Королева Наталья Владимировна
  1. Ученая степень
    доктор биологических наук
  2. Научное направление
    Биологические науки
  3. Регион
    Россия / Иркутская область

Основное научное направление: патологическая физиология, нейрофизиология.

Ученая степень и официальная должность: доктор биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории экологической педиатрии и реабилитации, профессор кафедры физиологии и психофизиологии.

Текущее место работы: Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека СО РАМН, Иркутский государственный университет

Область деятельности: научно-исследовательская, образовательная

Общественная деятельность: председатель Совета молодых ученых НЦ проблем здоровья семьи и репродукции человека СО РАМН

Научные интересы: онтогенез нервной системы и разработка критериев для оценки зрелости функциональной активности головного мозга ребенка. Изучение роли перинатальных факторов в особенностях становления биоэлектрической активности головного мозга ребенка. Исследование нейрофизиологических механизмов формирования и разработка методов прогнозирования психосоматических расстройств у детей. Совершенствование методов диагностики функциональных нарушений нервной системы.

Профессиональные интересы: менеджмент инновационных и образовательных организаций, управление инвестиционным проектом, бизнес-планирование в научной и образовательной отраслях.

Научные публикации: автор 47 печатных работ, в том числе 5 монографий и учебных пособий, 4 патентов на изобретения.

В работах анализируется структурная организация биоэлектрической активности мозга у детей с поражением центральной нервной системы в перинатальный период, заболеваниях зрительного анализатора и различных психосоматических расстройствах. Представленные материалы составляют теоретическую базу для разработки критериев ранней диагностики различных заболеваний и эффективных терапевтических мероприятий.

Автором разработана, обоснована и внедрена в практику классификация типов спонтанной биоэлектрической активности у детей дошкольного и младшего школьного возраста, повышающая эффективность электроэнцефалографического исследования. Изучена структура функциональных связей при этих типах биоэлектрической активности.

Проведен анализ вызванной биоэлектрической активности мозга у детей с заболеваниями органа зрения, разработаны критерии оценки изменений в системе проведения зрительной афферентации и способ лечения и определения противопоказаний к электростимуляции при лечении амблиопии.

Монография «Феноменологический атлас по клинической электроэнцефалографии» (2004) посвящена актуальной проблеме функциональной диагностики, в частности электроэнцефалографии, проблеме интерпретации электроэнцефалографических графоэлементов в клинической практике. В ней впервые в структурированной форме представлен достаточно полный комплекс примеров электроэнцефалографических паттернов с их характеристикой. В состав атласа включено большое количество материалов иллюстрирующих нормальные и абнормальные ЭЭГ у детей и взрослых.

В книгах «Формирование биоэлектрической активности головного мозга в онтогенезе» (2005) и «Функциональная активность мозга и процессы перекисного окисления липидов у детей при формировании психосоматических расстройств» (2008) рассмотрены основные закономерности становления функциональной активности головного мозга у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Представлены данные о состоянии системы перекисного окисления липидов и антиоксидантной защиты у детей с различным характером межполушарной асимметрии. Даны современные представления о психосоматической патологии, ее особенностях формирования в младший школьный период. Рассмотрена роль вегетативных механизмов в развитии психосоматической патологии у детей.

Прочие достижения: лауреат премии губернатора Иркутской области по науке и технике для молодых ученых (2005), победитель конкурса на соискание грантов Президента Российской Федерации для молодых российских ученых (2005).


Последняя редакция анкеты: 3 июня 2010