Научная тема: «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЕЁ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Специальность: 08.00.05
Год: 2013
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. сформулировано и обосновано авторское понимание социальной сферы как сферы полезной деятельности, направленной непосредственно на развитие человеческого капитала, порождающей (с точки зрения государства и органов местного самоуправления) экстерналии в виде положительных социальных эффектов, возникающих в результате оказания услуг или предоставления помощи (в натуральной или денежной форме); данное понимание позволяет избежать расширительного отнесения к социальной сфере ряда видов производственной деятельности, сопровождаемых экстерналиями;
  2. показано, что к социальным услугам целесообразно относить услуги социальной сферы, обладающие следующими существенными признаками: субъектами, правомочно формулирующими требования к объему их производства, потребительским свойствам и эффектам от их оказания, являются как их непосредственные потребители, так и субъекты, представляющие государство, муниципалитеты и сообщества; финансирование услуг полностью или частично осуществляется за счет бюджетных средств; услуги предоставляются преимущественно государственными или муниципальными учреждениями;
  3. выявлена специфика организации предоставления социальных услуг, состоящая в том, что потребление социальной услуги является необходимым, но недостаточным условием создания запланированных социальных эффектов, потребитель предъявляет запрос на потребительские свойства социальных услуг и индивидуальные эффекты, а не на ожидаемые социальные эффекты, часть видов деятельности организаций-производителей данных услуг не являются социальными услугами, а значит, не могут непосредственно порождать социальные эффекты; данная специфика приводит к противоречивости требований непосредственных потребителей социальных услуг и субъектов, заинтересованных в предоставлении социальных услуг и их оплачивающих (государство и муниципалитеты), в результате чего последние не предъявляют или ограниченно предъявляют требования к объему их производства и (или) потребительским свойствам (не в полной мере являются заказчиками услуг), предъявляя требования к некоторым функциям, реализуемым соответствующими учреждениями, и (или) к качеству производства услуг;
  4. показано, что в ситуации, когда потребители социальных услуг и сообщества не располагают способами трансформации своих запросов в заказ производителю, возникает несоответствие объема производства и потребительских свойств услуг названным запросам; основным способом устранения названного несоответствия является задействование механизмов перевода потребителей (и опосредующих их потребности сообществ) в категорию заказчиков, каковыми могут служить квазирыночные механизмы бюджетного финансирования и механизмы передачи полномочий принятия важнейших решений на уровне производителей социальных услуг потребителям и опосредующим их сообществам;
  5. определены содержание и границы применения понятия «территориально-отраслевой комплекс социальных услуг»: целесообразно выделять такие комплексы для социальных услуг (образование, здравоохранение, культура, физическая культура и спорт, социальное обслуживание), оказание которых осуществляется государственными (муниципальными) учреждениями, обслуживающими население данной территории, в отношении которых соответствующим государственным (муниципальным) отраслевым органом управления осуществляются полномочия учредителя;
  6. показана целесообразность рассмотрения территориально-отраслевых комплексов социальных услуг как структурно изоморфных территориально-распределенным производственным структурам холдингового типа по отношению к учреждениям-производителям услуг, то есть систем, в которых управляющие компании институционально отделены от непосредственных производителей товаров (услуг), выявлено сходство функций органа управления территориальным комплексом социальных услуг и функций управляющей компании холдинга по отношению к подведомственным учреждениям-производителям социальных услуг, при этом показано, что в реализации данных функций имеется специфика: орган управления муниципальным комплексом социальных услуг лишен части функций управляющей компании, в то время как орган управления региональным комплексом социальных услуг выполняет некоторые функции управляющей компании холдинга по отношению к учреждениям-производителям соответствующих услуг, не входящим в состав регионального комплекса, а также по отношению к муниципальным комплексам социальных услуг в целом, аналогично орган управления региональным комплексом также лишен части функций управляющей компании, реализуемых на федеральном уровне;
  7. на основе выявленной специфики социальных услуг разработана методология повышения эффективности организации производства социальных услуг в территориально-отраслевых комплексах: сформулирован принцип разграничения функций учреждений-производителей социальных услуг и органов управления; определены функции субъекта управления территориально-отраслевого комплекса социальных услуг: постановка задач перед непосредственными производителями социальных услуг, входящими в соответствующий комплекс (в случае регионального органа - и перед муниципальными органами управления), и обеспечение реализации этих задач соответствующими ресурсами посредством модификации задействованных в территориально-отраслевом комплексе специфических механизмов органа управления (механизмов финансирования и взаимодействия территориальных комплексов с субъектами внешней среды (обеспечивающих перевод потребителей в категорию заказчиков), а также оптимизации структуры сетей организаций-производителей социальных услуг; механизмов работы с кадрами и механизмов контроля функционирования и мониторинга в территориальном комплексе);
  8. разработаны теоретические основы построения мониторинга деятельности субъекта управления территориально-отраслевым комплексом социальных услуг, обеспечивающего повышение эффективности организации предоставления социальных услуг: мониторинг должен рассматриваться как средство индикативного управления посредством влияния на деятельность и профессиональное сознание всех субъектов управления путем задания индикаторов, которые должны демонстрировать непосредственные результаты деятельности субъекта управления (т.е. результаты функционирования специфических механизмов органа управления территориально-отраслевым комплексом социальных услуг), а не результаты производственного процесса в управляемой системе и, тем более, не социальные эффекты;
  9. разработаны методические основы построения мониторинга деятельности субъекта управления территориальным комплексом социальных услуг, включающие методические принципы построения индикаторов (при расчете численных значений индикаторов должны использоваться данные государственной статистической отчетности или информация, полученная в ходе осуществления официальных оценочных процедур; при расчете индикаторов должна использоваться легко верифицируемая информация, полученная в результате ответов субъектов управления территориального комплекса социальных услуг на запросы вышестоящих органов; использование индикаторов не должно предполагать интерпретации собираемой информации), а также типологию индикаторов для мониторинга, содержательно формируемыx как абсолютное или относительное количество учреждений, обладающих определенными характеристиками; абсолютное или относительное количество получателей услуг, подпадающих под определенное условие; абсолютное или относительное количество персонала организаций-производителей социальных услуг региона (муниципалитета), обладающих определенными характеристиками или подпадающих под определенное условие; абсолютные или относительные характеристики качества социальных услуг, соотносимые с вкладом органа управления; абсолютные или относительные величины ресурсов (в натуральном выражении) или финансовых ресурсов; или как более сложные комбинации названных типов;
  10. выявлены основные направления использования мониторинга деятельности субъектов управления территориально-отраслевыми комплексами социальных услуг в целях повышения их эффективности: самодиагностика деятельности органов управления территориально-отраслевыми комплексами социальных услуг; постановка целей руководством органа управления территориально-отраслевыми комплексами социальных услуг при планировании деятельности органа и задач перед его сотрудниками; отслеживание региональным отраслевым органом управления деятельности муниципального органа управления; постановка региональным органом управления целей перед муниципальным органом управления; отслеживание представительным и исполнительным органом местного самоуправления деятельности муниципального органа управления; постановка представительным и исполнительным органом местного самоуправления целей перед муниципальным органом управления; отслеживание органами законодательной и исполнительной власти субъекта Российской Федерации деятельности исполнительного органа местного самоуправления; постановка органами законодательной и исполнительной власти субъекта Российской Федерации целей перед исполнительным органом местного самоуправления; в качестве критериев оценки муниципальных программ развития социальных услуг, заявок на участие в региональных программах, представляемых муниципалитетами с целью получения финансирования или ресурсов с регионального уровня;
  11. выявлено, что более половины показателей, применяемых для оценки результативности органов исполнительной власти Самарской области, осуществляющих реализацию государственной политики в сфере социальных услуг, предполагает дополнительную интерпретацию своих значений, т.е. не задает целевую ориентацию для деятельности соответствующих территориально-отраслевых комплексов, а также то, что не более трети используемых показателей ориентируют органы управления на изменение специфических механизмов органа управления территориально-отраслевым комплексом социальных услуг;
  12. разработаны инструменты мониторинга деятельности региональных и муниципальных органов управления территориально-отраслевыми комплексами образовательных услуг как средства индикативного управления повышением эффективности организации производства данных услуг, апробация которых показала их эффективность.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Иванов, М.Ю. Оценка эффективности деятельности территориальных органов управления образованием: индикативный подход: монография [Текст] / Л.И. Фишман, М.Ю. Иванов. - Самара: Изд-во СГПУ, 2008. - 156 с. - 19,5/10,0 печ. л.

2. Иванов, М.Ю. Совершенствование финансирования дошкольного и дополнительного образования: модели и организационно-финансовые механизмы: монография [Текст] / Л.И. Фишман, М.Ю. Иванов, Е.А. Негрей. - Самара: ПГСГА, 2010. - 188 с. - 11,75/7,5 печ. л.

3.Иванов, М.Ю. Мониторинг эффективности органов управления территориально-отраслевыми комплексами образовательных услуг: монография [Текст] / М.Ю. Иванов. - Самара, 2011. - 172 с. - 10,75 печ. л.

4.Иванов, М.Ю. Теоретические основы мониторинга эффективности органов управления территориально-отраслевыми комплексами социальных услуг: монография [Текст] / М.Ю. Иванов. - Самара: ПГСГА, 2011. - 164 с. - 10,25 печ. л.

Статьи в изданиях, определенных ВАК для публикации результатов научных исследований

5.Иванов, М.Ю. Классификация обратных связей в управлении вузом [Текст] / М.Ю. Иванов // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена: Общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, экономика, право, история, социология, педагогика, психология: Науч. журн. – СПб, 2008. - № 11 (66). - С. 203-209. - 0,75 печ. л.

6.Иванов, М.Ю. Разработка индикаторов эффективности модернизации управления территориальной системой образования: постановка проблемы и теоретические подходы [Текст] / М.Ю. Иванов // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. - 2008. - № 9 (47). - С. 29-33. - 0,6 печ. л.

7.Иванов, М.Ю. Методические основы разработки индикаторов эффективности моделей управления территориальной системой образования на основе округов [Текст] / М.Ю. Иванов // Проблемы современной экономики: Евразийский междунар. науч.- аналит. журн. - СПб., 2008. - № 3 (27). - С. 491-495. - 0,5 печ. л.

8.Иванов, М.Ю. Территориальная система образования как структура типа «холдинг»: вопросы оценки эффективности органа управления [Текст] / М.Ю. Иванов // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. - 2008. - № 10 (48). - С. 47-51. - 0,6 печ. л.

9.Иванов, М.Ю. Мониторинг деятельности территориальных органов управления образованием: вопросы разработки индикаторов [Текст] / Л.И. Фишман, М.Ю. Иванов // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. - 2008. - № 11 (49). - С. 122-126. - 0,5/0,4 печ. л.

10.Иванов, М.Ю. Методика разработки индикаторов для мониторинга деятельности территориальных органов управления образованием [Текст] / Л.И. Фишман, М.Ю. Иванов // Проблемы современной экономики: Евразийский междунар. науч.-аналит. журн. - СПб., 2009. - № 1 (29). - С. 438-441. - 0,5/0,4 печ. л.

11.Иванов, М.Ю. Мониторинг деятельности органов управления образованием как механизм индикативного управления развитием территориальных образовательных систем [Текст] / Л.И. Фишман, М.Ю. Иванов // Проблемы современной экономики: Евразийский междунар. науч.-аналит. журн. - СПб., 2009. - № 2 (30). - С. 382-384. - 0,5/0,25 печ. л.

12.Иванов, М.Ю. Разработка прогноза развития региональных систем образования с использованием индикаторов эффективности деятельности органа управления [Текст] / М.Ю. Иванов // Вестн. Самар. гос. ун-та путей сообщения. - 2009. - Вып. 6 (18). - Т. 1. - С. 58-59. - 0,25 печ. л.

13.Иванов, М.Ю. Индикаторы для мониторинга деятельности территориальных органов управления образованием: методические вопросы разработки [Текст] / М.Ю. Иванов // Вестн. Самар. гос. ун-та путей сообщения. - 2009. - Вып. 6 (18). - Т. 1. - С. 60-64. - 0,5 печ. л.

14.Иванов, М.Ю. Теоретические основы оценки эффективности деятельности территориального органа управления образованием [Текст] / М.Ю. Иванов, Л.И. Фишман // Вестн. Самар. гос. ун-та путей сообщения. - 2009. - Вып. 6 (18). - Т. 1. - С. 64-69. - 0,5/0,25 печ. л.

15.Иванов, М.Ю. Оценка эффективности территориального органа управления образованием на основе методологии сложных организационных систем [Текст] / М.Ю. Иванов // Вестн. Самар. гос. ун-та путей сообщения. - 2010. - Вып. 2 (20). - С. 16-20. - 0,65 печ. л.

16.Иванов, М.Ю. Модернизация организационно-финансовых механизмов в территориальных системах образования [Текст] / М.Ю. Иванов, Л.И. Фишман // Вестн. Самар. гос. ун-та путей сообщения. - 2010. - Вып. 3 (9). - С. 32-37. - 0,8/0,4 печ. л.

17.Иванов, М.Ю. Разработка управленческих процедур на основе процессного подхода: теория, методология, методика [Текст] / М.Ю. Иванов, Л.И. Фишман, Н.Н. Матвеева // Вестн. Самар. гос. ун-та путей сообщения. - 2010. - Вып. 4 (10). - С. 20-25. - 0,8/0,4 печ. л.

18.Иванов, М.Ю. Методика разработки инновационных управленческих процедур на основе процессного подхода [Текст] / М.Ю. Иванов, Л.И. Фишман, Н.Н. Матвеева // Вестн. ун-та. - 2011. - № 2. - С. 230-237. - 0,75/0,5 печ. л.

19.Иванов, М.Ю. Проектирование индикаторов эффективности управления территориально-отраслевыми комплексами социальных услуг [Текст] / М.Ю. Иванов // Науч. обозрение. - 2011. - № 5. - С. 529-535. - 0,5 печ. л.

20.Иванов, М.Ю. Мониторинг эффективности деятельности органов управления территориально-отраслевыми комплексами социальных услуг: методологические положения // Вестн. ун-та. - 2012. - № 12. - С. 164-172. - 0, 5/0,4 печ. л.

Публикации в других изданиях, брошюры

21.Иванов, М.Ю. Доступность, качество здравоохранения и образования: результаты реформ [Текст] / М.Ю. Иванов // Стратегическое управление: регион, город, предприятие: материалы всерос. науч.-практ. конф. Н.Новгород: 10-12 окт. 2002 г. – Н.Новгород: НИМБ, 2002. - С. 76-77. - 0,25 печ. л.

22.Иванов, М.Ю. Экономика образования: Учеб.-метод. пособие. [Текст] / Иванов М.Ю. - Самара, Изд-во СГПУ, 2002. - 80 с. – 5,0 печ. л.

23.Иванов, М.Ю. Педагогический труд: организация, нормирование и оплата: Метод. разработка по курсу "Экономика образования" [Текст] / М.Ю. Иванов. - Самара, 2003. - 16 с. – 1,0 печ. л.

24. Иванов, М.Ю. Экономическая эффективность образования: Метод. рекомендации [Текст] / М.Ю. Иванов, Я.М. Сагдеев. - Самара, 2004. - 16 с. – 1,0 печ. л.

25.Иванов, М.Ю. Индикативное управление территориальной системой образования: проблемы разработки индикаторов [Текст] / М.Ю. Иванов, Л.И. Фишман // Вестн. Самар. гос. пед. ун-та. Социальный менеджмент и управление образованием / Гл. ред. проф. Л.И.Фишман. №2 (2006). Самара: Изд-во СГПУ, 2006. - С. 3-16 . - 0,8/0,4 печ. л.

26.Иванов, М.Ю. Повышение качества управления высшей школой как условие экономической динамики [Текст] / М.Ю. Иванов // Перспективы роста российской экономики: межвуз. сб. науч. ст. / под. ред. Ю.Г. Бреусова. - Самара: Изд-во «Самар. ун-т», 2006. - С. 156-162. - 0,4 печ. л.

27.Иванов, М.Ю. Финансовые механизмы в управлении высшей школой [Текст] / М.Ю. Иванов // О Вы, которых ожидает Отечество...: Сб. науч. тр. молодых ученых, аспирантов и студентов. – Вып. 7. - Самара: Изд-во «НТЦ», 2006. - С. 83-87. - 0,5 печ. л.

28.Иванов, М.Ю. Концепция построения индикаторов эффективности деятельности территориального органа управления образованием [Текст] / М.Ю. Иванов // Вестн. Междунар. ин-та рынка. - 2007. - № 2 (3). - С. 176-181. - 0,6 печ. л.

29. Иванов, М.Ю. Механизмы общественного управления образовательным учреждением: Учеб.-метод. материалы [Текст] / М.Ю. Иванов, Л.И. Фишман. - Самара: Изд-во «НТЦ», 2007. – 55 с. - 3,5/2,0 печ. л.

30.Иванов, М.Ю. Индикативное планирование в деятельности муниципального органа управления образованием [Текст] / М.Ю. Иванов // Инновационные технологии научных исследований социально-экономических процессов: сб. ст. VI Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008. - С. 103-105.- 0,25 печ. л.

31.Иванов, М.Ю. Сборник программ для слушателей курсов повышения квалификации работников государственных и муниципальных органов управления образованием Московской области, специалистов Министерства образования Московской области [Текст] / В.В. Дудников, М.Ю. Иванов, Л.И. Фишман. - М.: ООО «Диона», 2008. - 48 с. - 3,0/1,0 печ. л.

32.Иванов, М.Ю. Методические рекомендации для работников государственных и муниципальных органов управления образованием Московской области на курсах повышения квалификации [Текст] / В.В. Дудников, М.Ю. Иванов, Л.И. Фишман. - М.: ООО «Диона», 2008. - 48 с. - 3,0/1,0 печ. л.

33.Иванов, М.Ю. Система индикаторов эффективности деятельности территориального органа управления образованием: методологические принципы построения [Текст] / М.Ю. Иванов // Современный российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие: сб. ст. VIII Междунар. науч.-метод. конф. - Пенза, 2008. - С. 58-60. - 0,25 печ. л.

34.Иванов, М.Ю. Самодиагностика результатов управленческой деятельности муниципального органа управления образованием с использованием индикаторов эффективности управления [Текст] / М.Ю. Иванов // Математические методы и информационные технологии в экономике, социологии и образовании: сб. ст. ХХI Междунар. науч.-техн. конф. - Пенза, 2008. - С. 152-154.- 0,25 печ. л.

35.Иванов, М.Ю. Прогнозирование развития региональной системы образования с использованием индикаторов эффективности управления [Текст] / М.Ю. Иванов // Проблемы теории и практики формирования белорусской экономической модели (к 120-летию со дня рождения В.В. Куйбышева). Сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. 30 мая 2008 г., г.Минск / Ин-т экон. НАН Беларуси. – Минск: Право и экономика, 2008. - С. 425-427. - 0,25 печ. л.

36.Иванов, М.Ю. Оценка реализации региональных программ модернизации управления образованием с использованием индикаторов: вопросы методологии [Текст] / М.Ю. Иванов // Развитие хозяйства регионов как фактор роста национальной экономики: Сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. (г.Армавир, 15-16 мая 2008г.) / Под ред. К.К. Чарахчяна. – Армавир: РИЦ АГПУ, 2008. - С. 148-153. - 0,35 печ. л.

37.Иванов, М.Ю. Квалиметрические проблемы оценки эффективности управления территориальными системами образования [Текст] / М.Ю. Иванов, Л.И. Фишман // Менеджмент организации: Сб. науч. тр., вып. 2 / Под ред. Б.Н. Герасимова. – Самара: МАКУ, ПДЗ, СГАУ, 2008. - С. 93-99. - 0,5/0,25 печ. л.

38.Иванов, М.Ю. О применении индикаторов эффективности управления территориальной системой образования [Текст] / М.Ю. Иванов // Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов: сб. ст. VII Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008. - С. 85-87. - 0,25 печ. л.

39.Иванов, М.Ю. Использование индикаторов эффективности управления для прогнозирования развития региональной системы образования [Текст] / М.Ю. Иванов // Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве: сб. ст. ХII Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008. - С. 235-237. - 0,25 печ. л.

40.Иванов, М.Ю. Индикативное управление в сфере образования как направление административной реформы [Текст] / М.Ю. Иванов // Развитие предприятий, отраслей, регионов России: сб. ст. Всерос. науч.-метод. конф. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008. - С. 63-65. - 0,25 печ. л.

41.Иванов, М.Ю. Оценка эффективности модернизации организационно-финансовых механизмов в муниципальной системе образования с использованием индикативного подхода [Текст] / М.Ю. Иванов, Л.И. Фишман // Педагогический процесс как культурная деятельность: сб. материалов докл. VI Междунар. науч.-практ. конф. 16-17 окт. 2008 г. В 2-х т. Т.2 / сост. и отв. ред. Н.В. Цицилина, Л.Н. Разина. – Самара: Изд-во ГОУ СИПКРО, 2008. - С. 230-236. - 0,4/0,3 печ. л.

42.Иванов, М.Ю. Принципы разработки системы индикаторов эффективности деятельности территориального органа управления образованием [Текст] / М.Ю. Иванов, Л.И. Фишман // Актуальные проблемы социально-экономического развития: территориальные и отраслевые аспекты: материалы V юбил. междунар. науч.-практ. конф. «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики». - Ч.V. - Тольятти: Волжск. ун-т им. В.Н.Татищева, 2008. - С. 183-194. - 0,6/0,4 печ. л.

43.Иванов, М.Ю. Оценка эффективности бюджетных программ на основе индикативного подхода [Текст] / М.Ю. Иванов // Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы: сб. ст. IV Всерос. науч.-практ. конф. - Пенза, 2008. - С. 35-36. - 0,25 печ. л.

44.Иванов, М.Ю. Мониторинг деятельности органов управления образованием: вопросы методологии [Текст] / М.Ю. Иванов, Л.И. Фишман // Математические методы и информационные технологии в экономике, социологии и образовании: сб. ст. XXII Междунар. науч.-техн. конф. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008. - С. 139-141. - 0,25/0,2 печ. л.

45.Иванов, М.Ю. Методологические вопросы разработки индикаторов мониторинга деятельности территориальных органов управления образованием [Текст] / М.Ю. Иванов, Л.И. Фишман // Экономика образования: науч. журн. - 2009. - №1 (50). - С. 21-30. - 0,7/0,35 печ. л.

46.Иванов, М.Ю. Оценка эффективности модернизации организационно-финансовых механизмов в региональной системе образования с использованием индикативного подхода [Текст] / М.Ю. Иванов, Л.И. Фишман // Вестн. Поволж. гос. соц.-гуманитар. акад. Факультет управления - Вып. 4. - Самара: ПГСГА, 2009. - С. 137-144. - 0,5/0,3 печ. л.

47.Иванов, М.Ю. Методологические принципы разработки индикаторов эффективности деятельности управляющей компании территориально распределенной системы типа «холдинг» (на примере муниципальной системы образования) [Текст] / М.Ю. Иванов // Корпоративная культура и управление: материалы VI межвуз. науч.-практ. конф. Самара, 30 окт. 2008 г. / Отв. ред. Л.С. Меламедова. – Самара: Самара. гуманит. акад., 2009.- С. 132-140. - 0,56 печ. л.

48.Иванов, М.Ю. Актуальные вопросы разработки индикаторов эффективности деятельности территориальных органов управления образованием [Текст] / М.Ю. Иванов, Л.И. Фишман // Вестн. Поволж. гос. соц.-гуманитар. акад. Факультет управления. - Вып. 5. - Самара: ПГСГА, 2010. - С. 5-15. - 0,7/0,5 печ. л.

49.Иванов, М.Ю. Методические вопросы оценки эффективности моделей управления территориальной системой образования на основе округов [Текст] / М.Ю. Иванов // Изв. Ин-та систем управления Самар. гос. экон. ун-та. - 2010. - №1. - С. 24-29. - 0,5 печ. л.

50.Иванов, М.Ю. Финансовая стратегия образовательной организации. Модульная программа «Управление образовательным учреждением в условиях изменений» [Текст] / М.Ю. Иванов; Научн. ред.: Л.И.Фишман (руковод. проекта), В.В.Дудников, Н.В. Рогожкина. - Самара: СИПКРО, 2011. - 40 с. - 4,68 печ. л.

51.Иванов, М.Ю., Фишман Л.И. Опыт разработки новых организационно-финансовых механизмов в территориально-отраслевых комплексах образовательных услуг (подсистемы дошкольного образования и дополнительного образования детей) / М.Ю. Иванов, Л.И. Фишман // Вестн. Поволж. гос. соц.-гуманит. акад.: Факультет управления. Вып. 6. – Самара: ПГСГА, 2012. - С. 67-76. - 0,6/0,4 печ. л.

52.Иванов, М.Ю. Проектирование индикаторов эффективности модернизации управления территориально-отраслевыми комплексами социальных услуг: методология, теория, методика / М.Ю. Иванов // Вестн. Поволж. гос. соц.-гуманит. акад.: Факультет управления. Вып. 6. – Самара: ПГСГА, 2012. - С. 170-177. - 0,5 печ. л.