Магомедова Заграт Расуловна
  1. Ученая степень
    кандидат педагогических наук
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Научное направление
    Педагогические науки
  4. Регион
    Россия / Республика Дагестан

Магомедова Заграт Расуловна, [родилась 16 августа 1939 г. в селении Кахиб Шамильского района Дагестанской АССР]. Окончила дагестанский женский педагогический институт (1962), аспирантуру при НИИ национальных школ АПН РСФСР (1971), кандидат педагогических наук, профессор. Педагогическую деятельность начала в 1962 г. учительницей русского языка и литературы 9-10 классов, а затем директором Кахибского интерната «Горянок». С 1968 г. ведёт научно-исследовательскую работу.

Исследовала вопросы организации внеклассной работы по русскому языку и литературе и использование технических средств в процессе обучения русскому языку и литературе в национальной школе. В результате исследования данных вопросов была защищена кандидатская диссертация (1972) и изданы монографии, учебно-методические пособия: «Внеклассные занятия по русскому языку с использованием технических средств» (1976), «Методическое пособие для внеклассных занятий по русскому языку и литературе с использованием средств наглядности в дагестанской школе (1989).

Большой популярностью среди учителей начальных классов пользуются методические пособия: «Обучение видо-временным формам русского глагола в начальных классах дагестанской национальной школы (1982); «Дидактические игры по русскому языку для 1-4 классов дагестанской школы» (2000); «Перфокарты по русскому языку» и «Методические указания к использованию перфокарт» (2-й класс – 2002, 3-й класс – 2004, 4-й класс – 2006 гг.); «Примерные конспекты уроков русского языка для начальных классов дагестанской школы» (2009); «Дидактические материалы по методике обучения русскому языку учащихся начальных классов национальной школы» (2009).

Результаты исследования специфики обучения шестилеток русскому языку в условиях отсутствия языковой среды отражены в пособии «Особенности обучения шестилеток русскому языку» (1989).

Исходя из дидактических свойств и функций традиционных средств обучения и современных аудиовизуальных средств (АВС), их особой роли в овладении русской речью младшеклассниками (в восприятии, воспроизведении, привитии интереса к русскому языку, развитии речи, внимания, памяти, активизации познавательной деятельности учащихся), исследование проблемы системы использования как традиционных так и современных АВС является ведущей в её педагогической деятельности. Поэтому данная проблема исследовалась и продолжает исследоваться в настоящее время. Написана докторская диссертация «Теория и практика использования аудиовизуальных средств в обучении русскому языку учащихся начальных классов дагестанской школы» (представлена к защите). Разработке данной проблемы посвящены многочисленные статьи и учебно-методические пособия: «Слуховая и зрительная наглядность на уроках русского языка в начальных классах дагестанской национальной школы» (1979); «Использование наглядности и технических средств на уроках русского языка и литературы в национальных школах РСФСР» (1982); «Формирование и развитие орфоэпических и интонационных умений и навыков учащихся начальных классов дагестанской школы с использованием аудиовизуальных средств» (2007).

С 1979 года работает на факультете начальных классов Дагестанского государственного педагогического университета, сначала старшим преподавателем, затем доцентом и профессором, читает лекции, ведёт практические занятия по методике обучения русскому языку в национальной школе. В течение всего периода работы в университете руководит педагогической практикой студентов. Является автором и соавтором программ («Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах», «Использование аудиовизуальных средств в обучении русскому языку», «Организация научно-методической работы в начальных классах»; «Обучение русскому языку по системе Л.В. Занкова»), учебников и учебно-методических пособий по русскому и аварскому языку для школ и вузов: «Использование ТС на уроках родного и русского языков и литератур в национальной школе» (1976) – учебное пособие; «Методика объяснительного и литературного чтения в национально школе» (1978) – пособие для учителей; «Практикум по начальному курсу русского языка» (3-е изд., 2008) – учебное пособие; «Обучение русскому произношению в начальных классах национальной школы» – лекция для студентов»; «Практические и лабораторные занятия по теории и методике обучения русскому языку в начальных классах национальной школы» (2-е изд., 2005); учебник аварского языка (4 класс) (4-е изд., 2006); учебное пособие для внеклассного чтения «В мире книг (3 класс)» (2007).

За заслуги в обучении и воспитании студенческой молодёжи награждена медалью «Отличник высшей школы».

Под её руководством выполнены мини-научные исследования студентов, которые неоднократно выходили победителями конкурсов студенческих работ. Многие труды Заграт Расуловны отмечены дипломами лауреата конкурсов на лучшую научную книгу, проводимого Фондом развития отечественного образования.

Заграт Расуловна регулярно выступает с докладами на региональных, Российских и Международных научно-практических конференциях по проблемам повышения качества знаний по русскому языку как учащихся школ, так и студентов. Под её руководством в 7 районах республики постоянно функционируют экспериментальные классы. Является руководителем магистрантов и диссертантов. С обобщением результатов эксперимента выступает на заседаниях методобъединения как в школах, так и факультета начальных классов ДГПУ.

Магомедова Заграт Расуловна имеет награды


Последняя редакция анкеты: 22 июня 2010