (1992), «Народная педагогика и современная школа» (1993), «Духовный мир школьника» (1994), «Школа - труд - рынок» (1994), «Научная и аналитическая деятельность руководителя школы» (1994), «Народные традиции трудового воспитания» (1996), «Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения» (1996), «Современная школа и этнотру-довые традиции народов» (1998), «Профессиональная направленность образовательного процесса в средних учебных заведениях (1998), «Национальная система общего образования как условие повышения эффективности обучения и воспитания школьников» (1999), «Экологическое воспитание школьников» (1999), «Методология и методы педагогических исследований» (2000), «Народная педагогика и современная школа» (2000), «В.А.Сухомлинский и современная школа» (2000), «Психолого-педагогическая наука и Российская академия образования» (20006), «Концепция технологического образования школьников РБ» на 2004-2010 г.) (2004), «Профильное обучение в школе: опыт, проблемы» (2007), «Трудовая социализация школьников. Избранные педагогические труды» (2005), «Теория и практика технологической подготовки школьников» (2008), «Сельская школа должна воспитывать сельского труженика» (2008), «Профильное обучение школьников - социальный заказ общества» (2009).

К.Ш.Ахияров уделяет большое внимание подготовке научных кадров. По его инициативе в 1993 году впервые в истории Республики Башкортостан открыт Специализированный совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора педагогических наук. Под его непосредственным руководством подготовлено и защищено более 200 докторских и кандидатских диссертаций, оппонировано более 90 защит диссертаций. Он возглавляет республиканскую научную школу по методологии

и методам педагогических исследований, является активным участником разработки концепции педагогического образования, одобренной Всесоюзным съездом работников народного образования.

Камиль Шаехмурзинович Ахияров успешно сочетает научно-педагогическую и административную деятельность с общественно-организационной работой: с 1976 года он является председателем Президиума Башкирского Республиканского отделения Педагогического общества России, является членом научного совета по политехническому образованию и сельской школе РАО.

За заслуги в области образования награжден орденами «Трудового Красного Знамени», «Знак Почета», медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», «ВДНХ СССР», К.Д.Ушинского, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, М.А.Шолохова, Т.С.Мальцева.

Ахияров Камиль Шаехмурзинович имеет награды:

Почетное звание "Заслуженный деятель науки и образования РАЕ"
Участник Интернет-энциклопедии "Ученые России"

 

Последняя редакция анкеты: 24 марта 2010, 14:23

Получить код для установки баннера на сайте, в блоге

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания”
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Современные проблемы науки и образования» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.953

«Фундаментальные исследования» список ВАК, ИФ РИНЦ = 1.094

«Современные наукоемкие технологии» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.725

«Успехи современного естествознания» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.869

«Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований», ИФ РИНЦ = 0.800

«Международный журнал экспериментального образования», ИФ РИНЦ = 0.469

«European journal of natural history», ИФ РИНЦ = 0.864

«Международный студенческий научный вестник», ИФ РИНЦ = 0.445

«Рациональное питание, пищевые добавки и биостимуляторы»

Издание научной и учебно-методической литературы, ISBN, РИНЦ, DOI