- определено, что в европейской философской традиции, начиная с учения Платона, концепция единого сущего разрабатывается в контексте анализа проблемы бытия и иного, абсолютного и относительного; вводя представление о том, что связующим звеном между ними является мировая душа, Платон, тем самым, закладывает основания философской традиции триады, которая будет воспринята практически всей последующей платонически и неоплатонически ориентированной философией;
- показано, что специфика плотиновского понимания единого сущего заключается в рассмотрении его как одновременно трансцендентного и имманентного миру, таким образом, в системе Плотина преодолевается платоновский дуализм идеального и реального, общего и единичного, абстрактного и конкретного, устанавливается онтологическая единосущность абсолютного сущего и мира;
- установлено, что особенностью христианского неоплатонизма Дионисия Ареопагита в учении о едином сущем является обоснование принципа единства как триединства; единое и сущее ассоциируется мыслителем с божественными именами, при этом сущее понимается одновременно как ничто и как всё. Показано, что, разработка этих представлений была ориентирована на обоснование ряда христианских положений о Боге и мире;
- выявлено, что в философии Николая Кузанского абсолютный максимум одновременно представляет собой абсолютное единство, причем это единство рассматривалось мыслителем как триединство. Установлено, что различение Кузанцем абсолютного единства и единства множества, как и установление диалектической взаимосвязи между ними, в последующем получило развитие в учении о двух абсолютных Ф.В.Й.Шеллинга, двух сущих В.С.Соловьева, Бога-Творца и «второго» бога в учении Л.П.Карсавина;
- установлено, что специфические особенности европейской философии в понимании единого сущего определялись принятием в качестве основополагающих следующих принципов: реального существования двух единых (абсолютного и относительного); трансцендентно-имманентного отношения абсолютного и относительного; диалектического единства противоположностей; единства множества; триединства (в большей степени это характерно для христианского неоплатонизма);
- определено, что представители отечественной философии всеединства (В.С.Соловьев, С.Н. и Е.Н.Трубецкие) рассматривали метафизику как учение не только о сущем, но и о способах его познания. Показано, что принцип всеединства стал основополагающим в теории познания отечественных философов, это выразилось в идее цельного знания В.С.Соловьева, а также в учении С.Н. и Е.Н.Трубецких о трансцендентности и имманентности абсолютного (соборного) сознания сознанию субъекта; выявлены различия между позициями этих мыслителей;
- показано, что принцип всеединства в философии В.С.Соловьева, Е.Н.Трубецкого и С.Н.Булгакова получает фундаментальное обоснование в учении о Софии. Выявлено, что Е.Н.Трубецкой находился в оппозиции к В.С.Соловьеву и С.Н.Булгакову, не принимая их трактовку Божественной Премудрости как души мира; София в трактовке Е.Н.Трубецкого ближе к платоновскому понятию идеи-первообраза;
- установлено, что в философии Л.П.Карсавина учение о всеедином сущем и принцип всеединства как триединства раскрываются как учение о личности ─ индивидуальной, социальной, симфонической, всеединой. Сущностной характеристикой личности, согласно Л.П.Карсавину, является дух, который синонимичен единству;
- определены установки, объединяющие отечественных мыслителей и определяющие специфические черты отечественной метафизики всеединства: всеединое сущее понимается как личностное персонифицированное начало, при этом утверждается, что всеединство и всеединое не образуют тождества; допускается возможность познания сущего, что определяет стремление к созданию «новой метафизики»; принцип всеединства становится основополагающим не только в онтологии, но и в теории познания, софиологии, историософии, антропологии; таким образом, именно в отечественной метафизике всеединства учение о едином сущем обретает логическую завершенность;
- выявлены общие идеи европейской и отечественной школ, связанных с разработкой концепции единого сущего: принятие идеи единого сверхбытийного первоначала, представляющего собой диалектическое единство себя и своего другого, одновременно трансцендентно-имманентного миру и человеку; рассмотрение принципа единства (всеединства) как принципа триединства; разработка представлений о душе мира (в неоплатонической философии) и Софии (в отечественной метафизике всеединства) как посредницы между идеальной и реальной сферами. Обосновано, что наличие этих общих установок позволяет утверждать наличие единой философской традиции.
1.Кузнецова С.В. Концепция всеединства в западноевропейской и отечественной философской традиции. Москва, 2007, 18,8 п.л. (Монография).
2.Кузнецова С.В. Философия Е.Н.Трубецкого. Москва, 1999, 5,6 п.л. (Монография).
3.Кузнецова С.В.Философия всеединства (софиология): Е.Н.Трубецкой, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, Л.П.Карсавин (Раздел в учебном пособии) // Хрестоматия по истории философии (русская философия): В 3 ч. Ч. 3. М., 2001. С. 431- 471, 2,5. п.л. (Раздел в учебном пособии).
4.Славянофильство (А.С.Хомяков) (Раздел в учебном пособии) // Хрестоматия по истории философии (русская философия): В 3 ч. Ч. 3. М., 2001. С.134 ─140, 0,4 п.л. (Раздел в учебном пособии).
Стать, опубликованные по перечню ведущих рецензируемых журналов и изданий, рекомендуемых ВАК РФ.
5.Кузнецова С.В. Понятие абсолютного сущего и принцип всеединства в метафизике Е.Н.Трубецкого // Полигнозис. М 2009, № 2. С.42- 48 (0, 5 п.л.)
6.Кузнецова С.В. Принципы триединства и всеединства в религиозно-философском учении Л.П. Карсавина о личности // Религиоведение. 2009. № . 2. С. 83-91 (0,6 п.л.).
7.Кузнецова С.В. Учение об Абсолюте в философии Николая Кузанского // Преподаватель XXI век. М.,2009 № 2. С. 190-196 (0,4 п.л.).
8.Кузнецова С.В. Проблемы познания в философии Е.Н.Трубецкого // Преподаватель XXI век. М.,2009 № 1.С.275-281 (0,4 п.л.).
9.Кузнецова С.В. Понятие абсолютного всеединства в метафизической концепции Л.П.Карсавина // Преподаватель XXI век. М., 2008. № 1. С.150-153 (0,4 п.л.).
10.Кузнецова С.В. Философские проблемы сущего и бытия в метафизике С.Н.Трубецкого // Преподаватель XXI век. М., 2007. № 3. С. 81-86. (0,4 п.л.).
11.Кузнецова С.В. Проблема сознания в философском творчестве С.Н.Трубецкого // Наука и школа. 2006. № 5. С.28-30. (0,3 п.л.). (См.: Перечень изданий. Бюллетень ВАК Министерства образования и науки РФ, 2005 № 4.).
Статьи и тезисы
12.Кузнецова С.В.Проблема единого и иного в диалоге Платона «Парменид» // Социум: проблемы, анализ, интерпретации (Сборник научных трудов). Вып. VI. М., 2007. С.148 -155. (0,5 п.л.). Статья.
13.Кузнецова С.В. Учение о Первоедином в философии Плотина // Гуманитарий (Сборник научных трудов). Вып. IX. М., 2007. С.119-126. (0,5 п.л.). Статья.
14.Кузнецова С.В. Понятие Софии в философском учении Е.Н.Трубецкого // Актуальные проблемы истории русской философской и политической мысли: Всероссийская научно-практическая конференция. Уссурийск, 2006. С.19-30. (0,7 п.л.). Статья.
15.Кузнецова С.В. Богоискательство // Отечественная мысль России XVIII ─ начала XX века: Энциклопедия. М., 2005. С.53-54. (0,2 п.л.). Статья.
16.Кузнецова С.В. Богостроительство // Отечественная мысль России XVIII ─ начала XX века: Энциклопедия. М., 2005. С.55. (0,2 п.л.). Статья.
17.Кузнецова С.В. Социально-философские аспекты русской революции в историософских построениях Е.Н.Трубецкого // Николай Васильевич Устрялов. Калужский сборник. Калуга, 2004. С.83-92. (0,5 п.л.). Статья.
18.Кузнецова С.В. Главные течения религиозно-идеалистической философской и социологической мысли России и Русского зарубежья (середина XIX XX вв.) // Хрестоматия по истории философии (русская философия): В 3 ч. Ч. 3. М., 2001. С.381 (0,1 п.л.). Статья.
19.Кузнецова С.В. Бонавентура о Боге и путях его постижения // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук: Сборник научных трудов. М.,1999. С.29-34. (0,4 п.л.). Статья.
20.Кузнецова С.В. Учение о едином в философских построениях псевдо-Дионисия Ареопагита // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук: Сборник научных трудов. М.,1999. С.14-21. (0,5 п.л.). Статья.
21.Кузнецова С.В. Учение об абсолютном в философии всеединства Л.П.Карсавина // Научные труды МПГУ. Серия: Социально-исторические науки. М., 1999. С.341- 344. (0,2 п.л.). Тезисы.
22.Кузнецова С.В. Категории «всеединый субъект» и «всеединая душа» в философии истории Л.П.Карсавина // Научные труды МПГУ. Серия: Социально-исторические науки. М.,1998. С.212- 215. (0,2 п.л.). Тезисы.
23.Кузнецова С.В. Категория «единое» в русской метафизике всеединства и античной философской традиции // Научные труды МПГУ. Серия: Социально-исторические науки. М.,1997. С.164 – 168. (0,3 п.л.). Тезисы.
24.Кузнецова С.В. Проблема «смысла жизни» в историософских построениях Е.Н.Трубецкого // Философские исследования. М., 1996. С.160 – 172. (0,8 п.л.). Статья.
25.Кузнецова С.В. Основные положения метафизики Е.Н.Трубецкого // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук: Сборник научных трудов. Ч. I. М., 1996. С. 20 - 24. (0,3 п.л.). Тезисы.
26.Кузнецова С.В. Религиозно-философский смысл Софии в метафизике всеединства Е.Н.Трубецкого // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук: Сборник научных трудов. М., 1995. С.155 – 158. (0,2 п.л.). Тезисы.
27.Кузнецова С.В. Обоснование условий и возможности познания в гносеологических построениях Е.Н.Трубецкого // Познание и его возможности: Тезисы международной научно-методической конференции. Москва, 24-25 мая 1994 г. М., 1994. С.120 – 122. (0,2 п.л.). Тезисы.