Научное направление: «Интегративные исследования взаимопонимания как феномена межличностного общения»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Современная социальная ситуация в России создает условия возникновения новых и активизации широкого спектра классических социально-психологических проблем. К ним относятся проблемы, связанные с процессами выраженной социальной дифференциации, вынужденной миграции и массового беженства; проблемы, связанные с ростом преступности и социальной аномии; проблемы обеспечения социальной безопасности и помощи пострадавшим от террористических актов и катастроф; проблемы профессиональной и семейной мобильности, переподготовки профессиональных кадров и переобучения взрослых, то есть проблемы взаимоотношений социальных групп, существенно различающихся по этнокультурным, религиозным, возрастным, профессиональным и экономическим и социально-статусным характеристикам. Дисгармонии, конфликты и иные нарушения межличностных отношений субъектов этих групп проявляются в отсутствии взаимопонимания. Поэтому проблема взаимопонимания, исследование его механизмов и разработка технологий и подходов, обращенных к его формированию и развитию, становятся все более актуальными. Взаимопонимание, будучи, с одной стороны, феноменом повседневным и, в этом смысле, «очевидным», с другой стороны, в силу сложности и изменчивости, остается малоизученным, трудно операционализируемым. До сих пор отмечается фрагментарность исследований взаимопонимания, в большинстве существующих исследований взаимопонимание не предстает как центральный и целостный феномен, описываются те или иные его компоненты, особенности, интенции или стадии (Алексеева Л.Н., 2008; Болдонова И.С., 2004; Виноградова Н.Л., 2007; Григорьева А.А., 2012; Демьянков В.З., 2005; Деррида Ж., 2007; Желтонова Ю.А.,2000; Жилкина В.А., 2007; Жинкин Н.И., 2009; Зинченко В.П., 1997; Кайгородов Б. В., 2000; Карпачёва А.Б., 2007; Коробов Е., 2006; Кроник А.А., Кроник Е.А., 1998; Крылова С.Г., 2007; Леонтьев Д.А., 2011; Луцкович В.В., 2008; Макаров М.Л., 2003; Новиков А.С., 2008; Петровская Л.А., 2007; Рождественская Н.А., 2008; Романова И.А., 2000; Руслина А.О., 2008; Тучина О.Р., 2012). Большая часть попыток изучения взаимопонимания обращена, прежде всего, на его понятийную дифференциацию: смысловой анализ понятий, репрезентирующих его феномены, а также – на разработку интегративных концепций этих феноменов (Адамьянц Т.З., 2011; Брудный А.А., 2005; Горбачева Е.И., 2001; Знаков В.В.,1994; 2010; 2013; др.). В существующих работах понимание человеком себя, другого человека, текстов и мира в целом предстает как реальность с двойственным психологическим статусом: как процесс и результат осмысления субъектом происходящего в его внешнем и внутреннем мире, реже – как состояние сознания осмысляющего себя и мир субъекта. Именно в этом, последнем, значении обычно рассматривается взаимопонимание - как специфическое, обычно краткосрочное, состояние сознаний познающих себя, друг друга и мир, общающихся субъектов. Такое определение практически закрывает возможности его развернутого изучения и обучения взаимопониманию. Однако, если проанализировать интегративные, выполненные в контексте диалогического подхода, исследования понимания в социальной философии, психолингвистике, социологии и психологии, а также менее многочисленные собственно социально-психологические исследования взаимопонимания, то можно заключить, что понимание людьми друг друга, в отличие от понимания текстов, всегда есть взаимопонимание – процесс и результат совместного и взаимного осмысления субъектами взаимодействия самих себя, друг друга и окружающего их мира. Взаимопонимание является одним из центральных, образующих понятий социальной психологии, нуждающимся в интегративном осмыслении, исследовании взаимопонимания, раскрывающем его сущность, особенности, компоненты, интенции и механизмы формирования и развития. Путь к такому осмыслению лежит через анализ традиционных и современных зарубежных и отечественных перспектив (подходов, направлений и тенденций) его изучения. В существующих исследованиях можно выделить ряд перспектив исследования взаимопонимания. Одна из перспектив связана с изучением субъективности и связанных с особенностями ценностных позиций общающихся стратегий понимания себя и мира (Брудный А.А., 2005; Воловикова М.И., 2013; Знаков В.В., 1994; 2015; Рождественская Н.А., 2008; Сосланд А., 1999). Другая – исследованием компонентов (фокусов) взаимопонимания, взаимодействие которых позволяет исследовать стадии и механизмы его формирования и развития, в том числе в процессе развития личности, ее отношений (Адамьянц Т.З., 2011; Желтонова Ю.А., 2000; Петровская Л.А., 2007; Рубинштейн С.Л., 1973; др.). Третья – выделением линий изучения изменений, интенций и эффектов взаимопонимания (Панасюк А.Ю., 2007; Роджерс К., 1994; Moustakas Cl., 1994; др.). В рамках каждого из подходов, направлений и линий изучения выделяются разные критерии, компоненты и функции взаимопонимания, которые могут служить основаниями построения его целостной социально-психологической модели. В своей наиболее полной, развернутой форме, взаимопонимание может быть рассмотрено как феномен межличностных отношений: как категория, позволяющая наиболее полно и развернуто описать межличностные отношения как целостную систему субъективно переживаемых взаимосвязей между людьми, объективно проявляющихся в направленности и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в совместной деятельности и общении; отразить взаимосвязи ценностно-смысловой и интерактивной сторон формирования и развития отношений между людьми. Сами межличностные отношения часто рассматриваются в трех основных контекстах: в общении людей, познании людьми друг друга и событии. Характеризуя отношения между людьми, исследователи отмечают их осознанность и направленность, сложность и диалектичность. Эти характеристики особенно выпукло проявляются в понимании людьми друг друга. Понятие взаимоотношений, кроме того, обращает внимание на тесную взаимосвязь отношений людей к себе и миру, их роль в развитии человека: особенности интимно-личностных и профессионально-ролевых взаимоотношений определяют возможности и ограничения развития людей, в том числе, в практиках педагогического взаимодействия, медицинской и психологической помощи (Боулби Дж., 2006; Емельянова Е.В., 2004; Горянина В.А., 1997; Гришина Н.В., 2004; Духновский C.B., 2013; Карвасарский Б.Д., 2007; Петровская Л.А., 2007; Райгородский Д.Я., 2002; Спиваковская А. С., 2009; Казанцева Т.В., 2011; Пашукова Т.И., 2001; Скрипкина Т.П., 2014; Шутц У., 2004; Bagby D., 2007, Bornstein R., Languirand M., 2003; Rime B., 2010; др.). При этом, в изучении консультативных отношений проблеме понимания человеком себя, другого человека, мира придается значение центрального феномена (Томэ Г.и Кэхеле Х., 2001; Хараш А.У., 1996). Взаимопонимание в отношениях психолога с клиентом, по мнению социальных психологов и исследователей консультирования и психотерапии, служит наиболее репрезентативной моделью построения отношений (Stilar G.F.,1998; McLeod J., 1997; Silverman D.,1996; др.), наиболее интересным объектом изучения взаимопонимания. Практически в каждом исследовании, посвященном психологическому консультированию, а также психотерапии и социальной работе, явно или неявно, взаимопонимание и его компоненты, особенности и эффекты, выступают как сущностные феномены консультирования. Поэтому последнее во многом может быть рассмотрено как репрезентативный материал для его интегративного изучения. Взаимопонимание может быть описано как в разной мере осознанный и согласованный предметно и контекстуально обусловленный процесс и результат совместного формирования субъектами смысла поступков, высказываний и переживаний друг друга в конкретной ситуации взаимодействия, как сложная развивающаяся система, включающая процессы и результаты взаимной и синхронной трансформации компонентов (фокусов) и особенностей (стратегий и схем), взаимопонимания, реализации его интенций. В качестве основных фокусировок (осмысления происходящего) во взаимопонимании выступают его компоненты (макро-фокусы отношений к себе, людям, ситуациям и окружающему миру), в качестве дополнительных – конкретные темы взаимодействия (микро-фокусы, отражающие сущность решаемых клиентом как субъектом жизнедеятельности проблем). Осмысление каждого из фокусов имеет ряд особенностей, связанных с предпочитаемыми субъектами стратегиями и схемами понимания. Стратегии понимания определяются как совокупности способов преобразования смысловой информации о себе, другом человеке и ситуации взаимодействия в процессе общения. Стратегии дополняются схемами понимания – понятийными структурами переработки смысловой информации. Важными характеристиками взаимопонимания являются также его интенции, отражающие стремления общающихся к достижению того или иного результата взаимопонимания. Интенции связаны с выбором стратегий и фокусов взаимопонимания и, следовательно, успешностью и эффективностью взаимодействия. В психологическом консультировании ведущую роль в формировании и развитии взаимопонимания играет консультант, чьей профессиональной задачей является понимание клиента, проблемной ситуации, по поводу которой клиент обратился за помощью. Понимание клиентом себя и проблемной ситуации - вторая важная группа фокусов взаимопонимания в консультировании. Другие фокусы: понимание клиентом консультанта и понимание консультантом себя - дополнительны. Однако, в целом формирование и развитие взаимопонимания - процесс и результат совместных усилий клиента и консультанта; различные фокусы (компоненты) и стратегии взаимопонимания позволяют реализовать ведущие интенции этого взаимодействия – осмысление и преобразование взаимоотношений клиента с собой и миром.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Psychodiagnostics, counselling and mediation in professional and unprofessional relationships. / Ed. by M. R. Arpentieva, etc. – Сanada, Toronto: Altaspera Publishing & Literary Agency Inc., Russia, Kaluga: K. E. Tsiolkovskiy Kaluga state University Publishing house, 2018. – 664p. (Ser. Actual problem of the practical psychology. Volume 3).

2. Arpentieva M.R. Understanding as a phenomenon of social psychology / M. R. Arpentieva. -North Carolina, USA: Lilu, Si-press, 2017. – 240p.