Копосова Тамара Сергеевна
  1. Ученая степень
    доктор биологических наук
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Научное направление
    Биологические науки
  4. Регион
    Россия / Архангельская область

Профессор (с 2001 г.) кафедры биологии и экологии человека ПГУ имени М.В.Ломоносова. Родилась 12.01.1940 г. в ст. Карымская, Карымского района Читинской области. В 1962 г. окончила ЧГПИ. В 1970 г. в ЛГПИ имени А.И.Герцена защищена кандидатская диссертация «Микроэлектрофизиологическое исследование эпителиальной ткани» (по специальности 03.00.13 – физиология человека и животных), докторская диссертация «Физиологические аспекты адаптации первоклассников к обучению в школе в условиях Севера» защищена в 1999 г. (по специальности 03.00.13 – физиология человека и животных). Стажировалась в ЛГПИ имени А.И.Герцена, МГПИ, СГМУ, на кафедре психологии МГУ имени М.В.Ломоносова. Наиболее значимые научные результаты: проведено комплексное исследование показателей физического, психофизиологического развития и состояния здоровья первоклассников школ города и области в период с 1984–86 гг. и 1994–96 гг. Впервые в условиях региона проведено лонгитюдное исследование динамики некоторых показателей развития школьно–значимых функций у детей, поступивших в школу с шести и семи лет, в процессе их обучения с первого по третий класс; установлено, что среди шести– и семилетних детей наиболее часто встречаются дети с задержкой развития тех психофизиологических функций на формирование которых оказывают отрицательное воздействие длительный период «биологических сумерек» и «биологической тьмы», «термальные стрессы» и другие климато–экологические факторы; выявлены факторы, обуславливающие трудности адаптации к школьному режиму обучения. Это позволило сделать вывод о необходимости проведения ранней диагностики и прогнозирования возможных трудностей обучения у детей для своевременной разработки индивидуальной программы оказания необходимой коррекционной помощи. Член физиологического общества имени И.П.Павлова, член проблемной комиссии по медико–биологическим дисциплинам, член Ученого совета ПГУ имени М.В.Ломоносова, член диссертационного совета Д 212.191.01, член общественной организации «Межрегиональная ассоциация когнитивных исследований». Научные интересы в настоящее время: развитие морфофункциональных и психофизиологических функций, электрокардиографические корреляты вегетативного статуса, трудности обучения детей и подростков. С 1983 г. является руководителем научной проблемной лаборатории «Психофизиология детей и подростков приполярного региона». Руководит работой аспирантов, из которых 2 успешно защитились. Была научным консультантом докторанта.

Научные публикации

Имеет более 180 научных публикаций, в том числе:

Когнитивная деятельность первоклассников и возможности ее коррекции // Альманах «Новые исследования», - 2002. – № 1, – С. 60 – 67;

Факторы риска, оказывающие неблагоприятное воздействие на формирование когнитивной сферы ребенка // Вестник ПГУ. - 2005. – № 2 (8). – С. 86–94;

Основные факторы риска раннего дисонтогенеза у первоклассников школ г. Архангельска // Экология человека. - 2005. – № 6. – С. 18 – 21;

Соматотипы и морфофункциональный статус детей дошкольного возраста г. Архангельска // Экологиячеловека. - 2006. – № 8.– С. 24–28.


Последняя редакция анкеты: 20 апреля 2010