Научная тема: «ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО КУПЕЧЕСТВА (НА МАТЕРИАЛАХ ГУБЕРНИЙ УРАЛА ДОРЕФОРМЕННОГО ПЕРИОДА)»
Специальность: 07.00.02
Год: 2011
Отрасль науки: Исторические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Повседневная жизнь, как процесс, обладает определенными параметрами, которые могут быть использованы в качестве ее основных характеристик в ходе решения проблемы структурирования повседневности: 1) субъект; 2) объект (сословно-корпоративные и общественные институты, с которыми субъекту приходится взаимодействовать); 3) пространственная локализация; 4) темпоральность (длительность) (интервал времени, на котором может быть установлена исчерпывающая специфичность процесса); 5) условия (обстоятельства, обстановка, в которой протекает повседневная жизнь); 6) способ организации (образ жизни - присвоение человеком социальных норм и условий своего существования, а также реализация самого человека в этих нормах и условиях и попытка их трансформации); 7) формы организации (труд; семейная жизнь; досуг); 8) цель (представление, которое человек стремится осуществить в процессе повседневной жизни; субъективная априорная форма волевой мотивации к действию); 9) результат (конечный итог, следствие повседневной жизни).
  2. Категории, используемые при изучении повседневной жизни (повседневность, образ жизни, ментальность, быт, самоидентификация, стиль, имидж), являются элементами единой системы и находятся в строгой логической взаимосвязи. Повседневность, включающая в себя обыденную деятельность человека и ее осознание, может быть представлена как процессы взаимодействия индидуума с действительностью и его субъективной интерпретации. Образ жизни, как присвоение личностью социальных норм и условий своего существования, а также реализация самого человека в этих нормах и условиях и попытка их трансформации, может пониматься как механизм взаимодействия индивида и окружающего мира. Результатом этого взаимодействия являются: 1) ментальность (неосознанный или неполностью осознанный результат) - совокупность социально-психологических установок; 2) быт (опредмеченный результат) - уклад жизни и 3) самоидентификация (осознанный результат) - осознание принадлежности к какому-либо социуму. Эти феномены в своей совокупности превращаются в стиль и имидж - образ человека, формирующийся у него самого или возникающий у внешних наблюдателей в результате восприятия тех или иных его характеристик.
  3. Повседневная жизнь провинциальных предпринимателей в дореформенный период представляла собой эволюционный процесс, проходивший в форме пассивной адаптации к изменяющимся обстоятельствам.
  4. В большинстве городов уральских губерний в дореформенный период не сложилось благоприятных условий для коммерческой деятельности региональных предпринимателей. Преобладающее число городов Урала вели свою историю лишь с середины XVIII в., то есть были молодыми и не обладали сложившейся социально-экономической структурой. Особенно ярко это прослеживается на примере 12 уездных городов Оренбургской губернии, 9 из которых были основаны не ранее 1735 г. Созданные правительственными распоряжениями малонаселенные, неблагоустроенные города с полуаграрной экономикой вырастали из сельских или военных центров. Городские предприятия были немногочисленны, городские доходы - минимальны. Главной проблемой, сдерживающей развитие городской инфраструктуры на Урале, являлось отсутствие развитой транспортной сети.
  5. Условия, в которых уральские предприниматели вынуждены были осуществлять свой повседневный труд, не представлялись благоприятными для профессионального успеха. Нормативно-правовая база предпринимательства, в первую очередь, учитывала интересы государства и дворянского сословия, международная и внутрироссийская экономическая ситуация в исследуемый период отличалась нестабильностью, налоговые ставки непрерывно росли. В своей повседневной трудовой практике провинциальным уральским купцам приходилось постоянно сталкиваться с рядом дискомфортных (физически и психологически) обстоятельств - небезопасные и неустроенные пути перемещения товаров, плохие бытовые условия во время коммерческих поездок, ненормированное рабочее время, а также межсословная и внутрисословная конкуренция, пренебрежительное отношение со стороны аристократии. При осуществлении внешней торговли к ним добавлялись негативное отношение к российским коммерсантам в азиатских государствах, незнание или недостаточное знание ими языка, обычаев и тонкостей торгового дела других стран. Промышленная и промысловая деятельность уральских предпринимателей заставляли их сталкиваться с другими проблемами - нехваткой сырья, профессиональной рабочей силы, слишком жестким законодательным регулированием бизнеса (как, например, в золотопромышленности) или, наоборот, почти полным его отсутствием (к примеру, в обрабатывающей промышленности). В итоге профессиональная повседневная деятельность провинциальных купцов превращалась в непрерывную борьбу за выживание, как в сословном, так и в личностном смысле.
  6. Этика труда, сформировавшаяся в различных вероучениях, представленных на Урале, предписывала предпринимателям различное отношение к профессиональной деятельности. В официальном православии труд воспринимался как послушание перед Богом, способ духовного совершенствования, осуществляемый через тяготы и смирение. Старообрядцы относились к труду как к христианскому подвигу, инструменту спасения человечества, что предполагало значительную личностную активность в трудовой практике. В исламе взаимовыгодный труд являлся основной обязанностью любого человека. Успешность в профессии определяла достоинство личности. В результате именно приверженцы раскола и ислама обладали бОльшим духовным потенциалом для осуществления предпринимательской деятельности.
  7. Одним из немногих объединяющих провинциальное уральское купечество моментов являлось понимание им неустойчивости своего финансового и общественного статуса и желание сохранить его как можно дольше. В имеющихся условиях профессиональной деятельности девиантное поведение в профессиональной среде становилось наиболее эффективным средством достижения поставленной цели. Прямой обман покупателей и контрагентов, нарушение прав собственных работников, хищения гарантировали быструю прибыль. Действительность, в которой общество изначально воспринимало купца как шельму, малограмотного обманщика, бескультурного мироеда, в итоге и сама формировала именно такого предпринимателя. Купечество путем собственных непрерывно повторяющихся противоправных или безнравственных профессиональных действий предпринимало попытки регрессивной трансформации общественной психологии, заставляя окружающий социум воспринимать подобное поведение как естественное, само собой разумеющееся.
  8. Различия в восприятии и оценке предпринимательской деятельности конфессиями, представленными на Урале, малочисленность местного купечества и профессиональная конкуренция мешали оформлению сословного единства уральского периферийного купечества и выработке единой корпоративной идеологии. В результате оно так и не пришло к осознанию возможности изменить собственное социальное и экономическое положение через создание региональных купеческих объединений и обращение от их имени к правительственным структурам.
  9. Общественная деятельность купечества, в том числе уральского, была преимущественно направлена на получение личной или корпоративной выгоды и носила демонстративный характер. Другие мотивы, побуждающие купцов участвовать в городском самоуправлении и благотворительных акциях, являлись сугубо личностными
  10. Культура повседневного общения и досуга в среде уральских предпринимателей носила самобытный характер, принципиально отличающийся от дворянской повседневности. Редкие случаи общения уральских купцов с дворянской верхушкой городского общества имели целью упрочение их положения в обществе или решение личных проблем. Как и для российского купечества в целом, для провинциальных предпринимателей Урала в досуговой сфере повседневной жизни был характерен «загул». Пьянство, драки, азартные игры являлись своеобразными способами снятия психологического напряжения, выхода за жесткие рамки сословного поведения.
  11. Существенные различия социокультурных характеристик купцов Вятской, Пермской и Оренбургской губерний в основном соотносились с этноконфессиональным составом купечества и, в меньшей степени, зависели от его гильдейской принадлежности. Так, высокая степень людности купеческих семей наблюдалась в городах с высокой долей мусульманских предпринимателей, среди которых было распространено многоженство, либо в среде старообрядцев, чаще практикующих повторные браки и усыновления. В то же время, во внутрисемейном укладе купцов разных губерний наблюдались отличия, сформировавшиеся под влиянием условий жизни. К примеру, купеческая среда городов Вятской губернии, сложившаяся раньше, чем в соседних регионах, характеризовалась большей внутренней сплоченностью. Преемственность капиталов здесь была выше, разделы семей - реже. Основной питательной базой купечества в Вятской губернии было городское мещанское сословие, что создавало в городах устойчивый и относительно однородный в материальном и культурном плане социум. В Оренбургской губернии, где купечество было сравнительно молодым сословием, пополнявшимся, преимущественно, за счет местного и иногубернского крестьянства, предприниматели в большей степени тяготели к традиционным, патриархальным семейным устоям. В то же время, именно на Южном Урале наблюдалась наиболее частая миграция предпринимателей, ротация их состава. В Пермской губернии купеческие сыновья рано начинали стремиться к самостоятельности, выделяясь из семейного капитала в собственное дело. Именно здесь наблюдался самый высокий на Урале процент одиноких купцов и семей, состоящих только из супругов. Раскольничьи религиозные общины обеспечивали начинающим предпринимателям финансовую стабильность, помогали им в проблемных ситуациях.
  12. В повседневном быту провинциальное купечество Урала стремилось к сохранению сословных черт, подчеркивая также свою национальную и конфессиональную принадлежность. Перенимание элементов дворянского домашнего быта, поведения и стиля одежды наблюдалось в купеческой среде Урала крайне редко. Как правило, эти заимствования совершали наиболее крупные коммерсанты, обладающие значительными капиталами и повышающие, таким образом, свой вес и влияние в обществе. В целом можно утверждать, что провинциальное купечество представляло собой «имиджевое сословие» - домашний быт, внешний облик, в том числе одежда, поведение носили демонстративный характер, заявляли окружающим степень финансовой состоятельности предпринимателя, уровень его социальных контактов.
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Банникова, Е. В. Дореформенное купечество Южного Урала повседневная жизнь в городской среде / Е. В. Банникова. Оренбург ГУ «РЦРО», 2009. 238 с. (14,8 п.л.).

2.Банникова, Е. В. Повседневная жизнь уральского купечества в первой половине XIX века / Е. В. Банникова. Оренбург ГУ «РЦРО», 2010. 206 с. (12,9 п.л.).

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1.Банникова, Е. В. Купеческая обрабатывающая промышленность Урала в первой половине XIX века / Е. В. Банникова // Вестник ОГУ. Спец. выпуск Наука и образование проблемы и перспективы. Часть 1. Оренбург, 2006. № 11. С. 126-135. (0,6 п.л.).

2.Банникова, Е. В. Нарративные и статистические источники о благоустройстве городов Урала в первой половине XIX века / Е. В. Банникова // История науки и техники. М., 2008. № 10. С. 54-67. (0,9 п.л.).

3.Банникова, Е. В. Уральское купечество в 30-е годы XIX века социографические характеристики и облик семьи / Е. В. Банникова // Вестник ЧелГУ. Челябинск, 2008. № 24. История. Вып. 26. С. 32-41. (0,6 п.л.).

4.Банникова, Е. В. «Купеческий стиль» (представления о моде в среде уральского купечества первой половины XIX в.) / Е. В. Банникова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия История России. М., 2008. № 4 (14). С. 105-117. (0,8 п.л.).

5.Банникова, Е. В. Участие уральского купечества в русско-азиатской торговле первой половины XIX века / Е. В. Банникова // Российская история. М., 2009. № 1. С. 25-34. (1 п.л.).

6.Банникова, Е. В. Нарративные источники по истории повседневной жизни городов Оренбургской губернии дореформенного периода / Е. В. Банникова // Известия самарского научного центра. Самара, 2009. Т.11. Номер 6 (2). С. 360-364. (0,5 п.л.).

7.Банникова, Е. В. Деловая повседневность уральского дореформенного купечества / Е. В. Банникова // Известия самарского научного центра. Самара, 2011. Т. 13. Номер 3(41). С. 41-46. (0,5 п.л.).

8.Банникова, Е. В. Повседневность как объект исторического исследования / Е. В. Банникова // Современные исследования социальных проблем. 2011. № 3. [Электронный ресурс] URL: http://sisp.nkras.ru/issues/2011/3/bannikova.pdf (0,45 п.л.).

Другие статьи и материалы конференций:

9.Банникова, Е. В. Купеческая промышленность Южного Урала в первой половине XIX века / Е. В. Банникова // Клио. Журнал для ученых. СПб., 2004. № 3 (26). С. 181-185. (0,6 п.л.).

10.Банникова, Е. В. Развитие частной промышленности уральских губерний в первой половине XIX века / Е. В. Банникова // Проблемы и перспективы социально-экономического развития региона. Сб. науч. статей. Вып. 2. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. С. 7-17. (0,55 п.л.).

11.Банникова, Е. В. Власть и общество: участие купцов Южного Урала в политической жизни края / Е. В. Банникова // Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика. Межвуз. сб. науч. трудов. Казань: Тат. кн. изд-во, 2005. С. 246-248. (0,4 п.л.).

12.Банникова, Е. В. Российское купечество: от феодального традиционализма к буржуазной модернизации. Трансформация нравственных приоритетов / Е.В. Банникова // «Динамика нравственных приоритетов человека в процессе его эволюции»: Мат-лы XIX Междунар. науч. конф. СПб.: Нестор, 2006. Ч. 1. С. 284-288. (0,3 п.л.).

13.Банникова, Е. В. Купечество как субъект российского законодательства (первая половина XIX века) / Е. В. Банникова // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2006. № 3 (45) Гуманитарные науки. Оренбург: Издательство ОГПУ, 2006. С. 12-31. (1,25 п.л.).

14.Банникова, Е. В. Участие уральских губерний в азиатской торговле России первой половины XIX века / Е. В. Банникова // Наука и образование. Научно-практ. журнал Западно-Казахстанского аграрно-технологического ун-та им. Жангир хана. Уральск, 2006. № 4 (5). С. 36-42. (0,45 п.л.).

15.Банникова, Е. В. Уральская купеческая золотопромышленность во второй трети XIX века / Е. В. Банникова // Клио. Журнал для ученых. СПб., 2007. № 2 (37). С. 63-68. (0,7 п.л.).

16. Банникова, Е. В. Российское дореформенное купечество в историографии. Историки о субъекте продовольственной политики государства / Е. В. Банникова // Аграрное развитие и продовольственная политика России в XVIII-XX веках проблемы источников и историографии сб. статей. Оренбург Изд-во ОГПУ, 2007. С. 39-49. (0,7 п.л.).

17.Банникова, Е. В. Городская жизнь на Урале в первой половине XIX в. Влияние повседневности на менталитет уральских предпринимателей / Е. В. Банникова // «Быт как фактор экстремального влияния на историко-психологические особенности поведения людей». Мат-лы XXI Междунар. науч. конф. СПб.: Нестор, 2007. Ч. 1. С. 146-150. (0,3 п.л.).

18.Банникова, Е. В. Крестьянство как источник формирования уральского купечества (первая половина XIX века) / Е. В. Банникова // Северо-Запад в аграрной истории России Межвуз. тематич. сб. науч. тр. / Под ред. В.Н. Никулина. Калининград Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. С. 73-82. (0,6 п.л.).

19.Банникова, Е. В. Торговое предпринимательство в России первой половины XIX века. Отношение государства и общественные представления (на материалах губерний Урала) / Е. В. Банникова // История предпринимательства в России XIX – начало XX века. Вып. 4. Сб. статей / Под ред. А. Л. Дмитриева, А. А. Семенова Высшая школа менеджмента СПбГУ. СПб. Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2008. С. 126-134. (0,6 п.л.).

20.Банникова, Е. В. Менталитет торгового сословия городов Урала первой половины XIX века / Е. В. Банникова // Уральские Бирюковские чтения сб. науч. и научно-популярных статей / науч. ред. проф. С. С. Загребин. Вып. 5. Историко-культурное наследие российских регионов. Часть II. Челябинск Изд-во Марины Волковой, 2008. С.129-133. (0,3 п.л.).

21.Банникова, Е. В. Семейный уклад уральского купечества. Первая половина XIX в. / Е. В. Банникова // Российская семья историко-психологический портрет Мат-лы XXIV Всеросс. науч. конф. СПб. Нестор, 2008. Ч. 1. С. 128-133. (0,35 п.л.).

22.Банникова, Е. В. Уральское дореформенное купечество крестьянского происхождения / Е. В. Банникова // Аграрное и продовольственное развитие России в XVIII-XX веках пороги безопасности сб. статей. Оренбург ОРЛИТ-А, 2008. С. 33-39. (0,4 п.л.).

23.Банникова, Е. В. Русско-английские противоречия в торговле со Средней Азией (первая половина XIX в.). / Е. В. Банникова // Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI-XIX вв.: сб. материалов Второй междунар. науч. конф. (Курск, 2009 г.) / сост. А. И. Раздорский. Курск: изд-во Курского гос. ун-та, 2009. С. 245-249. (0,5 п.л.).

24.Банникова, Е. В. «Мятущееся сословие». Противоречия в купеческой среде дореформенной России / Е. В. Банникова // IV Международные Стахеевские чтения Мат-лы науч. конф. Т. 1. Елабуга Изд-во ЕГПУ, 2009. С 44-51. (0,5 п.л.).

25.Банникова, Е. В. Межконфессиональные отношения в купеческой среде Урала. Дореформенный период / Е. В. Банникова // Народы России историко-психологические аспекты межэтнических и межконфессиональных отношений Мат-лы XXV Междунар. науч. конф. СПб. Нестор, 2009. С. 133-138. (0,35 п.л.).

26.Банникова, Е. В. Купеческая благотворительность на Урале в дореформенный период / Е. В. Банникова // Башкортостан история и современность Мат-лы межрегион. науч. конф., посвященной 90-летию образования Башкирской автономной советской республики. Стерлитамак Стерлитамак. гос. пед. академия, 2009. С. 20-25. (0, 35 п.л.).

27.Банникова, Е. В. Повседневная жизнь уральского купечества в дореформенный период. К историографии проблемы / Е. В. Банникова // Южный Урал история, историография, источники Межвуз. сб. науч. ст. Вып. 2 / отв. ред. Р. Н. Рахимов. Уфа РИЦ БашГУ, 2009. С. 149-156. (0,5 п.л.).

28.Банникова, Е. В. Эволюция ценностного потенциала уральского купечества в дореформенный период / Е. В. Банникова // История как ценность и ценностное отношение к истории сб. науч. ст. / ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», ин-т истории и археологии УрО РАН. Екатеринбург, 2010. Часть II. С. 27-33. (0, 44 п.л.).

29.Банникова, Е. В. Крестьянские корни. Черты крестьянского менталитета в повседневной жизни уральского дореформенного купечества / Е. В. Банникова // Северо-Запад в аграрной истории России: межвуз. тем. сб. науч. тр. / под ред. В.Н. Никулина. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. С. 46-54. (0,5 п.л.).

30.Банникова, Е. В. Система представлений о предпринимательской этике в поликонфессиональной среде уральского купечества / Е. В. Банникова // История народов России: Мат-лы XV Всеросс. науч.-практ. конф. М.: РУДН, 2011. С. 59-65. (0,5 п.л.).

31.Банникова, Е. В. Повседневная жизнь в поликультурной среде: города и горожане Южного Урала во второй половине XVIII – первой половине XIX вв. / Е. В. Банникова // Диалог этнокультурных миров в евразийском историческом процессе. Материалы международной научно-практической интернет-конференции. Оренбург, ГОУ ОГУ, 2011. 1440 с. ISBN 978-5-7410-1173-7. С. 446-452 (0,5 п.л.) [Электронный ресурс] URL: http://orenport.ru/conf/