Научное направление: «Педагогика смысложизненных ориентаций»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Актуальность данного научного направления обусловлена рисками современного, постиндустриального, общества, которое характеризуется не только как информационное, технократическое, но и глобалистическое, нигилистско-пессимистическое, отличающееся экстремизмом, информационной экспансией, ризомой и проч.
В связи с этим с середины XX века в странах европейской цивилизации усиливаются проблемы ноогенного невроза личности, утраты смысла жизни, экзистенциального вакуума, эффективной самореализации, целенаправленного жизнетворчества (В. Франкл, В.Э. Чудновский и др.).
Особые сложности в социализации и инкультурации в указанных условиях испытывают дети, молодежь. Они остро нуждаются в оптимальных условиях гармоничного развития, которые определены как гуманистические (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.).
Однако современная система российского образования утрачивает свой некогда значимый гуманистический потенциал. Это выражается, в том числе, в пренебрежении к воспитанию как неотъемлемой части целостного педагогического процесса, в девальвации роли воспитательной системы.
На теоретическом уровне педагогики фиксируется стагнация: теоретиками и практиками системы образования используется научный материал преимущественно советского периода – весьма эффективного, однако далеко не всегда способного содействовать решению воспитательных проблем XXI века.
Нами была выявлена следующая педагогическая закономерность: чем более явно в обществе проявляют себя проблемы постиндустриализма, его постмодернистской философии, в том числе, вопрос утраты человеком смысла жизни, тем более масштабно смысложизненноориентационная проблематика должна быть представлена в методологии педагогики.
На основе данной закономерности был сформулирован педагогический закон о реализации педагогического направления – педагогики смысложизненных ориентаций – в качестве образовательного (теоретико-технологического) ресурса, содействующего подрастающему поколению в противостоянии вызовам времени.
Феномен «смысложизненные ориентации учащихся» нами рассмотрен как педагогический личностный конструкт с определением структуры (ценности, цели, деятельность), содержания каждого компонента, функций; объяснен расширяющийся функциональный спектр общей педагогики (охарактеризованы ее функции: системообразующая, направляющая, диффузная, иррадиационная, фасилитативная, компенсаторная, медиационная, феликсологическая, прогностическая, консервационно-стимулирующая, регуляционно-ограничительная, аккумуляционная).
В гуманистические принципы воспитания мета- и микроуровней нами интегрированы мезопринципы: онтологический, здоровьеберегающий, гендерно-психологический, этико-эстетический, профориентационный, профилактический; они стали основой для разработки соответствующих функциональных направлений педагогической деятельности. Необходимо подчеркнуть, что впервые в педагогике профилактическое направление реализуется в образовательной организации системно, комплексно, планомерно (например, в школе – с 1 по 11 классы). Это позволяет значительно (и реально) снизить показатели в сфере правонарушений обучающихся.
Реализуемая на основе смысложизненноориентационной концепции воспитательная система формирования смысложизненных ориентаций личности (школы, вузы) доказала свою универсальность: она отличается одновременно устойчивостью и гибкостью, успешно модефицируется, учитывая специфику образовательного процесса, возраст обучающихся, обеспечивает сотрудничество педколлектива и семьи.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Ульянова И.В. Современная педагогика: воспитательная система формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников: монография. – М.: РосНОУ, 2015. – 416 с. В монографии в рамках междисциплинарного подхода освещаются теоретические и практические аспекты современной педагогики, обосновывается актуальность педагогического направления, связанного с реалиями постиндустриального общества, новыми экономическими, социокультурными условиями страны, – формирование гуманистических смысложизненных ориентаций школьников; актуализируется роль воспитательной системы в организации образовательного пространства.
Монография предназначено преподавателям вузов, студентам факультетов психолого-педагогической направленности, руководителям общеобразовательных учреждений, учителям, педагогам-психологам, социальным педагогам.

2. Ульянова И.В. Психолого-педагогическая работа в суворовских военных училищах: традиции и инновации. Методическое пособие. – М.: ФГКОУ «Московское СВУ МО РФ», 2015. – 259 с. В монографии представлен экскурс в историю развития кадетского образования, охарактеризованы достижения и проблемы в воспитании и обучении суворовцев, рас-крыта сущность актуальной воспитательной системы формирования смысложизненных ориентаций личности как примера интеграции традиций и инноваций в сфере начального военного образования, психологического сопровождения образовательного процесса в суворовских училищах с учетом реалий постиндустриального общества.
Монография предназначена руководителям, преподавателям, воспитателям, педагогам-психологам суворовских училищ, кадетских корпусов; может быть полезна пре-подавателям ВУЗов, аспирантам, студентам, родителям - всем, кто интересуется вопросами воспитания и обучения в учреждениях закрытого типа.

3. Ульянова И.В. Педагогика XXI века. – Москва: ФГКОУ ВО«Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя», 2017. – 296 с.
В монографии представлена компаративистика современных педагогических позиций и функционирования образовательных систем развитых стран в условиях постиндустриального общества, культивирующего философию постмодернизма с ее релятивизмом, нигилизмом, технократизмом. Охарактеризованы риски и опасности Детства в XXI веке. Актуализирована роль гуманистической педагогической парадигмы как оптимального условия преодоления современных социокультурных деструкций, связанных с глобализацией, девальвацией традиционных гуманистических ценностей, потребительской идеологией и проч. Подчеркивается значимость педагогики смысложизненных ориентаций личности, содействующей подрастающему поколению в позитивном целеполагании и самоопределении, формировании готовности к решению нравственных дилемм, реализации активной жизненной позиции, ответственности, творчеству и созиданию.
Для профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования, сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних ОВД, руководителей, преподавателей, учителей, воспитателей системы среднего образования, адъюнктов и аспирантов, курсантов и студентов. Может использоваться в учебном процессе системы повышения квалификации и переподготовки кадров системы МВД.