Научное направление: «Интегративное исследование одаренности»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Актуальность научного направления «Интегративное исследование одаренности» связана с потребностью сохранить и развить в России одарённость детей на всех этапах онтогенеза, а также с решением насущной задачи формирования творческого и интеллектуального потенциала общества, обеспечением возможности его интенсивного социального, культурного и научно-технического прогресса.
Интегративный подход в области психологии одаренности рассматривается как открывающий большие возможности в исследовании психологии развития одаренного ребенка и решении проблемы обновления содержания, методов и форм работы со способными и одаренными детьми. Рассматривая человека как сложную систему с многоуровневым строением и с неоднозначной системой связей, где детерминация выступает как многоплановая, многоуровневая, многомерная, включающая явления разных порядков, интегративный подход в психологии одаренности позволяет рассматривать человека как «живой организм, в котором органы, ткани и клетки имеют смысл только в их отношении к целому». Принцип интегратизма рассматривается стержневым в решении не только теоретических вопросов психологии одаренности, но и прикладных проблем в отношении одаренности. Интегративный подход создает условия для определения и построения конкретных методов и путей развития детской одаренности.
Особое внимание в данной проблеме привлекает важнейшее поло¬жение современной психологии одаренности, заключающейся в том, что развитие одаренности не может рассматриваться вне взаимодействия развивающейся личности и её социального окру¬жения. Попытка понять и отразить эти взаимодействия представлены в ряде моделей одаренности Дж.Рензулли (1986), Ф.Монкса (1992), К.Хеллера (1997) и других. При этом подчеркивается особая роль школьного обучения в создании условий ориентированных на особые возможности одаренных детей.
Значимым в вопросе психологии одаренности для нас является интегративная психология развития, основоположником которой является В.В.Белоус. На принципах интегративной психологии развития изучались внутриуровневые и межуровневые связи свойств возрастных характеристик. «Внутриуровневые связи свойств характеризуют сущность данного возраста, межуровневые - условия существования возрастной структуры индивидуальности на той или иной ступени онтогенеза. Диалектическое единство внутриуровневых и межуровневых связей возраста выражает суть непрерывного жизненного цикла человека в целом» (В.В. Белоус).
В своих исследованиях в области проблем интегративной психологии развития И. В. Боязитова отмечает, что предложенная и разработанная модель интегративной психологии развития обладает свойствами самоорганизующейся и саморегулируемой большой системы «человек-общество»; она зависит от активности субъекта деятельности и её структура детерминирована этим свойством; в свою очередь, свойства объекта также детерминируют структуру интегративной психологии развития, если только они приобретают личностный смысл, кроме того, между свойствами субъекта и свойствами объекта существует кольцевая зависимость, симультанное взаимодействие которых обусловливает структуру интегративной психологии развития.
Таким образом, интегративный подход — это творческий и многомерный синтез различных концепций, которые рассматривают различные аспекты человеческой активности, как в теоретическом, так и в методологическом, и в исследовательском плане, позволяющий понять природу человека в целом, более того, понять в широком мировоззренческом контексте. Значимый принципиальный тезис интегративного подхода в том, что мир – это единая и неделимая сеть событий и взаимосвязей. Интегративный подход создает условия для всестороннего изучения, определения и построения конкретных методов и путей развития детской одаренности.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Монография «Психологические основы интегративного развития одаренности».
Аннотация: В монографии освещаются теоретические и практические вопросы психологии детской одаренности, а также концептуальные основы работы с одаренными детьми, на основе результатов экспериментальной работы.
Особое внимание отводится интегративному подходу в развитии психологии одаренных детей, отмечается высокое стремление в науке к целостному, всеохватывающему осмыслению человеческой природы, и подчеркивается, что интегративный подход открывает такую возможность, так как это творческий и многомерный синтез различных концепций, позволяющий понять природу человека в целом, более того, понять в широком мировоззренческом контексте. Значимый принципиальный тезис интегративного подхода в том, что мир – это единая и неделимая сеть событий и взаимосвязей. В работе представлены материалы психолого-педагогического эксперимента по развитию одаренности и познавательных способностей учащихся младшего школьного возраста гимназии. Принцип интегратизма лег в основу концепции экспериментальной работы. В работе освещены основы психологии одаренных детей: природная основа одаренности; классификация одаренности, неравномерность возрастного развития и влияние психомоторики на развитие одаренных детей; проблемы и особенности личностного развития; особенности взаимоотношений одаренного ребенка со сверстниками и взрослыми, в семье. Рассматривается специфика работы школьного психолога с одаренными детьми, их профессионально-личностная квалификация. Достойное место в монографии отводится психолого-педагогической грамотности родителей одаренных детей. Монография содержит введение, 9 глав, 8 параграфов, список использованной литературы, 4 приложения, включающие опросник для родителей по диагностике склонностей младших школьников, рекомендации по составлению образовательных программ для одаренных детей, анкету для учителя, работающего с одаренными и способными детьми, аутотренинг для развития познавательных способностей.

2. Статья «Теоретическое обоснование интегративного подхода в экспериментальной работе по развитию способностей детей с признаками одаренности».
Аннотация: В работе рассматривается и обосновывается интегративный подход в области психологии одаренности. Интегративный подход рассматривается как открывающий большие возможности в исследовании психологии развития одаренного ребенка и решении проблемы обновления содержания, методов и форм работы со способными и одаренными детьми. Рассматривая человека как сложную систему с многоуровневым строением и с неоднозначной системой связей, где детерминация выступает как многоплановая, многоуровневая, многомерная, включающая явления разных порядков, интегративный подход в психологии одаренности позволяет рассматривать человека как «живой организм, в котором органы, ткани и клетки имеют смысл только в их отношении к целому». Теоретическое обоснование интегративного подхода в работе осуществляется с опорой на результаты экспериментальной работы по развитию познавательных и психомоторных способностей детей с признаками одаренности. Принцип интегратизма следует рассматривать стержневым в решении не только теоретических вопросов психологии одаренности, но и прикладных проблем в отношении одаренности. Интегративный подход создает условия для определения и построения конкретных методов и путей развития детской одаренности.

3. Статья «Особенности изучения психологии одаренности в кратком историческом аспекте». Аннотация: В работе рассматривается история изучения психологии одаренности, начиная с древнейших времен, выявляются её особенности. В выводах отмечается, что проблема одаренности и способностей относится к числу наиболее изучаемых разделов психологии и имеет своё начало от работ Платона и Аристотеля и не теряет своей актуальности до настоящего времени. К числу исследователей относятся отечественные и зарубежные видные анатомы, физиологи, философы, педагоги, общественные деятели, психологи. Актуальность одаренности в России связана с потребностью сохранить и развить одарённость детей на всех этапах онтогенеза, что связано с решением насущной задачи формирования творческого и интеллектуального потенциала общества и обеспечением возможности его интенсивного социального, культурного и научно-технического прогресса.

4. Статья «К вопросу о подготовке школьного психолога к работе с одаренными детьми».
Аннотация. Статья обращена к проблемам одаренности. Акцентируется внимание на квалификационных особенностях психолога, работающего с одаренными детьми. Описывается специфический компонент его профессиональной квалификации.

5.Учебно-методическое пособие «Психологические основы развития детской одаренности».
Аннотация: Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки педагогов и практических психологов к работе с одаренными и способными детьми, а также для преподавателей и студентов педагогических вузов и училищ, аспирантов, учителей и родителей, всех заинтересованных в развитии детской одаренности.
Актуальность работы заключается в том, что она вызвана потребностями федеральной целевой программы «Одаренные дети», входящей в президентскую программу «Дети России», и совершенствованием системы обучения и воспитания «одаренных детей», решающей задачу формирования творческого и научного потенциала нашего общества. В учебно-методическом пособии особое внимание уделено концептуальным основам работы с одаренными детьми, рассматриваются проблемы одаренных детей, неравномерность возрастного развития и особенности личности одаренных детей. Примечательно то, что достойное место в пособии отведено вопросу значения семьи в развитии одаренного ребенка. В пособии предлагается методика диагностики склонностей детей младшего школьного возраста, а также анкета для учителей, работающих с одаренными и способными учащимися.