RAE.RU
Энциклопедия
ИЗВЕСТНЫЕ УЧЕНЫЕ
FAMOUS SCIENTISTS
Биографические данные и фото 17064 выдающихся ученых и специалистов
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 

Макашева Валентина Анатольевна


Учёная степень: кандидат медицинских наук

Профессор Российской Академии Естествознания

Научное направление: Медицинские науки

Регион: Новосибирская область

Рейтинг: 122 (по количеству просмотров анкеты за последний месяц)

СЕРТИФИКАТ участника энциклопедии "Известные Ученые"

Высшее медицинское образование получила на базе Новосибирского государственного медицинского института, где вела научную работу на кафедре нормальной анатомии в области исследования тучных клеток. В этот же период занималась в ГУ «Научный центр клинической и экспериментальной медицины СОР АМН», лаборатории биофизики, в контексте изучения некорпускулярных межклеточных взаимодействий. В 1984г. принимала участие в Всесоюзной студенческой олимпиаде по педиатрии в городе Ростов-на-Дону, где заняла 5-ое личное место.

После окончания института работала врачом в отделении раннего возраста, в 1988 г. специализировалась по детской невропатологии (ГИДУВ, г.Казань), с 1992 г. – детский психиатр и психотерапевт Новосибирского городского психоневрологического диспансера. Прошла ряд специализаций по психиатрии и психотерапии, усовершенствование по психотерапии пограничных состояний. В 1996 г. посетила и успешно закончила международный SALZBURG - PHILADELPHIA SEMENAR по теме «Pediatric Neurology and Development» с чтением курса лекций и практических занятий на английском языке, затем семинары в г. Зальцбург, Австрия, в 1996 г., и интернатуру по детской психиатрии в университете г. Вена, Австрия, в 2000 г.

Аспирантура по психиатрии в Новосибирской медицинской академии 1998-2001 гг. Область научных интересов в этот период: механизмы музыкотерапевтического воздействия и их влияние на коррекцию нарушенного психического развития ребенка. Тема диссертационного исследования «Музыкотерапия в комплексной терапии детей с нарушениями психического развития». Исследование опиралось на обширный клинический материал, анализ музыкальных произведений, созданных для музыкотерапии, и теоретическое исследование прикладных вопросов музыкотерапии в области музыкознания.

В диссертационной работе впервые дано методическое обоснование разных видов музыкотерапии в детской психиатрической практике, исходя из вариантов дизонтогенеза; определено место музыкотерапии в комплексном терапевтическом воздействии; проведен анализ музыкальных произведений, предназначенных для музыкотерапии и выделены основные элементы, усиливающие терапевтическую направленность произведения (сквозные медитативные паттерны, специальные звуки и ритмы, вариантно-вариационное развитие структуры произведения). Разработан сложнейший вопрос в музыкотерапии - выбора произведения и ряд критериев, совершенно новых, в частности, критерий эстетической ценности произведения, продемонстрирована высокая эффективность метода в лечении всех вариантов психического дизонтогенеза.

Рецензенты отметили, что диссертация явилась результатом многолетней научной работы автора и актуальность темы исследования обусловлены назревшей потребностью в осмыслении сложного и многопараметрового феномена музыкотерапии. Практическая значимость исследования состояла в том, что удалось создать некую модель музыкального произведения, предназначенного для музыкотерапии, что, с одной стороны, важно при создании произведения для конкретного пациента, а с другой - облегчает процесс выбора из огромного количества готовых произведений.

Результаты исследования используются в работе психиатрических стационаров и диспансерных отделений ряда городов России - Новосибирска, Барнаула, Омска, Томска, в коррекционных и реабилитационных центрах, детских дошкольных и школьных учреждениях системы образования и социальной помощи, а также в педагогическом процессе на базе консерватории. Являюсь автором программы курса обучения по специальности «музыкотерапия» на базе Новосибирской государственной консерватории.

С 2000 г. работает в Новосибирском государственном медицинском университете Росздрава на факультете повышения квалификации врачей: кафедра психиатрии и кафедра социальной гигиены и организации здравоохранения (лекционные циклы).

Является доцентом кафедры психологии Новосибирского педагогического университета. Макашевой В.А. разработаны учебные курсы по детской психиатрии и психотерапии.

Одновременно, с 1998 г. осуществляет руководство научно-исследовательской работой и учебной практикой студентов Новосибирской консерватории, специализирующихся в области музыкотерапии, под ее руководством защищено три дипломных работы.

На факультете экономики и управления в здравоохранении Новосибирской медицинской академии получила второе высшее образование по специальности экономика и управление на предприятии здравоохранения. Диплом (с отличием) защищен в 2006 г. по теме «Организация психиатрической помощи» с рекомендацией для подготовки диссертационной работы по экономике.

С 2003 г. является руководителем детского клинического психоневрологического диспансера, который обслуживает население г. Новосибирска и области. Макашевой В.А. были подготовлены теоретические положения, послужившие основой формирования новой службы и существенных организационных изменений системы оказания психиатрической помощи детям, которые предусматривают неуклонную дифференциацию, развертывание разнообразных внестационарных форм, использование возможностей первичной медицинской сети, вовлечение социальных служб и т.д.

В детской психиатрической практике такие расстройства, как разные виды психического дизонтогенеза, нарушения адаптации, поведенческие и ряд эмоциональных расстройств преобладают, а своевременное и правильно подобранное лечение эффективно как клинически, так и для формирования социально адекватной, гармоничной личности. Проводимая работа показала, что в последние годы детская психиатрия из достаточно изолированной ведомственной структуры превращается в сферу межведомственного сотрудничества и таким образом занимает активную позицию в формировании социального климата общества, создания среды безопасной жизнедеятельности детей в г. Новосибирске и области.

Ими была разработана и внедрена эффективная модель мультимодальной системы оказания специализированной лечебной и профилактической помощи детям, которая предполагает предоставление кроме медицинских технологий – психологических, психотерапевтических и психообразовательных программ с единым координационным центром, проведение информационно-просветительской работы по вопросам детской психиатрии в учреждениях образования; постоянное взаимодействие с органами социальной защиты.

Макашевой В.А. внедрены ряд новых организационных и лечебно-диагностических технологий: специализированная помощь приближена к детскому населению – консультативный прием участковых психиатров организован в базовых детских лечебно-профилактических учреждениях районов города. Принцип дифференцированного и комплексного характера оказания помощи реализуется уже в самой структуре диспансера: открыт дневной стационар на 100 мест, что позволило значительно уменьшить поток больных в круглосуточный, работают отделения клинической психологии и психотерапии, музыкотерапевтическая лаборатория, отделение «Телефон доверия». Сформировано и продолжает расширяться отделение социальной помощи, в составе которого специалисты по социальной работе и социальные работники оказывают помощь инвалидам, детям из социально-незащищенных семей и другим лицам, испытывающим трудности адаптации.

Последовательно проводится принцип «демедикаментизации» психиатрической помощи. Акцент с медикаментозного лечения переносится на изменение социальной ситуации развития ребенка, активное вовлечение родителей в процесс лечения. Фокус работы психиатра - консультирование семьи в аспекте конструирования гармоничных детско-родительских отношений.

Анализ ситуации развития детской психиатрической службы Новосибирской области, а именно, накопленные внутренние ресурсы при адекватных организационных и управленческих мероприятиях, показывает, что такие задачи, как: 1) снижение масштаба и тяжести проблем, связанных с конкретными психическими расстройствами (расстройствами поведения и настроения, психического развития и адаптации), 2) обеспечение развития услуг в области психического здоровья, 3) улучшение психического здоровья и уменьшение стигматизации и 4) обеспечение защиты прав и достоинства детей с психическими расстройствами - активно и целенаправленно решаются.

В то же время, существенно повлиять на снижение заболеваемости и распространенность психических расстройств едва ли возможно в ближайшем будущем. Более того, рост показателя распространенности психических расстройств следует связать со снижением стигматизации службы и расширением объемов предоставляемых услуг.

Как и в любой другой сфере, а в детской психиатрии особенно, ни одна стратегия не может быть однозначно определена на долгое время - все стратегии должны быть динамичными. Кроме того, развертывание основных направлений работы идет комплексно, например более широкое использование экономических методов в управлении психиатрической помощью, оптимизация ее структуры, обеспечивающей более рациональное использование ресурсов, информационно-методическое и нормативно-правовое обеспечение и т.д.

Изменения в концептуальных подходах детской психиатрии - внедрение полипрофессиональной модели оказания психиатрической помощи, современных правовых и этических стандартов, пересмотр ряда образовательных, диагностических, терапевтических подходов привели к появлению новых, значительных по объему контингентов детей, которые стали получать эффективную помощь.

На базе диспансера работают клинические кафедры и открыта интернатура по специальности психиатрия, руководителем которой является Макашева В.А.

Макашева В.А. имеет ряд научных статей, методическое руководство по музыкотерапии для врачей, музыкантов и других заинтересованных лиц. Последние публикации следующие: основные клинико-социальные направления работы детской психиатрической службы г. Новосибирска // Актуальные вопросы охраны психического здоровья детей и подростков: Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции «Психическое здоровье детей и подростков... - Барнаул, 2005. – С. 115-118.; Детская психиатрическая служба в контексте социально-психологической культуры // Актуальные вопросы современной медицины: Сборник материалов XIV научно-практической конференции врачей. - Новосибирск, 2006.; Детская психиатрическая служба // Муниципальное здравоохранение (цифры и факты) / Под ред. В.М. Чернышева. – Новосибирск, 2005. - С. 190-193; Межведомственный подход в решении актуальных проблем психического здоровья детей Новосибирска // Актуальные вопросы современной медицины: Сборник материалов XV научно-практической конференции врачей. - Новосибирск, 2006. - С. 395-397; Некоторые характеристики пользователей психиатрических услуг и их значение в планировании детской психиатрической помощи // Материалы юбилейной научно-практической конференции / Под ред. В.А. Макашевой. – Новосибирск, 2008. - С. 33-45; Роль детской психиатрической службы в решении вопросов межведомственного взаимодействия при оказании помощи инвалидам детства по психическим заболеваниям // там же. – С. 54-63; Организационные технологии детской психиатрии в условиях «нового» социального запроса // там же. – С. 3-9.

Как главный детский психиатр новосибирской области и г. Новосибирска Макашева В.А. регулярно проводит консилиумы, консультации, семинары и конференции по вопросам детской психиатрии. За 2007 г. Макашевой В.А. организованы и проведены следующие мероприятия: 25 - 26 января 2007 г. – съезд психотерапевтов Сибири и научно-практическая конференция по теме «Психологическое здоровье ребенка и семьи, вопросы коррекции и психотерапии»; 28.02.2007 г. – семинар по теме: «Преемственность в медико-социальной реабилитации детей-инвалидов по психическим расстройствам, имеющих индивидуальные программы реабилитации»; 22.03.2007 г. – семинар по теме: «Межведомственные взаимодействия в системе оказания помощи детям с нарушениями психического здоровья»; 03.10.2007 г. – семинар по теме: «Тревожно-фобические и психосоматические расстройства у детей в контексте нарушенных семейных взаимоотношений»; 27.11.2007 г. – региональная конференция «Психические расстройства при органических поражениях центральной нервной системы в детской практике».

Макашева Валентина Анатольевна имеет награды:

Почетное звание "Заслуженный деятель науки и техники"

 

Последняя редакция анкеты: 28 января 2009, 12:20

Получить код для установки баннера на сайте, в блоге

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания”
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Современные проблемы науки и образования» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.953

«Фундаментальные исследования» список ВАК, ИФ РИНЦ = 1.094

«Современные наукоемкие технологии» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.725

«Успехи современного естествознания» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.869

«Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований», ИФ РИНЦ = 0.800

«Международный журнал экспериментального образования», ИФ РИНЦ = 0.469

«European journal of natural history», ИФ РИНЦ = 0.864

«Международный студенческий научный вестник», ИФ РИНЦ = 0.445

«Рациональное питание, пищевые добавки и биостимуляторы»

Издание научной и учебно-методической литературы, ISBN, РИНЦ, DOI