Научное направление: «Интегративная модель психологического консультирования и психотерапии как взаимопонимания»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Взаимопонимание в отношениях психолога с клиентом, по мнению социальных психологов и исследователей консультирования и психотерапии, служит наиболее репрезентативной моделью построения отношений (Stilar G.F.,1998; McLeod J., 1997; Silverman D.,1996; др.), наиболее интересным объектом изучения взаимопонимания. Практически в каждом исследовании, посвященном психологическому консультированию, а также психотерапии и социальной работе, явно или неявно, взаимопонимание и его компоненты, особенности и эффекты, выступают как сущностные феномены консультирования. Поэтому последнее во многом может быть рассмотрено как репрезентативный материал для его интегративного изучения. Взаимопонимание может быть описано как в разной мере осознанный и согласованный предметно и контекстуально обусловленный процесс и результат совместного формирования субъектами смысла поступков, высказываний и переживаний друг друга в конкретной ситуации взаимодействия, как сложная развивающаяся система, включающая процессы и результаты взаимной и синхронной трансформации компонентов (фокусов) и особенностей (стратегий и схем), взаимопонимания, реализации его интенций. В качестве основных фокусировок (осмысления происходящего) во взаимопонимании выступают его компоненты (макро-фокусы отношений к себе, людям, ситуациям и окружающему миру), в качестве дополнительных – конкретные темы взаимодействия (микро-фокусы, отражающие сущность решаемых клиентом как субъектом жизнедеятельности проблем). Осмысление каждого из фокусов имеет ряд особенностей, связанных с предпочитаемыми субъектами стратегиями и схемами понимания. Стратегии понимания определяются как совокупности способов преобразования смысловой информации о себе, другом человеке и ситуации взаимодействия в процессе общения. Стратегии дополняются схемами понимания – понятийными структурами переработки смысловой информации. Важными характеристиками взаимопонимания являются также его интенции, отражающие стремления общающихся к достижению того или иного результата взаимопонимания. Интенции связаны с выбором стратегий и фокусов взаимопонимания и, следовательно, успешностью и эффективностью взаимодействия. Взаимопонимание представлено совокупностью процессов и результатов взаимного и параллельного преобразования его фокусов (компонентов): понимания субъектами преобразующего диалога себя, друг друга и ситуации взаимодействия. Взаимодействие фокусов образует ряд стадий взаимопонимания, различающихся по степени осознанности и значимости каждого из фокусов (компонентов) и отражающих механизмы формирования и развития взаимопонимания. Можно выделить три основных, различающихся способами переработки смысловой информации, стратегии понимания человеком себя, другого человека, ситуации взаимодействия: объяснения, интерпретации и диалогизации, - а также несколько типов схем понимания себя и мира субъектами диалога. Различия стратегий и схем понимания субъектами взаимодействия себя, друг друга, ситуаций взаимодействия, связаны с различиями социально-психологических статусов субъектов преобразующего диалога, их жизненного и профессионального опыта, половозрастной и этнокультурной принадлежностью. Внутренними условиями взаимопонимания в психологическом консультировании являются: открытость пониманию (диалогическая интенция), открытость изменениям (интенция изменений) и открытость отношениям с собеседником (отношенческая интенция). Результатами взаимопонимания являются изменения в понимании себя, других людей, ситуаций взаимодействия, проявляющиеся: 1) в изменениях схем и стратегий понимания себя и окружающего мира; 2) в тенденциях согласования и преобразования фокусов взаимопонимания; 3) в возникновении эффектов, связанных с удовлетворением или фрустрацией ведущих интенций (диалогической, преобразующей и отношенческой) взаимопонимания в консультировании. В различных парадигмах, форматах, формах и моделях психологического консультирования формирование и развитие взаимопонимания (преобразование его компонентов, особенностей и реализация интенций) имеют как сходные, так и особенные черты. Наиболее полно процессы и результаты взаимопонимания представлены в парадоксальной парадигме, в долгосрочном формате, в групповых формах и в гуманистически-ориентированных моделях консультирования. Менее развернуто - в воздейственной и понимающей парадигмах, краткосрочном формате, а также в индивидуальном, бихевиорально-ориентированном консультировании.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1.Арпентьева М.Р. Взаимопонимание как феномен межличностных отношений в психологическом консультировании. – Калуга, КГУ им. К.Э. Циолковского, 2018. – 835 с.

2.Арпентьева М.Р. Взаимопонимание как феномен межличностных отношений в психологическом консультировании. – Калуга, КГУ им. К.Э. Циолковского, 2018. – 835 с.

3. Арпентьева М.Р. Социально-психологическое консультирование как взаимопонимание: стратегии, фокусы, эффекты и механизмы. Монография / М.Р. Арпентьева. – Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2016. – 777с.