Полуянов Валерий Борисович
  1. Ученая степень
    доктор педагогических наук
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Научное направление
    Педагогические науки
  4. Регион
    Россия / Свердловская область

В 1972 году Валерий Борисович окончил металлургический факультет Уральского политехнического института им. С. М. Кирова по специальности «физика металлов» и был приглашен в Проблемную лабораторию металловедения, где работал инженером, старшим инженером, младшим научным сотрудником. Научные руководители — профессора И. Н. Богачев и Ю. Г. Векслер, привившие Валерию Борисовичу интерес к исследовательской деятельности, помогли сформировать научный стиль мышления и оказали большое влияние на мировоззрение. В 1982 году В. Б. Полуянов защитил кандидатскую диссертацию и был переведен на должность старшего преподавателя в Свердловский инженерно-педагогический институт. С 1987 года В. Б. Полуянов доцент. С 2002 года — доктор педагогических наук. Валерий Борисович профессор кафедры материаловедения, технологии контроля в машиностроении и методики профессионального обучения Машиностроительного института (МаИ) РГППУ. Заместитель председателя учебно-методического совета университета, член Ученых советов МаИ и РГППУ, член экспертной комиссии по присуждению ежегодных премий УрО РАО ученым, работающим в образовании, чьи научные результаты вносят значительный вклад в развитие системы образования Уральского региона. С 1988 года основным направлением исследований В. Б. Полуянова является маркетинговое управление профессиональным образованием. В 1996 — 1998 годах исследования под научным руководством В. Б. Полуянова на тему «Разработка профессиональной образовательной программы по направлению 540400 «Профессиональное обучение» и профилю «Маркетинг образовательных услуг», впервые для РГППУ, были удостоены гранта Российского гуманитарного научного фонда. Эта тема была включена в «Координационный план научно-исследовательских работ по проблемам профессионально-педагогического образования на 1996 — 2000 годы» (Проблема 1. Стратегия развития и проектирование содержания профессионально-педагогического образования) и План важнейших исследований РАО (Программа «Перспективы развития профессионального образования»). В 1997 году исследования под руководством В. Б. Полуянова отмечены дипломом конкурса грантов общественного объединения «Зяблицев-Фонд» по программе «Управление и системы функционирования г. Екатеринбурга». Результаты научных исследований регулярно докладываются и обсуждаются на международных, российских и региональных конференциях, участником которых он является. Под научным руководством и при непосредственном участии Валерия Борисовича осуществлялись исследования, выполняемые по заказу Министерства образования РФ (1993-1995; гранты 2000-2002, 2002-2004 гг.), Министерства образования Свердловской области (1996-1998) и по грантам Российского гуманитарного научного фонда (2005-2007). Многие из разработок В. Б. Полуянова успешно внедряются в образовательную практику РГППУ, ИРРО и других учебных заведений. Валерий Борисович уделяет большое внимание научной работе аспирантов и студентов: опубликовал со студентами более 35 работ, а исследования студентов, выполненные под его руководством, отмечены дипломами Всесоюзного и Всероссийского конкурсов. Под его научным руководством подготовлен кандидат педагогических наук, обучаются три аспиранта и два соискателя. Профессор В. Б. Полуянов читал лекционные курсы «Технология конструкционных материалов», «Учебная исследовательская работа студентов», «Научно-исследовательская работа», а сейчас — авторские курсы «Организация и управление в сфере образования», «Организация и управление качеством», «Планирование и организация эксперимента». По итогам конкурса на звание «Лучший преподаватель университета» объявлен лучшим в номинации «профессор» 2004/2005 учебного года.

Научные публикации

В. Б. Полуяновым опубликовано более 170 научных работ. Наиболее важными из них являются:

Полуянов В. Б. Теоретические основы маркетинга образовательных услуг. — М.: Издательский центр АПО, 2000. — 285 с.

Полуянов В. Б. Организация и управление в сфере образования (рекомендовано Учебно-методическим объединением высших и средних профессиональных учебных заведений РФ по профессионально-педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений). — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. — 138 с.

Полуянов В. Б. Модель обменного взаимодействия социальных деятелей // Вестник УМО высших и средних профессиональных учебных заведений РФ по профессионально-педагогическому образованию. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. Вып. 3(21). С. 59-68.

Полуянов В. Б. Кибернетический подход к пониманию мотивации // Образование и наука. Изв. Урал. отдел. Рос. акад. образования. — 2000. — № 4 (6). — С. 127-138.

Полуянов В. Б. Маркетинговая концепция результативности функционирования профессионального образовательного учреждения // Образование и наука. Изв. Урал. отдел. Рос. акад. образования. — 2001. — № 6(12). — С. 81-92.

Полуянов В. Б. Качество профессионального образования // Проблемы повышения контактной прочности металлических сплавов: Труды XVII Уральской школы металловедов-термистов, посвященной 100-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, лауреата Государственной премии СССР, профессора, доктора технических наук И. Н. Богачева // Вестник УГТУ — УПИ. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ — УПИ, 2004. Вып.2(32). — С. 236-248.

Полуянов В. Б. Концептуальные основы маркетингового взаимодействия субъектов региональной системы профессионального образования // Образование и наука. Изв. Урал. отдел. Рос. акад. образования. — 2005. — № 5(35). — С. 19-30.

Полуянов В. Б., Перминова Н. Б. Процессный подход к управлению внеаудиторной самостоятельной работой студентов // Вестник УМО по профессионально-педагогическому образованию. — Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2006. Вып.1(39). — С. 111-123.


Последняя редакция анкеты: 30 апреля 2010