- Одним из способов проявления авторского сознания в литературном творчестве Екатерины II является «галантный диалог», основанный на равносвободном общении участников беседы, которая строится с учетом ролей Рыцарь‒Дама.
- «Галантный диалог» в русской литературе до второй половины XVIII века (эпохи Екатерины II) отсутствовал, поскольку ни литературная ситуация, ни идеология властительниц не были ориентированы на установление коммуникации между властью и подданными.
- Письма Екатерины II к Ч. Г. Уильямсу, английскому послу в России, Вольтеру, И. Д. Бьельке и С. А. Понятовскому являются моделью и манифестом галантного (учтиво-игрового) диалога как универсальной формы утверждения и освоения просветительских идей.
- В «Записках», в которых совмещаются образы автора (просвещенной государыни и галантной героини, осваивающей нравы и обычаи русского двора), Екатерина II формулирует предназначавшиеся для придворных правила поведения. В их основу кладется рациональность и свободолюбие, в аспекте которых Екатерина оценивает своих предшественников на троне - Елизавету Петровну и Петра III.
- Произведения Екатерины, созданные в малых жанрах эрмитажного салона, используют потенциал галантной культуры рококо для формирования модели межличностного диалога по вертикали и горизонтали. Соединение учтивости с игривостью и самоиронией способствует взаимоотражению и взаимопроникновению личностных позиций и интенций.
- Письма Екатерины к Г.А. Потёмкину передают представление императрицы о его личности и характере их отношений в качестве идеала эпохи Просвещения. Идеал личности составляет гармония дела и забавы, а идеал отношений - гармония любовного влечения, дружбы и сотрудничества в государственном строительстве.
- В нравоучительных комедиях императрица проецирует модель взаимоотношений полов и поколений в дворянском обществе и семье. В этих отношениях галантность проявляет духовную состоятельность личности как условие ее способности к полноценному диалогу.
- В «Сказке о царевиче Хлоре», синтезирующей сюжетно-смысловые элементы различных прозаических жанров эпохи, Екатерина создает эзотерико-просветительскую модель воспитания дворянина. Смысл инициационного путешествия героя состоит в усвоении рациональных этических принципов, а жанр сказки создает галантно-воспитательную модель диалога царицы и дворянства.
- Ода Г. Р. Державина «Фелица» и поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» выступают этапами эволюции «галантной» (учтиво-«игривой») формы литературного диалога дворянина с царицей, инициированного литературным творчеством и литературной деятельностью Екатерины II.
1) Акимова Т. И. Роль литературного творчества Екатерины II в становлении дворянского самосознания конца XVIII – начала XIX века / Т. И. Акимова. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2013. – 275 с. (16, 04 п. л.).
Публикации в рецензируемых научных журналах и изданиях, входящих в Перечень ВАК Министерства образования и науки РФ
2) Акимова Т. И. Жанровые и сюжетные источники «Сказки о Хлоре» Екатерины II как компоненты её смысла / Т. И. Акимова. – Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2009. – № 4. – С. 192–195.
3) Акимова Т. И. Национальный миф об империи в драматургии поэтов «чистого искусства» / Т. И. Акимова // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2009. – № 1 (16). – С. 4–9.
4) Акимова Т. И. Литературный диалог Екатерины II и Г. Р. Державина об отношениях монархии и дворянства («Сказка о царевиче Хлоре» и державинский цикл стихотворений о Фелице) / Т. И. Акимова // Известия Волгоградского государственного университета. Сер. Филологические науки. – 2010. – № 5 (59). – С. 134–138.
5) Акимова Т. И. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче» как возможное продолжение диалога Екатерины II и Державина / Т. И. Акимова // Вестник Новгородского государственного университета. Сер. Филология. – 2010. – Т. 56. – С. 8–11.
6) Акимова Т. И. «Память» о литературном диалоге Екатерины II и Г. Р. Державина в дружеском послании конца XVIII – начала XIX века / Т. И. Акимова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2010. – № 3 (7). – С. 21–25.
7) Акимова Т. И. Смысл жизни дворянина в екатерининской «Сказке о царевиче Февее» и державинской оде «Решемыслу» / Т. И. Акимова // Проблемы истории, филологии, культуры. – М.‒Магнитогорск-Новосибирск: РАН, 2010. – № 4 (30). – С. 257–263.
8) Акимова Т. И. Эрмитажный салон Екатерины II: между французскими салонами и Российской Академией / Т. И. Акимова // Вестник Татарского гос. гуманитарно-педагогического ун-та, 2010. – № 1 (19). – С. 4–8.
9) Акимова Т. И. Жанр анекдота в творчестве Екатерины II / Т. И. Акимова // Вестник МГОУ. Русская филология. – 2011. – № 5. – С. 83–88.
10) Акимова Т. И. Образование и воспитание подданного как литературная стратегия Екатерины II в переписке с Г. А. Потемкиным / Т. И. Акимова // Интеграция образования. – 2011. – № 1. – С. 29–33.
11) Акимова Т. И. «Ответ» свободных дворян Екатерине II в жанрах дружеского послания и сказочной поэмы конца XVIII – первой четверти XIX века / Т. И. Акимова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. – 2011. – № 1. – С. 78–88.
12) Акимова Т. И. Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» и волшебно-сказочные поэмы к. XVIII – н. XIX века / Т. И. Акимова // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. – 2011. – № 23. – С. 106–115.
13) Акимова Т. И. Единство государственной и семейной морали в комедиях Екатерины II / Т. И. Акимова // Вестник Балтийского государственного университета им. И. Канта. – 2012. – № 8. – С. 112–118.
14) Акимова Т. И. Масонство как «антипросвещение» в комедиях Екатерины II / Т. И. Акимова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2012. – т. 14. – № 2 (4). – С. 984–989.
15) Акимова Т. И. Письмо Екатерины II к Понятовскому как прообраз будущих «Записок Екатерины II» / Т. И. Акимова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2012. – № 7. – С. 189–198.
16) Акимова Т. И. Правила просвещенного монарха в «Записках императрицы Екатерины II» / Т. И. Акимова // Вестник Пермского университета. – 2012. – № 3 (19). – С. 75–83.
17) Акимова Т. И. Роль и место галантного дискурса в письмах Екатерины II 1762‒1774 / Т. И. Акимова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. – 2012. – №4. – С. 15–21.
18) Акимова Т. И. Становление образа императрицы в письмах великой княгини Екатерины Алексеевны к английскому послу сэру Чарльзу Г. Уильямсу / Т. И. Акимова // Филология и человек. – 2012. – №3. – С. 54–61.
Статьи, опубликованные в других изданиях:
19) Акимова Т. И. Образ путешественника в русской прозе: «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина, «Фрегат "Паллада"» И. А. Гончарова, «Африканский дневник» Н. С. Гумилева / Т. И. Акимова // Проблемы изучения русской литературы ХVIII века: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 13. – Самара: Изд-во НТЦ, 2007. – С. 361–370.
20) Акимова Т. И. Запад–Восток–Запад: векторы художественной рефлексии в отечественной прозе рубежа ХХ–ХХ1 веков / Т. И. Акимова // Россия и современный мир: проблемы политического развития: Тезисы V Межд. межвуз. науч. конф. – М.: Ин-т бизнеса и политики, 2009. – С. 190–191.
21) Акимова Т.И. «Сказка о царевиче Февее» Екатерины Второй в контексте европейской литературной традиции / Т. И. Акимова // Русско-зарубежные литературные связи. – Н. Новгород: НГПУ, 2010. – С. 9–11.
22) Акимова Т. И. Жанровые источники драматургии Екатерины II / Т. И. Акимова // Литература и театр: проблемы диалога: Сб. науч. ст. – Самара: ООО «Офорт», 2011. – С. 10–17.
23) Акимова Т. И. Идеология Эрмитажного салона Екатерины II в литературном объединении «Арзамас» / Т. И. Акимова // Актуальные вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков: Материалы 3-ей междунар. научно-практической конференции. – СПб.: ГПА, 2011. – Т. 2. – С. 131–135.
24) Акимова Т. И. Образ екатерининского вельможи как ренессансной личности в поэзии Г.Р. Державина / Т. И. Акимова // Вопросы филологии. Спецвыпуск VI. Тезисы конференции «Язык, культура, общество» – М., 2011. – С. 262–263.
25) Акимова Т. И. Пародийное творчество Эрмитажного салона Екатерины II / Т. И. Акимова // Проблемы литературного пародирования: материалы междунар. конф. Вып. 2. – Самара: Изд-во Самарского ун-та, 2011. – С. 83–89.
26) Акимова Т. И. Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» как проявление дворянского авторского самосознания конца XVIII – начала XIX века / Т. И. Акимова // Вопросы языка и литературы в современных исследованиях. – М., Ярославль: Ремдер, 2011. – С. 410–415.
27) Акимова Т. И. Программа воспитания и исправления нравов в комедиях Екатерины II / Т. И. Акимова // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Вып. 15. – Самара; СПб.: ООО «Ас Гард», 2011. – С. 182–193.
28) Акимова Т. И. Роль сказок Екатерины II в литературном процессе конца XVIII – первой четверти XIX века / Т. И. Акимова // Эпические жанры в литературном процессе XVIII–XXI веков: забытое и «второстепенное». VII Майминские чтения. 5–9 октября 2011. – Псков: Логос Плюс, 2011. – С. 289–299.
29) Акимова Т. И. Салон Екатерины II и французские салоны эпохи Просвещения: преемственность и принципиальные новации / Т. И. Акимова // Е. Р. Дашкова и екатерининская эпоха: Культурный фундамент современности. – М.: МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2011. – С. 215–225.
30) Акимова Т. И. Дворянская поведенческая норма в драматургии Екатерины II как предмет усвоения и основа рефлексии в русской стихотворной комедии конца XVIII – начала XIX века / Т. И. Акимова // Пушкинские чтения – 2012. «Живые» традиции в литературе: жанр, автор, герой, текст: материалы XVII междунар. науч. конф. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2012. – С. 172–178.
31) Акимова Т. И. Развлекательно-литературный характер салона Екатерины II / Т. И. Акимова // Е. Р. Дашкова и XVIII век: Традиции и новые подходы. – М.: МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2012. – С. 188–198.
32) Акимова Т. И. «Сказка о царевиче Хлоре» Екатерины II: пространство идиллии как поле воспитания и государственного строительства / Т. И. Акимова // XVIII век. Вып. 8: Литература в эпоху идиллий и бурь. – М.: МГУ, 2012. – С. 227–236.
33) Акимова Т. И. Автор – герой – читатель в мемуарах Екатерины II / Т. И. Акимова // Пушкинские чтения-2013. Художественные стратегии классической и новой литературы: жанр, автор, текст: материалы XVIII международной науч. конф. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2013. – С. 87–97.
34) Акимова Т. И. Выражение личностного самосознания в «малых жанрах» Эрмитажного салона Екатерины II / Т. И. Акимова // Е. Р. Дашкова в кругу современников: исторические личности и эпоха. – М.: МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2013. – С. 262–269.
35) Акимова Т. И. Жанр афоризма в Эрмитажном салоне Екатерины II / Т. И. Акимова // Актуальные вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков: материалы 5-й межд. научно-практ. конф.– СПб., 2013. – Т. 1. – С. 54–57.
36) Акимова Т. И. Литературное творчество Екатерины II в Эрмитажном салоне / Т. И. Акимова // Русский язык как государственный язык РФ в условиях полиэтнического и поликультурного региона: материалы межрегион. науч. конф., г. Саранск, 22–24 мая 2013 г. – Москва-Саранск: ПРО100 Медиа, 2013. – С. 135–139.
37) Акимова Т. И. Жанр литературного портрета в творчестве Екатерины II / Т. И. Акимова // Духовный потенциал русской литературной классики: сборник научных статей. – М.: ИИУ МГОУ, 2013. – С. 23–28.
38) Акимова Т. И. Проблема галантности в литературном творчестве Екатерины II / Т. И. Акимова // Проблемы изучения русской литературы XVIII века: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 16: Феофан Прокопович и русская литература. От предклассицизма до предромантизма. – Самара: ООО «Ас Гард», 2013. – С. 207–216.
Статьи, изданные за рубежом:
39) Акимова Т. И. «Сказка о царевиче Хлоре» Екатерины II: между Просвещением и рококо // Slovanský áreal a Evropa / Ed. V. Čermák, M. Příhoda. Praha – Červený Kostelec: Nakladatelství Pavel Mervart, 2010. – S. 131–139.
40) Акимова Т. И. Авторские стратегии Екатерины II в переписке с Г. А. Потемкиным // Чтение: рецепция и интерпретация: сб. науч. ст. в 2 ч. – Гродно: ГрГУ, 2011.Ч. 1. – С. 279–284.
41) Акимова Т. И. Императорская литературная политика Екатерины II в жанре сказки // ХII Конгресс МАПРЯЛ «Русский язык и литература во времени и пространстве». – Shangai: Shangai foreign language education paess, 2011. Т. 4. – C. 201–207.
42) Акимова Т. И. Сказки Екатерины II как манифест новой жанровой нормы просвещенного абсолютизма // Bajka w przestr zeninaukowej i edukacyjnej. – Olsztynie: Warminsko-mazurski universytet, 2011. – C. 125–137.
43) Акимова Т. И. Диалог Великой княгини Екатерины Алексеевны с польским анонимным автором о месте и роли женщины в обществе: к вопросу о функционировании жанра анекдота в творчестве Екатерины II // Acta Polono-Ruthenica. – Olsztyn, 2012. – Т. XVI. – C. 7–17.
44) Акимова Т. И. Сюжетно-смысловые источники комедий Екатерины II // Eзикъ и културата в съвременния свят. Международна научна конференция. Бургас, юни 2012 г. – Бургас, 2012. – C. 25–33.
45) Акимова Т. И. Courteous discourse as educational in letters Katarines II of 1762–1774 // Science and Education. Materials of the international research and practice conference. – Wiesbaden, 2012. – P. 207–214.
46) Акимова Т. И. Литературный диалог Екатерины II и Г. Р. Державина («Сказка о царевиче Хлоре» и ода «Решемыслу») // IDIL. Sanatve Dil Dergisi. – 2013. – № 7. Cilt 2. – P. 198–214.
47) Акимова Т. И. Проблема просвещенного правления в письмах Великой княгини Екатерины Алексеевны к Английскому послу Ч. Уильямсу // Cultural Studies. Letter in Literature and Culture.V. – Daugavpils, 2013. – P. 37‒44.