Научная тема: «ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЭТИКИ ПРОЗЫ АНДРЕЯ БЕЛОГО В КОНТЕКСТЕ ОТКРЫТИЙ ИСКУССТВА ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА»
Специальность: 10.01.01
Год: 2015
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Кинематографичность - основная черта поэтики романа «Петербург». Своеобразие новаторской поэтики «Петербурга» было обусловлено рядом факторов: взаимодействием и синтезом искусств, быстрым развитием нового в начале ХХ века зрелищного искусства - кино, научными открытиями в области естественных наук, сделанными русскими и зарубежными учеными, скрупулезными исследованиями внутреннего мира человека. Специфика прозы А. Белого заключается в сочетании следующих компонентов: приемов традиционной поэтики эпического произведения; особенностей поэтики кино. Приёмами традиционной поэтики эпического произведения стали многофункциональный образ автора-повествователя; пейзажи и интерьеры, получающие символическую семантику. Чертами традиционной поэтики эпического произведения, осложненной особенностями поэтики кинематографа, являются рельефно, объемно выписанные жесты героев, пластика мимической игры, повышение роли соматического языка персонажей, аналитическое изображение человека, родственное манере кубистов, гиперболическая портретная деталь в цвете, получающая символическую семантику, внутренние монологи, созданные с опорой на зрительный образ, поток сознания, введенный в роман А. Белым одним из первых в мировой литературе, изображаемый в виде последовательности зрительных образов, сменяющих друг друга. Элементами поэтики кино в «Петербурге» являются пластика, изобразительность детали, зрительный образ, разработанный в нескольких модификациях (цветовой, теневой), единый целостный цветозвуковой образ, переход, совершаемый мгновенно, одного персонажа в другой, геометрическая символика, ассоциативно-образный монтаж, цепочки ассоциаций, переход из сферы быта в сферу бытия; видения, сны, галлюцинации, художественно реализованные в зрительных формах; изображение подсознательного в зрелищном кинематографическом образе.

2. «Петербург» имеет лирические соответствия. В трех сборниках лирических стихотворений откристаллизовались в зрительной форме многие образы и мотивы «Петербурга»: «черная, лаковая карета», любовный треугольник, переодевание лирического героя в красный маскарадный костюм; паук, ассоциативный символический образ смерти, зла, сладострастия, сухой книжной премудрости; паутина - ассоциативный символический образ - «сплетенья слов» лирического героя - паука, нетопырь - символ мрака, холода, смерти; символический образ города в маскарадных образах, красное домино; своеобразная живописность, изобразительность примет городского пейзажа в духе урбанистической символистской лирики, понимание жизни в её эмпирическом протекании как пребывание над бездной, мотив распятия, гротескная картина похорон. Преобладание зрелищного начала в лирике А. Белого позволяет сделать вывод о её кинематографичности.

3. «Петербург» имеет зрелищные версии: сценические варианты, условно обозначенные нами как «вариант 1», «вариант 2», «вариант 3», и киносценарий. Инсценировка «Петербурга» во многом несценична, хотя в последние годы предприняты удачные попытки режиссеров Е. Голомазова и А. Могучего поставить на сцене «Петербург». Абстрактные вневременные категории воплотить на сцене очень трудно, почти невозможно. А на трехмерном пространстве экрана они получают адекватную зрелищную редакцию. Киносценарий «Петербург» - талантливый образец кинодраматургического жанра. В киносценарий перешли (и там были усилены в соответствии с законами жанровой типологии) зрелищные образы романа. При этом А. Белый-кинодраматург не копировал текст, а создавал заново, - блестяще владея техникой наплывов и сменой планов, вводил новые детали, частично изменял сюжет, гиперболизировал эпизодические образы-символы. Киносценарий «Петербург» - самостоятельное литературное произведение, написанное кинодраматургом-новатором, опережающим развитие кинематографа своего времени. Сегодня сценарий дает возможность отснять фильм цветной, частично звуковой, с использованием анимации, компьютерной графики и других технических достижений современных зрелищных искусств.

4. Поэтика эпических произведений Андрея Белого имеет свою динамику: от символистского романа («Петербург») через автобиографические произведения, связанные сюжетно («Котик Летаев», «Крещеный китаец», «Записки Чудака») к «Москве», незавершенному романному циклу, в поэтике которого ярко и полно, особенно в «Масках», проявился экспрессионизм, имевший место уже в «Петербурге» и разросшийся, усиленный в поздней прозе.

5. Автобиографические произведения «Котик Летаев», «Крещеный китаец», «Записки Чудака» послужили своего рода художественным фундаментом для московского романного цикла. В автобиографических произведениях оформились многие образы и мотивы будущей трилогии - первопрестольная Москва, профессорская среда, профессор-математик, одиночество талантливого ученого, угроза всеобщего распада и разрушения. В «Котике Летаеве» появляются элементы поэтики экспрессионизма (страшная мимика - «оскал», интенсивные багровые тона, символ «гроб», деформация человеческого тела). В «Крещеном китайце» происходит трансформация поэтики в сторону сатиры, карикатуры, актуализируется роль бытовых реалий. Персонажи «Крещеного китайца» во многом предвосхищают героев «Москвы»: в образе «папы» и гостей дома Летаевых проглядывают многие черты профессора Коробкина и его окружения, находят продолжение в поздней прозе мотивы красоты, величия мироздания, богатства природы, в том числе животного мира. В «Крещеном китайце» обозначились приемы поэтики экспрессионизма, которые позднее станут доминировать: гиперболизация, деформация человеческого тела, деэстетизация, гротескно-фантастические образы-гибриды, уродливая мимика, обилие зооморфных образов. В «Записках Чудака» главный образ генетически связан с персонажами произведений немецких романтиков (Ансельм в «Золотом горшке» Э.А. Гофмана) и соотносим с профессором Коробкиным. В последней части автобиографической трилогии мы находим признаки стиля, присущего автору «Москвы»: мотивы слежки, преследования, образы «сэра», «французского сыщика», элементы поэтики экспрессионизма: изображение Первой мировой войны как кровавой бойни, нагнетание настроений ужаса, отчаянья, безнадежности.

6. Тенденция к зрелищности, красочности, повышению роли зрительного образа, проявившаяся в «Петербурге», в «Москве» усиливается. Среди других средств поэтики «Москвы» доминирует кинематографичность: цветовой образ, содержащий яркую символику, цветозвуковой образ, теневой (контурный) образ, генетически восходящий к «Петербургу», световой образ, имеющий символическую семантику; гиперболическая портретная деталь, утрированная жестикуляция персонажей как характерная их примета, жестовое оформление диалогов, гротескная мимика, крупный план взгляда, ассоциативно-образный монтаж, техника наплывов, зре-лищность изображения реальности и снов, галлюцинаций, видений, дробление действия на зрелищные образы-кадры, маска и ее модификации. Перечисленные особенности поэтики конкретизировали специфику сюжета, способствовали раскрытию характера персонажа, компоновке образов, размещению их в художественном пространстве, становились формой выражения авторского мировоззрения.

В «Масках» А. Белый обогатил поэтику кинематографа. Вводя в повествование элементы театра масок, театра кукол и марионеток (что генетически восходило к «Балаганчику» А.А. Блока, роману «Петербург»), он обнажал нравственные изъяны персонажей, многое в повествовании подчинял сатирической тенденции (осмеянию, обличению, превращению происходящего в фарс). Поведение негативных персонажей - живых трупов, кукол, манекенов, статуй - механистично, вычурно, неестественно, театрально и носит откровенно фарсовый характер. Сатирической тенденции подчинены также элементы театра пантомимы, клоунада, танцевальные номера. Все перечисленные особенности поэтики обладают огромной экспрессией и служат для создания сатирических обобщений.

7. Редакция пьесы «Москва», предназначенная для театра В.Э. Мейерхольда, как и другая более пространная редакция, - несценические произведения, но в то же время талантливые киносценарии. Зрелищные основы «Москвы» (цвет, жест, мимика, гримаса, поза, мина, крупный план взгляда, гиперболическая портретная деталь) перешли в редакцию пьесы и определили её кинематографичность. Невнятная речь персонажей в пьесе «Москва» вытеснялась пространной ремаркой, которая становилась жестовым эквивалентом действия.

8. В романах о Москве А. Белый выступает как писатель-экспрессионист. Экспрессионизм А. Белого отчасти обусловлен психологическими особенностями личности писателя. Это самобытное, внутренне присущее ему художническое зрение, а не механически привнесенное извне. В своем генезисе экспрессионизм А. Белого связан с христианскими корнями («Суд за гробом. Мытарства преподобной Феодоры»), традициями Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.А. Гончарова.

Зрительными (в том числе колористическими) истоками экспрессионизма А. Белого являются многоцветные «образы природы», мозаики Равенны, средневековые витражи, живопись Питера Брейгеля Старшего, Иеронимуса Босха, Лукаса Кранаха Старшего, Матиаса Грюневальда, Рембрандта ван Рейна, скульптура Микеланджело Буонаротти, а также полотна русских художников первой трети ХХ века, Новый Завет. Самостоятельный характер экспрессионизма А. Белого проявлен на протяжении всего его творчества - от «Золото в лазури» (1903) и симфоний до позднейшего критического исследования «Мастерство Гоголя» (1934). Наиболее полно и ярко экспрессионизм проявился в «Масках», где особенности его поэтики заостряются, служат для создания сатирических обобщений. Деформация, уродство и безобразие в «Москве» предстают как отправная точка авторского зрения, рождающая гротескно-фантастические образы-гибриды, изображение войны-бойни, нечеловеческих страданий, растерзанной плоти, создание грубо заземленных натуралистических деталей и фантастики, многочисленные фаунистические образы, разнообразие средств экспрессии (резкие штрихи, выпуклые детали, контрасты света и тьмы, меткие сравнения, лингвистические новации, причудливые фамилии, по сути прозвища). Утрированная мимика трансформируется в маску («разорванный рот», «оскаленный рот», «заклепанный рот», «осклабленный рот»), получающую символическое значение. Разнообразны цветовые эксперименты А. Белого (поиск интенсивного «кричащего» цвета, гиперинтенсивных тонов, цветовая символика, цветовая деформация, цветовые контрасты), сближающие его манеру с техникой фовистов, предшественников экспрессионизма, и современных А. Белому русских художников: К.С. Петрова-Водкина, Н.С. Гончаровой, О.В. Розановой, М.Ф. Ларионова. Музыка в «Москве» также является средством выражения экспрессии (музыкальные инструменты и квазиинструменты) и во многом соотносима с творчеством С.С. Прокофьева.

Список опубликованных работ
Монографиях:

1.Шулова Я.А. «Петербург» и «Москва» А. Белого (вопросы генезиса поэтики): научная монография. – СПб.: СПбГПУ, 2009. – 529 с. – 19,75 п.л.

2.Шулова Я.А. «Петербург» А. Белого (некоторые особенности поэтики). – СПб.: СПбГУ, 2012. – 256 с. – 16 п.л.

Отзывы о монографиях:

Шафер Н.Г. Цветаевский камертон // Звезда Прииртышья (Казахстан). – 2011. – 23 апреля. – № 44 (1814). – С. 5.

Бабич Д. Андрей Белый в изменяющемся мире. – М.: Наука, 2008. – 595 с. Я.А. Шулова «Петербург» и «Москва» А. Белого (вопросы генезиса поэтики) – СПб.: СПбГПУ, 2009. – 529 с. // Вопросы литературы – 2010. – № 4. – С. 498-499.

Скрипкина В.А. Рецензия на монографию Я.А. Шуловой «”Петербург” А. Белого (некоторые вопросы поэтики)» // Вестник МГОУ. – 2012. – № 5. – С. 147–148.

Статьи в ведущих рецензируемых периодических изданиях, рекомендованных ВАК:

3.Шулова Я.А. Мир растительный в «Москве» А. Белого // Русская речь. – 2008. – № 5. – С. 29–32. 0,3 п.л.

4.Шулова Я.А. «Мир минеральный» в «Москве» Андрея Белого // Русская речь. – 2009. – № 1. – С. 26–28. 0,3 п.л.

5.Шулова Я.А. Мир животный в «Москве» А. Белого // Русская речь. – 2009. – № 4. – С. 29–30. 0,3 п.л.

6.Шулова Я.А. Мир музыки в «Москве» А. Белого // Русская речь. – 2009. – № 6. – С. 41–44. 0,3 п.л.

7.Шулова Я.А. «Петербург» Андрея Белого и «Петербург» Чайковского // Музыкальная жизнь. – 2009. – № 5. – С. 29–32. 0,4 п.л.

8.Шулова Я.А. Киносценарий Андрея Белого «Петербург» // Вопросы литературы. – 2009. – № 5. – С. 193–219. – С. 193–219. 1,6 п.л.

9.Шулова Я.А. Символика «бомбы и взрыва» в «Петербурге» А. Белого // Русская речь. – 2010. – № 4. – С. 31–33. 0,3 п.л.

10.Шулова Я.А. Образ города в «Петербурге» А. Белого и московских повестях А.В. Чаянова // Вестник ТГУ. Серия «Филология». – 2012. – Вып. 1. 0,4 п.л.

11.Шулова Я.А. Споры о пьесе и постановке пьесы А. Белого «Петербург» // Вестник ТГУ. Серия «Филология». – 2012. – Вып. 3. – С. 103–108. 0,5 п.л.

12.Шулова Я.А. Кинематографичность «Москвы» А. Белого // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». – 2012. – № 5. – С. 94–98. 0,5 п.л.

13.Шулова Я.А. «Петербург» в «Жизни Клима Самгина» и прозе символистов. Статья 1 // Русская речь. – 2012. – № 2. – С. 11–13. 0,3 п.л.

14.Шулова Я.А. Маскарад, куклы в «Жизни Клима Самгина» и творчестве русских символистов // Русская речь. – 2012. – № 3. – С. 11–14. 0,3 п.л.

15.Шулова Я.А. Сценическая редакция романа А. Белого «Петербург // Вопросы литературы. – 2013. – № 3. 1,7 п.л.

16.Шулова Я.А. Лирика немецкого экспрессионизма и «Москва» А. Белого // Вестник ТГУ. Серия «Филология». – 2013. – Вып. 2. – С. 272–278. 0,7 п.л.

17.Шулова Я.А. Деформация как принцип художественного изображения в «Москве» А. Белого // Вестник ТГУ. Серия «Филология». – 2014. – № 3. – С. 377-383. 0,8 п.л.

18.Шулова Я.А. Истоки экспрессионистской колористики в «Москве» А. Белого // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». – 2014. – № 4. – C.121–127. 0,5 п.л.

Научные статьи, тезисы и материалы конференций

19.Шулова Я.А. Эпические элементы в драме А. Белого «Петербург» // Тезисы докладов I городской научно-технической конф. молодых ученых и специалистов. – Вологда, 1981. – С. 25. 0,1 п.л

20.Шулова Я.А. А.В. Луначарский и А. Белый в 20-е годы // Наследие А.В. Луначарского и проблемы его изучения: тез. докл. зонального координационного совещания. – Череповец: ЧГПИ, 1982. – С. 36–37. 0,1 п.л.

21.Шулова Я.А. Новаторство Андрея Белого («Петербург») // Традиции и новаторство русской литературы XIX века: межвузовский сб. трудов. – Горький: ГГПИ, 1983. – С. 105–111. 0,4 п.л.

22.Шулова Я.А. «Петербург» А. Белого и проблема взаимодействия искусств // Тезисы докладов II-й городской научно-теоретической конф. молодых ученых ВГПИ. – Вологда: ВГПИ, 1984. – С. 34–35. 0,1 п.л.

23.Шулова Я.А., Шеболдаев А.С. Цвет, образ, смысл (на путях синтеза слова и изображения / Деп. НИО Информации культуры Государственной библиотеки им. В.И. Ленина № 1077 от 30.09.85. – 24 с. 1,5 п.л.

24.Шулова Я.А. Новаторство поэтики романа А. Белого «Петербург» // Анализ художественного произведения русской и советской литературы: методические рекомендации для студентов-заочников и учителей средних школ. – Горький: ГГПИ, 1986. – С. 28–31. 0,1 п.л.

25.Шулова Я.А. М. Горький и А. Белый // Горьковские чтения 1986: тезисы докл. – Горький: ГГУ им. Н.И. Лобачевского, 1986. – Т. 2. – С. 150–151. 0,1 п.л.

26.Шулова Я.А. Гете и Белый // Анализ художественного произведения русской и зарубежной литературы: методические рекомендации для студентов II-III курсов очного и заочного отделений филологического факультета. – Горький: ГГПИ, 1987. – С. 35–38. 0,2 п.л.

27.Шулова Я.А. Античные мотивы в эстетике и творчестве А. Белого // Проблемы античной культуры: тез. докл. Крымской научн. конф. 19–24 сентября 1988 г. – Симферополь: СГУ им. М.В. Фрунзе, 1988. – Т. 2. – С. 191–192. 0,1 п.л.

28.Шулова Я.А. Андрей Белый – интерпретатор и исследователь творчества Пушкина // Пушкин и Крым: Тезисы Крымской научн. конф. 24–29 сент. 1989 г. – Симферополь: СГУ им. М.В. Фрунзе, Ялтинский исторический музей, 1989. – С. 68. 0,1 п.л.

29.Шулова Я.А. Драматургия Андрея Белого // Анализ художественного произведения в школе и вузе: методические рекомендации. – Горький: ГГПИ,

1989. – С. 42–45. 0,2 п.л.

30.Шулова Я.А. Черты символистской поэтики в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Анализ художественного произведения в школе и вузе: методические рекомендации. – Горький: ГГПИ, 1990. – С. 43–45. 0,1 п.л.

31.Шулова Я.А. М.А. Волошин и А. Белый // Проблемы художественного метода русской литературы конца XIX – начала ХХ веков: Тезисы докладов Крымской научно-теоретической конф. 18–19 сентября 1990 г. – Симферополь: СГУ им. М.В. Фрунзе, 1990. – С. 86–88. 0,1 п.л.

32.Шулова Я.А. Пушкинские мотивы в романе А. Белого «Петербург» // Анализ художественного произведения в школе и вузе: методические рекомендации. – Нижний Новгород: НГПИ, 1991. – С. 34–35. 0,1 п.л.

33.Шулова Я.А. «Подсознательный мир» в произведениях И.А. Бунина и А. Белого // Бунин и русская литература: тез. межвузовской научной конф. 20–23 октября 1990 г. – Елец: ЕГПИ, 1990. – С. 49–50. 0,1 п.л.

34.Шулова Я.А. «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова и евангельская этика в русской литературе ХХ века // Республиканские Булгаковские чтения 1991: тез. докл. – Черновцы: ЧГУ им. Ю. Федьковича, ГИЛ УАН, 1991. – С. 102–103. 0,1 п.л.

35.Шулова Я.А. Взаимодействие и синтез искусств в романе А. Белого «Петербург» // Проблемы синтеза искусств: материалы научной конф. 2-3 октября 1990. – Тюмень: ТГИИиК, 1991. – С. 94–97. 0,2 п.л.

36.Шулова Я.А. Экологичность русской литературы конца XIX – начала ХХ века» // Вопросы экологии и безопасности жизнедеятельности: сб. науч. статей. – Вологда – Молочное: ВГМХА им. Н.В. Верещагина, МАНЭБ, 2001. – Вып. 4. – С. 83–85. 0,2 п.л.

37.Шулова Я.А. Человек. Социум. Космос // Перспективные направления научных исследований молодых ученых Северо-Запада России: сб. статей. – Вологда – Молочное: ВГМХА им. Н.В. Верещагина, 2001. – С. 158–162. 0,3 п.л.

38.Шулова Я.А. Ценности античного мира и русская культура ХХ века // Перспективные направления научных исследований молодых ученых Северо-Запада России: сб. ст. – Вологда – Молочное: ВГМХА им. Н.В. Верещагина, 2001. – С. 154–158. 0,2 п.л.

39.Шулова Я.А. Терроризм как тип политического поведения и его истоки в зеркале литературного процесса конца XIX – начала ХХ века // Россия в глобальном мире: труды I-й Всероссийской научно-теоретической конф. – СПб.: СПбГПУ, 2003. – С. 398–399. 0,1 п.л.

40.Шулова Я.А. Мудрость и красота (А. Белый и культура Востока) // Труды II-й Всероссийской научно-теоретической конф. – СПб.: СПбГПУ, 2003. – С. 266–271. 0,3 п.л.

41.Шулова Я.А. Петербург и «Петербурги» А. Белого // Нева. – 2003. – № 8. – С. 237–243. 0,4 п.л.

42.Шулова Я.А. «Петербург» Андрея Белого и искания в русской и европейской живописи конца XIX – начале ХХ века // Нева. – 2004. – № 9. – С. 258– 260. 0,2 п.л.

43.Шулова Я.А. «Петербург» прорастает в «Москве» // Нева. – 2004. – № 5. – С. 231–235. 0,2 п.л.

44.Шулова Я.А. Драматургические адекваты «Москвы» // Вопросы филологии. – СПб.: СПбГПУ, 2004. – Вып. 10. – С. 111–122. 0,7 п.л.

45.Шулова Я.А. Экология человека в зеркале литературного процесса конца XIX – начала ХХ века // Экология и здоровье: материалы Всероссийской науч но-практической конф. – Вологда: ВоГТУ, 2004. – С. 226–227. – 0,1 п.л.

46.Шулова Я.А. Белый и Кафка // Вопросы филологии. – СПб.: СПбГПУ, 2004. – Вып. 10. – С. 122–134. 0,7 п.л.

47.Шулова Я.А. Фашизм и фашизация как разновидность терроризма (опыт социально-психологического анализа и политического прогноза в «Москве» А. Белого) // Россия в глобальном мире: Труды II Всероссийской научно-теоретической конф. – СПб.: СПбГПУ, 2004. – С. 345–349. 0,3 п.л.

48.Шулова Я.А. И.В. Евдокимов и русская литература конца XIX – начале XX века (по материалам РГАЛИ и архива ВГМХА им. Н.В. Верещагина // Вузовская наука – региону: материалы IV Всероссийской научно-технической конф. – Вологда: ВоГТУ, 2005. – Т. 2. – С. 124–125. 0,1 п.л.

49.Шулова Я.А. Природа как фактор нравственного преображения (от «Петербурга» к «Москве» А. Белого) // Экология и здоровье: материалы Всероссийской научно-практической конф. – Вологда: ВоГТУ, 2005. – 0,4 п.л.

50.Шулова Я.А. А. Белый и М. Пруст (у истоков литературного процесса ХХ века) // Вопросы филологии. – СПб.: СПбГПУ, 2005. – Вып. 11. – С. 139– 150. 0,7 п.л.

51.Шулова Я.А. Новаторство Андрея Белого и русская литература эмиграции и изоляции // Вопросы филологии. – СПб.: СПбГПУ, 2005. Вып. 11. – С.151–173. 1,4 п.л.

52.Шулова Я.А. Язык Андрея Белого как методический инструментарий преподавания русского языка и культуры в сельскохозяйственном и техническом вузе (к постановке вопроса) // Вопросы методики преподавания в вузе. – СПб.: СПбГПУ, 2005. – С. 127–129. 0,1 п.л.

53.Шулова Я.А. Фауна в «Москве» А. Белого // Новые технологии в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции: межвузовские научные труды. – Вологда – Молочное: ВГМХА им Н.В. Верещагина, 2005. – С. 137–140. 0,3 п.л.

54.Шулова Я.А. Человек и среда в «Москве» А. Белого // Новые технологии в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции: межвузовские научные труды. – Вологда – Молочное: ВГМХА им Н.В. Верещагина, 2005. – С. 140-142. 0,1 п.л.

55.Шулова Я.А. Мир, война и мессианическая роль России в социально-исторических раздумьях А. Белого // Россия в глобальном мире: труды III научно-теоретической конф. – СПб.: СПбГПУ, 2005. – С. 234–238. 0,2 п.л.

56.Шулова Я.А. И.В. Евдокимов и древнерусская живопись в художественном сознании конца XIX – начала ХХ века) // Вузовская наука – региону: материалы VI Всероссийской научно-технической конф. – Вологда: ВоГТУ, 2006. – Т. 2. – С. 434–436. 0,1 п.л.

57.Шулова Я.А. Узник ГУЛАГа просил «Петербург» (человеческая ипостась А. Белого) // Нева. – 2006. – № 12. – С. 275–278. 0,2 п.л.

58.Шулова Я.А. Образ России и социально-этическая утопия в произведениях А. Белого // Россия в глобальном мире: труды VI Всероссийской научно-теоретической конф. – СПб.: СПбГПУ, 2006. – С. 175–177. 0,1 п.л.

59.Шулова Я.А. От символистского романа к автобиографической трилогии // Вопросы филологии. – СПб.: СПбГПУ, 2006. – Вып. 12. – С. 175–187. 0,5 п.л.

60.Шулова Я.А. А. Белый и Д. Джойс – реформаторы романа ХХ века // Вопросы филологии. – СПб.: СПбГПУ, 2006. – Вып. 12. – С. 185–198. 0,8 п.л.

61.Шулова Я.А. Язык как элемент культуры (на материалах русской литературы конца XIX – начала ХХ века) // Вузовская наука – региону: материалы V Всероссийской научно-технической конф. – Вологда: ВоГТУ, 2007. – Т. 2. – С. 376. 0,1 п.л.

62.Шулова Я.А. Мотив регресса и деградации в русской литературе конца XIX – начала ХХ века // Россия в глобальном мире: труды V Всероссийской научно-теоретической конф. – СПб.: СПбГПУ, 2007. – С. 177–182. 0,4 п.л.

63.Шулова Я.А. «Маски» А. Белого (некоторые проблемы генезиса поэтики) // Вопросы филологии. – СПб.: СПбГПУ, 2007. Вып. 13. – С. 114–151. 2,0 п.л.

64.Шулова Я.А. Пространство двора Михайловского замка в романе А. Белого «Петербург» // Нева. – 2007. – № 11. – С. 236–240. 0,3 п.л.

65.Шулова Я.А. «Крещеный китаец» А. Белого как этап на пути к московскому циклу // Вопросы филологии. – СПб.: СПбГПУ, 2007. – Вып. 13. – С. 151–167. 1 п.л.

66.Шулова Я.А. Поэтика А. Белого и русская национальная традиция // Россия в глобальном мире: труды VI Всероссийской научно-теоретической конф. – СПб.: СПбГПУ, 2008. – С. 254–259. 0,4 п.л.

67.Шулова Я.А. Московские повести А.В. Чаянова как явление русского символизма // Вопросы филологии. – СПб.: СПбГПУ, 2008. – Вып. 14. – С. 88– 107. 0,5 п.л.

68.Шулова Я.А. Музыкальные мелодии и музыкальные термины в романном цикле А. Белого «Москва» // Вопросы филологии. – СПб.: СПбГПУ, 2009. – Вып. 15. – С. 137–150. 0,8 п.л.

69.Шулова Я.А. Транснациональная преступность в «Москве» А. Белого // Россия в глобальном мире: труды VII Всероссийской научно-теоретической конф. – СПб.: СПбГПУ, 2009. – С. 71–76. 0,4 п.л.

70.Шулова Я.А. Мифы и фольклор в «Москве» А. Белого // Междисциплинарные связи при изучении литературы: труды Всероссийской научной конф. – Саратов: СГУ им. Н.Г. Чернышевского, педагогический институт, 2010. – С. 16–20. 0,3 п.л.

71.Шулова Я.А. Г. Ибсен в творческом сознании А. Белого // Русско-зарубежные литературные связи: межвузовский сб. научн. трудов. – Н. Новгород: НГПУ им. Козьмы Минина, 2010. – С. 339–342. 0,3 п.л.

72.Шулова Я.А. А. Белый и О. Хаксли (некоторые вопросы поэтики) // Вопросы филологии. – СПб.: СПбГПУ, 2010. – Вып. 16. – С. 108–116. 0,5 п.л.

73.Шулова Я.А. А.П.Чехов в творческом сознании XX века – начала XXI века (от А.Белого до Б. Акунина) // Вопросы филологии. – СПб.: СПбГПУ, 2010. – Вып. 16. – С. 128–136. 0,5 п.л.

74.Шулова Я.А. Вологодская земля в судьбе и творчестве русских символистов // Вузовская наука – региону: материалы 9-й Всероссийской научно-теоретической конф. – Вологда: ВоГТУ, 2011. – С. 373-374. 0,1 п.л.

75.Шулова Я.А. «Кризисы» А. Белого и современный системный кризис России // Россия в глобальном мире: труды 9-й Всероссийской научно-теоретической конференции. 11-12 мая 2011. – СПб.: СПб ГПУ, 2011. – С. 237– 240. 0,1 п.л.

76.Шулова Я.А. Лирические адекваты романа А. Белого «Петербург» // Вопросы филологии. – СПб.: СПбГПУ, 2011. – Вып. 17. – С. 128–136. 0,6 п.л.

77.Шулова Я.А. Раннее творчество А.В. Чаянова как явление постсимволизма // Словесное искусство Серебряного века и Русского зарубежья в контексте эпохи. – М.: МГОУ, 2012. – Ч. 2. – С. 257–270. 0,3 п.л.

78.Шулова Я.А. Мотив вампиризма в русской литературе ХХ века и романе М. Элиаде «Девица Кристина» // Русско-зарубежные литературные связи. – Н.Новгород: НГПУ им. Козьмы Минина, 2012. – С. 309–314. 0,4 п.л.

79.Шулова Я.А. Русская литература ХХ века и М. Элиаде (особенности поэтики) // Вопросы филологии. – СПб.: СПбГПУ, 2012. – Вып. 18. – С. 105–114. 0,7 п.л.

80.Шулова Я.А. Корни экспрессионизма в «Москве» Андрея Белого // Вопросы филологии. – СПб.: СПбГПУ, 2013. – Вып. 19. – С. 96–103. 0,8 п.л.

81.Шулова Я.А. Живопись экспрессионизма и «Москва» Андрея Белого // Междисциплинарные связи при изучении литературы: труды V международной научн. конф. – Саратов: СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Институт филологии и журналистики, 2014. – Вып. 5.– С. 114–119. 0,5 п.л.

82.Шулова Я.А. Экспрессионизм в романе Андрея Белого «Маски» // Словесное искусство Серебряного века и Русского зарубежья в контексте эпохи. Смирновские чтения: сб. статей по итогам Международной научной конференции (г. Москва, МГОУ, 16-17 сентября 2013 года). – М.: МГОУ, 2015. – С. 130-134. 0,3 п.л.