Балакин Павел Дмитриевич
  1. Ученая степень
    доктор технических наук
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Научное направление
    Технические науки
  4. Регион
    Россия / Омская область

Балакин Павел Дмитриевич, доктор технических наук, профессор, декан механико-технологического факультета (1976—1978 гг.), заведующий кафедрой теории механизмов и машин (с 1978 г.) ОмГТУ.

Родился 14 мая 1944 г. в селе Вишневка Нижнеомского района Омской области в семье бывшего военнослужащего, впоследствии учителя сельской школы. В 1967 г. окончил механико-технологический факультет Омского политехнического института по специальности "Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты". С дипломом инженера-механика был рас¬пределен в ОмПИ на кафедру теории механизмов и машин в дол¬жности ассистента. В 1970 г. поступил в целевую аспирантуру Московского станкоинструментального института и в 1973 г. защитил кандидатскую диссертацию по специальности 05.02.18 — теория механизмов и машин. После защиты диссертации продолжил работу в ОмПИ на кафедре теории механизмов и машин в должности старшего преподавателя, а с 1976 г. — доцента этой же кафедры. В 1975 г. назначен на должность заместителя декана механико-технологического факультета, а с 1976 г. избран деканом факультета. В указанной должности проработал два года до избрания в 1978 г. заведующим кафедрой теории механизмов и машин.

Будучи деканом факультета П.Д. Балакин за сравнительно ко¬роткий срок упорядочил управление факультетом, в результате оживилась учебная, учебно-методическая, научная работа, были скорректированы учебные планы, получили развитие новые фор¬мы внеучебной работы. Немало времени уходило на выполнение общественных нагрузок: руководил вузовской организацией НТО "Машпром", являлся заместителем секретаря парткома по оргработе, членом президиума и руководителем секции научно-методического совета ОмГТУ, редактором сборников научных трудов; на протяжении многих лет входит в состав ученых советов факультета и института.

Как заведующий общеинженерной кафедрой П.Д. Балакин соз¬дал стройную систему преподавания своей профильной учебной дисциплины. Система включает в себя совершенные рабочие про¬граммы учебных курсов, в которых находят отражение последние достижения науки и техники. Лаборатории кафедры оснащены со¬временным оборудованием, курсовое проектирование приближено к будущей специализации студентов, все виды учебной работы имеют полное методическое обеспечение.

Как научный руководитель коллектива П.Д. Балакин укрупнил тематику кафедральных научных исследований. Здесь наряду с фундаментальными получили развитие прикладные исследования в области механики машин; углубилась связь кафедры с СО РАН, с НПО "Сибкриотехника" и другими научно-исследовательскими, проектными организациями, промышленными предприятиями г. Омска. Установились долгосрочные творческие контакты с родственными кафедрами вузов городов Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Одессы, Алматы, Нижнего Новгорода, Саратова, Екатерин¬бурга, Челябинска, Кургана, Новосибирска, Иркутска, Хабаровска. Результаты научной работы регулярно апробировались на за¬седаниях Западно-Сибирского филиала республиканского семинара по ТММ (г. Новосибирск, НГТУ), а также на всесоюзных и рес¬публиканских съездах, симпозиумах, конференциях.

В 1994 г. П.Д. Балакин защитил докторскую диссертацию в диссертационном совете при Новосибирском государственном тех¬ническом университете. В 1995 г. присвоено ученое звание профес¬сора. Список опубликованных научных и научно-методических ра¬бот составляет свыше 120 наименований; он автор более чем 20 изобретений. Посвятив себя практически одной области науки, П.Д. Балакин разработал научную базу принципиально новой тех¬нологии — механических передач с адаптивными свойствами. Механические передачи, создаваемые по его методике, рас¬сматриваются как системы автоматического регулирования внут¬ренних характеристик с изменением последних в нужном направ¬лении в зависимости от изменяющихся внешних условий. Ученым доказано, что передачи с адаптивными свойствами индифферент¬ны к первичным и силовым ошибкам, имеют лучшие в сравнении с традиционными передачами виброакустические и энергетические характеристики, высокий КПД, позволяют полно использовать располагаемую мощность, автоматически поддерживают оптималь¬ный режим работы машины.

Более чем двадцатилетнее сотрудничество П.Д. Балакина с опытным производством НИИ и промышленностью позволило ему реализовать многие собственные технические решения, в том числе семь изобретений. Он руководитель аспирантуры по теории механизмов и машин, член диссертационного совета в ОмГТУ. Награжден дипломом ВДНХ СССР, знаком "Ветеран ОмПИ".

Научные публикации

1.Балакин, Павел Дмитриевич. Теория механизмов и машин в транспортном машиностроении : учеб. пособие для вузов РФ / П. Д. Балакин, В. В. Сыркин, Э. А. Кузнецов, Т. И. Саввантиди, 2008. - 315 с.

2.Балакин, Павел Дмитриевич. Теория механизмов и машин в транспортном машиностроении : учеб. для высш. военно-учеб. завед ГАБТУ / П. Д. Балакин, В. В. Сыркин, Э. А. Кузнецов, Т. И. Саввантиди, 2008. - 313 с.

3.Балакин, Павел Дмитриевич. Динамическая модель поперечно-угловых колебаний корпуса многоцелевой гусеничной машины при регулярном кинематическом возбуждении движителя дорожным полотном/ П. Д. Балакин, Э. А. Кузнецов, В. И. Денисенко // Вестник академии военных наук. - 2008. - №3 (24).- С.162-166.

4.Балакин, Павел Дмитриевич. Геометро-кинематические и силовые соотношения в связях уголковой передачи / П. Д. Балакин, А. А. Дегтярев, С. Н. Карбаинова // Омский научный вестник. - Омск, 2008. - Вып 1 (64). - С. 24-26.

5. Экспериментальное определение предельных по пробою подвески скоростей движения МГМ в условиях естественных трасс / П. Д. Балакин, Э. А. Кузнецов, В. И. Денисенко // Омский научный вестник. Серия Приборы, машины и технологии. - Омск, 2007. - N 1 (52). - С. 37-41.

6.Экспериментальное определение предельных по пробою подвески скоростей движения МГМ в условиях естественных трасс / П. Д. Балакин [и др.] // Омский научный вестник. - Омск, 2007. - Вып. 1 (52) . - С. 37-42

7.Щерба, Виктор Евгеньевич. Повышение эффективности работы газовой криогенной машины путем оптимизации закона перемещения поршня и вытеснителя/ В. Е. Щерба, П. Д. Балакин, А. А. Глотов // Омский научный вестник. - Омск, 2007. - Вып.3 (60). - С. 61-63.

8. Щерба В. Е. Повышение эффективности работы газовой криогенной машины путем оптимизации закона перемещения поршня и вытеснителя / В. Е. Щерба, П. Д. Балакин, А. А. Глотов // Омский научный вестник. Серия Приборы, машины и технологии. - Омск, 2007. - N 3 (60). - С. 61-63.

9.Совершенствование элементов подвески многоцелевой гусеничной машины/ П. Д. Балакин, Э. А. Кузнецов, В. И. Денисенко // Военная техника, вооружение и современные технологии при создании продукции военного и гражданского назначения . - Омск, 2007. - Ч. 1. - С. 68-72

10.Определение предельных режимов движения многоцелевой гусеничной машины по критерию полного использования возможностей энергоемкости подвески / П. Д. Балакин, Э. А. Кузнецов, В. И. Денисенко // Военная техника, вооружение и современные технологии при создании продукции военного и гражданского назначения . - Омск, 2007. - Ч. 1. - С. 102-110

11.Натурные испытания по определению предельных по пробою подвески скоростей движения МГМ в условиях естественных трасс / П. Д. Балакин [и др.] // Военная техника, вооружение и современные технологии при создании продукции военного и гражданского назначения . - Омск, 2007. - Ч. 1. - С. 19-23

12.Натурные испытания по определению предельных по пробою подвески скоростей движения МГМ в условиях естественных трасс / П. Д. Балакин [и др.] // Военная техника, вооружение и современные технологии при создании продукции военного и гражданского назначения : 4 Междунар. технол. конгресс. - Омск, 2007. - Ч. 1. - С. 19-23

13.Модель первого приближения реального соединения штока амортизатора с направляющей втулкой в условиях импульсного нагружения / П. Д. Балакин, Э. А. Кузнецов, В. А. Лобов // Военная техника, вооружение и современные технологии при создании продукции военного и гражданского назначения . - Омск, 2007. - Ч. 1. - С. 27-34.

14.Модель первого приближения реального соединения штока амортизатора с направляющей втулкой в условиях импульсного нагружения / П. Д. Балакин, Э. А. Кузнецов, В. А. Лобов // Военная техника, вооружение и современные технологии при создании продукции военного и гражданского назначения . - Омск, 2007. - Ч. 1. - С. 27-34 и другие научные работы.


Последняя редакция анкеты: 28 августа 2010