- Открытие на Дальнем Востоке технических вузов и развитие высшего технического образования способствовали ускорению промышленного и научного освоения региона, укреплению его обороноспособности, вовлечению в хозяйственный оборот богатых природных ресурсов, созданию дальневосточной научно-технической интеллигенции и повышению ее роли, росту влияния региона на международной арене, прежде всего в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
- Географическое положение и специфические условия хозяйственного освоения Дальнего Востока обусловили наличие весьма существенных особенностей в развитии регионального высшего технического образования: значимость востоковедческого компонента содержания обучения, более поздняя советизация высшего образования, большая роль общественной инициативы и т.д.
- Зарождение и эволюция высшего технического образования в регионе были обусловлены прежде всего внешними факторами: строительством КВЖД, повышенной миграцией населения в период Гражданской войны, обострениями военно-политической ситуации, превращением региона в военно-морскую базу и т.д. В результате его развитие не было поступательным: взлеты приходились на периоды экономического подъема и особой потребности в технических кадрах, а ряд событий и явлений тормозил процесс или отбрасывал назад.
- Отдаленность региона от центра России способствовала тому, что многие тенденции, свойственные развитию высшей школы СССР после Октябрьской революции (переход на новые учебные программы, сокращение сроков обучения и номенклатуры специальностей и т.д.), получали распространение на Дальнем Востоке с большим опозданием. Это позволяло ослабить негативное воздействие на учебный процесс ряда поспешных реформ, но было препятствием для реализации прогрессивных нововведений.
- На протяжении всего советского периода при централизованной системе управления высшей школой все вопросы развития вузов решались директивными методами, без учета исторических традиций и региональных факторов. Стремление строить дальневосточную высшую школу по европейским меркам приводило к перекосам и не всегда приносило ожидаемые результаты. Так, на протяжении всего исследуемого периода крайне слабый уровень развития инфраструктуры Дальнего Востока препятствовал экстенсивному развитию высшего технического образования, что выражалось в значительном отставании от общероссийских показателей кадрового и учебно-материального потенциала.
- Волюнтаристский подход к управлению высшим техническим образованием приводил к противоречиям между его возможностями и задачами, выдвигаемыми партией. В частности, резкое усиление судостроительной специализации в ДВПИ после подчинения его наркоматам оборонного значения (1937-1939) за счет традиционных для вуза специальностей привело к резкому снижению возможностей вуза удовлетворять потребности народного хозяйства региона в инженерных кадрах.
- При ограниченном финансировании высшей школы отчетливо проявлялся декларативный характер политики партии и правительства, характерный для всего советского периода. Провозглашение задач по расширению масштабов выпуска специалистов не подкреплялось адекватной заботой об укреплении потенциала вузов. При этом, в отличие от вузовских центров, высшему техническому образованию на Дальнем Востоке на протяжении длительного времени не приходилось ждать помощи от промышленных предприятий региона в силу его экономической слабости, поэтому развитие учебно-лабораторной базы шло медленно, отставая от требований научно-технического прогресса.
- Отсутствие в регионе научных учреждений технического профиля и наличие исследователей почти исключительно в вузах обусловили тесную взаимосвязь дальневосточной высшей технической школы с производством, сохранявшуюся на протяжении всего исследуемого периода. Она выражалась в развертывании исследований, направленных на совершенствование производственных процессов, создании единой научно-технической базы, привлечении заводских инженеров к преподаванию специальных дисциплин. На всех этапах своей эволюции вузы Дальнего Востока выполняли роль научно-технических центров, внося огромный вклад в модернизацию производства и укрепление народного хозяйства.
- Особенности демографического развития Дальнего Востока (наличие в профессорско-преподавательском составе вузов большого числа «старых профессоров» и исследователей с дореволюционным опытом, прибывших в числе беженцев, а также бывших участников Гражданской войны) обусловили широкомасштабные «чистки» вузовских коллективов и массовые репрессии 1930-е гг.
- Одновременно с российским Дальним Востоком в 1920-1950 гг. русское высшее техническое образование получило развитие на территории Китая. Основным учебным заведением для подготовки инженеров был Харбинский политехнический институт, но технико-экономическая специализация была характерна почти для всех русских вузах Китая. Если до 1923 г. они составляли единое образовательное пространство с вузами российского Дальнего Востока, то затем наметились два направления: по советским стандартам - на территории России, с сохранением дореволюционных российских стандартов обучения - в Китае. Это обусловило преемственность русскими вузами в Китае образовательных традиций дореволюционной России.
1. Хисамутдинова Н.В. Начинай, чтобы продолжить : Ста¬новление высшего технического образования на российском Даль¬нем Востоке (1918–1939). Владивосток : Изд-во ДВГТУ, 2004. 224 с. (13 п.л.).
2. Хисамутдинова Н.В. Дальневосточная школа инженеров : к истории высшего технического образования (1899–1990). Владивосток : Изд-во ВГУЭС. 2009. 300 с. (22 п.л.).
3. Хисамутдинова Н.В., Турмов Г.П. У истоков высшей технической школы на Дальнем Востоке России : материалы к биографиям. Владивосток : Изд-во ДВГТУ, 2010. 130 с. (7,7 п.л., доля участия соискателя – 5 п.л.).
4. Хисамутдинова Н.В. Дальневосточные профессора : Четыре портрета на фоне эпохи (П.П. фон Веймарн, А.П. Георгиевский, М.К. Елиашевич, Б.П. Пентегов). Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2011 (янв.). 192 с. : библ.; ил. (10 п.л.).
В изданиях, включенных в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов, рекомендуемых ВАК Министерства образования и науки РФ:
5. Хисамутдинова Н.В. Как отраслировали высшую школу Дальнего Востока в 1930-е годы // Высшее образование сегодня. М., 2007. № 5. С. 74–77 (0,5 п.л.).
6. Хисамутдинова Н.В. Борис Петрович Пентегов : ученый, производственник, педагог // Известия ТИНРО. Владивосток, 2007. Т. 150. С. 421–425 (0,6 п.л.).
7. Хисамутдинова Н.В. Отказ от традиций – еще не новаторство : к истории высшего образования российского Дальнего Востока (1920–30-е гг.) // Alma Mater. Вузовский вестник. М., 2007. № 3. С. 53–56 (0,4 п.л.).
8. Хисамутдинова Н.В. Политические репрессии в вузах Дальнего Востока (1920–1938-е гг.) // Вопросы истории. М., 2008. № 8. С. 144–149 (0,5 п.л.).
9. Хисамутдинова Н.В. А.П. Георгиевский – один из зачинателей архивного дела в Приморском крае // Отечественные архивы. М., 2009. № 1. С.11–16 (0,5 п.л.).
10. Хисамутдинова Н.В. Рецепты химика Пентегова: к истории науки и высшей школы Дальнего Востока // Вопросы истории естествознания и техники. М., 2009. № 1. С. 120–127 (0,5 п.л.).
11. Хисамутдинова Н.В. Федеральный университет во Владивостоке : прошлое и будущее // Высшее образование в России. М., 2009, № 5. С. 62–67 (0,5 п.л.).
12. Хисамутдинова Н.В. Теоретическое обучение : за и против (к истории высшего технического образования на Дальнем Востоке в 1920–1950-е гг.) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. С.-Пб., 2009. № 105. С. 49–56 (0,8 п.л.).
13. Хисамутдинова Н.В. Специализация высшей школы Дальнего Востока в 1930-е годы // Вестник Дальневосточного отделения РАН. Владивосток, 2009. № 5. С. 31–38 (0,4 п.л.).
14. Хисамутдинова Н.В. Уральские профессора и их вклад в дальневосточную науку // Наука. Общество. Человек : Вестник Уральского отделения РАН. Екатеринбург, 2009. № 4. С. 97–103 (0,8).
15. Хисамутдинова Н.В. Геолог Елиашевич (1889–1982) // Вестник Дальневосточного отделения РАН. Владивосток, 2010. № 2. С. 115–119 (0,4 п.л.).
16. Хисамутдинова Н.В. С Дальнего Востока на дальний берег : русские инженеры и профессора в США // Родина. М., 2010. № 8. С. 110–112 (0,4 п.л.).
17. Русские специалисты как основатели межкультурных коммуникаций России и Китая // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. Хабаровск, 2010, № 2 (26). С. 143–146 (0,4 п.л.).
18. Хисамутдинова Н.В. Высшее образование Дальнего Востока в годы Гражданской войны // Вопросы истории. М., 2010. № 9. С. 138–141 (0,5 п.л.).
19. Хисамутдинова Н.В. Начало химических исследований на Дальнем Востоке : к истории науки и высшего образования // Вестник Северо-Восточного отдела ДВО РАН. Магадан, 2010. № 4. С. 93–99 (0,5 п.л.).
Статьи в других изданиях
20. Хисамутдинова Н.В. Кадры решают все : к истории техни¬ческого образования на Даль¬нем Востоке (1918–1939 гг.) // Интеллектуальный потенциал вузов – на развитие Дальневосточного региона России. Кн. 5, ч. 1. Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2003. С. 133–140 (0,8 п.л.).
21. Хисамутдинова Н.В. Как все начиналось : к истории выс¬шего технического образова¬ния на Дальнем Востоке России // Интеллектуальный потенциал вузов – на развитие Дальневосточного региона России. Кн. 7. Владивосток : Изд-во ВГУЭС. 2004. С. 61–65 (0,7 п.л.).
22. Хисамутдинова Н.В. Аспирант на вокзале : к вопросу под¬готовки кадров в высшей техни¬ческой школе Дальнего Вос¬тока // Аспирант и соискатель. М., 2004, № 1. С. 98–102 (0,7 п.л.).
23. Хисамутдинова Н.В. Особенности развития высшего тех¬нического образования на Даль¬нем Востоке России // Книга. Читатель. Культура : Матер. 3-й регион. на¬учно-практ. конф. (Владивосток, март 2005). Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. С. 205–207 (0,3 п.л.).
24. Хисамутдинова Н.В. Лекция в вузе : взгляд сквозь годы (на примерах ГДУ и ДВПИ 1920–1930-х годов) // Власть книги: библиотека, издательство, вуз : Альманах. Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 2006. № 6. С. 30–35 (0,7п.л.).
25. Хисамутдинова Н.В. Русское техническое образование в Китае // Культурный обмен между странами Северо-Восточной Азии и российским Дальним Востоком : матер. межд. на¬учно-практич. конф. (Владивосток, апр. 2008). Владивосток, 2008. С. 205–207 (0,4 п.л.).
26. Хисамутдинова Н.В. От Восточного института к Дальневосточному федеральному университету // Актуальные вопросы современной науки : сб. научн. трудов (вып.7) / под общ. ред. С.С. Чернова. В 2-х кн. Кн. 1. Новосибирск : ЦРНС, 2009. С. 39–51 (1,0 п.л.).
27. Хисамутдинова Н.В. Рейтинг лекции в прошлом и настоящем : некоторые вопросы учебного процесса в вузе // Территория новых возможностей : Вестник ВГУЭС. Владивосток, 2009. № 1. С. 250–258 (0,9 п.л.).
28. Хисамутдинова Н.В. Гражданская война и высшее образование на Дальнем Востоке // История белой Сибири. Матер. VII межд. научн. конф. (Кемерово, 2009) : сб. статей / под ред. С.П. Звягина; ГОУ ВПО «Кемеровский гос. ун-т». Кемерово: ИНТ, 2009. С. 185–190 (0,5 п.л.).
29. Хисамутдинова Н.В. Высшее техническое образование на Дальнем Востоке в условиях военного времени // Территория новых возможностей : Вестник ВГУЭС. Владивосток, 2010. № 1 (№ 5). С. 250–258 (1,0 п.л.).
30. Хисамутдинова Н.В. М.К. Елиашевич и его вклад в геологические исследования на Дальнем Востоке // Известия Уральского государственного горного университета. Екатеринбург, 2010. Вып. 24. С.157–160 (0,4 п.л.).
31. Хисамутдинова Н.В. Энергетика культуры, объединяющая народы : П.П. Веймарн и его «Очерки по энергетике культуры» // Сб. статей на IX Российско-японский форум (20–21 сент. 2010, Владивосток). Tokyo: Japan–Eurasia Society, 2010.С. 67–69 (русск., яп. яз.) (0,3 п.л.).