Научное направление: «Интегративная "партисипативная" модель работы с лицами с ОВЗ и их семьями»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Рождение ребенка с ОВЗ или травматизация ребенка – сложная и оказывающая влияние на всю его жизнь и жизнь семьи ситуация, в которой есть и трудности, и успехи. Помощь таким детям и их семьям - медицинская, социальная, психологическая и т.д., необходимым образом опирается на развивающие цели и представление об инклюзии как практике равноправного (взаимного) служения человека, семьи и общества, семьи (родителей и прародителей ) и ребенка и т.д.. Психотерапия отношений «ребенок–родители», в том числе «младенец-родители» (Parent- Infant -Psychotherapy) необходимым образом требует развития инклюзивной культуры. Инвалидность или ограничение возможностей и личности ( взрослой или у ребенка) – одно из составляющих его социально-психологической дезадаптации, а также непродуктивных и дезадаптивных поведенческих реакций и социально-психологических и иных трудностей у его близких, супругов, (пра)родителей . В среде детей и взрослых инвалидов (лиц с ОВЗ) не так мало тех, кто стремительно и постоянно избегает общепринятого в сообществе инвалидизма негативного, предубежденного отношения к инвалидам /лицам с ОВЗ, а также к близким им людям) и стратегий инвалидизации (стигматизации и отчуждения человека в сообществе, а также самостигматизации и самоотчуждения человека с ОВЗ как невалидного, ненужного / лишнего, неполноценного, «иного». На пути избегания человек нередко метается из крайности в крайность: в том числе в различные психофизиологические и нравственно-социальные девиации. Многие избегают социального внимания, в форме поддержки или контроля со стороны сообщества в целом: множеством самых различных способов и форм человек стремится уйти из поля зрения государства, общества и даже семьи, отчуждается от них. Социально-психологическая работа с такими взрослыми и детьми, а также с их семьями и ближайшим окружением – путь вернуть их в полноценную социальную жизнь как «полноправных», «полноценных», важных и необходимых обществу и самим себе. Важны такие люди они не только для себя или для государства и его отчета о проделанной работе: они важны для социального и духовного развития самого общества, для развития самих людей как личностей. Эта работа пока осуществляется в рамках идеологии инклюзии как интегрирующей поддержки семьям и людям с ОВЗ, однако, быть принимающим и интегрирующим формально, оказывать людям с ОВЗ и их семьям помощь, – недостаточно, человеку нужно быть помощь предоставляющим, содержательно - диалогически включенным во взаимодействие с сообществом и государством . Поэтому истинная, действенная и качественная инклюзивная модель предполагает взаимоотношения : паритетные, развивающиеся, диалогические. Это отношения взаимопомощи, включение людей с ОВЗ в отношения партисипации и служения, в общественно полезный оплачиваемый труд, учебу, в том числе в контексте взаимопомощи самих по себе людей с ОВЗ и их семей в помощь друг другу. Важна также помощи людей с ОВЗ и их семей другим категориям нуждающихся: понимание многочисленности страданий и проблем дает возможность получить от мира и жизни «обратную связь» о собственных трудностях, точнее локализовать суть своего нарушения/ своих особенностей и наладить новую , наполненную смыслом жизнь.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Арпентьева М.Р. Психологическая реабилитация и абилитация детей с ОВЗ / М.Р. Арпентьева // Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей особой заботы. – Ульяновск: Зебра, 2017. – 125с. – С.12-26.